Напоминание

"Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР"


Автор: Насенникова Антонина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №21
Населённый пункт: Село Кочубеевское, Ставропольский край
Наименование материала: Информация
Тема: "Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно-пространственная развивающая среда в

старшей группе

компенсирующей направленности для детей с ОНР

«АБВГДейка»

"Правильно организованная предметно-пространственная среда в

группе компенсирующей направленности создаёт возможности для

успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в

речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не

только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует

развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,

помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,

способствует всестороннему гармоничному развитию личности"

(Н.В.Нищева).

Предметно – пространственная развивающая среда в нашей группе

«АБВГДейка» организована с учётом требований ФГОС ДО, где

прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый

ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, наблюдать,

добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет

предусмотреть чередование специально организованной деятельности и

свободной деятельности детей, способствует реализации режима

двигательной активности, что предупреждает умственное утомление,

способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-

развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая

обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала

стремление к самостоятельной деятельности.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения и имеет характер

открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и

развитию. Предметный мир, окружающий наших воспитанников,

стараемся пополнять и обновлять.

Особое внимание уделяем визуальному оформлению предметной

среды. Предметно-пространственная среда группы эстетично

организована. Цветовое решение интерьера, не раздражающее

(крупные, «малоподвижные» предметы обстановки имеют спокойные

тона, присутствуют яркие предметы –

игрушки, элементы зон). Среда организована так, чтобы ребёнок

пережил разные эмоции: удивление, интерес к окружающему,

удовольствие, радость от самого процесса познания или преобразования

мира и его результатов. Предметы для игр хранятся на открытых полках

шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети

используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В

свободном доступе, на полочках открытых шкафчиков хранятся

мозаика, кубики, настольно- печатные и дидактические игры.

Насыщенность среды обеспечивает разнообразную деятельность:

игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую,

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование,

изобразительную, музыкальную, двигательную активности ребенка.

Пространство группы трансформируется в зависимости от

образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и

возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и

определено его количество, чтобы не превратить в нагромождение

абстрактных элементов. Дети являются творцами своего предметного

окружения. Для того, чтобы это стало возможным, окружающая их

обстановка дает возможность разнообразных изменений, легко

трансформируется самими детьми. В групповой комнате местом

наиболее динамичного элемента, подверженного частым изменениям,

является зона строительства и конструктивных игр.

В группе имеются в наличии разнообразные полифункциональные (не

обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы

(детская мебель, оборудование (контейнеры) для проведения сюжетно-

ролевых игр, конструирования). Так же имеются природные материалы

(плоды, семена, мхи, разнообразные виды камней, ракушки и др.,

бросовые материалы (пластмассовые емкости, крышки, контейнеры из

киндер сюрпризов и др.) пригодные для использования в разных видах

детской активности (в том числе в познавательно-исследовательской).

Игровая среда группы является вариативной: игровой материал

периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы,

стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей. Наличие разнообразных

материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный

выбор детей. Через предметно-пространственную развивающую среду

мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка. Это

обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие

его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений

к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества,

что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

При создании развивающего пространства в группе, учитывалась

ведущая роль игровой деятельности в развитии детей.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо

разграниченных зон:

Зона для сюжетно - ролевых игр оснащена атрибутами с учётом

возрастных и индивидуальных особенностей детей: куклами, машинами,

игрушечными дикими и домашними животными и пр. Игрушки для

самостоятельных игр детей находятся на открытых полках, в

непосредственной доступности. Развивающая среда группы

соответствует интересам мальчиков и девочек.

В игровой зоне располагается уголок ПДД, в котором есть всё

необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения: макет

района с проезжей частью и перекрестком, макет светофора, жезлы,

машинки, книжки по теме. На стене висит яркий, красочный

плоскостной сюжет по правилам дорожного движения, по безопасному

поведению на дороге. Так же имеются дорожные знаки и светофор,

дидактические игры.

Зона ряженья и театр способствует стимулированию творческих

замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра

игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты

для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) изготавливают

родители.

Зона музыкального развития формирует интерес к музыке, знакомит с

музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие

мелодии на различных музыкальных инструментах: дудочках,

трещотках, барабанах.

«Книжкин дом» представляет собой витрину с полочками для книг

и иллюстраций к сказкам, произведениям. Также данная зона знакомит

детей с авторами детских произведений (портреты писателей и поэтов).

Все книги и иллюстрации (по возможности) обновляются в соответствии

с лексической темой недели.

В зоне творчества находится материал и оборудование для

художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и

аппликации: бумага разной формы и цвета, картон, трафареты, краски,

гуашь, кисти, клей, цветные и простые карандаши, салфетки из ткани,

хорошо впитывающих воду, для осушения кисти после промывания и

приклеивания готовых форм, ножницы, раскраски для девочек и

мальчиков, пластилин, восковые мелки, дощечки для лепки, заготовки

для рисования, вырезанные в какой-либо форме, наборы цветной

бумаги, стена для выставки рисунков (размещена в приемной группы).

Большинство из перечисленных материалов находятся в открытом

доступе и по желанию ребенок может найти и воспользоваться

необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов,

фантазии. Для индивидуальной траектории развития ребёнка имеются

схемы и альбомы последовательности рисования и лепки отдельных

предметов (животных, человека, деревьев), готовые формы для

выкладывания и наклеивания.

В логопедической зоне имеются игры на развитие звуковой

культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря,

пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри»,

«Вертушка», «Султанчики»

Обязательный атрибут - наличие массажёров для пальцев и кистей рук

и ног; «Су – Джок»

Зона сенсомоторного развития содержит в себе различные

дидактические пособия и материалы: дети с большим удовольствием

работают бусинами разных размеров и форм, шнуровками, пуговицами,

имеются различные виды застежек и т.д. с чем дети с большим

удовольствием играют.

Для сенсомоторного развития мы активно используем как природный

материал, так и различный бросовый материал, с которым детям

нравится работать и играть: игры с прищепками, с различными

камешками, с резинками – игра «Геоконт»

Зона насыщена различными дидактическими играми и мелкими

конструкторами, вкладышами, пирамидками, пазлами, мозаиками.

Зона флористики содержит в себе различные виды комнатных

растений (бегония, фиалка, фикус, на которых удобно демонстрировать

видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими

растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки;

дидактические игры экологической направленности, серии картин

«Времена года», «Животный и растительный мир», муляжи овощей и

фруктов, набор «домашние и дикие животные», иллюстрации,

изображающие необходимые условия для роста и развития растения,

иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень,

стебель, листья, цветок, плод, иллюстрации животных, насекомых, птиц,

овощей, фруктов. Важным составляющим является календарь

природы и погоды, времен года.

В зону экспериментирования: «Лаборатория Лунтика» поместили

почву, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д. В нем находится

материал, для осуществления опытной деятельности: мензурки, колбы,

мерные стаканчики, лейки, песочные часы, пробирки, ёмкости для

измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания,

волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой

(плавающие и тонущие игрушки и предметы, губки, дощечки, предметы

из пластмассы, дерева, резины, металла), набор для

экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки,

ведёрки).

Деятельность в данной зоне осуществляется под руководством

воспитателя.

Познакомиться с окружающим миром, символикой родного края,

страны узнать на что дошкольник имеет право помогает патриотическая

зона где размещены материалы:

• портрет президента нашей страны,

• флаг России,

• фотографии нашего села,

• детская энциклопедия о России,

• плоскостные изображения этнических народов края.

Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных дат

и изучаемых на данный момент тем. Патриотическая зона расположена

вдали от игровой.

Помимо различных игровых зон в группе существует зона «уединения»

и зона физического развития.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть

такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки,

который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим

беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно.

Зона физического развития содержит в себе традиционное

физкультурное оборудование: мячи разных размеров, обруч, флажки,

гимнастические палки, кегли, скакалки, шарики пластмассовые,

дорожка массажная, велотренажер. Увеличение двигательной

активности оказывает благоприятное влияние на физическое и

умственное развитие, состояние здоровья детей.

Воспитанники нашей группы с большим удовольствием выполняют

обязанности дежурных по столовой и занятиям. Цель: воспитывать

положительное отношение к труду, самостоятельность, дисциплину.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый

ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Особое внимание коллектив нашей группы уделяет безопасному

нахождению детей в группе. Все пространство группы безопасно:

элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности

и безопасности их использования, оборудование и материалы,

используемые в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и

здоровья детей, санитарно- гигиеническим требованиям, правилам

противопожарной безопасности, что

подтверждается наличием сертификатов соответствия (маркировка

постельного белья и полотенец, правильное освещение, у детской мебели

нет острых углов, не используются предметы из стекла, мебель

устойчива, надежно укреплена).

Зоны активности (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-

конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства,

развития речи и грамотности, экспериментирования и исследований,

спортивный) охватывают все интересы ребенка.

В приемной группы размещены выставки детских работ.

Для родителей оформлены информационные стенды, из которых они

узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий,

проводимых мероприятиях). Получают необходимую информацию от

воспитателей, учителя-логопеда других специалистов ДОУ о

воспитании, образовании и развитии детей.

Развивающие пособия в группе подобраны с учетом гендерного

подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков

(разнообразные конструкторы, игрушки, изображающие виды

транспорта, рабочие инструменты, спортивные пособия и др.) и девочек

(куклы, кроватки с постельным бельем, посуда, мебель, коляски,

альбомы для рассматривания, книги).

Количество материалов и оборудования приведено в соответствие с

необходимым перечнем частично. Дальнейшая наша работа

предполагает осуществление поиска подходов к организации предметно-

развивающей среды в группе, а также развитие интереса родителей к

указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21 «Радуга»

Предметно-пространственная развивающая среда в

старшей группе

компенсирующей направленности для детей с ОНР

«АБВГДейка»

информация

Воспитатели:

Насенникова А. А.

Печкурова М.И.

С. Кочубеевское

2019



В раздел образования