Автор: Маликова Нина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ" № 11
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы одаренными детьми на уроках географии.
Раздел: среднее образование
Организация работы одаренными детьми на уроках географии.
Аннотация: Психо – физиологические и интеллектуальные возможности
современных
школьников
различны.
Соответственно
к
каждому
ученику
нужен дифференцированный подход. Данная статья освещает особенности
работы с одаренными детьми на уроках географии.
Ключевые
слова:
Одаренные
дети,
дифференцированный
подход
к
обучению, обучаемость, обученность.
В последнее время значительно упал интерес к географии как к
предмету.
География
-
это
уникальный
школьный
предмет,
в
котором
интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории,
математики
и
биологии.
Повысить
интерес
к
предмету,
активизировать
деятельность учащихся на уроках – это первостепенная задача
учителя
географии.
Переход к рыночной экономике привнес изменения в общественную
жизнь
нашей
страны.
Повысились
требования
к
уровню
образования,
квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию
новых
концепций,
разрабатываются
стандарты
обучения
и
воспитания
молодого
поколения
в
современных
условиях.
Выполнение
требований
стандарта школьного географического образования направлено прежде всего
на
повышение
качества
учебно
-
воспитательной
работы
при
изучении
географии.
Известно,
что
современный
урок
географии
рассматривается
с
позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент
на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми
знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний ( простое воспроизводство,
репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).
Дети не одинаковы, способности их различаются как в психическом,
так и в физическом плане. Учитывая это, нужно работать не на среднего
ученика,
так
как
это
приведет
к
снижению
уровня
знаний,
будет
затормаживать
способности
учащихся
и
угасанию
интереса
к
предмету
география.
Необходимо
создать
психолого-педагогические
условия
для
активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление,
самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно
добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без
усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний
и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной
ситуации,
новой
функции
объекта,
альтернативы
решения
проблемы;
комбинирование
разных
способов
решения.
Кроме
того,
важно
научить
учащихся
моделированию,
выдвижению
гипотез,
принятию
решений,
построению
аргументации
и
др.
Наполнение
содержания
образования
призвано
обеспечить
базовое
универсальное
содержание,
включающее
и
региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное
по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее
за
его
пределы.
Такая
дифференциация
должна
занять
достойное
место,
равнозначное
базовому
уровню
образования.
Её
необходимо
вводить
в
обучение
с
раннего
возраста,
придавая
все
большую
роль.
Именно
эти
проблемы, необходимо решать на уроках географии, работая параллельно, по
составленным программам, и давать материал, как базового уровня, так и
повышенного.
Для
успешного
усвоения
данного
совокупного
содержания
образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических
методов
обучения:
информационно-рецептивного,
конструктивно-
репродуктивного,
проблемного
изложения,
исследовательского
и
т.д.
Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую
принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:
Предъявление новой информации;
Прямое
и
вариативное
применение
учениками
этой
информации
с
включением в неё надпредметных действий;
Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на
основе
усвоенных
знаний
и
умений
и
предусматривающих
в
разных
сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.
В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению
прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно
размышляющей
деятельности
учителя
и
ученика,
преобладанию
методов
проблемного
обучения,
предельному
вниманию
к
эмоциональной
окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы
ценностей.
Данный
метод
предполагает,
индивидуализированную
и
одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый
работает
в
меру
своей
способности.
В
качестве
непременного
условия
реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие
организационных
форм,
предполагающее
проникающее
во
все
обучение
индивидуализацию,
групповую
и
коллективную
формы
самостоятельной
работы,
предоставляющий
широкий
простор
для
свободы
выбора,
самопроявления
учащимися
своей
личности,
творческой
активности
в
диалоге,
дискуссии,
при
решении
проблем.
Успешность
обучения,
его
результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в
конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе
непременно
методологическим,
усвоению
предметных
и
надпредметных
способов
деятельности;
достижению
доступного
уровня
творческого
применения
знаний
и
умений,
способности
к
решению
проблем
и
самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих
интересов
и
системы
ценностей.
Таким
образом,
идет
планомерная
и
параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся
повышенного уровня обучаемости, т.е. с одаренными детьми.
Следует рассмотреть понятия обученность и обучаемость.
Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень
владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в
баллах (отметка по предмету).
Обучаемость
–
проявляется
как
уровень
самостоятельности
в
учебной
деятельности ученика. Выделяют три уровня обучаемости:
I уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику
понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.
II уровень – высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность
активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.
III
уровень
–
наиболее
высокий,
творческий
уровень
обучаемости
–
способность
самостоятельно
интегрировать
новые
знания
в
систему
собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.
Как
правило,
большинство
учащихся
в
классе
имеют
второй
уровень
обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень
обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать
индивидуальную
работу
с
ними,
то
это
приведет
к
затормаживанию
способностей. Чтобы этого не произошло, я разработала программу работы с
такими учащимися.
Уровневая
дифференциация
предполагает
направленность
обучения
на
личность ученика с учетом его уровня развития и способностей. Учебный
материал по географии дифференцируется по структуре и по содержанию,
что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте
содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности.
По характеру познавательной деятельности уровневая дифференциация
определяет степень продуктивности в изучении географии. Дифференциация
содержания
направлена
на
достижение
обязательного
(
формирующего)
уровня
усвоения
учебного
материала;
знания
научных
о с н о в ;
сформированности типовых познавательных действий; навыков свободного
воспроизведения основных фактов, правил, законов; понимания причинно-
следственных
связей,
умения
производить
аналитико-синтетическую
деятельность при решении как элементарных, так и сложных задач; умения
предъявлять оценочные суждения.
Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, можно выделить такую
группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное,
но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и.т.д.
В
6
классе
во
втором
полугодии необходимо
определить
уровень
обучаемости.
Необходимо
провести
контрольно-методический
срез
с
последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
Изложение небольшого по объему нового учебного материала (8-10 минут)
Объяснение нового материала.
Проводится закрепление новой информации.
Организация самостоятельной работы учащихся, в ходе которой учащиеся
отвечают на 5 вопросов:
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
3. Выполните задание по образцу.
4. Выполните здание в измененной ситуации.
5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с
предыдущим
материалом,
с
реальной
жизнью,
с
другими
учебными
предметами.
Если
правильно
выполнены
все
задания,
можно
говорить
о
третьем,
творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети.
Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности,
хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным является
уровень
развития
мотивационно-потребностной
и
эмоционально-волевой
сфер ученика.
Если
ребенок
мотивирован
на
определенную
деятельность,
то
можно
приступать к выполнению поставленных задач.
Учитель на своих уроках должен:
-
создавать
максимально
благоприятные
условия
для
интеллектуального,
морально-физического развития одаренных детей;
-на каждом уроке стимулировать их творческую деятельность;
-спользовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
-учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.
Я разработала методическое пособие для одаренных детей на уроках
географии в 7 классе-
«
Карта
ученика»
с
методическими
рекомендациями,
опережающими
заданиями на каждую тему курса.
В каждой теме курса по географии имеются задания на применение знаний
и
умений
в
новых
ситуациях,
что
требует
от
учащихся
сложной
мыслительной деятельности.
В работе с одаренными детьми на уроках географии большую роль играют
самостоятельные работы:
-на
приведение
сравнений
по
отличию
и
сходству
с
обязательным
выявлением причин общего и отличного;
-на проведение анализа с последующими выводами;
-на раскрытие причинно – следственных связей;
а) выявление причин и следствий;
б) установление единичных и общих связей;
в) выявление закономерностей размещения географических объектов и
явлений;
г) группировке связей по их генезису;
-на формирование приемов обобщений с последующими выводами;
-на формирование приемов классификации;
-выдвижение гипотез и их защита;
-создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;
-составление текста с географическими ошибками.
Мотивируемое
таким
образом
учение
психологически
богаче,
чем
представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом,
конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка
не
только
мотивационно-смысловых
тенденций,
но
и
степеней
их
удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е.
одаренного ученика.
Список литературы:
1.Андреев В.И Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития
/В.И.Андреев – М., Просвещение, 1988
2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с
ними. Научно – практический журнал «Одаренный ребенок» №1 2011
3.Арсенова
С.П.
Формирование
исследовательских
умений
студентов
в
системе их профессиональной подготовки.- М.1990
4.Богоявленская
Д.Б.
Рабочая
концепция
одаренности:
дискуссионные
вопросы.// Одаренный ребенок. - №4 2004