Автор: Кулина Алла Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №11 Василеостровского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Использование и эффективность стратегий борьбы с издевательствами в школах»
Раздел: начальное образование
«Использование и эффективность стратегий борьбы
с издевательствами в школах»
Учитель начальных классов
Кулина Алла Александровна
Санкт-Петербург
2018
1
Содержание
Введение
1.Цели, задачи, методология
2.Индивидуальные тематические исследования отдельных школ
3.Обзор результатов использования школ и рейтинги основных стратегий
Заключение
Литература
Введение
2
Этот исследовательский отчет был заказан до того, как новое правительство
Великобритании вступило в должность 11 мая 2010 года. В результате содержание
может не отражать текущую политику правительства и может содержать ссылку
на Департамент по делам детей, школ и семей (DCSF), который в настоящее время
заменен Департаментом образования (DFE).
Мнения, выраженные в настоящем докладе, являются мнениями авторов и не
обязательно отражают точку зрения Департамента образования.
Проект стартовал в сентябре 2008 года и продолжался до ноября 2010 года.
Исследование
проводилось
отделом
школьных
и
семейных
исследований
лондонского
университета
Голдсмит
при
поддержке
Альянса
по
борьбе
с
Издевательствами. Проект был направлен профессором Питером К. Смитом, а
главным исследователем проекта была г-жа Фрэн Томпсон.
1.
Цели, задачи, методология
Цель:
• Изучить, какие стратегии школы в Англии используют для борьбы с эпизодами
издевательств, а какие поддерживаются местными властями.
• Чтобы узнать, почему школы выбирают эти стратегии; как их выбор стратегии
зависит от возраста, типа инцидента и типа запугивания и как выбор стратегии
зависит от сектора (первичный / средний / специальный / PRU)
•
Оценить
эффективность
целого
ряда
стратегий
с
точки
зрения
борьбы
с
хулиганством со стороны руководства, учащихся и другого школьного персонала.
•
Подготовить
окончательный
доклад
и
рекомендации
на
о снове
вышеизложенного
и
того,
что
представляет
собой
надлежащая
практика
в
стратегиях, оцениваемых как эффективные.
Задачи:
3
• Сосредоточить
внимание
на
использовании
и
успехе
широкого
спектра
стратегий запугивания – тех, кто занимается случаями запугивания, когда они
происходят, и работает как с жертвами, так и с преступниками.
•
Более
подробно
остановиться
на
тех
стратегиях,
которые
могут
быть
использованы
для
непосредственного
рассмотрения
инцидента,
связанного
с
издевательствами, где можно будет получить более веские доказательства того,
какая стратегия использовалась в конкретных случаях и какой результат был
получен. В него включен ряд важных долгосрочных упреждающих стратегий,
которые
обеспечивают
основу
для
использования
и
эффективности
стратегий
незамедлительного реагирования.
•
Обращаться ко всем местным органам власти в Англии; и проводить более
детальную работу в 36 учебных заведениях.
Методология
Национальные обследования школ и местных органов власти в Англии, дают
базовую
информацию
о
том,
какие
стратегии
используются
школами
и
поддерживаются
местными
органами
власти,
а
также
о
предполагаемой
эффективности этих стратегий в деле прекращения издевательств. С сентября
2008 года по март 2009 года был проведен национальный опрос. С сентября по
декабрь 2009 года было проведено последующее обследование школ, ответивших
ранее.
В
ходе
первого
обследования
школам
и
местным
органам
власти
было
предложено
представить
информацию
о
целом
ряде
мер
по
борьбе
с
издевательствами, которые предотвращают издевательства и реагируют на них.
Все стратегии оценивались по пятибалльной шкале: 1 = очень отрицательный
эффект; 2= отрицательный эффект; 3= отсутствие эффекта; 4 = положительный
эффект; 5 = очень положительный эффект. Эффективность каждой стратегии
выражается в среднем рейтинге.
4
Пять основных стратегий реагирования используются в школах. Уже более
детальные
вопросы
о
том,
почему
школы
используют
стратегию
и,
если
не
используют,
то
почему;
на
какой
случай
стратегия
издевательства;
персонал
обучен для осуществления стратегии и их поддержку со стороны местных органов
власти;
были
отклонения
или
изменения
в
стратегии
и,
вообще,
есть
ли
доказательства ее эффективности и, если да, то из какого источника. Местным
властям
был
задан
аналогичный
набор
вопросов
о
стратегиях,
которые
они
рекомендовали школам.
Вопросники были разосланы и возвращены по почте, электронной почте и в
режиме
онлайн
на
веб-сайте
отдела
школьных
и
семейных
исследований.
В
последующем вопроснике, разосланном школам через год, использовался тот же
список стратегий, но задавали различные вопросы о эффективности в снижении
издевательств; рентабельности и простоте реализации.
Национальное
обследование
школ
и
местных
органов
власти
позволило
получить базовые данные об инициативной поддержке со стороны сверстников и
стратегиях реагирования. В общем, 1378 анкеты школы были получены вместе с
527
опросов
школе.
Они
были
завершены
сотрудниками
школы.
В
общей
сложности руководство по борьбе с издевательствами заполнило 47 анкет местных
органов власти.
2.
Индивидуальные тематические исследования отдельных школ
Тематические
исследования
содержат
более
подробную
информацию
о
школьной
практике
использования
стратегий
борьбы
с
издевательствами
и
примеры руководящих принципов надлежащей практики. Помимо информации,
полученной
от
сотрудников,
были
также
проведены
беседы
с
учащимися.
Широкий выбор 36 исследованных школ; 16 праймериз (включая одного ребенка);
17 второстепенных; одна специальная школа, и два Прус.
5
Школы были отобраны из девяти регионов Англии, определенных Альянсом по
борьбе с Издевательствами. Они варьировались от сельских до городских школ,
некоторые из богатых районов и благоустроенных пригородах, но почти треть из
районов
со
значительными
лишениями
и
безработицей.
Некоторые
школы
принимали
специальные
меры,
а
другие
преуспели
в
предотвращении
и
реагировании на издевательства в чрезвычайно трудных обстоятельствах. В одних
школах
суще ствова ли
эффективные
системы,
а
в
других
б о л е е
привилегированных районах, велась борьба с включением учащихся из местных
жилых районов. Специальная школа была расположена в большом графстве и
имела полный спектр студентов с особыми образовательными потребностями и
блоком,
посвященным
студентам
по
аутистическому
спектру.
Один
PRU
находился в большом провинциальном городе и имел клинический прием; второй
PRU базировался в центре Лондона.
Школы посещались в течение летнего периода 2009 года, и были проведены
интервью с отобранными сотрудниками, а также интервью
фокус-группы с
учениками, чтобы подробно рассмотреть, как используются стратегии и какие
результаты
достигнуты.
Отчеты
об
инцидентах
в
школе
оставлены
для
заполнения. Весной 2010 года со школами снова связались по телефону, чтобы
оценить изменения, прояснить неясности и собрать формы отчетов.
3.
Обзор результатов использования школ и рейтинги основных стратегий
Были выделены три основных подхода: проактивные стратегии; стратегии
поддержки со стороны коллег; и стратегии реагирования.
Национальная
программа
"Здоровая
школа"
оказывает
поддержку
местным
координаторам
программ
и
обеспечивает
процесс
аккредитации
партнерств
в
области образования и здравоохранения. Стандарт "Здоровые школы" охватывает
четыре
ключевые
темы:
PSHEE
(см.
ниже);
здоровое
питание;
физическая
активность; и эмоциональное здоровье и благополучие (включая издевательства).
6
Национальная программа "Здоровая школа" использовалась большинством
школ, но получила самый низкий рейтинг среди всех инициативных стратегий
(хотя
и
все
еще
позитивный)
за
ее
воздействие
на
издевательства.
Школы
придерживаются
разных
взглядов.
Некоторые
школы
сообщили,
что
Национальная программа "Здоровая школа" является эффективной и оказывает
позитивное воздействие на благосостояние учащихся, обеспечивая "позитивное
укрепление" здорового образа жизни и поддерживая повестку дня по вопросам,
касающимся
каждого
ребенка.
Национальная
программа
"Здоровая
школа"
поддерживала
школьный
дух;
повышала
осведомленность;
помогала
разрабатывать
школьную
политику
и
поощряла
регулярный
обзор
работы
по
борьбе
с
издевательствами.
Вместе
с
тем
ряд
школ
сочли
эту
программу
трудоемкой
и
сопряженной
с
большим
объемом
работы.
Некоторые
школы
обнаружили, что ресурсы не были удобными для пользователей. Другие школы
сочли, что программа работает лучше, поскольку была введена учебная программа
SEAL, а другие затруднились оценить воздействие Национальной программы
"здоровая школа" на издевательства в их школе.
Большинство
учебных
заведений
использовали
национальную
программу
"Здоровая школа", а некоторые из них уже имели аккредитацию "Здоровая школа
Плюс" и положительно относились к ней. Аккредитация помогла школам оценить
и
проанализировать
свою
практику;
предоставила
инструмент
аудита,
чтобы
выявить пробелы в практике и установить маркер, что школа серьезно относится к
благополучию и здоровью, включая издевательства. Процесс аккредитации был
тяжелой работой для вовлеченных сотрудников, которые заставили их тщательно
взвесить, принесет ли этот процесс пользу их школе.
P S H E E (личное,
Социальное;
Здравоохранение
и
экономическое
образование)/Гражданство является определенной частью школьной программы,
которая учит и определяет различные типы издевательств; как помочь справиться
7
с издевательствами и попросить о помощи; последствия издевательств; как взять
на себя инициативу в предоставлении и получении поддержки.
Почти
все
школы
из
всех
секторов
использовали
PSHEE
в
качестве
общешкольного подхода. PSHEE также был единогласно оценен как имеющий
положительный
эффект
в
предотвращении
издевательств.
Большинство
школ
отметили, что PSHEE предоставил возможность провести "ценные дискуссии" о
запугивании и борьбе с издевательствами. Некоторые средние школы думали, что
"на
самом
деле
говорить
и
обсуждать
вопросы
имеет
наибольшее
влияние".
Некоторые
школы
не
смогли
оценить
эффективность
PSHEE
в
снижении
издевательств.
Заместитель
директора
начальной
школы
объяснил
школьный
успех
в
издевательствах надежной учебной программой PSHEE: "это самый эффективный
способ информирования детей о запугивании". PSHEE был основным способом
проведения
работы
по
борьбе
с
издевательствами
через
учебную
программу,
особенно в отношении отношений.
SEAL-это
стратегия,
основанная
на
пяти
областях
социального
и
эмоционального
развития,
включая
самосознание,
управление
чувствами,
социальные навыки, эмпатию и мотивацию. Есть первичные и вторичные ресурсы
печати. Ресурс для детских садов и детских школ называется "социальные и
эмоциональные аспекты развития" (SEAD).
Ряд школ не использовали учебную программу SEAL как общешкольный
подход, но как хороший ресурс для PSHEE.
Улучшение школьной среды делает школьные здания более безопасными для
детей и молодежи. Большинство школ во всех секторах считают, что улучшение
школьной
обстановки
положительно
сказывается
на
предотвращении
издевательств. Специальные школы, в частности, высоко оценили эту стратегию.
Школы думали, что безопасная и приятная окружающая среда школы – это важно
8
для
благополучия
студента
и
способствует
предотвращению
издевательств.
Некоторые
школы
сократили
районы,
в
которых
имели
место
случаи
издевательств; другие выявили очаги издевательств и планировали изменения, а
третьи определили "зоны слепых зон" и установили видеонаблюдение. Многие из
школ тематических исследований установили видеонаблюдение, и многие думали,
что это не только хороший сдерживающий фактор для запугивания, но и хороший
источник доказательств. Другая школа считала это "смешанным благословением".
В
одном
случае
учащиеся
средней
школы
создали
карту
по
борьбе
с
издевательствами, чтобы наметить горячие точки для издевательств, которые не
были очевидны. Теннисные корты были худшим местом, в основном, стычками и
физическими ударами. Единственным сдерживающим фактором для запугивания
был надзор со стороны персонала.
Все учебные заведения, за исключением одной, использовали собрания для
борьбы с издевательствами. Одна начальная школа использовала собрания для
реагирования на любые случаи издевательств в школе, особенно если они были
серьезными.
Школьный совет - входят учащиеся - обычно избранные представители, которые
регулярно
встречаются
с
сотрудниками
школы
для
обсуждения
и
принятия
решений по вопросам политики; это может включать вопросы издевательств. Это
основная
форма
голоса
учащихся
в
большинстве
школ.
Школьные
советы
используются
в
большинстве
общеобразовательных
и
специальных
школ.
Большинство школ отметили, что школьные советы являются инклюзивными для
учащихся, предоставляя не только учащимся возможность выражать свои мнения,
но
и
возможность
школам
выслушивать
их.
Школьные
советы
могут
быть
хорошей системой отчетности для запугивания. Некоторые школы используют
школьные советы для разработки политики борьбы с издевательствами. Однако
школьные советы могут создавать проблемы для школы. Одна начальная школа
испытывала трудности с "тем, чтобы дети выражали свои идеи". Средняя школа
9
испытывала трудности в реализации предложений от своих учеников, поскольку ‘
"то, что (студенты) говорят, должно быть принято во внимание, и это не всегда
возможно или практично". Некоторые школы считают организацию школьных
советов трудоемкой задачей, а другие считают, что советы нуждаются в поддержке
взрослых, чтобы быть эффективными. Некоторые школы используют свои
школьные
советы
в
качестве
формы
школьного
трибунала
или
суда
для
запугивания,
которые
могут
быть
использованы
в
ответ
на
инцидент
с
издевательствами.
Все учебные корпуса школьных советов и их практика показала, как школьные
советы эволюционировали. В некоторых учебных заведениях школьные советы
стали одной из форм поддержки сверстников, не только консультируя по вопросам
политики борьбы с издевательствами, но и активно вмешиваясь в издевательства
на низком уровне в школе и вокруг нее. В среднем секторе некоторые школьные
советы разделились на подкомитеты или рабочие группы, которые занимаются
политикой
и
практикой
борьбы
с
издевательствами.
В
специальной
школе
школьный совет был наиболее подходящей формой поддержки сверстников для
своих учеников.
Проактивные стратегии основываются на развитии и поддержании позитивной,
благоприятной и инклюзивной среды обучения. Отношения между учащимися и
между учащимися и учителями должны основываться на взаимном уважении.
Такие
отношения
можно
поощрять
путем
уделения
особого
внимания
позитивному отношению и личным навыкам.
Проактивные
стратегии
были
разделены
на
три
широкие
категории:
общешкольные подходы; классные стратегии и стратегии игровых площадок.
Общешкольный
подход
в
борьбе
с
издевательствами
в
школах
и
их
предотвращение предполагает, что все школьное сообщество должно заложить
прочную
основу
для
систематического
внедрения
достижений
и
улучшений.
Большинство общешкольных подходов использовались многими школами и, как
10
правило, оценивались как имеющие положительный эффект, путем внедрения в
школах анти-издевательств.
PSHEE и школьные советы использовались подавляющим большинством школ
из всех секторов, чтобы предотвратить издевательства. Тем не менее, развитие
восстановительного
этоса
и
культуры,
которые
поддерживают
развитие
социальных и эмоциональных навыков, а также моделирование положительных
отношений и коммуникации для взрослых, получили самую высокую оценку
эффективности.
Национальная программа "Здоровые школы" получила самую низкую оценку
(хотя
и
позитивную)
среди
инициативных
стратегий
по
ее
воздействию
на
издевательства.
Аккредитация
рассматривалась
как
полезный
инструмент
для
выявления
пробелов
в
практике
и
демонстрации
того,
что
школа
серьезно
относится к благополучию учащихся. Однако этот процесс может потребовать
много времени и большой рабочей нагрузки.
PSHEE
был
основным
способом
обеспечения
работы
по
борьбе
с
издевательствами
для
всей
школы
через
учебную
программу,
но
предмет
нуждается в энтузиазме сотрудников.
SEAL
может
использоваться
школами
либо
как
общешкольный
подход,
встроенный
в
учебную
программу,
либо
как
хороший
ресурс
для
PSHEE
и
собраний. В некоторых школах используется аналогичный подход (например,
уважение прав в школах; ценностное образование). Другие все еще находятся в
процессе принятия печати, и меньшинство школ считают печать трудоемкой.
Улучшение
школьной
среды
имеет
важное
значение
для
обеспечения
безопасности школ для учащихся, особенно если выявлены "горячие точки" для
запугивания. В некоторых школах было видеонаблюдение. Изменения в школьных
зданиях были дорогостоящими, и многие школы не имели ресурсов.
11
Собрания были наиболее последовательным методом донесения всей школе
сообщения о борьбе с издевательствами и использовались, в частности, вокруг
недели борьбы с издевательствами. Собрания могут также использоваться для
реагирования на последствия серьезного инцидента с издевательствами.
Школьные советы являются эффективной системой отчетности о проблемах в
школе, включая издевательства.
Ресурс SEAL использовался многими школами в качестве ресурса для PSHEE и
собраний и оценивался как хороший, хотя некоторые школы сочли средний ресурс
слишком большим.
Системы,
поддерживающие
участие
родителей/опекунов,
использовались
школами для формирования единого фронта предотвращения издевательств. Во
многих
школах
имеются
домашние
/
школьные
или
семейные
работники,
обеспечивающие связь между школой и домом. Во многих школах была политика
открытых
дверей
для
родителей,
чтобы
выразить
свою
обеспокоенность.
Некоторые школы изо всех сил пытались привлечь родителей.
Моделирование позитивных взаимоотношений и коммуникации для взрослых
рассматривалось
в
качестве
основополагающего
элемента
профилактической
работы
по
борьбе
с
издевательствами
и
общешкольных
подходов
(например,
реституционные подходы и права, касающиеся школ). Сотрудники школ были
ответственны
за
предоставление
хороших
примеров
для
подражания,
и
эффективность этой стратегии зависела от них.
Развитие восстановительного этоса и культуры, которые поддерживают развитие
социальных
и
эмоциональных
навыков,
описывает
эволюцию
в
школьной
практике, а не установленную проактивную стратегию. Замечания школ отражают
постепенное
принятие
восстановительных
подходов.
В
некоторых
школах
существует
устоявшаяся
практика
реституции;
другие
школы
находятся
в
процессе
восстановления,
а
другие
планируют
сделать
это
в
будущем.
12
Восстановительный дух подкреплялся обученным персоналом и программами
поддержки со стороны коллег.
Классные стратегии, которые реализуются в рамках учебной программы, чтобы
обучить студентов запугиванию и обсудить работу по борьбе с издевательствами.
В большинстве школ используется учебная программа; совместная групповая
работа и круговое время. Школы оценили все стратегии в классе как эффективные
в снижении издевательств, экономичные и простые в использовании. Учебная
программа является наиболее часто используемой стратегией для всех секторов,
хотя
почти
во
всех
начальных
школах
используется
круговое
время.
Круги
качества
были
наименее
использованы,
хотя
они
получили
самый
высокий
рейтинг стратегии класса в тех школах, которые использовали его.
Учебная работа по борьбе с издевательствами была наиболее эффективной,
когда она проводилась с помощью творческих интерактивных уроков (например,
драма; грамотность). Квалифицированный персонал имеет важное значение для
эффективной работы.
Совместная групповая работа была оценена как эффективный способ обучения
студентов
работе
в
команде
/
сотрудничеству
и
помогла
развить
навыки
критического
мышления.
Студенты
могли
бы
целенаправленно
работать
над
проектами по борьбе с издевательствами.
Время круга поддерживал работу многих школ по борьбе с издевательствами и
помогал развивать социальные навыки своих учеников. Время круга можно было
бы использовать как проактивно для включения четкого сообщения о борьбе с
издевательствами, так и реактивно для обсуждения последствий инцидента с
издевательствами после того, как он произошел. Время круга также может стать
эффективной системой отчетности и еще одной возможностью для сотрудников
выслушать проблемы своих студентов. Круг времени развивался. Философия для
детей была адаптацией кругового времени. В некоторых школах круговое время
стало восстановительным подходом.
13
Круги по вопросам качества также использовали групповую работу для решения
конкретных проблем, таких, как запугивание, с помощью стандартных процедур,
включая сбор информации и представление результатов более широкой аудитории.
Стратегии
игровой
площадки
- большинство
издевательств
случаются
на
спортивной
площадке
и
землях
школы,
поэтому
эффективные
стратегии
спортивной площадки важны для безопасности. Улучшение школьных площадок
часто означает структурирование или перепроектирование игровой площадки,
чтобы
обеспечить
более
творческие
возможности
для
студентов
во
время
перерыва и обеда. Для того, чтобы сделать это эффективно, школы также должны
быть осведомлены о запугивании "горячих точек".
Многие
начальные
и
специальные
школы
используют
благоустроенные
школьные территории для предотвращения издевательств. Все секторы оценили
стратегию
как
эффективную
в
снижении
издевательств;
за
исключением
вторичного
сектора,
который
сообщил
о
том,
что
эта
стратегия
оказала
незначительное положительное воздействие. Улучшения в школе включали в себя
введение тихих зон; зоны для детских игр и разделения площадок для разных
возрастных
групп.
Для
многих
школ
финансирование
было
самым
большим
препятствием
для
улучшения
их
игровой
площадки.
Детская
площадка
была
высоко оценена школами, несмотря на то, что используется меньшинством.
Другие активные стратегии
Школы сообщили, что используют богатый ассортимент других упреждающих и
превентивных стратегий, которые включены в альтернативные общешкольные
подходы: например, права на уважение школы; защитное поведение; поддержка
сверстников
(например,
cybermentors;
playleaders);
активные
стратегии,
ориентированные
на
физических
лиц
(например,
тренинг
по
повышению
самооценки;
воспитывать
групп);
реактивные
стратегии
(например,
восстановительного
подхода;
решения-ориентированный
подход);
активные
вмешательства
персонала
(например,
пасторской
команды);
учебные
подходы
14
(напр., "философия для детей"); системы отчетности (например, по электронной
почте; текст) и темы недели включая анти-издевательства.
Схемы Бадди обеспечивают адресную социальную и эмоциональную поддержку
уязвимым
студентам.
Они
могут
включать
издевательства
и
запугивание
студентов или новичков в школе, особенно детей при переходе из начальной в
среднюю школу. Сверстники нацелены на новых студентов, вступающих после
начала семестра на индукции.
Студенты добровольно и/или были отобраны
сотрудниками. Иногда персонал включал студентов, нуждающихся в развитии
социальных навыков и уверенности.
В некоторых школах приятели обучаются играм, таким как playleaders, в то
время как в других, приятели обучаются навыкам медиации, которые включают в
себя прослушивание и конфиденциальность, такие как посредники-сверстники.
Приятели могут быть обучены в конкретном общешкольном подходе (например,
восстановительная
практика).
Надзор
в
обоих
секторах,
как
правило,
осуществляется назначенным сотрудником, который является частью пастырской
команды. Первичные приятели обычно более формально организованы, используя
расписание
дежурств
для
перерывов
и
идентифицируются
одеждой
(шапки,
куртки, повязки) и фотографиями на доске объявлений. В некоторых школах есть
автобусные
остановки
или
скамейки,
где
дети
могут
получить
помощь
от
приятеля.
Вторичные
схемы
Бадди
являются
как
формальными,
так
и
неформальными. Формальные схемы организовывают пожилых друзей, чтобы
поддержать
молодых
студентов
на
переходном
этапе,
посещая
их
или
время
репетитора.
Как
пожилые,
так
и
сверстники
назначаются
сотрудниками
для
оказания временной неформальной поддержки отдельным уязвимым учащимся.
Профессиональная
подготовка:
обучение
проводилось
либо
собственными
силами и с привлечением бывших друзей, либо из различных источников, включая
местные органы власти, местные средние школы (для младших учеников) или
благотворительные
организации.
Учебные
занятия
могут
варьироваться
от
15
коротких неофициальных брифингов до более структурированных сессий или
семинаров. Формальная подготовка в среднем секторе была менее активной.
Организация и надзор: в первичном секторе, друзья были на детской площадке,
чтобы сообщить о любых проблемах, в том числе издевательствах, поддержки
изолированных
детей
и
организовывать
игры.
Они
были
официально
организованы расписанием дежурств. В среднем секторе, приятели базировались
в
помещении,
посещая
регистрацию
или
помогая
новым
студентам
приспособиться
к
школе.
Второстепенные
приятели
были
организованы
как
формально,
так
и
неформально.
Некоторые
приятели
либо
пошли
в
группы
поддержки студентов в заранее оговоренное время (например, время репетитора),
либо предоставили услугу высадки в назначенное время и место. Приятели,
поддерживающие отдельных студентов, были более неформально организованы,
работая
с
индивидуальными
потребностями
студентов.
В
некоторых
Прусах
дружба между студентами происходила спонтанно. В среднем секторе это может
включать студентов с английским в качестве дополнительного языка и студентов с
особыми
образовательными
потребностями.
В
одной
из
школ
для
оказания
поддержки
учащимся
младшего
возраста
на
общественном
транспорте
была
опробована программа "Bus buddy".
Посредничество
сверстников
-
это
процесс
решения
проблем,
который
поощряет
учащихся
к
определению
проблемы;
выявлению
и
согласованию
ключевых вопросов; обсуждению и мозговому штурму возможных вариантов;
обсуждению
плана
действий
и
соглашений;
и
последующей
деятельности
и
оценке результатов. Студенты-посредники обучаются разрешению конфликтов и
помогают
частным
лицам
разрешать
споры.
Обучение
может
проводиться
ровесниками или, как правило, старшими сверстниками при поддержке или под
наблюдением школьного персонала. Руководители схемы должны быть обучены.
Результаты
включают
разрядку
напряженности
между
сверстниками;
предоставление учащимся возможности
издеваться над ними для выявления
16
проблем и их решений, с тем, чтобы все участники ушли с чувством, что результат
справедлив для обеих сторон; поощрение самоуважения учащихся.
Медиация ровесников - студенты набирались из старших классов - 5-6 лет в
начальных
школах
и
9
лет
в
средних
школах.
Посредники
отбирались
либо
персоналом, либо в рамках процедуры, включающей форму заявления и отбор на
основе собеседования. Зачастую гендерный дисбаланс проявляется в большем
числе
девочек,
чем
мальчиков.
Обучение
проводилось
либо
внешними
поставщиками,
включая
местные
органы
власти,
либо
собственными
силами
школьного
персонала.
В
зависимости
от
используемых
учебных
ресурсов
некоторые посредники интенсивно обучались на семинарах продолжительностью
1-3 дня, а другие - на более коротких занятиях в течение нескольких недель.
Обучение медиации
охватывало
навыки
аудирования;
решение
проблем;
конфиденциальность
и
время
раскрытия
информации.
В
некоторых
школах
персонал обучался вместе со студентами, что способствовало последовательности
практики.
Организация и надзор: посредники-сверстники были представлены остальной
части школы через собрания и были идентифицированы значками или цветами и
имели
свои
фотографии
на
доске
объявлений.
В
средних
школах
программа
посредничества
была
включена
в
планы
учащихся.
Некоторые
посредники-
сверстники были организованы, работая парами в специально отведенной комнате
и предоставляя услуги в перерывах. Посредничество строится на основе ряда
вопросов / правил или конкретного текста, особенно если посредники используют
реституционные
подходы.
В
некоторых
школах
собрания
записывались
и
регистрировались. В начальных школах посредники-сверстники часто работали с
другими схемами поддержки сверстников, такими как друзья или игроки, которые
приводили
детей
к
посредникам
с
игровой
площадки.
Схемы
медиации
ровесников
в
школах
были
использованы
для
поддержки
нового
приема
на
переход.
Пары
медиаторов
регулярно
встречались
со
студентами
7-го
курса,
17
занимающимися академическими и пастырскими вопросами. Сотрудники также
направляли студентов к посредникам, иногда прося их "следить" за уязвимыми
студентами. За посредниками пристально следят, а их пропуска забирают в случае
ненадлежащего поведения.
Школьный персонал в обоих секторах считал, что посредничество сверстников
является эффективной превентивной стратегией, которая помогла: "остановить
спор, дующий до полной конфронтации", и свести к минимуму риск эскалации
инцидентов. В начальной школе программы посредничества между сверстниками
помогают детям вносить вклад в укрепление духа ответственности за других
детей, их класс и школу. Эта схема была "чрезвычайно успешной", поскольку
посредники занимались инцидентами, на которые у персонала не было времени,
обеспечивая незамедлительное реагирование и возможность "вскрыть" причины
инцидента. Первичный персонал думал, что посредники развили личные навыки
на будущее, в том числе хорошие стратегии и жизненные навыки для разрешения
конфликтов;
сильное
чувство
социальной
ответственности
и
повышение
самоуважения. Средний персонал считает, что посредники из числа сверстников
помогают облегчить переход для младших учащихся и служат хорошим примером
подражания
для
остальной
части
школы.
Посредники-сверстники
были
эффективны, потому что студенты стали более уверенно говорить и получать
советы от сверстников.
Посредники из числа сверстников в начальных и средних школах считали, что
они являются хорошим примером для молодежи. Быть посредником помогало им
лично
в
дальнейшей
жизни.
Первичные
посредники
думали,
что
они
могут
получить "хорошую работу", потому что они разобрались с проблемами и хорошо
работали
в
команде.
Второстепенные
медиаторы
считали,
что
они
развили
хорошие жизненные навыки, особенно в активном слушании. Для школьного
сообщества посредники считали, что их схема помогает младшим ученикам в
переходный период, развивая хорошие социальные отношения между годовыми
18
группами и помогая сделать старших учеников менее пугающими. Медиаторы,
обученные реституционным подходам, считали, что их диагностические вопросы
хорошо работают как структурированный ответ на издевательства; они знали, что
делать
и
говорить.
Другая
фокус-группа
считала,
что
наличие
большого
количества посредников хорошо подходит для адекватного наблюдения на детской
площадке.
Другие
учащиеся
начальных
и
средних
школ
считали,
что
с
посредниками
из
числа
сверстников
лучше
разговаривать,
чем
с
учителями.
Первичные дети считали, что посредники "действительно хороши и полезны" и
что схемы работают "очень хорошо". Посредники-сверстники изменили ситуацию
на игровой площадке; разобрались с издевательствами и были лучше, чем другие
формы поддержки сверстников. Однако учащиеся средней школы сделали две
квалификации.
Медиация
работала
лучше,
во-первых,
если
издевательства
и
издевательства
над
студентами
рассматривались
отдельно,
а
во-вторых,
если
медиаторы были старше.
Наставники-сверстники
поддерживают
эмоциональное
и
академическое
благополучие младших школьников. Схемы наставничества сверстников наиболее
популярны
в
среднем
секторе,
хотя
некоторые
начальные
школы
также
используют наставников. Школы в обоих секторах набирают наставников путем
рекламы (например, собрания и плакаты). В некоторых школах учащиеся подают
заявления
с
использованием
бланков
заявлений
со
ссылками,
аналогичными
заявкам на работу. Сотрудники проводят собеседования и отбирают студентов,
которые
интенсивно
обучаются
на
семинарах
или
в
течение
более
коротких
периодов времени в течение нескольких недель. Обучение может проводиться
либо
собственными
силами,
часто
руководителем
схемы,
используя
ресурсы,
предоставляемые
благотворительными
организациями
и
местными
властями,
либо внешними инструкторами, поступающими в школу. Наставники обучаются
навыкам
аудирования;
эмпатии;
языку
тела;
конфиденциальности
и
когда
обращаться
к
взрослому
(например,
вопросы
защиты
детей).
Они
идентифицируются
значками
и
организованы
тремя
способами;
в
паре
с
19
назначенным
подопечным;
путем
оказания
поддержки
"по
требованию"
при
высадке
в
назначенном
помещении,
как
правило,
в
обеденный
перерыв,
или
дежурят вокруг школы во время перерыва.
Сотрудники школы считали, что наставники активно содействовали здоровому
школьному
климату,
оказывая
постоянную
поддержку
младшим
школьникам
учащимися старшего возраста, делая переход менее "травматичным" для новичков
в 3 и 7 годах.
Наставничество помогло создать позитивное восприятие школы
родителями.
Наставники-сверстники
обеспечили
эффективную
систему
отчетности
для
запугивания,
поскольку
студенты
предпочитали
говорить
со
сверстниками.
В
одной
школе
наставничество
помогло
сократить
число
исключений. Программы наставничества могут использоваться для поддержки
конкретных групп учащихся (например, учащихся с особыми образовательными
потребностями)
и
конкретных
инициатив
по
борьбе
с
издевательствами
(например, кампания по борьбе с гомофобией). Схемы наставничества хорошо
работали для издевательств низкого уровня, особенно споров, и были "хорошим
путем
для
изучения
издевательств".
Некоторые
сотрудники
называли
схемы
наставничества "основой работы школ по борьбе с издевательствами" и "отличной
схемой (которая) работала действительно хорошо" (Средняя школа). Наставники в
начальных и средних школах думали, что они лично выиграли от наставничества.
Они учились справляться со сложными ситуациями (например, издевательства),
развивали
хорошие
навыки
общения
и
решения
проблем,
становились
более
уверенными
и
заводили
новых
друзей.
Наставничество
развило
хорошую
командную работу. Для наставников, над которыми издевались, наставничество
предоставило возможность использовать этот опыт конструктивно, чтобы помочь
запуганным
студентам.
В
некоторых
случаях
наставничество
было
терапевтическим для ранее издевавшихся наставников. Учащиеся также считали,
что наставничество приносит пользу школьному сообществу.
20
Другие учащиеся начальных школ считали, что наставничество дает детям "голос,
и они могут говорить с людьми и рассказывать им свои проблемы". Средняя
школа, наставники которой прошли подготовку по методу группы поддержки,
обнаружила, что сочетание невиновных наставников-хулиганов, подкрепленных
санкциями, эффективно справляется с издевательствами.
Пиринговое прослушивание - схемы сверстников основаны на предположении, что
учащиеся
чаще
рассказывают
сверстникам
о
проблемах,
чем
взрослым.
Слушатели являются старшими студентами, которые обеспечивают сочувственное
ухо для младших студентов, когда что-то беспокоит. Слушатели оказывают как
эмоциональную, так и академическую поддержку. Прослушивание является более
дискретной формой поддержки сверстников и менее отчетной системой для таких
проблем,
как
издевательства.
"Они
никому
не
расскажут"
(ученик
3
года).
Слушатели набираются из старших групп и обучение может быть внешне или в
доме.
Активное
слушание
играет
центральную
роль
в
подготовке,
при
этом
некоторые
слушатели
проходят
дополнительную
подготовку
по
вопросам
консультирования
и
более
формального
вмешательства.
В
первичном
секторе
слушатели-сверстники неформально организованы и доступны для всех групп
года на детской площадке во время перерыва. Они идентифицируются значком
или
лентой.
В
секторе
среднего
образования
слушатели
ориентированы
на
младших
студентов.
Они
также
проводят
обеденные
сессии
или
клубы
в
специально
отведенном
помещении,
где
они
доступны
по
запросу.
Схемы
прослушивания
продвигаются
через
регулярные
контакты
с
младшими
студентами для построения отношений.
Тренировка
защитника
свидетеля-это
вмешательство,
направленное
на
групповую
динамику
издевательств.
Цель
тренинга
-
превратить
пассивных
прохожих в активных защитников задираемого ученика, обеспечив тем самым
спонтанное вмешательство сверстников. Это одна из наиболее инклюзивных форм
21
поддержки
сверстников,
поскольку
потенциально
все
студенты
могут
быть
обучены
.
Местные власти и школы не согласились с эффективностью стратегии - они
оценили
подготовку
защитников-наблюдателей
как
не
имеющую
никакого
эффекта в предотвращении издевательств; в то время как начальные и средние
школы оценили ее как имеющую положительный эффект.
Playleaders (спортивные лидеры и площадка приятелей) являются старшие
студенты,
которые
организуют
и
поддерживают
"конструктивную
игру"
для
молодых студентов в перерыве на детской площадке. В среднем секторе они
имеют более подходящие названия, например, спортивные наставники. Некоторые
схемы playleader работают вместе с другими формами поддержки сверстников
(например, приятелями); в то время как другие сочетают организацию игровых
мероприятий
с
дружбой.
Студенты
добровольно
вступают
или
выбираются
сотрудниками.
Обучение,
как
правило,
проводится
внешним
провайдером
(например, координаторами по спорту в средней школе). Надзор осуществляется
назначенными сотрудниками, в том числе руководителями в обеденное время или
помощниками преподавателей в первичном секторе и членами группы старших
руководителей
в
среднем
секторе.
Playleaders
определены
через
знаки
и
организованное
дежурство.
Спортивные
наставники
в
среднем
секторе
более
автономны, как в продвижении, так и в организации самой схемы. Playleaders
может быть эффективным способом отчетности издевательства, но в основном
схема используется проактивно, чтобы предотвратить издевательства, сохраняя
детей занятыми.
Клубы «Обеденное время» устанавливаются наставники (например, друзей или
коллег-наставников) для обеспечения деятельности в специальной комнате для
уязвимых студентов в breaktimes. Это не только способ оказания неформальной
поддержки всем уязвимым и запуганным ученикам в школе, но и расширяет
поддержку
для
младших
учеников
после
того,
как
закончилась
программа
22
наставничества друзей или сверстников на переходном этапе. Студенты могут
обсуждать
любые
проблемы,
включая
запугивание,
с
наставниками
в
любое
время.
Студенты
могут
быть
обучены
как
контролировать
деятельность
и
проводить сессии по требованию со студентами, нуждающихся в поддержке. В
ряде
школ
также
создаются
Клубы
для
завтраков,
которые
могут
быть
ориентированы на детей с плохими социальными навыками.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- необходимы рекомендации для всей школы по закону: старший преподаватель
должен
определить
политику
поведения
школы
с
целью,
среди
прочего,
поощрения
хорошего
поведения
и
предотвращения
всех
форм
издевательства
среди учеников. Политика борьбы с издевательствами может быть либо включена
в политику поведения, либо являться отдельной политикой.
-
политика
по
борьбе
с
издевательствами
требует
четкого
определения
издевательств и набора процедур, если они происходят – что делать и что делает
школа; они должны охватывать целый ряд издевательств (включая гомофобные,
расовые,
гендерные,
религиозные,
основанные
на
инвалидности
и
киберзапугивание).
-
политика
по
борьбе
с
издевательствами
обеспечивает
основу
для
последовательного
общешкольного
подхода.
Как
таковая
она
должна
быть
эффективно
распространена
среди
всех
преподавателей
и
вспомогательного
персонала; родителей и учащихся.
23
-
необходим
инструментарий
стратегий
для
обеспечения
целого
ряда
мероприятий, поскольку все учащиеся и случаи издевательств индивидуальны -
то, что работает для одного, не обязательно будет работать для всех.
-
наличие
последовательного
подхода
к
издевательствам
включает
в
себя
использование
общешкольного
подхода,
который
должен
быть
выражен
в
политике борьбы с издевательствами; все сотрудники должны быть обучены;
студенты информированы; родители информированы; сторонники сверстников
обучены и включены в учебную программу.
-
обучение персонала, включая знания о запугивании, и комплекс мер по борьбе с
издевательствами, должно быть частью начальной и текущей подготовки учителей
для широкого круга сотрудников.
-
проверка
данных
по
изучению
издевательств
предоставляет
базовую
информацию от учащихся об уровнях и типах издевательств, распространенных в
школе.
- централизованная система записи, которая идентифицирует уязвимых детей и
студентов;
студент
отслеживает
поведение
обеспечивает
дополнительную
поддержку.
-
необходимо
оценивать
поставщиков
услуг
по
обучению
и
ресурсы;
регулировать или иметь утвержденный стандарт, чтобы школы и местные органы
власти могли сделать осознанный выбор.
-
проактивные
стратегии
школы
должны
использовать
ряд
проактивных
стратегий для создания среды, которая препятствует издевательствам, как в здании
школы, так и на детской площадке.
Все школы, участвовавшие в проекте показали хорошую практику в своей
работе по борьбе с издевательствами. Выбор был основан на школах, которые
продемонстрировали хорошую практику в проактивной, поддержки сверстников и
24
/ или реактивных стратегий, и которые согласились быть названы и обеспечить
контакт.
Литература
1.The Use and Effectiveness of Anti-Bullying Strategies in Schools
Fran Thompson and Peter K. Smith Goldsmiths, University of London
25