Напоминание

Обобщение опыта работы по теме: " Реализация личностно- ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования"


Автор: Тарасенко Татьяна Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШИ №2
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение опыта работы по теме: " Реализация личностно- ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования"
Раздел: начальное образование





Назад





Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация

личностно- ориентированного образования в начальной школе как

условие эффективности повышения качества образования»
учитель Тарасенко ТС МОУ СШИ №2
Слайд №1

Д А Медведев из послания президента РФ Федеральному собранию
-Главная задача современной школы –это раскрытие способностей
каждого ученика
, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования
. Слайд№2
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в го с уд а р с т в е н н ом образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно- ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению знаниями. На это и направлена работа в школе.
Слайд№3
П р и о р г а н и з а ц и и л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о го у р о к а профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы
знать и

уважительно относиться
к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить

детские

“версии”

не

в

жестко-оценочной

ситуации

(правильно-

неправильно), а в равноправном диалоге.
Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
В этих условиях, я полагаю, ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно спо собствовать выражению учениками и х индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения». Методическая работа способствует включению учителей в постоянный педагогический творческий поиск
. Слайд №4
Научные основания современной концепции образования включают в себя индивидуальный подход. А также предусматривают личностно- ориентированный подход.
Слайд №5

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение,

которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и

субъективность процесса учения.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения. Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновационным процессом (в современное время).
Слайд №6
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению.
Слайд №7
Первый из них, предполагает
воздействие на личность ученика
с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание. Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен
на организацию образовательной среды
, находясь в которой ученик выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной деятельности ученика применяются различные образовательные технологии, предусматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную образовательную траекторию. Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его ключевых элементов является образовательная ситуация, которая практически присутствует на каждом уроке. (По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.) Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени
характеризовался нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Особенность нового образования заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса. Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и научиться управлять им. В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, т.е. включать следующие компоненты:
Слайд №8
 аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов);  когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);  деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач);  личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции). И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику. Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога
: Слайд №9

оптимистический подход к ребенку
и его будущему, как стремление педагога
видеть перспективы развития
личностного потенциала
ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств); 
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной

деятельности
, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору. Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п. Еще раз хочу подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и
не столько сам ученик, сколько те условия, которые

необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного

процесса
для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды. О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е.
условиях в которые попадает ученик в процессе

образовательной деятельности.

Слайд №10

-межличностные отношения

-направленность процесса

-профессионализм педагога

-материальные условия
Одной из составляющей части образования . которые я использую на уроке–является
Слайд №11

Применение активных методов обучения
- это система методов обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения. Активные методы обучения подразделяются на - методы начала урока, -методы выяснения целей, ожиданий, опасений, -методы презентации учебного материала, -методы организации самостоятельной работы, -методы релаксации, -методы подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Например:
Метод начала урока
.
Слайд№1
2 Цель его – настроить детей на продуктивную работу. На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или
«Летающие имена», « Мой цвет»- эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Использование методики критического мышления

Слайд№13

6 шляп
Одним из наиболее интересных приёмов можно смело назвать «6 шляп». Необходимо разъяснить, что это такое: 1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция. 2 шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики. 3 шляпа – чёрная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо). 4 шляпа – жёлтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего). 5 шляпа – синяя: аналитическая, поисковая. 6 шляпа – зелёная: изобретательская, творческая. Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаёт каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них. Всё зависит от творческой фантазии, изобретательности учителя, темы урока и целей, которые ставит перед учениками и собой учитель.


Актуализация субъектного опыта учащихся Слайд №14
Предлагаю ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы Свободно, без боязни выражать свое мнение Учитель выявляет личностные смыслы учащихся по поводу поступающей учебной информации Свободно, без боязни выражают свои эмоции Ученик проговаривает план своей учебной работы Предлагают разные способы выполнения учебного задания Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни

Создание на уроке ситуаций выбора и успеха Слайд №15
Обсуждаются ситуации нравственного выбора Демонстрируют, обнародуют свои творческие работы Предлагаются разноуровневые задания Выражают друг другу поддержку, дают позитивную «обратную связь» Используется рейтиноговая система оценивания тех или иных видов деятельности Проявляют высокую работоспособность Выражается поддержка учащимся, имеющим трудности в освоении материала Демонстрируют уверенное поведение
Введение учащихся в диалог Слайд №16
Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учеников Задают интересующие их различные вопросы Учителем ставятся проблемные вопросы Проявляют активность в обсуждении проблемы Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу
Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Слайд №17
Безоценочное обсуждение мнений учеников (в том числе и ошибочных) Работают над заданием в парах и группах Время фронтальных методов работы незначительно Свободно владеют разными видами самоанализа
Часть своих функций учитель перепоручает ученикам Умело осуществляют взаимоконтроль Функция учителя не авторитарная, а рекомендательная, консультационная Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь
Что же ждёт нас?

Ожидаемые результаты

Слайд№18

-для

обучающихся
( д и н а м и к а п о з и т и в н ы х и з м е н е н и й , сформированность УУД, овладение способами саморегуляции, повышение уровня мотивации)
-для

педагогов
(позиция педагога, результативность своего труда, публикации, методические разработки и т. д.)
-для ОУ
( гуманизация образования, повышение качества, раскрытие творческого потенциала ) Учитывая все выше изложенное, можно сделать
следующие выводы
: 1. При планировании урока необходимо учитывать: - индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику); - индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.). 2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам: - выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс; - предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, краткий рассказ, рассказ от имени героя, анализ ответа товарища и т. п.); - оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.


В раздел образования