Автор: Огородников Сергей Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ школа № 683 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры как средство повышения профессионального потенциала учителя.
Раздел: среднее образование
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры
как средство повышения профессионального потенциала учителя.
Сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным.
Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою
деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных
ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим
мышлением.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию
«научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать
задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций
обучающихся. Для этого необходимо искать наиболее адекватные методы обучения
и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
начальной школы.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти
различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него
условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными
особенностями.
В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте
личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке,
самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической
культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока,
способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
В результате освоения ключевых базовых компетентностей ученик должен
осознать «Я знаю, что умею это делать, и знаю, как это делать»: способность
работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по
собственной инициативе; умение проявлять инициативу, не спрашивая других,
следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими; готовность приобретать новые знания по
собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать «новое» у спортсменов более высокого класса.
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной
мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы её развития.
А также каждый ребёнок имеет определённые, присущие именно ему особенности
восприятия, мышления, памяти, интересов, свой уровень устойчивости
психических процессов, свой темперамент. А учебный процесс в большинстве
случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для
всех темпе, на одном содержании. Следовательно, для достижения
результативности обучения необходимо использование современных
образовательных технологий и нестандартных форм проведения уроков
физической культуры .
Остановимся на методике формирования ключевых компетенций через
разнообразные нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочных
мероприятий, востребованных современным социумом.
Творческие уроки. Это, в частности, конкурсы, интегрированные уроки, уроки-
сказки, уроки-праздники, уроки-путешествия с использованием соревновательного
и игрового эффекта. Уроки-соревнования, уроки - национальные игры, уроки с
использованием технических средств, мультимедиа и т.д. Благодаря которым,
ученики быстрее и лучше усваивают учебный материал.
Все эти методы повышают эффективность урока. Также для повышения
эффективности уроков необходимо применение нестандартного инвентаря.
Применение нестандартного оборудования в спортивном зале требует большой
фантазии и выдумке учителя, так как снаряды и приспособления должны быть в
основном пристенные или подвесные, выкатывающиеся или выносные, чтобы
можно было быстро привести их в рабочее состояние.
При проведении занятий нужно избегать штампов и стандарта, использовать
элементы нового, которые оживляют занятия. Например, строить учащихся по
диагонали, а также в две шеренги или на новом месте.
Общеразвивающие упражнения на месте ученики выполняют неохотно. Поэтому
нужно проводить разминку в движении, с различными предметами, в парах,
разминка командная, круговая, угловая, по диагонали, дугами, звездочкой,
индивидуальная, классом по очереди и чаще всего под музыкальное
сопровождение.
При проведении основной части урока рекомендуется использовать различные
игровые методы. Один из них это интегрированные игры. Особенности таких игр в
том, что используемые в них конкурсы, викторины, загадки, соревнования,
различные тексты подбираются и составляются таким образом, чтобы они
содействовали воспитанию патриотизма, чувства товарищества, долга, правил
здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности, этикета. Так же
интересны для ребят сюжетно-ролевые игры, которые развивают их творческие
способности и воображение.
Для учащихся старшей ступени более интересны метод круговой тренировки с
соревновательным эффектом.
Очень интересны и полезны для ребят интегрированные уроки. Например:
физическая культура и О.Б.Ж. Это урок-поход, урок-путешествие, в котором
сочетаются элементы туризма и физической подготовки. Или физическая культура
и география, где при проведении эстафет даются задания на решение различных
задач и т.д.
К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести также
использование на уроках элементов нетрадиционной ритмической гимнастики,
спортивных танцев. Ритмическая гимнастика является общедоступным,
высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной
физической культуры. Кроме этого, она способствует повышению физической
работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления,
развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает
занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство
удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия
не ослабевают, а укрепляются и все это приводит к ситуации успеха на уроке.
Занятия из серии "Изучаем свое тело" . На этих занятиях проводятся беседы о
своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за
собой и оказание первой медицинской помощи. Например, такие занятия: "Опора и
двигатели нашего организма", "Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу", "Дым
вокруг от сигарет, мне в том доме места нет", "Преодолей себя" и др.
Занятия из серии "История спорта", где школьники развиваются не только
физически, но и интеллектуально. Это такие занятия: как "Первобытные люди", где
дети выясняют, какое главное отличие человека от животных, какие
первоначальные навыки имелись у первобытного человека; "Первые Олимпийские
игры", где дети знакомятся с зарождением Олимпийского движения; "Знакомство с
современными видами спорта", где дети знакомятся с самыми различными видами
спорта с помощью наглядных пособий (книг, картин, видеофильмов и др.).
Подводя итог, можно сделать следующие выводы, что использование
нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте
компетентностного подхода в образовании - один из путей улучшения школьной
системы физической культуры – изменение форм проведения занятий. В частности,
включение в урок соревновательного эффекта выполнения упражнений, ведь
соревнования очень близки по своему содержанию к спортивной деятельности. А
это ведет к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Его
можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и
способы физического воспитания.
Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных
психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам
процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на
обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и
гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные
качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.