Автор: Егорова Ирина Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: пгт.Суслонгер
Наименование материала: статья
Тема: Пение, как вид музыкальное деятельности в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Пение, как вид музыкальное деятельности в ДОУ.
Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время,
представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно -
песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора
традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны,
под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой — явилось
результатом своеобразного, глубоко оригинального детского мировосприятия,
миропонимания. Основой детских закличек, приговорок, игровых припевов,
колыбельных
песен
и
шуточных
скороговорок
речитативного
склада
являются
многократные
повторы
секундовых,
терцовых,
реже
квартовых
попевок.
Строящиеся
на
напевных
интонациях
клича,
они
отражают
естественные
понижения
и
повышения
разговорной
речи.
Доступные
каждому ребенку интонации детских песен подготавливают детей к более
сложным по музыкальному языку мелодий. Ведь даже в песнях с широкими
интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна.
Детские песни построены преимущественно на традиционных,
устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста,
дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного
музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-
формулы
не
только
облегчают
восприятие
и
воспроизведение
детьми
различных
детских
песен,
но
и
нередко
способствуют
возникновению
индивидуальных
вариантов
традиционных
фольклорных
образцов,
соответствующих
творческим
способностям
и
исполнительским
возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские
песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их
легкие,
дыхание,
голосовой
аппарат
—
ведь
большинство
закличек,
приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче.
Знакомясь
с
детским
музыкально-поэтическим
творчеством,
необходимо
учитывать, что значение его функциональное, утилитарное - оно призвано
помочь интересней провести игру, организовать её.
Песенки, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный
выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту — ведь в основе их
понимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.
Наиболее доступный исполнительский
вид
музыкальной
деятельности у детей дошкольного возраста - пение. Они любят петь. Поют
охотно,
с
удовольствием,
что
способствует
развитию
у
них
активного
восприятия
музыки,
умения
искренне,
глубоко
выразить
свои
чувства,
переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой
радостью,
вызывают
положительные
эмоции.
У
ребенка
появляется
заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.
Пение
развивает
у
детей
музыкальные
способности,
музыкальный
слух,
память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая
детей
в
процессе
пения
к
совместным
действиям,
объединяя
их
общим
настроением,
педагог
воспитывает
у
ребят
дружеские
взаимоотношения,
чувство коллективизма.
Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит
ответственная
задача
-
научить
детей
любить
песню,
дать
простейшие
певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь
вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками,
- и для слушания, и для разучивания.
Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет
народных
песен,
так
как
народная
песня
обладает
художественно-
воспитательной
ценностью,
не
перестает
восхищать
и
удивлять
своим
глубоким
содержанием
и
совершенной
формой.
Пение
народных
песен
знакомит
детей
с
национальными
традициями
народа,
с
его
песенным
прошлым.
Систематическое
их
исполнение
способствует
эстетическому
воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство
любви к Родине, родной природе.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению
дикции
и
артикуляции,
благоприятно
влияет
на
выразительность
речи.
Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь
даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают
положительные эмоции, у ребенка. Иногда при одном только упоминании
названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием
исполняют ее.
В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем
русская
народная
песня,
ведь
широкая
напевность
характерна
для
всех
жанров русской песни. Надо расширять репертуар и за счет современных
песен,
доступность
музыки
и
текста
которых
способствуют
быстрому
усвоению мелодии, развивают музыкальность.
Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для
их умственного и нравственного развития. Возможности голосового аппарата
дошкольников
довольно
ограничены
и
обычно
не
выходят
за
пределы
определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
как
правило,
совсем
не
сформированы.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет. У детей этого
возраста
голосовой
аппарат
еще
не
сформирован,
голосовая
мышца
не
развита, связки тонкие, короткие.
Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани
взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в
основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа) , так как грудной
резонатор (полость
трахей
и
бронхов) почти
не
развит.
Поэтому
голос
ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное. Голосовые
связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края
-
отсюда
легкость
и
недостаточная
звонкость
звучания.
Требуется
очень
осторожное, бережное отношение к детскому голосу.
В первую очередь продумываю подбор песенного материала. Песни
должны отличаться доступностью текста и мелодии:
простые, ясные по смыслу слова,
близкие образы,
события и явления;
простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков;
доступный певческий диапазон (ми - си) ;
короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
Необходимо работать над формированием устойчивого навыка
естественного, ненапряженного звучания, не допускать форсирования звука,
как во время пения, так и в разговорной речи. В работе необходимо создавать
благоприятную
атмосферу
для
слуха.
Необходимо
исключить
разговор
и
пение взрослых на форсированных звуках.
В работе с детьми 3-4 лет ставятся следующие задачи в области пения:
учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
внятно
произносить
слова,
понимая
их
смысл,
правильно
произносить
гласные и согласные в конце и середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ми - си;
петь
с
помощью
музыкального
руководителя,
с
музыкальным
сопровождением и без него;
формировать коллективное пение:
учить одновременно начинать и заканчивать песню;
не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет уже иные. На
пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них
окреп
голос,
увеличился
диапазон (ре
-
си),
дыхание
стало
более
организованным, хотя всё еще довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и
точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во
время
пения,
т.
е.
улучшается
артикуляция.
Дети
отличаются
большей
слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать
по
высоте
звуки,
расположенные
на
расстоянии
октавы,
сексты
и
даже
квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к
песне,
петь
после
вступления
вместе
с
взрослым;
начинают
петь
согласованно с музыкальным сопровождением и без него.
Важная задача при обучении детей пению - это раскрыть жизненное
содержание
песни
каждому
ребенку,
научить
его
радоваться,
получать
эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим
исполнением.
Чтобы
воздействие
песен
стало
эффективным,
и
дети
полюбили их, первую встречу с песней я провожу ярко и эмоционально,
обращаю особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной
выразительности и выразительность её литературного текста. Ребенок только
тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный
слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его
голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не
только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Среди всех певческих навыков особое внимание уделяется
звукообразованию:
петь
естественным,
высоким,
светлым
звуком,
без
напряжения и крика. Крик во время пение искажает естественный тембр
голоса,
отрицательно
влияет
на
интонацию,
гибельно
отражается
на
голосовых
связках
ребенка.
Голос
теряет
необходимую
легкость
и
приобретает
неприятный
горловой
звук.
Следует
обратить
внимание
на
правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так
как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении
различных гласных: одни дети не поют, а кричат открытым звуком; другие,
наоборот,
зажимают
челюсть.
Поэтому,
обучая
детей
пению,
хорошо
раскрывать рот, стараюсь привить навык плавного ведения звука, все время
показываю своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной
звук.
Между вокальными и речевыми способностями детей существует
прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у
него
высокое
звучание.
Важно,
чтобы
ребенок
смог
услышать
и
почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным
звуком. Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделить этому
особое внимание.
Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует
выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально,
способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает
образованию
у
ребенка
представления
о
песне,
повышает
интерес
к
разучиванию.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование
духовных
потребностей
человека,
его
нравственных
представлений,
интеллекта,
развитие
идейно-эмоционального
восприятия
и
эстетической
оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание –
это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие
способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах
музыкальной
деятельности,
которые
ставят
своей
целью
развитие
музыкальных
способностей
человека,
воспитание
эмоциональной
отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В
таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной
культуры человека.
Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально.
Безэмоционального
искусства
быть
не
может.
Эмоции,
вызванные
искусством, - это особый вид чувствований – художественные эмоции. Они
требуют высочайшей деятельности психики, напряженной работы мысли.
В
современных
условиях
значительно
повышается
роль
музыкального
воспитания во всестороннем развитии личности.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной
Н.А. М., 1982.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1978.
4. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как
условие формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. Дошкольное
воспитание. 1997. № 4.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной
Н.А. М., 1982.