Автор: Русанова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №19
Населённый пункт: г. Курганинск Краснодарский край
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Консультация для родителей "Адаптация в детском саду 2-3 лет".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду».
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в
детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у
большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно:
малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики,
некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем
разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в
детском саду.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в
детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может
успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у
2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом
они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать».
Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только
длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени
адаптации детей.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
Тяжелая. Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по
утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы
исчезнут.
Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях
тяжелее, чем здоровому.
Биологические причины:
сильный токсикоз у мамы в период беременности;
осложнения при родах;
болезни в первые три месяца жизни.
Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения
дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают
плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их
поведение нормализуется.
Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с
ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее
привыкнет к новой обстановке детского сада.
Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети,
круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У
таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание
спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду?
Прежде всего:
Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок.
Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие,
потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если
мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания,
она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на
расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка,
поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и
быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период
адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не
рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным
увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать
после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней
попытаться оставлять уже на целый день.
Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался,
нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской
причиной непосещения ДОУ.
Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не
устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда,
сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме,
например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ
от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не
попадете.
Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как
кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить
папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили
малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к
садику:
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не
будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве
место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на
ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная
реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок
уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например,
если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и
поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются
истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она
собирается оставить в садике на ночь. Таким образом, можно навсегда
потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете
только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с
помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к
детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:
«Дети собираются на прогулку».
«Дети обедают».
«Дети приходят в детский сад».
«Дети готовятся к дневному сну».
«Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть
будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения
в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка
попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете
маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха
отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было
страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел
расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми.
Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить
фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки
танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за
Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.
Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить,
хорошо так делать или нет. При положительном ответе - он хлопает в
ладоши, при отрицательном -грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
играть с игрушками в детском саду;
плакать утром;
дружить с другими детками;
стесняться попроситься в туалет;
самостоятельно кушать суп;
мешать деткам спать во время дневного сна;
делать утром зарядку и т.д.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за
ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе,
поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще
улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал
ходить в детский сад с удовольствием.