Автор: Насенникова Антонина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №21
Населённый пункт: Село Кочубеевское, Ставропольский край
Наименование материала: Информация
Тема: "Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Предметно-пространственная развивающая среда в
старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ОНР
«АБВГДейка»
"Правильно организованная предметно-пространственная среда в
группе компенсирующей направленности создаёт возможности для
успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в
речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не
только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует
развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,
помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
способствует всестороннему гармоничному развитию личности"
(Н.В.Нищева).
Предметно – пространственная развивающая среда в нашей группе
«АБВГДейка» организована с учётом требований ФГОС ДО, где
прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый
ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, наблюдать,
добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет
предусмотреть чередование специально организованной деятельности и
свободной деятельности детей, способствует реализации режима
двигательной активности, что предупреждает умственное утомление,
способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-
развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая
обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала
стремление к самостоятельной деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения и имеет характер
открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и
развитию. Предметный мир, окружающий наших воспитанников,
стараемся пополнять и обновлять.
Особое внимание уделяем визуальному оформлению предметной
среды. Предметно-пространственная среда группы эстетично
организована. Цветовое решение интерьера, не раздражающее
(крупные, «малоподвижные» предметы обстановки имеют спокойные
тона, присутствуют яркие предметы –
игрушки, элементы зон). Среда организована так, чтобы ребёнок
пережил разные эмоции: удивление, интерес к окружающему,
удовольствие, радость от самого процесса познания или преобразования
мира и его результатов. Предметы для игр хранятся на открытых полках
шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети
используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В
свободном доступе, на полочках открытых шкафчиков хранятся
мозаика, кубики, настольно- печатные и дидактические игры.
Насыщенность среды обеспечивает разнообразную деятельность:
игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую,
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование,
изобразительную, музыкальную, двигательную активности ребенка.
Пространство группы трансформируется в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и
определено его количество, чтобы не превратить в нагромождение
абстрактных элементов. Дети являются творцами своего предметного
окружения. Для того, чтобы это стало возможным, окружающая их
обстановка дает возможность разнообразных изменений, легко
трансформируется самими детьми. В групповой комнате местом
наиболее динамичного элемента, подверженного частым изменениям,
является зона строительства и конструктивных игр.
В группе имеются в наличии разнообразные полифункциональные (не
обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы
(детская мебель, оборудование (контейнеры) для проведения сюжетно-
ролевых игр, конструирования). Так же имеются природные материалы
(плоды, семена, мхи, разнообразные виды камней, ракушки и др.,
бросовые материалы (пластмассовые емкости, крышки, контейнеры из
киндер сюрпризов и др.) пригодные для использования в разных видах
детской активности (в том числе в познавательно-исследовательской).
Игровая среда группы является вариативной: игровой материал
периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы,
стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей. Наличие разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный
выбор детей. Через предметно-пространственную развивающую среду
мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка. Это
обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие
его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений
к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества,
что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
При создании развивающего пространства в группе, учитывалась
ведущая роль игровой деятельности в развитии детей.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо
разграниченных зон:
Зона для сюжетно - ролевых игр оснащена атрибутами с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей: куклами, машинами,
игрушечными дикими и домашними животными и пр. Игрушки для
самостоятельных игр детей находятся на открытых полках, в
непосредственной доступности. Развивающая среда группы
соответствует интересам мальчиков и девочек.
В игровой зоне располагается уголок ПДД, в котором есть всё
необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения: макет
района с проезжей частью и перекрестком, макет светофора, жезлы,
машинки, книжки по теме. На стене висит яркий, красочный
плоскостной сюжет по правилам дорожного движения, по безопасному
поведению на дороге. Так же имеются дорожные знаки и светофор,
дидактические игры.
Зона ряженья и театр способствует стимулированию творческих
замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра
игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты
для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) изготавливают
родители.
Зона музыкального развития формирует интерес к музыке, знакомит с
музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие
мелодии на различных музыкальных инструментах: дудочках,
трещотках, барабанах.
«Книжкин дом» представляет собой витрину с полочками для книг
и иллюстраций к сказкам, произведениям. Также данная зона знакомит
детей с авторами детских произведений (портреты писателей и поэтов).
Все книги и иллюстрации (по возможности) обновляются в соответствии
с лексической темой недели.
В зоне творчества находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и
аппликации: бумага разной формы и цвета, картон, трафареты, краски,
гуашь, кисти, клей, цветные и простые карандаши, салфетки из ткани,
хорошо впитывающих воду, для осушения кисти после промывания и
приклеивания готовых форм, ножницы, раскраски для девочек и
мальчиков, пластилин, восковые мелки, дощечки для лепки, заготовки
для рисования, вырезанные в какой-либо форме, наборы цветной
бумаги, стена для выставки рисунков (размещена в приемной группы).
Большинство из перечисленных материалов находятся в открытом
доступе и по желанию ребенок может найти и воспользоваться
необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов,
фантазии. Для индивидуальной траектории развития ребёнка имеются
схемы и альбомы последовательности рисования и лепки отдельных
предметов (животных, человека, деревьев), готовые формы для
выкладывания и наклеивания.
В логопедической зоне имеются игры на развитие звуковой
культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря,
пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри»,
«Вертушка», «Султанчики»
Обязательный атрибут - наличие массажёров для пальцев и кистей рук
и ног; «Су – Джок»
Зона сенсомоторного развития содержит в себе различные
дидактические пособия и материалы: дети с большим удовольствием
работают бусинами разных размеров и форм, шнуровками, пуговицами,
имеются различные виды застежек и т.д. с чем дети с большим
удовольствием играют.
Для сенсомоторного развития мы активно используем как природный
материал, так и различный бросовый материал, с которым детям
нравится работать и играть: игры с прищепками, с различными
камешками, с резинками – игра «Геоконт»
Зона насыщена различными дидактическими играми и мелкими
конструкторами, вкладышами, пирамидками, пазлами, мозаиками.
Зона флористики содержит в себе различные виды комнатных
растений (бегония, фиалка, фикус, на которых удобно демонстрировать
видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими
растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки;
дидактические игры экологической направленности, серии картин
«Времена года», «Животный и растительный мир», муляжи овощей и
фруктов, набор «домашние и дикие животные», иллюстрации,
изображающие необходимые условия для роста и развития растения,
иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень,
стебель, листья, цветок, плод, иллюстрации животных, насекомых, птиц,
овощей, фруктов. Важным составляющим является календарь
природы и погоды, времен года.
В зону экспериментирования: «Лаборатория Лунтика» поместили
почву, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д. В нем находится
материал, для осуществления опытной деятельности: мензурки, колбы,
мерные стаканчики, лейки, песочные часы, пробирки, ёмкости для
измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания,
волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой
(плавающие и тонущие игрушки и предметы, губки, дощечки, предметы
из пластмассы, дерева, резины, металла), набор для
экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки,
ведёрки).
Деятельность в данной зоне осуществляется под руководством
воспитателя.
Познакомиться с окружающим миром, символикой родного края,
страны узнать на что дошкольник имеет право помогает патриотическая
зона где размещены материалы:
• портрет президента нашей страны,
• флаг России,
• фотографии нашего села,
• детская энциклопедия о России,
• плоскостные изображения этнических народов края.
Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных дат
и изучаемых на данный момент тем. Патриотическая зона расположена
вдали от игровой.
Помимо различных игровых зон в группе существует зона «уединения»
и зона физического развития.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть
такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки,
который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим
беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно.
Зона физического развития содержит в себе традиционное
физкультурное оборудование: мячи разных размеров, обруч, флажки,
гимнастические палки, кегли, скакалки, шарики пластмассовые,
дорожка массажная, велотренажер. Увеличение двигательной
активности оказывает благоприятное влияние на физическое и
умственное развитие, состояние здоровья детей.
Воспитанники нашей группы с большим удовольствием выполняют
обязанности дежурных по столовой и занятиям. Цель: воспитывать
положительное отношение к труду, самостоятельность, дисциплину.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый
ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Особое внимание коллектив нашей группы уделяет безопасному
нахождению детей в группе. Все пространство группы безопасно:
элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования, оборудование и материалы,
используемые в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и
здоровья детей, санитарно- гигиеническим требованиям, правилам
противопожарной безопасности, что
подтверждается наличием сертификатов соответствия (маркировка
постельного белья и полотенец, правильное освещение, у детской мебели
нет острых углов, не используются предметы из стекла, мебель
устойчива, надежно укреплена).
Зоны активности (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-
конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства,
развития речи и грамотности, экспериментирования и исследований,
спортивный) охватывают все интересы ребенка.
В приемной группы размещены выставки детских работ.
Для родителей оформлены информационные стенды, из которых они
узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий,
проводимых мероприятиях). Получают необходимую информацию от
воспитателей, учителя-логопеда других специалистов ДОУ о
воспитании, образовании и развитии детей.
Развивающие пособия в группе подобраны с учетом гендерного
подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков
(разнообразные конструкторы, игрушки, изображающие виды
транспорта, рабочие инструменты, спортивные пособия и др.) и девочек
(куклы, кроватки с постельным бельем, посуда, мебель, коляски,
альбомы для рассматривания, книги).
Количество материалов и оборудования приведено в соответствие с
необходимым перечнем частично. Дальнейшая наша работа
предполагает осуществление поиска подходов к организации предметно-
развивающей среды в группе, а также развитие интереса родителей к
указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №21 «Радуга»
Предметно-пространственная развивающая среда в
старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ОНР
«АБВГДейка»
информация
Воспитатели:
Насенникова А. А.
Печкурова М.И.
С. Кочубеевское
2019