Напоминание

Организация работы одаренными детьми на уроках географии.


Автор: Маликова Нина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ" № 11
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы одаренными детьми на уроках географии.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация работы одаренными детьми на уроках географии.

Аннотация: Психо – физиологические и интеллектуальные возможности

современных

школьников

различны.

Соответственно

к

каждому

ученику

нужен дифференцированный подход. Данная статья освещает особенности

работы с одаренными детьми на уроках географии.

Ключевые

слова:

Одаренные

дети,

дифференцированный

подход

к

обучению, обучаемость, обученность.

В последнее время значительно упал интерес к географии как к

предмету.

География

-

это

уникальный

школьный

предмет,

в

котором

интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории,

математики

и

биологии.

Повысить

интерес

к

предмету,

активизировать

деятельность учащихся на уроках – это первостепенная задача

учителя

географии.

Переход к рыночной экономике привнес изменения в общественную

жизнь

нашей

страны.

Повысились

требования

к

уровню

образования,

квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию

новых

концепций,

разрабатываются

стандарты

обучения

и

воспитания

молодого

поколения

в

современных

условиях.

Выполнение

требований

стандарта школьного географического образования направлено прежде всего

на

повышение

качества

учебно

-

воспитательной

работы

при

изучении

географии.

Известно,

что

современный

урок

географии

рассматривается

с

позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент

на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми

знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний ( простое воспроизводство,

репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).

Дети не одинаковы, способности их различаются как в психическом,

так и в физическом плане. Учитывая это, нужно работать не на среднего

ученика,

так

как

это

приведет

к

снижению

уровня

знаний,

будет

затормаживать

способности

учащихся

и

угасанию

интереса

к

предмету

география.

Необходимо

создать

психолого-педагогические

условия

для

активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление,

самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно

добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без

усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний

и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной

ситуации,

новой

функции

объекта,

альтернативы

решения

проблемы;

комбинирование

разных

способов

решения.

Кроме

того,

важно

научить

учащихся

моделированию,

выдвижению

гипотез,

принятию

решений,

построению

аргументации

и

др.

Наполнение

содержания

образования

призвано

обеспечить

базовое

универсальное

содержание,

включающее

и

региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное

по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее

за

его

пределы.

Такая

дифференциация

должна

занять

достойное

место,

равнозначное

базовому

уровню

образования.

Её

необходимо

вводить

в

обучение

с

раннего

возраста,

придавая

все

большую

роль.

Именно

эти

проблемы, необходимо решать на уроках географии, работая параллельно, по

составленным программам, и давать материал, как базового уровня, так и

повышенного.

Для

успешного

усвоения

данного

совокупного

содержания

образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических

методов

обучения:

информационно-рецептивного,

конструктивно-

репродуктивного,

проблемного

изложения,

исследовательского

и

т.д.

Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую

принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:

Предъявление новой информации;

Прямое

и

вариативное

применение

учениками

этой

информации

с

включением в неё надпредметных действий;

Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на

основе

усвоенных

знаний

и

умений

и

предусматривающих

в

разных

сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.

В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению

прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно

размышляющей

деятельности

учителя

и

ученика,

преобладанию

методов

проблемного

обучения,

предельному

вниманию

к

эмоциональной

окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы

ценностей.

Данный

метод

предполагает,

индивидуализированную

и

одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый

работает

в

меру

своей

способности.

В

качестве

непременного

условия

реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие

организационных

форм,

предполагающее

проникающее

во

все

обучение

индивидуализацию,

групповую

и

коллективную

формы

самостоятельной

работы,

предоставляющий

широкий

простор

для

свободы

выбора,

самопроявления

учащимися

своей

личности,

творческой

активности

в

диалоге,

дискуссии,

при

решении

проблем.

Успешность

обучения,

его

результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в

конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе

непременно

методологическим,

усвоению

предметных

и

надпредметных

способов

деятельности;

достижению

доступного

уровня

творческого

применения

знаний

и

умений,

способности

к

решению

проблем

и

самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих

интересов

и

системы

ценностей.

Таким

образом,

идет

планомерная

и

параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся

повышенного уровня обучаемости, т.е. с одаренными детьми.

Следует рассмотреть понятия обученность и обучаемость.

Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень

владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в

баллах (отметка по предмету).

Обучаемость

проявляется

как

уровень

самостоятельности

в

учебной

деятельности ученика. Выделяют три уровня обучаемости:

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику

понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

II уровень – высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность

активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.

III

уровень

наиболее

высокий,

творческий

уровень

обучаемости

способность

самостоятельно

интегрировать

новые

знания

в

систему

собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.

Как

правило,

большинство

учащихся

в

классе

имеют

второй

уровень

обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень

обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать

индивидуальную

работу

с

ними,

то

это

приведет

к

затормаживанию

способностей. Чтобы этого не произошло, я разработала программу работы с

такими учащимися.

Уровневая

дифференциация

предполагает

направленность

обучения

на

личность ученика с учетом его уровня развития и способностей. Учебный

материал по географии дифференцируется по структуре и по содержанию,

что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте

содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности.

По характеру познавательной деятельности уровневая дифференциация

определяет степень продуктивности в изучении географии. Дифференциация

содержания

направлена

на

достижение

обязательного

(

формирующего)

уровня

усвоения

учебного

материала;

знания

научных

о с н о в ;

сформированности типовых познавательных действий; навыков свободного

воспроизведения основных фактов, правил, законов; понимания причинно-

следственных

связей,

умения

производить

аналитико-синтетическую

деятельность при решении как элементарных, так и сложных задач; умения

предъявлять оценочные суждения.

Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, можно выделить такую

группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное,

но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и.т.д.

В

6

классе

во

втором

полугодии необходимо

определить

уровень

обучаемости.

Необходимо

провести

контрольно-методический

срез

с

последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

Изложение небольшого по объему нового учебного материала (8-10 минут)

Объяснение нового материала.

Проводится закрепление новой информации.

Организация самостоятельной работы учащихся, в ходе которой учащиеся

отвечают на 5 вопросов:

1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните здание в измененной ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с

предыдущим

материалом,

с

реальной

жизнью,

с

другими

учебными

предметами.

Если

правильно

выполнены

все

задания,

можно

говорить

о

третьем,

творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети.

Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности,

хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным является

уровень

развития

мотивационно-потребностной

и

эмоционально-волевой

сфер ученика.

Если

ребенок

мотивирован

на

определенную

деятельность,

то

можно

приступать к выполнению поставленных задач.

Учитель на своих уроках должен:

-

создавать

максимально

благоприятные

условия

для

интеллектуального,

морально-физического развития одаренных детей;

-на каждом уроке стимулировать их творческую деятельность;

-спользовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;

-учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Я разработала методическое пособие для одаренных детей на уроках

географии в 7 классе-

«

Карта

ученика»

с

методическими

рекомендациями,

опережающими

заданиями на каждую тему курса.

В каждой теме курса по географии имеются задания на применение знаний

и

умений

в

новых

ситуациях,

что

требует

от

учащихся

сложной

мыслительной деятельности.

В работе с одаренными детьми на уроках географии большую роль играют

самостоятельные работы:

-на

приведение

сравнений

по

отличию

и

сходству

с

обязательным

выявлением причин общего и отличного;

-на проведение анализа с последующими выводами;

-на раскрытие причинно – следственных связей;

а) выявление причин и следствий;

б) установление единичных и общих связей;

в) выявление закономерностей размещения географических объектов и

явлений;

г) группировке связей по их генезису;

-на формирование приемов обобщений с последующими выводами;

-на формирование приемов классификации;

-выдвижение гипотез и их защита;

-создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;

-составление текста с географическими ошибками.

Мотивируемое

таким

образом

учение

психологически

богаче,

чем

представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом,

конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка

не

только

мотивационно-смысловых

тенденций,

но

и

степеней

их

удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е.

одаренного ученика.

Список литературы:

1.Андреев В.И Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития

/В.И.Андреев – М., Просвещение, 1988

2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с

ними. Научно – практический журнал «Одаренный ребенок» №1 2011

3.Арсенова

С.П.

Формирование

исследовательских

умений

студентов

в

системе их профессиональной подготовки.- М.1990

4.Богоявленская

Д.Б.

Рабочая

концепция

одаренности:

дискуссионные

вопросы.// Одаренный ребенок. - №4 2004



В раздел образования