Напоминание

"Инновационная деятельность - база становления личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования"


Автор: Боровцова Людмила Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ" Кардымовского района Смоленской области
Населённый пункт: пгт. Кардымово Смоленской области
Наименование материала: Инновационная деятельность педагога в современном образования
Тема: "Инновационная деятельность - база становления личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- БАЗА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В

настоящее

время

в

стране

большое

внимание

уд е л я е т с я

дополнительному

образованию

детей.

Обязательное

обучение

не

дает

таких

возможностей

ребенку,

как

дополнительное.

В

дополнительном

образовании

ребенок делает сам свой выбор. Ребенок, приходя в такие учреждения находит то

занятие, которое ему нравится и с которым он может легко справляться. Он здесь

становится успешным и приобретает уверенность в себе.

В

нашем

учреждении

проводится

активная

работа

с

семьями

детей,

посещающих наши творческие объединения.

Такое взаимодействие помогает

нам

развивать

личность

ребенка,

т.к.

становление

личности

происходит

под

влиянием большого количества разнообразных факторов семейного уклада и

климата, успешности или неудач в обучении, места и роли в детском сообществе,

окружающих взрослых и т.д.

Не требует также доказательств высказывание, что далеко не каждый

взрослый, находящийся рядом, является воспитателем юной личности. Такая

роль отводится только тому, кого выберет сам ребенок – подросток - юноша, кто

сможет заслужить его уважение и доверие.

Среди

множества

взрослых,

окружающих

детей,

особое

место

принадлежит педагогу дополнительного образования.

Именно этот человек может и должен стать тем авторитетом, который

оказывает

влияние

на

становление

и

развитие

ребенка.

Приведем

несколько

аргументов:

во-первых, выбирая для себя интересное направление деятельности в

системе дополнительного

образования, ребенок имеет возможность выбора

педагога;

во-вторых, руководитель детского творческого объединения является

профессионалом, а значит и образцом, в увлекательном для воспитанника деле;

в-третьих, общение детей и педагога происходит в неформальной

обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно, открытыми.

1

Поэтому, чтобы оставаться авторитетом для ребенка как можно дольше

педагог

ДО

старается

в

образовательной

деятельности

постоянно

осваивать

новые

формы

работы,

этим

самым

возрастает

интерес

обучающегося

и

происходит профессиональный рост педагога. Ведь любая новая форма влечет за

собой дополнительную теоретическую подготовку кадров.

Таким

образом,

индивидуальный

творческий

рост

личности

педагога

становится

истоком

инновационной

деятельности

учреждения

и

результатом

создаваемой

в

его

условиях

образовательной

среды,

воспитательного

пространства.

Если рассматривать работу нашего Центра на протяжении последних лет,

уже можно отметить новые для нас формы работы. Сеть наших творческих

объединений

расширилась.

Появились

новые

творческие

объединения,

востребованные

социумом,

что

повлекло

за

собой

обновление

нашей

деятельности.

Во-вторых, желание педагогического коллектива, изменить что-то в

своей работе. Поэтому с целью привлечения детей в творческие объединения и

широкого пропагандирования деятельности ЦДТ, на одном из совещаний для

2

педагогических

работников,

было

принято

решение,

начать

совместную

деятельность с учителями начальных классов общеобразовательной СШ, которая

находится

в

шаговой

доступности

от

нашего

учреждения.

Поступило

предложение провести несколько занятий в форме творческих мастерских для

одного

из

начальных

классов,

по

комплексу

тем,

перекликающихся

с

программами

по

технологии

в

школе.

Затея

оказалась

интересной.

После

проведения

нескольких

творческих

мастерских,

появились

заявки

от

других

классов. Учителя с удовольствием откликнулись на это предложение.

По результатам проведенных занятий, учителя школы обратили

внимание на:

-повышенную

восприимчивость

ребенка,

к

достаточно

богатому

информационному материалу, который был им предложен;

3

-

большой

интерес

в

ходе

практической

деятельности

и

положительный настрой ребят к новой форме проведения занятий (это разные

виды наглядностей, смена преподавателя и обстановки, а также неформальное

общение педагога с детьми).

В результате чего, согласовав с родителями, учителя обратились к нам с

предложением, после занятий в школе, принимать детей из этих классов, в те

творческие объединения, с которыми они начали свое сотрудничество.

Со временем открылось новое творческое объединение «Гимнастика», в

котором особенно нуждаются дети с нарушением здоровья. В курс обучения

были включены разделы, позволяющие познания детьми своего здоровья и самих

себя.

Был отмечен положительный результат этих занятий, это:

восстановление и развитие психических функций (памяти, мышления,

интеллекта, психомоторики);

снижение

уровня

локальных

эмоциональных

расст ройств

(возбудимости, тревожности, эмоциональной неустойчивости и др.);

развитие навыков и способностей к волевым усилиям и психической

саморегуляции;

формирование

адекватного

отношения

к

собственному

«Я»

(адекватной самооценки, понимания своих проблем и возможностей);

Развитие навыков творческого самовыражения и принятия решения.

4

С детьми данной группы работают и другие творческие

объединения

центра, что положительно сказывается на состояние детей.

Ребята приходят после уроков всем классом и с удовольствием занимаются

в творческих объединениях.

Для нашего учреждения еще одной новой формой работы стала работа с

детьми дошкольного возраста. Эта форма работы появилась благодаря тому, что

наше

учреждение

располагалось

в

одном

здании

с

детским

садом,

и

эту

возможность нельзя было не использовать.

Была проведена рекламная работа с родителями и дети 5-летнего

возраста

стали

активно

посещать

ЦДТ.

В

настоящее

время

контингент

обучающихся

детсадовского

возраста

составляет

28%

всех

обучающихся

учреждения.

5

Работа с дошкольниками требует особой специфики, связанной с их

возрастными особенностями, и поэтому вызывает определенные трудности в

работе педагога, но наблюдается и большой положительный эффект:

- эти дети впоследствии создают основной контингент обучающихся в ЦДТ;

- у педагогов происходит особо тесное взаимодействие с родителями, так

как родители более заинтересованы в творческом развитии своего ребенка

именно в младшем возрасте;

6

Эту

категорию

детей

очень

легко

задействовать

в

основной

массе

мероприятий

проводимых

совместно

с

родителями,

т.к.

родители

их

всегда

сопровождают. Явка детей дошкольного возраста на мероприятия практически

100%.

Но

наиболее

подробно

хотелось

бы

рассказать

о

другом

виде

инновационной

деятельности

нашего

Центра,

эта

работа

с

детьми

с

ограниченными

возможностями.

Для

многих

из

них

учреждения

дополнительного образования- единственное окно в мир. Эта деятельность очень

актуальна,

так

как

эту

категорию

детей,

необходимо

окружить

заботой

и

вниманием.

По

согласованию

с Сектором

социальной

защиты

населения,

было

сформировано

творческое

объединение,

где

эти

дети

занимались

образовательной деятельностью по программе «Умелые руки».

7

Затем

они

стали

посещать

другие

творческие

объединения:

«НТМ»,

«Мягкая

игрушка».

Дети,

у

которых

не

было

проблем

с

передвижением,

с

удовольствием посещали и посещают наши творческие объединения и сейчас, а

вот дети, которые не могут самостоятельно передвигаться, перестали посещать

Центр, так как у родителей не всегда находилась возможность их регулярно

доставлять на занятия. Поэтому мы выбрали дополнительную форму работы с

этими

детьми,

это:

-

проведение

для

них

массовых

мероприятий,

которые

проходят несколько раз в год; - оказание им помощи при изготовлении поделок

для участия в районных и областных выставках и подготовка художественных

номеров и выступлений в концертных программах и мероприятиях, для детей с

ограниченными возможностями.

С

целью

повышения

коммуникативной

культуры

личности,

активной

жизненной позиции, расширения круга интересов и оптимизации отношений в

семье, мы расширили свою деятельность по работе с детьми с ограниченными

возможностями, в виде регулярных творческих встреч.

8

Эти творческие встречи дают возможность в течение учебного года всем

творческим объединениям Центра показать свою деятельность и состоят из двух

частей. Одна часть творческих встреч содержит в себе творческую мастерскую по

изготовлению поделок из разного материала. Здесь свое мастерство демонстрируют

творческие объединения декоративно-прикладного напрвления. Другая часть встреч

проходит в виде мини- концертов, спектаклей, игр. В них поочередно принимают

участие творческие объединения художественного направления.

Эти новые формы работы раскрыли творческий потенциал педагогического

коллектива. Мы на практике убедились, что любая инновация невозможна как

некое

локальное

действие

узкого

круга.

Работа

в

данном

направлении

объединила и сплотила весь коллектив, расширились и укрепились наши связи с

общеобразовательными школами, с культурными учреждениями и т.д., а также,

заметен

профессиональный

рост

педагогических

кадров.

Педагоги,

занимающиеся

данной

работой,

имеют

высокий

профессиональный

уровень.

Взяв на вооружение новые формы работы, педагогам пришлось активно заняться

самообразованием

и

повышением

квалификации,

так

как

работа

с

таким

контингентом

детей

требует

особого

подхода:

в

данном

случае

необходимо

9

хорошо

знать

возрастную

психологию;

уметь

правильно

определять

степень

нагрузки; применять индивидуальный подход и т.п.

На данный момент учреждение не испытывает дефицита обучающихся.

Пользуется

в

социуме

популярностью

и

востребованностью.

Данная

деятельность преобразовала наше учреждение дополнительного образования в

целостный воспитательный комплекс, где прекрасно налажено общение детей и

взрослых,

что

позволяет

достигнуть

системного

эффекта

в

воздействии

на

ребенка для развития его творческих способностей.

Методист «ЦДТ»-Л.П.Боровцова.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Кардымовский Центр детского творчества»

Инновационная

деятельность Кардымовского

10

Центра детского творчества-

база становления личностно-

профессиональной позиции

педагога дополнительного

образования

Кардымово

27 февраля 2008г.

11



В раздел образования