Автор: Савельева Татьяна Петровна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 57
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Методическая разработка урока по производственному обучению
Тема: "Обработка прорезного кармана на основных деталях; обработка кармана в шве"
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ№57
Конспект урока по производственному обучению по теме:
"Обработка прорезного кармана на основных деталях; обработка кармана в шве"
Цели урока, его воспитательные и развивающие задачи:
1. Образовательные задачи:
–
У г л у б и т ь
з н а н и я
с п о с о б о в
о б р а б о т к и
к а р м а н о в .
–
Н ау ч и т ь
о б р а б а т ы в а т ь
к а р м а н ы :
и з
о с н о в н ы х
д е т а л е й ,
в
ш в е .
–
Формировать
умение
выбора
наиболее
эффективного
способа
обработки
карманов.
– Формировать умение выполнения самоконтроля.
2. Развивающие задачи:
–
Развивать
навыки
использования
инструкционно-технологических
карт
в
с а м о с т о я т е л ь н о й
р а б о т е .
– Развивать аналитическое мышление.
3. Воспитательные задачи:
–
В о с п и т ы в а т ь
у
о б у ч а ю щ и х с я
и н т е р е с
к
п р о ф е с с и и .
–
Воспитывать
у
обучающихся
чувство
ответственности
за
выполняемую
работу,
аккуратность.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:
Оборудование: промышленная швейная машина, краеобметочная швейная машина, утюг.
Инструменты
и
приспособления: ножницы,
ручные
иглы,
булавки,
см
лента,
мел,
линейка, лекала.
Наглядные
пособия: демонстрационный
стенд
образцы
готовых
карманов,
образцы
деталей карманов, плакаты.
Раздаточный
материал: образцы
карманов,
инструкционно-технологические
карты,
лекала.
Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и операций
Структура
урока: Урок
производственного
обучения
с
расчлененным
вводным
инструктажем
Методы проведения: – словесные (объяснение, инструктаж);
– наглядно-демонстрационный
Межпредметные
и
внутрипредметные
связи:
Материаловедение,
Оборудование,
Основы конструирования, Производственное обучение.
Литература, используемая при подготовке занятия: М.А.Силаева “Пошив изделий по
индивидуальным
заказам”;
А.Т.Труханова
“Технология
женской
и
детской
легкой
одежды”, А.Т.Труханова “Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды”;
Г.А.Иконникова
“Производственное
обучение
портных
по
пошиву
легкого
платья”;
Т.С.Сотникова “Технология одежды” (рабочая тетрадь).
Литература,
рекомендуемая
учащимся: М.А.Силаева
“Пошив
изделий
п о
индивидуальным
заказам”;
А.Т.Труханова
“Технология
женской
и
детской
легкой
одежды”;
Г.А.Иконникова
“Производственное
обучение
портных
по
пошиву
легкого
платья”; Т.С.Сотникова “Технология одежды” (рабочая тетрадь).
Структурные элементы урока
Время,
мин
1. Организационная часть
5
2. Вводный инструктаж по обработке кармана в шве
60
3. Перемена
5
4.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся
90
5. Перемена
15
6. Вводный инструктаж по обработке кармана из основных деталей
60
7. Перемена
5
8.Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся
90
9. Заключительный инструктаж
30
Всего
360
Ход урока
1. Организационная часть
1.Контроль посещаемости и готовности к уроку.
2.Осмотреть
внешний
вид
обучающихся,
соответствие
одежды
безопасным
условиям
труда и требованиям эстетики.
3.Назначение дежурных.
4.Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
2. Вводный инструктаж
Сообщить тему программы и тему урока, назвать его учебное значение.
Вводный инструктаж по обработке кармана в шве изделия.
Актуализация опорных знаний
Вопросы
Предполагаемый ответ обучающихся
1.Выберите правильный ответ: карманы в
рельефном шве могут располагаться:
а) по долевой нити;
б) по рисунку ткани;
в) по направлению шва;
в) По направлению шва
2.С какой отделочной деталью могут быть
обработаны карманы в шве?
С листочкой
3.Определите последовательность операций
обработки кармана в шве
1.Притачивание
подкладки
кармана;
2.Стачивание основных срезов деталей, где
р а с п о л о ж е н
к а р м а н ;
3.Ст ачивание,
обметывание
с р е з о в
п о д к л а д к и
к а р м а н а ;
4.Прокладывние
отделочной
строчки
по
карману.
Объяснение нового материала “обработка кармана в шве”:
– Показать образец кармана;
– Рассказать какое значение и применение имеет данный узел;
– Показать детали кроя, лекала деталей;
–
Разобрать
последовательность
обработки
кармана
в
шве,
используя
инструкционно-технологическую карту, графическое изображение, схему, образец кармана
и знания обучающихся;
- Обратить особое внимание на необходимость соблюдения технических условий
обработки.
– Показать трудовые приемы и действия, последовательность выполнения обработки
кармана в шве (раскрой деталей кармана, обработка кармана).
– Рассказать о самоконтроле качества при выполнении работы:
1. Клеевую кромку наклеить не доходя 1-2 мм до линии перегиба входа в карман;
2. Совмещать контрольные надсечки подкладки и основных деталей;
3. Ровность строчек и их выполнение в соответствии с техническими условиями.
– Предостеречь от брака:
Вид брака
Типичная ошибка
1. Перекат канта верхней подкладки
Не закреплен кант
2. Растянут вход в карман
Нет кромки
3.При
стачивании
основных
деталей
не
совпадает вход в карман
Не соблюдение технических условий; не
совмещение контрольных надсечек
– Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала:
показать
и
рассказать
последовательность
обработки
кармана,
используя
раскроенные детали или с помощью макета из цветной бумаги и демонстрационного
стенда.
– Напомнить правила безопасности труда:
при ручных работах, при работе на швейной машина, на краеобметочной машине,
при работе с электрическим утюгом.
Подведение итога вводного инструктажа и выдача задания обучающимся
– Вопросы обучающихся;
– Выдать задания обучающимся
– Сообщить критерии оценок:
а) Применение теоретических знаний на практике;
б) Владение трудовыми приемами;
в) Соблюдение технологических и технических требований, предъявляемых к качеству выполняемой
работы;
г) Соблюдение требований техники безопасности;
д) Организация рабочего места.
– Сообщить нормы времени на обработку кармана в шве:
крой кармана – 20 минут, обработка кармана – 70 минут
3.Перемена
4. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся
Упражнения обучающихся, самостоятельная работа и текущий инструктаж
Деятельность обучающихся:
Деятельность мастера:
Примеча
ние
1. Организация рабочего места.
2.Раскрой деталей.
3.Заправка швейной машины.
4.Обработка кармана в шве.
5.Работа на краеобметочной
швейной машине.
6.Выполнение влажно-тепловых
1.Наблюдения за началом работы всех
обучающихся группы.
2.Целевые обходы.
3. Наблюдение со своего рабочего места за
работой всех обучающихся. Коллективный
текущий инструктаж: затруднения в
работе, характерные для большинства
работ
учащихся группы.
4. Прием и оценка работ. Дополнительные
задания сильным учащимся.
5.Организация производственной
деятельности.
Номер
обхода
Цель обхода
Примечание
1
Проверить
организацию
и
содержание
рабочих
ме ст,
обратить
внимание
на
п од гото в к у
обучающихся.
Обратить внимание на:
(Антохин К.Н., Бродник
С.А.)
2
Проверить
правильность
выполнения
трудовых
приемов и операций.
Соблюдение требований безопасных условий труда
и санитарных требований.
Обратить внимание на:
(Толкач В.А., Дараманчук
И.В.)
3
П р о в е р и т ь
п р а в и л ь н о с т ь
с о б л ю д е н и я
т ех н ол о г и ч е с ко й
п о с л ед о ват е л ь н о с т и
и
технических условий изготовления кармана в шве.
Обратить внимание на:
(Толкач В.А., Чабатарев
Я.П.)
4
Проверить
правильность
ведения
самоконтроля,
соблюдение технических условий работы.
Обратить внимание на:
(Пахомов М.М.)
5
Провести приемку и оценку выполненных работ
Выдать дополнительные задания обучающимся:
Доп. задание (Савин В.Н.)
5.Перемена
6.Вводный инструктаж по обработке прорезного кармана на основных деталях
Актуализация опорных знаний
Вопросы
Предполагаемый ответ обучающихся
1. Место расположения
кармана
Зависит
от
модели
(например:
в
юбке
между
рельефом
и
боковым швом)
2. Особенности
обработки кармана
Срез верхней детали в месте расположения кармана может
быть обработан обтачкой или одной частью подкладки кармана
и боковые стороны подкладки (мешковины) должны войти в
швы соединения основных деталей.
3. Последовательность
обработки кармана
1.Обработать срез верхней детали
2.Скрепить верхнюю деталь с нижней
3.Стачать подкладку по нижнему краю
4.Стачать
основные
детали,
вкладывая
боковые
стороны
подкладки.
Объяснение нового материала “обработка прорезного кармана на основных деталях”
– Показать образец кармана;
– Рассказать какое значение и применение имеет данный узел;
– Показать детали кроя, лекала деталей;
– Разобрать последовательность обработки прорезного кармана на основных деталях,
используя
инструкционно-технологическую
карту,
графическое
изображение,
схему,
образец кармана и знания обучающихся.
-Обратить
особое
внимание
на
необходимость
соблюдения
технических
условий
обработки.
– Показать трудовые приемы и действия, последовательность выполнения обработки
прорезного кармана на основных деталях (раскрой деталей кармана, обработка кармана).
– Рассказать о самоконтроле качества при выполнении работы:
1. При выметывании канта контролировать его ширину;
2. Форма кармана в соответствии с моделью;
3. Ровность строчек и их выполнение в соответствии с техническими условиями.
– Предостеречь от брака:
Вид брака
Типичная ошибка
1. Перекат канта (срез верхней детали)
Не закреплен кант
2. Форма кармана не по модели
Ошибка при крое; не соблюдение
технических условий.
3.При стачивании основных деталей не
совпадает вход в карман
Не соблюдение технических условий; не
совмещение контрольных надсечек
– Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала: показать и рассказать
последовательность обработки кармана, используя раскроенные детали или с помощью
макета из цветной бумаги и демонстрационного стенда.
– Напомнить правила безопасности труда:
при ручных работах, при работе на швейной машина, на краеобметочной машине, при
работе с электрическим утюгом.
Подведение итога вводного инструктажа и выдача задания обучающимся
– Вопросы обучающихся;
– Выдать задания обучающимся
– Сообщить критерии оценок:
а) Применение теоретических знаний на практике;
б) Владение трудовыми приемами;
в) Соблюдение технологических и технических требований, предъявляемых к качеству
выполняемой работы;
г) Соблюдение требований техники безопасности;
д) Организация рабочего места.
– Сообщить нормы времени на обработку кармана из основных деталей: крой кармана –
20 минут, обработка кармана – 70 минут
8. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся
Упражнения обучающихся, самостоятельная работа и текущий инструктаж
Деятельность обучающихся:
Деятельность мастера:
Примечание
1. Организация рабочего места.
2.Раскрой деталей.
3. Заправка швейной машины.
4. Обработка кармана в шве.
5. Работа на краеобметочной
швейной машине.
6. Выполнение влажно-
тепловых работ
1.Наблюдения
за
началом
работы
всех
обучающихся
группы.
2.Целевые обходы.
3. Наблюдение со своего рабочего места за работой всех
обучающихся.
Коллективный
текущий
инструктаж:
затруднения
в
работе,
характерные
для
большинства
учащихся группы.
4.
Прием
и
оценка
работ.
Дополнительные
задания
сильным учащимся (Савин В.Н., Рябинов А.В.).
5. Организация производственной деятельности
Номер
обхода
Цель обхода
Примечание
1
Проверить организацию и содержание рабочих
мест,
обратить
внимание
на
подготовку
обучающихся.
Обратить
внимание
на:
(Кабанов Д.В.)
2
Проверить правильность выполнения трудовых
приемов и операций
Соблюдение
требований
безопасных
условий
труда и санитарных требований
Обратить
внимание
на:
(Егоркин
А.И.,
Семенов
А.В.)
3
П р о в е р и т ь
п р а в и л ь н о с т ь
с о б л юд е н и я
технологической
последовательности
и
технических
условий
изготовления
кармана
в
шве
Обратить
внимание
на:
(Дыдычкин
И.С.,
Бродник
С.А., Балашов М.М.)
4
Проверить правильность ведения самоконтроля,
соблюдение технических условий работы.
Обратить
внимание
на:
(Пахомов М.М.)
5
Провести приемку и оценку выполненных работ
Выдать дополнительные задания обучающимся:
Доп. задание: Савин В.Н.,
Рябинов
А.В.,
Чабатарев
Я.П.)
9. Заключительный инструктаж
1. Подведение итогов работы за учебный день
Рассказать об итогах работы.
Разобрать
причины
появления
наиболее
характерных
недочетов
в
работе
обучающихся и типичных ошибок, рассказать об их предупреждении и исправлении.
Отметить учащихся, добившихся отличного качества работы
Сообщить оценку каждому обучающемуся.
Домашнее задание: повторить тему “Обработка прорезных карманов”.
Уборка рабочих мест.
автор: Савельева
Татьяна
Петровна,
мастер
производственного
обучения