Напоминание

"Развитие математической речи четвероклассников в процессе формирования вычислительных навыков"


Автор: Савина Мария Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ ООШ
Населённый пункт: с. Октябрь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математической речи четвероклассников в процессе формирования вычислительных навыков"
Раздел: начальное образование





Назад




Савина Мария Михайловна

Учитель математики МКОУ ООШ с. Октябрь Кировской области

«Развитие математической речи четвероклассников в процессе формирования вычислительных

навыков»

Аннотация: В статье «Развитие математической речи четвероклассников в процессе формирования

вычислительных навыков» рассматривается целостный процесс обучения математике, направленный

на развитие у учащихся важного аспекта математической деятельности – математической речи;

описываются основные направления работы учителя начальных классов над развитием

математической речи учащихся на уроках математики.

Автор предлагает развитие математической речи осуществлять в процессе формирования

вычислительных навыков в соответствии с программой. Предложены задания, направленные на

совершенствование разных речевых умений четвероклассников.

Ключевые слова: математическая речь, вычислительные навыки, коммуникативно-речевые умения,

универсальные учебные действия, словесно-логическая конструкция, письменные обучающие

тексты, младшие школьники.

Развитие математической речи является важным коммуникативным навыком, становление и

развитие которого выступает как одна из основных задач реализации предметной области

«Математика» в начальной школе, представленной в федеральном государственном

образовательном стандарте начального общего образования .

Развитие математической речи у школьников происходит на всех этапах процесса обучения. Одним

из важных из них является этап формирования вычислительных навыков у школьников младших

классов, основой которых на каждом уроке является осознанное и прочное усвоение приемов устных

и письменных вычислений. Важной составляющей грамотной математической речи является

правильное построение математических высказываний учениками в процессе устного и письменного

вычисления. В связи с этим проблема развития математической речи четвероклассников

посредством формирования вычислительных навыков является актуальной.

А.С. Горчаков выделил критерии развития математической речи школьников:

– содержательность, поскольку основной функцией математической речи является передача

информации;

– осознанность, осмысленность речи, которая показывает, насколько школьник понимает то, о чём

говорит;

– доказательность, логичность высказываний;

– владение математическим языком: его алфавитом, синтаксисом и семантикой.

А.А. Столяром в математическом языке выделены две составляющие: язык математической и

логический язык, который состоит из терминов и символов, обозначающих логические операции,

которые используются для создания предложений и для вывода одних предложений из других.

Дж. Икрамовым определяются такие компоненты математического языка, как слова,

словосочетания, символы, предложения, тексты.

К общим коммуникативно-речевым умениям относятся: умение разбираться в условиях общения,

умение поставить коммуникативную задачу, умение спланировать речевые действия, умение

выполнить замысел речи, умение использовать контроль над речью.

К частным коммуникативно-речевым умениям можно отнести: умение прочитать математический

текст, умение пользоваться элементами письменной математической речи (символами, формулами,

схемами и др.), умение слышать математический язык, умение говорить на языке математики,

умение высказать суждения, прокомментировать, доказать (с учётом предметного математического

материала).

Достичь правильности математической речи достаточно трудоемкая работа, которая требует от

учителя обратить внимание на следующие моменты:

- насколько ученик понимает смысл математического понятия,

- как развита общая речь ученика,

- умение составлять математическое предложение,

- насколько он соблюдает правила элементарных логических знаний,

- каков уровень общематематической подготовки ученика,

- насколько он правильно воплощает устную речь в письменную и как правильно произносит

письменную запись в устной форме.

Формирование культуры математической речи школьников могут способствовать следующие виды

работ: в структуру урока могут быть включены диалоговые формы взаимодействия (учитель-ученик,

ученик-ученик); в структуру урока могут быть включены объяснения учителя, которые играют роль

образца для устной и письменной математической речи школьников; самостоятельная работа

учеников с письменными обучающими математическими текстами; оценка динамики

сформированности математической речи учащихся.

Главной составляющей грамотной математической речи выступает правильное произношение

терминов. В связи с этим учителю необходимо следить, прежде всего, за своей речью, а затем за

речью учащихся.

Целесообразно, по мнению многих учителей, на уроках математики в начальной школе проводить

словарную работу на правильное написание математических терминов, объяснение их значения.

Для формирования ясности, точности и логичности математической речи четвероклассникам можно

предложить задания на обнаружение лишних слов, неправильного порядка слов, ошибки и

неточности в математическом тексте .

Вопросно-ответные процедуры, которые используются учителем в процессе обучения математике,

являются эффективным средством формирования целого ряда универсальных учебных действий,

которые отмечены в стандарте.

На уроках математики в четвертом классе необходимо уделять внимание развитию письменной

математической речи при оформлении записи вычислений, решения задач различными способами,

формулировании ответа на вопрос задачи.

Развитию математической речи может способствовать специально разработанная система задач, в

которую целесообразно включить следующие задания:

1.

Задания, которые предназначены для работы с терминологией, символикой и

графическими изображениями.

Математические термины, которые необходимо записать символически, зачитываются учителем.

Запишите следующее предложение на математическом языке и реши:

1)

Число семь тысяч больше, чем число шесть тысяч пятьсот.

Ответ: 7000>6500.

2)

Уменьши 2400 в 4 раза.

Ответ: 240:4=600.

3) Сумма чисел семьсот тридцать пять и три тысячи девяносто равна трем тысячам восьмистам

двадцати пяти.

Ответ: 735+3090=3825.

Словесное изложение математических записей может помочь четверокласснику осмыслить смысл

задания, облегчит его решение, разовьет математическую речь.

Задания данного вида целесообразно использовать при формировании математического понятия и

на этапе повторения и закрепления.

Объясните значения следующих терминов: сложение, вычитание, деление, умножение, сумма,

разность.

Раскрывая сущность указанных терминов, учащиеся, с одной стороны учатся строить связную речь, с

другой – осознанно усваивают связи между математическими понятиями.

Используя равенство, реши пример.

А) 5125+1001=6126 5125+1002=?

Б) 8658-115=8543 8658-116=?

При решении данного задания дети должны установить связь между этими примерами т.е. провести

мыслительные операции анализа и синтеза и на их основе установить связь.

Ответ: значение суммы 5125+1002=6127, первое слагаемое в обоих примерах одинаковое, второе

слагаемое во втором примере увеличилось на одну единицу, соответственно, и значение суммы

увеличится на одну единицу

2. Задания, которые направлены на работу со словесно-логическими конструкциями

математического языка: нахождение лишних или установление недостающих признаков в

определениях математических понятий; нахождение ошибок в формулировках определений;

самостоятельная формулировка учащимися математических предложений.

1) Закончи рассуждения и установи истинность высказывания.

А) Если все слагаемые …, то сложение можно заменить умножением.

Сложение нельзя заменить умножение

__________________________________

Значит, … .

Б) Если хотя бы один из множителей равен …, то произведение равно нулю.

Произведение не равно нулю.

__________________________________

Значит, ни один из множителей … .

2) Сравни равенства в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором из них неизвестное число

больше. Проверь вычислением:

+ 3700= 7800

9000 –

= 4700

– 2800 = 3200

4500 +

= 6300

+ 3700 = 8000

9000 –

= 5000

– 2800 = 2200

4500 +

= 6800

3. Задания, которые обращены на работу с письменными обучающими текстами по математике

направлены на нахождение в тексте непонятных слов, языковых оборотов и символических

обозначений; нахождение ошибок в тексте; составление связного текста из «рассыпанных»

предложений (или фрагментов предложений); переход от краткой записи текста к развернутой

записи и обратно; описание графического изображения.

1) Опишите графическое изображение и вычислите:

3974 + 815 > 815 + 3794

786 * 29 = 786 + 29

2) Проверьте ответы и исправьте ошибки, если они есть.

6270+2840=9010 (9110) 230·90=2070 (20700)

4080+5920=10000 160·100=16000

9003-8640=363 9060:30=352 (302)

8201-7030=1161 (1171) 2340:13=180

3)

Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте девиз урока.

(Стоя на одном месте, новых горизонтов не откроешь.)

стоя

на

одном

месте

новых

горизонтов

не

откроешь

20700

16000

10000

9110

1171

363

302

180

- На какие группы можно разбить все числа в таблице? (трехзначные, четырёхзначные, пятизначные.)

- Назовите все числа, одним словом (многозначные).

- Как прочитать любое многозначное число? (сначала число разбиваем на классы, по 3 цифры справа

налево. Далее называется число единиц старшего класса, затем число единиц младшего класса,

название класса единиц не произносится).

Данные задания не только способствуют повышению уровня развития математической речи

четвероклассников, но и позволяют преодолеть многие трудности, возникающие у них в процессе

освоения математического языка и предметного содержания курса математики начальной школы

Таким образом, развитие математической речи четвероклассников связано с вычислительными

навыками, с лексически и семантически точным использованием терминологии, со

сформированностью аргументированного, безупречно логически выстроенного речевого и

письменного сопровождения вычислений.

Реализация указанных аспектов развития математической речи в процессе формирования

вычислительных навыков способствует достижению боле качественных образовательных результатов

начального обучения математике.



В раздел образования