Напоминание

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду 2-3 лет".


Автор: Русанова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №19
Населённый пункт: г. Курганинск Краснодарский край
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Консультация для родителей "Адаптация в детском саду 2-3 лет".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду».

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в

детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у

большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно:

малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики,

некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем

разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в

детском саду.

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в

детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может

успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у

2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом

они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.

Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать».

Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только

длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени

адаптации детей.

Выделяют 3 фазы адаптационного периода:

Легкая. Длится от 1 до 16 дней.

Средняя. Длится от 16 до 32 дней.

Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду

Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по

утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы

исчезнут.

Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:

не сформированы культурно-гигиенические навыки;

он не умеет самостоятельно играть с игрушками;

режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.

Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях

тяжелее, чем здоровому.

Биологические причины:

сильный токсикоз у мамы в период беременности;

осложнения при родах;

болезни в первые три месяца жизни.

Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения

дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают

плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их

поведение нормализуется.

Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с

ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее

привыкнет к новой обстановке детского сада.

Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети,

круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У

таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание

спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

Как облегчить период привыкания к детскому саду?

Прежде всего:

Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок.

Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие,

потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если

мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания,

она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на

расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка,

поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и

быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.

Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период

адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не

рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным

увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать

после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней

попытаться оставлять уже на целый день.

Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался,

нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской

причиной непосещения ДОУ.

Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не

устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда,

сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.

Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме,

например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ

от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не

попадете.

Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как

кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.

Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.

Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить

папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили

малыша в детсад.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка

Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к

садику:

Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не

будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве

место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?

Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на

ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная

реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок

уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.

Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например,

если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и

поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются

истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она

собирается оставить в садике на ночь. Таким образом, можно навсегда

потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете

только вечером и не давать «пустых» обещаний.

Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду

Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с

помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к

детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:

«Детский сад»

Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

«Дети собираются на прогулку».

«Дети обедают».

«Дети приходят в детский сад».

«Дети готовятся к дневному сну».

«Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть

будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения

в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка

попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете

маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха

отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было

страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел

расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми.

Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить

фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки

танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за

Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.

Вместе они радостные ушли домой».

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить,

хорошо так делать или нет. При положительном ответе - он хлопает в

ладоши, при отрицательном -грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

играть с игрушками в детском саду;

плакать утром;

дружить с другими детками;

стесняться попроситься в туалет;

самостоятельно кушать суп;

мешать деткам спать во время дневного сна;

делать утром зарядку и т.д.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за

ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе,

поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще

улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал

ходить в детский сад с удовольствием.



В раздел образования