Напоминание

Особенности работы с детьми c ОВЗ на уроках географии.


Автор: Маликова Нина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с детьми c ОВЗ на уроках географии.
Раздел: полное образование





Назад




Особенности работы с детьми – инвалидами на уроках географии.

Аннотация: Дети – инвалиды одна из наиболее уязвимых категорий

населения. Политика государства направлена на успешную интеграцию детей

– инвалидов, которая не возможна без образовательных механизмов. В статье

описан

опыт

использование

игровой

деятельности

в

работе

с

детьми

инвалидами на уроках географии.

Ключевые

слова: дети

инвалиды,

образовательная

деятельность,

игровая деятельность.

В настоящее время проблема детской инвалидности занимает особое

место в ряду социальных проблем. К сожалению, в современном обществе

количество детей, имеющих инвалидность, не снижается; наоборот, имеется

тенденция к устойчивому росту.

Так, по официальным данным Пенсионного фонда России, наблюдается

положительная

динамика

их

численности

за

последние

восемь

лет.

Ссылаясь на данные Федерального реестра инвалидов, констатируем, что в

Уральском

федеральном

округе

регион

Ханты-Мансийский

автономный

округ – Югра занимает второе место по доле таких несовершеннолетних в

общей численности инвалидов (11,73%), почти в два раза превышая данные

других субъектов.

Дети-инвалиды

одна

из

наиболее

уязвимых

категорий

граждан.

Именно

отношение

к

данной

категории

населения

говорит

о

зрелости,

социальном

и

нравственном

здоровье

общества.

Основное

направление

политики

государства

в

отношении

детей-инвалидов

определяется

необходимостью их полноценной интеграции в общество, с его сложными

современными

условиями.

Поэтому

неслучайно,

что

план

мероприятий

Десятилетия детства (2018 – 2027 г.г.) направлен в том числе на решение

проблем детской инвалидности.

Право детей, в том числе и детей – инвалидов прописано в Федеральном

законе об образовании № 273 от 29. 12. 2012 года. Согласно статье 42 данного

закона образовательные учреждения должны оказывать социальную помощь

детям

-

инвалидам,

испытывающим

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных программ. Проводить коррекционно-развивающие и

компенсирующие занятия с детьми, имеющими инвалидность.

Познавательная

деятельность

многих

детей

–инвалидов,

зачастую

характеризуется

низким

уровнем

активности

и

замедлением

переработки

информации.

У

них

беден

и

узок

круг

представлений

об

окружающих

предметах и явлениях.

Компенсировать

утраченные

способности

и

поддержать

познавательный интерес ребенка – инвалида на уроках географии могут

помочь игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а

обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно

связаны с темой урока.

Известно, что использование на уроках географии познавательных игр

позволяет

разнообразить

формы

учебно

-

воспитательного

процесса,

способствует

формированию

у

учащихся

с

инвалидностью

интереса

к

изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание и умение

действовать

коллективно,

либо

индивидуально

с

осознанием

личной

ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении и

является

подготовкой

к

самообразованию.

Выбор

вида

игр

определяется

возрастом детей, их подготовленностью по учебному материалу, степенью

овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.

Игровые формы учебной деятельности все еще встречаются в 6 и 7

классах,

чаще

всего

на

повторительно-обобщающем

уроке.

В

6

классе,

например, после обучения тем «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»,

«Атмосфера» и «Биосфера».

Цель такого урока - дать возможность каждому ученику ответить устно

и показать свои знания по теме. Например, игра по теме «План и карта».

В познавательной географической игре закрепляется умение применять

получены

заранее

знания,

навыки,

пользоваться

справочной

и

другой

литературой.

А

главное

в

процессе

игры

школьники

получают

знания,

испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на

лучшем

усвоении

изученного

материала,

влияют

на

развитие

личности

ребенка в целом. Вот почему игра может стати средством всестороннего

развития школьника, его способностей.

Но

при

этом

нельзя

забывать,

что

игра

всегда

«свободна».

Следователно от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в

организации

и

руководстве

игрой.

Иначе

результаты

ее

будут

противоположны ожидаемых.

В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с

более легких. Если ученик не умеет «путешествие» по карте и увидеть мимо

каких

островов

и

полуостровов

он

«плавает»,

ему

еще

рано

играть

в

путешествия

с

описанием

географических

объектов

и

с

привлечением

дополнительной литературы.

Пренебрегать дидактическим принципом «от простого - к сложному,

через известное -к неизвестному» нельзя.

Цель географических игр прежде всего учебная: закреплять навыки

чтения

карты,

умения

использовать

полученные

знания,

разнообразную

дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще

больше познать.

Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать

и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для

закрепления

изученного

материала

и

снятия

напряжения

после

сложной

классной работы.

Учителя знают, что одной из сложнейших тем для объяснения является

тема

«Климат».

Твердо

усвоить

особенности

климата

помогают

многочисленные

упражнения,

которые

удобно

проводить

в

виде

занимательных заданий. Например, задание «Где выпадает столько осадков?»

-

кружочки

с

цифрами

средне

январской

температурой

надо

укрепить

с

помощью

булавочки

на

одно

из

нескольких

мест

на

карте,

указанных

учителем.

Ребята очень любят географические задачи и головоломки. Например,

переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов:

игра - Рига, варан, - Нарва, остров - Ростов и т.д.

Или «Выпишите в клеточки недостающие буквы, чтобы получилось название

обл. города, носящего имя мужчины.

(Владимир)

Г Е О Г РА Ф И Ч Е С К И Е

ЗАГАДКИ:

1 .Виден край, да не дойдешь (Горизонт)

2.Шар не велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь

свет.(Глобус) З.Слог первый- морское названье востока,

Второй же- в земле вырывают глубоко,

А целое- можно узнать без труда:

Его окружает сплошная вода. (Ост-ров) и т.д.

ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ:

1 .Какое название полуострова говорит о его величине? (Я-

мал).

2.Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

3.»Крыша мира «.. .Где она находится? («Памир» в переводе на

русский язык означает»Крыша мира»), и т.д.

Уроки

обобщающего

повторения

проходят

более

интересно,

когда

применяются элементы игры. С этой целью после изучения больших тем, я

предлагаю учащимся решение кроссвордов. Работу эту ребята любят, делают

ее с большим удовольствием.

Как правило на таких уроках можно самому себе поставить оценку-

чему и как научил детей.

Большой интерес у ребят вызывают вопросы- ребусы.

Ежегодно в конце 11 четверти (декабрь) провожу неделю ГЕОГРАФИИ, где

использую

форму

занимательности-

КВН.

Готовятся

ребята

заранее:

выбирают участников команд, капитанов, придумывают названия командам,

эмблемы, приветствия, шуточные подарки соперникам, жюри.

КВН состоит из нескольких конкурсов: например:

1.Конкурс «Географичекое «лото»

2 уч-ка из каждой команды должны быстро сложить карту территории

какого-то государства или материка из разрезанной карты.

2.Конкурс

художников

(пока

художники

выполняют

рисунки

по

определенной

схеме)

можно

предложить

конкурс

в

шуточной

форме

с

завязанными глазами(соревнуются капитаны).

3.Конкур капитанов (поочередно разгадывают шарады), например:

С птицы начинается,

Зверьком кончается,

Как город называется? (Воронеж)

4.Конкурс (по домашнему заданию).

5.Конкурс «Географические «чемпионы» (в течен. 1 мин. участники КВН

записывают на листке бумаги 5 названий «географ.чемпионов» (напримергоз.

Байкал- самое глубокое озеро мира, Джомолунгма- самая высокая точка мира

и

т.д.)

6.Конкурс

художественной

самодеятельности.

7.Викторина

для

болельщиков.

-Какая

сибирская

река

носит

название

посуды?

(Таз).--Название

какого города говорит о том, что он сердитый? (Грозный) и т.д. Ребята с

удовольствием принимают участие в КВНе, но к такому мероприятию нужно

готовиться очень долго и ненавязчиво (и на прогулке, и в часы досуга).

Чтобы повысить качество обучения, важно так организовать деятельность

учащихся

на

уроке,

чтобы

превратить

их

из

пассивных

слушателей

в

пытливых искателей знаний. Например, . по Австралии можно совершить

заочную экспедицию. Это интересная форма изучения материала требует от

учителя и учащихся серьезной подготовительной работы.

На

первом

уроке

надо

дать

учащимся

к р ат ку ю

характеристику Австралии. План:

1.ФГП

2 . И с т о р и я

о т к р ы т и я

и

исследования

3.Рельеф, полезные ископаемые

4. Климат

5.Внутренние воды

6.Своеобразие

органического

мира

7.Население

•*

В ходе урока работают с картами (наносят крайние точки,, определяют

их координаты, подписывают номенклатуру).

На втором уроке начинается заочная экспедиция в Австралию. Из учащихся

образуются несколько поисковых партий- это геоморфологи, климатологи,

гидрологи,

ландшафтоведы,.

страноведы.

Учитель

назначает

начальника

экспедиции. Он готовит рассказ об истории открытия Австралии., о причинах

усиленного внимания к изучению ее природы. Каждая поисковая партия

получает

от

учителя

карточку-

задание

.Например,

карточка-

задание

гидрологов.

Гидрология- наука, занимающаяся изучением природных вод: морей,

рек,

озер.,

болот,

подземных

вод

и

др.

Гидрология

составляет

прогноз

будущего состояния вод. Решает вопросы разумного использования вод.

1 .Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озер?

2.Почему велика территория внутреннего стока?

З.Что такое «крики»?

4. Охарактеризуйте речную систему Муррей—Дарлинг.

5.Озеро Эйр- «мертвое сердце» Австралии . Почему его так называют?

6.Подземные воды.

Подобные карточки получает каждая группа. Учитель дает инструкцию к

выполнению заданий.

1 Найдите ответы на поставленные вопросы в тексте учебника.

2.Подберите нужные для ответа карты атласа, картосхемы учебника и

т.д.

3.Используйте для составления отчета различную дополнительную

литературу. Учитель выступает в роли консультанта.

В течение урока ребята работают самостоятельно, подбирая материал и

систематизируя его для выступления.

На дом предлагается такое задание: каждой группе подготовить

ответы (отчеты) по своему профилю, начальнику экспедиции составить

план проведения заочного путешествия.

3-4 урок - заочная экспедиция в Австралию. В тетрадях ученики делают

краткие записи по ходу выступления участников экспедиции. Лист тетради

делят на две части: слева-основные пункты плана,. Справа- краткий конспект.

По

ходу

рассказа

участников

экспедиции

уч-ся

задают

вопросы,

выясняют интересующие их подробности. В конце урока учитель просит

зачитать наиболее удачные конспекты и подводит итог работы.

На

дом

предлагается

подумать

о

том,

что

можно

сделать

для

спасения уникальной природы Австралии

Такая организация работы уч-ся вызывает у них интерес к новому

материалу, способствует его более прочному усвоению, развивает навыки

самообразования. Учитель дает возможность ознакомить их с некоторыми

профессиями, сделать урок более увлекательным..

На экскурсиях в природу, на прогулках, школьных переменах можно

использовать подвижные географические игры, например, игра «Раз, два,

три!» Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движения по

часовой

стрелке,

они

произносят

слова:

«Раз,

два,

три!»

(3

раза)

Море

назови!». При последних словах все останавливаются и начинают по очереди

перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более 3 сек., то он

выбывает из игры. Игра со словами :»1,2,3! Остров (горы, реки, город)

назови!» продолжается , пока не останется минимум кол-ва участников.

Сложнее сделать урок интересным в 9 классе .Школьная практика

показывает, что большое значение в привлечении внимания уч-ся к урокам

эконом, географии имеет занимательность, которая побуждает к активности

на уроках. Ее целью должна быть не развлекательность, а пробуждение

мысли, рассуждений. Занимательность увлекает школьников на раскрытие

сущности географического объекта. Для этого я применяю занимательные

вопросы. Например, на каких трех китах держится экономика Центрального

района? (машиностроение.,химическая, текстильная пром-сть.).

Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень

велико

в

формировании

интереса

к

предмету.

И

учителю

нельзя

не

дооценивать их роль. Используя различные формы ее, учитель достигает

главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить географию.

Для

проверки

д\задания

я

широко

использую

ГЕОГРАФИФЕСКИЕ

ДИКТАНТЫ - одно из средств занимательности на уроках географии. Это

любимая

форма

опроса

у

ребят,

т.к.

устно

изложить

дом.

Материал

им

намного сложнее. Цель географических диктантов - проверить определенный

объем

знаний,

закрепить

навыки

и

умения

применять

эти

знания

для

осознанного усвоения изученного материала, для выполнения практических

задач.

Географический

диктант

есть

своего

рода

небольшая

по

объему

фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем. При такой

форме проверки знаний уч-ся не дают развернутого ответа, но это умаляет

ценности

этого

ответа.

В

ходе

выполнения

диктанта

приводятся

в

определенную

систему

полученные

знания,

совершенствуются

умения

и

навыки. Такая форма проверки позволяет охватить всех уч-ся в теч. 8-10 мин.,

выяснить пробелы в знаниях уч-ся.

В зависимости от формы и метода проведения диктанта, он может решить

следующие задачи:

1.

проверка

знания

содержания

понятий

и

терминов,

изучаемых

в

соответствующих разделах курса;

2.проверка

правильности

написания

слов

(словарный

географич.диктант)

3.проверка

умения

уч-ся

применять

полученные

знания

для

решения

практических задач и самостоятельных работ.

Например,

если

я

ставлю

задачу

проверки

основных

понятий

и

терминов, то можно этот диктант провести в такой последовательности: на

доске написать основные понятия и термины, поставить порядковые номера

ответов для 1 и2 вариантов. Запись будет выглядеть так:

1в. 2в.

1. Ориентир 10

2Компас 9

3Азимут 8

4.Север 7

5.Восток 6

6.Рулетка 5

7.Масштаб 4

8.Полюс 3

9.Горизонт 2

10. Съемка 1

Даю определения в такой последовательности, которая не совпадает с

написанной на

доске:

1.Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на

выбранный

пункт.

2.Сторона горизонта, имеющая азимут 90.

3.Прибор для ориентирования.

4.Условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на местности

уменьшено при изображении на карте или плане.

5.Точка, из которой проводится визирование на местные объекты.

6.Направление на полярную звезду.

7.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой

местности на ровном участке.

8.Умение определять на местности стороны горизонта.

9.Прибор для измерения расстояний.

10.Работа по составлению плана местности.

Учащиеся находят ответы и записывают их под соответствующими

номерами. Ключ для проверки: 1 в. 35278491610 2в. 8694372 105 1

На проверку усвоения географической номенклатуры можно провести такой

диктант

( Г о р ы

з е м н о г о

ш а р а )

З а п и с ь

н а

д о с к е :

1в. 2в.

1. Уральские

горы 9

2.Скандинавские

горы 8

З.Альпы 7

4 .

К а в к а з 6

З.Гималаи 5

6. Тянь-Шань 4

7.Памир 3

8.Кордильеры 2

9.Анды 1

Я

п о к а з ы в а ю

г о р ы

п о

к а р т е

в

т а к о й

последовательности:

1 .Альпы

2. Памир

З. Анды Ключ для проверки:

4. Скандинавские горы 1в.3792 16854

5.Уральские горы 2в. 731894256

6.Тянь-Шань

7.Кордильеры

8Гималаи

9.Кавказ

В зависимости от степени подготовленности класса этот диктант можно

усложнить - проверить правильное написание этих названий. В таком случае

з а п и с ь

н а

д о с к е

отсутствует.

На

уроке

обзорного

повторения

темы

можно

дать

уч-ся

задание

занимательного характера на проверку знаний основной номенклатуры. На

листе бумаги в клетку по вертикали написать слова «Северная Америка». Уч-

ся должны будут написать географические названия полуостровов, островов,

заливов,

морей,

гор

и

т.д.)

так,

чтобы

написанные

по

вертикали

буквы

входили

в

название,

написанное

по

горизонтали.

С

этих

букв

могут

начинаться слова, заканчиваться , или эти буквы находиться в любом месте

слова. Сложнее для выполнения это задание, если указывается конкретное

кол-во букв в названии объекта.

1 .Самая крупная река. 8.Полуостров на с-з С.Америки

2.Одно из великих озер. 9.Река в районе Великих озер

3.Залив на севере материка 10.Река бассейна Тихого океана ,

4.Равнины С.Америки 11 .Самые высокие горы материка

5.Одно из Великих озер 12.Полуостров на юге материка

6.Одно из Великих озер 13.Одно из Великих озер

7.Крупнейший остров Земли 14.Крупная река на севере материка

15.Горы на востоке материка

Диктант

по

номенклатуре

можно

провести

в

виде

путешествия

( например, по Восточной Сибири)

Читая рассказ, учитель делает остановку в том месте, где

включено название проверяемого объекта. Уч-ся пишут ответы в

тетрадях или на к\картах. Например:

«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Норильск. Через

несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы

отправились

к

северной

окраине

летного

поля,

где

ждали

нас

мощные

вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие по Сибири. Рано

утром мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте хребты (Плато

Путорана), слева и спереди расстилались заснеженные просторы (Северо-

Сибирской ) низменности. Через несколько дней пути мы увидели впереди на

правом

берегу

реки

(Лены)

горный

хребет

(Верхоянский).Перевалив

по

удобному

перевалу,

мы

вступили

на

просторы

(Яно-Индигирской)

низменности,

которые

за

долиной

реки

(Индигирки)

переходят

в

(Колымскую) низменность» и т.д.

В заключении хочется сказать, что проблемам детской инвалидности в

Российской Федерации

уделяется большое внимание. Проблемы детей –

инвалидов

рассматриваются

в

контексте

социально

педагогической

помощи.

Общеобразовательные

учреждения

используют

в

своей

педагогической деятельность различные инновационные методики. Которые

позволяют

наиболее

успешно

интегрировать

детей

-

инвалидов

в

образовательную

среду.

Тем

самым

позволяя

им

в

будущем

стать

полноценными членами социума.

Опыт показывает, что использование игровых методик работы с детьми –

инвалидами

на

уроках

географии

способствует

эффективному

усвоению

материала

и

как

следствие,

повышению

успеваемости

детей,

имеющих

инвалидность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Федеральный закон РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»

от 24.11.95 статья 18

2.

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012, №273-ФЗ, ст.

42.

3.

Е.В.Шамарина «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и

групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения»

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 Власова Т.А. и др. «Обучение детей

с ЗПР - М.:Просвещение,1981

4.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-

педагогические аспекты.- М.: Владос,1999



В раздел образования