Автор: Филик Марина Васильевна
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: ГБПОУ СО "ККИ"
Населённый пункт: Краснотурьинск Свердловской области
Наименование материала: РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ДУХОВИКА КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Тема: Организация самостоятельных занятий обучающихся на духовых инструментах
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
"Краснотурьинский колледж искусств"
РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТА ДУХОВИКА КОЛЛЕДЖА
ИСКУССТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
"Инструментальное исполнительство по видам инструментов"
Оркестровые духовые и ударные инструменты
(Методическая разработка)
Составитель:
Преподаватель Филик Марина Васильевна
Краснотурьинск
2019
Роль и организация самостоятельной работы
студента духовика колледжа искусств
музыкального отделения
Профессиональное
обучение
музыканта
осуществляется
главным
образом
в
рамках
двух
форм
учебно-тренировочной
работы:
классных
уроков под руководством педагога и самостоятельных занятий. Успех в
обучении в решающей степени зависит от того, как тесно взаимодействуют
обе формы работы, насколько активно они поддерживают и стимулируют
друг друга. Урок способен стать эффективным средством обучения только
в сочетании с интенсивной домашней работой ученика. С другой стороны,
успех самостоятельной работы определяется содержанием урока, умением
педагога правильно подготовить студента к самостоятельной деятельности.
Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть
общего времени занятий на инструменте (два-три часа в неделю). Основная
его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа носит
временный характер, домашняя же работа остается с музыкантом на всю
исполнительскую жизнь. Задача классной работы заключается в том, чтобы
подготовить
студента
к
самостоятельному
творческому
труду.
Следовательно, организация, направление и контролирование домашних
занятий студента является важнейшей задачей педагога-музыканта. Решая
эту
задачу,
педагог
должен,
прежде
всего,
позаботиться
о
том,
чтобы
воспитать своего ученика в духе трудолюбия, приучить его к ежедневному
напряженному труду. Путь к трудолюбию лежит через веру ученика в
могущество труда. Студенту важно понять, что систематический труд есть
обязательное и главное условие овладения исполнительским мастерством.
Как ни странно, но эта очевидная истина осознается далеко не всеми
молодыми
музыкантами.
Одни
из
них
видят
секрет
успехов
только
в
музыкальной
одаренности.
Другие
занимаются
лишь
по
настроению
и
большую
часть
времени
проводят
в
бездействии,
ожидая
прихода
«вдохновения».
Третьи
погружаются
в
поиски
исполнительских
«секретов»:
по
их
мнению,
человеку,
овладевшему
этими
секретами,
систематически трудиться не нужно. Все эти представления, разумеется,
несостоятельны. Секрет успехов в музыке может познать лишь тот, кто
познает
секрет
трудолюбия.
Возможности
же
творческого
труда
практически
безграничны.
Об
этом
свидетельствуют
и
данные
современной физиологии. Исследования ученых показали удивительную
пластичность
нервной
системы
человека,
раскрывающую
почти
безграничные
возможности
для
развития
всех
его
музыкальных
способностей.
Они
подтвердили,
что
повышенная
склонность
к
труду
является
важнейшим
признаком
музыкальной
одаренности.
Настоящий
талант в музыке — это одержимость, страсть, проявляющиеся в любви к
инструменту, в неизменной потребности совершенствоваться, трудиться.
Эффективность
труда
музыканта
резко
возрастает
в
обстановке
увлеченности своим делом. Вместе с тем увлеченность и вдохновение
появляются в процессе постоянного и напряженного труда. Студент должен
трудиться
систематически,
не
поддаваясь
временным
настроениям,
но
подчиняясь строгой самодисциплине. Хорошо известно высказывание об
этом П. Чайковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит
посещать ленивых. Даже человек, одаренный печатью гения, ничего не
создаст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться».
Недостаточно убедить студента в необходимости и важности труда, нужно
еще научить его трудиться. Многие студенты занимаются небрежно, без
плана и цели, они разбрасываются, отвлекаются, бесконечно повторяют
одни и те же ошибки. Такие занятия малорезультативны. Заниматься нужно
так, чтобы при наименьшей затрате времени и сил достигать наилучших
результатов.
Приступая
к
изучению
того
или
иного
музыкального
материала,
следует
прежде
всего
осознать
его
смысл,
определить
целесообразные методы работы, ясно представить себе конечную цель.
Самостоятельно работая над гаммой, этюдом или пьесой, студент должен
максимально сосредоточить все свое внимание, волю с тем, чтобы уже на
данном
этапе
добиться,
возможно,
большего
на
пути
к
цели.
Труд
музыканта должен быть не только сосредоточенным, но и умным. Не
следует
ограничиваться
простым
проигрыванием
материала.
Над
ним
нужно
работать.
Работая,
музыкант
дифференцирует
трудности,
анализирует возникающие задачи, исследует причины неудач, «подбирает
ключ» к сложным эпизодам. Вся самостоятельная работа должна протекать
в обстановке непрерывного слухового самоконтроля. Соблюдение этого
условия
оправдано
лишь
в
том
случае,
если
оно
будет
сочетаться
с
достаточно высокой требовательностью к своей игре. Весь процесс при
этом протекает по следующей формуле: «Я играю, я слушаю, я сужу себя»
(П. Казальс). Каким образом педагог может научить студента правильно
работать?
Многому
студент
учится
самостоятельно,
тщательно
присматриваясь к методам работы педагога в классе. Неоценимое значение
имеют
беседы
педагога,
посвященные
этому
вопросу.
Периодически
следует проводить контрольные уроки, имитирующие самостоятельную
работу студента. Во время этих уроков ученик занимается, а педагог, не
вмешиваясь, наблюдает, изредка делая замечания. В конце урока педагог
подводит итоги своим наблюдениям, делает выводы, отмечает недостатки,
дает рекомендации. Не менее полезны инструктивные уроки, во время
которых педагог организует самостоятельные занятия студента, подробно
освещая
правильные
методы
самостоятельной
работы.
Успех
самостоятельных
занятий
студента
зависит
не
только
от
правильных
методов работы, но и от правильной организации домашнего труда. Здесь
также
необходима
помощь
педагога.
Организуя
домашние
занятия
студента,
педагог
должен
ознакомиться
с
его
бытом,
с
условиями
его
жизни, помочь наладить твердый распорядок дня. Помещение, в котором
занимается студент, должно быть хорошо освещенным, его периодически
следует проветривать. Ноты устанавливаются на пульте. Высоту пульта
следует привести в соответствие с ростом студента, в противном случае
могут возникнуть нарушения в постановке корпуса и головы. Заниматься
нужно
стоя.
Во
время
занятий
желательна
тишина,
ничто
не
должно
отвлекать внимания занимающегося. Организации самостоятельной работы
студента
помогают
домашние
задания
и
проверка
их
выполнения.
Студентам колледжа предоставляется большая самостоятельность. Задания
они получают в устной форме. Домашние занятия должны проводиться
систематически, планомерно и регулярно. Заниматься нужно ежедневно.
Каждый
пропущенный
день
невосполним.
Попытки
компенсировать
пропущенный
день
более
интенсивными
последующими
занятиями
не
приводят
к
желаемому
результату,
так
как
образующиеся
при
этом
перегрузки резко снижают производительность труда. В том случае, если
студент интенсивно трудится каждый день, один день в неделю может быть
предоставлен ему для отдыха. Такой режим, предохраняя организм от
накопления усталости, позволяет повысить результативность всей рабочей
недели. Четкой организации домашней работы содействует планирование.
К сожалению, этот метод не пользуется популярностью у духовиков, тогда
как он способен принести немалую пользу, как студенту, так и педагогу.
Для планирования заводится специальная тетрадь, в которую заносятся
недельные графики и ежедневные планы. В этой же тетради можно вести
профессиональный
дневник,
записывать
свое
исполнительское
самочувствие,
результаты
работы
над
тем
или
иным
материалом,
возникающие вопросы, наблюдения, выводы. Знакомясь с планами, педагог
получает
информацию
об
объеме
проделанной
студентом
работы,
о
причинах тех или иных недостатков в его исполнении и на этом основании
вносит
те
или
иные
коррективы
в
систему
самостоятельных
занятий
студента. Желательно, чтобы занятия по возможности проводились в день
получения домашнего задания, в одно и то же время. Лучшее время для
работы — утренние часы. Занятия в одно и то же время вырабатывают
привычку организма, вносят определенный ритм в распорядок дня. Все это
положительным
образом
отражается
на
обучении.
Организуя
самостоятельные
занятия
студента,
педагогу
необходимо
правильно
определить
объем
ежедневно
охватываемого
материала.
Сколько
часов
нужно заниматься в день? Этот вопрос часто тревожит сознание студента.
Дать на него однозначный ответ очень трудно. Определение оптимального
объема
работы
зависит
от
многих
факторов:
возраста
студента,
выносливости его губ, задач, стоящих перед ним. Губной аппарат студента
младшего
возраста
еще
слаб
и
неустойчив,
справиться
с
большими
нагрузками он не способен. Естественно, что объем предлагаемого ему
домашнего задания не может быть большим. Работать над ним студент
должен небольшими порциями на протяжении дня. По мере формирования
и укрепления губного аппарата, объем заданий и их сложность постепенно
возрастают. Увеличивать количество часов, отводимых домашней работе,
целесообразно
до
тех
пор,
пока
эти
часы
сохраняют
свою
результативность.
Предел
определяется
ослаблением
внимания
и
утомлением губного аппарата. В течение рабочего дня губной аппарат
должен получить полную, но отнюдь не чрезмерную нагрузку. В борьбе с
напряжениями
растет
тренированность
мышц.
Однако
перенапряжений
следует избегать, так как они могут привести к травмированию губного
аппарата. Студенту важно научиться определять предел разумного роста
нагрузок. Губы, получившие полную (но не чрезмерную) нагрузку, должны
в
течение
ночного
отдыха
полностью
восстанавливать
свою
работоспособность.
В
противном
случае
изо
дня
в
день
будет
накапливаться усталость, губы станут пустыми и обескровленными, звук
потеряет
тембристость,
занятия
лишатся
результативности.
Ощущая
симптомы
подобного
рода,
обязательно
нужно
сократить
объем
выполняемой
работы. Только путем разумного сочетания напряжения и
отдыха
можно
выработать
крепкий,
выносливый
аппарат.
Как
свидетельствует
практика,
серьезные
занятия
на
инструменте
требуют
трех-пяти часов ежедневной работы. Непрерывная работа с инструментом
не
должна
длиться
более
40—45
минут.
По
истечении
этого
срока
внимание притупляется, а продуктивность занятий резко падает. После
пятнадцатиминутного отдыха музыкант, восстановив работоспособность
организма, получает возможность трудиться с прежней эффективностью.
Слишком
увлекаться
отдыхом
тоже
не
следует:
длительные
перерывы
расхолаживают
музыканта,
его
работа
лишается
сосредоточенности
и
целеустремленности. Как свидетельствует опыт многих духовиков, в том
случае,
если
позволяют
возможности,
комплекс
ежедневной
работы
целесообразно делить на две порции, приходящиеся на разное время дня.
Система занятий в два приема позволяет повысить эффективность труда,
увеличить
объем
выполняемой
работы.
Решающее
значение
в
системе
самостоятельных
занятий
имеет
качество
охватываемого
музыкального
материала.
В
своей
совокупности
этот
материал
образует
комплекс
ежедневной самостоятельной работы, который приводит аппарат духовика
в
рабочее
состояние,
поддерживает
его
исполнительскую
форму
на
должном уровне, обеспечивает дальнейший рост мастерства, позволяет
подготовиться
к
ответственным
выступлениям.
Комплекс
должен
быть
прогрессивным, плодотворным по результатам: он должен охватывать все
исполнительские
средства,
шлифовать
все
грани
исполнительского
мастерства, обеспечивать развитие всех сторон музыкальных способностей
студента.
Важнейшим
принципом
хорошо
сформированного
комплекса
является
гармоничное
сочетание
звукового
и
технического
материала.
Звуковой и технический материал в свою очередь может быть разделен на
общий и прикладной. Общий материал (гаммы, специальные упражнения,
этюды и т. д.) призван обеспечить общее развитие звуковых и технических
качеств студента; прикладной звуковой и технический материал включает
в
себя
те
технические
произведения,
которые
готовятся
студентами
к
экзаменам и концертам. Студентам - первокурсникам комплекс домашних
занятий
формирует
педагог.
Следует
научить
студента
сознательно
выполнять задание педагога. Он должен знать не только «что», но и «как»,
«во имя чего» он выполняет это задание. По мере становления сознания
молодого музыканта необходимо осуществлять постепенный переход от
полного
контроля
к
руководимой
самодеятельности
студента.
Всеми
средствами
следует
стимулировать
его
активность,
инициативу.
Иногда
гораздо полезнее указать лишь направление его самостоятельных поисков,
лишь путь к достижению цели, по которому он должен идти сам. «Голова
ученика — это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который
нужно зажечь»,— говорили древние мудрецы. Сознательное отношение к
обучению и самостоятельность мышления вырабатываются, прежде всего,
в
процессе
формирования
студентом
собственной
системы
домашних
занятий. Как можно раньше студент должен понять, что не существует
универсальных комплексов, пригодных для всех исполнителей и на все
случаи
жизни.
Формирование
системы
домашних
занятий
—
процесс
живой, гибкий, требующий к себе подлинно творческого отношения, учета
своих индивидуальных особенностей. Созданию комплекса содействует
собственная вдумчивая практика студента, в ходе которой он познает себя,
то есть замечает, какие упражнения приносят ему наибольшую пользу,
какие
оказываются
малоэффективными,
какие
области
техники
у
него
отстают, в каком направлении ему следует прилагать наибольшие усилия и
т. д. Нельзя всю жизнь пользоваться одним и тем же комплексом. В системе
домашних
занятий
должна
быть
заложена
идея
совершенствования,
прогресса. Эта система должна гибко приспосабливаться к изменяющимся
задачам, учитывать предстоящую нагрузку и состояние губного аппарата,
сложность изучаемого музыкального материала. Система самостоятельных
занятий духовика должна включать в себя следующие элементы:
1)
упражнения для разыгрывания,
2)
общую работу над звуком,
3)
общую техническую работу,
4)
работу над художественным материалом,
5)
работу над дополнительным материалом.
Начинать
ежедневные
занятия
следует
с
разыгрывания.
Разыгрывание
необходимо
для
того,
чтобы
привести
мышцы
исполнительского
аппарата
(прежде
всего
мышцы
губного
аппарата)
в
рабочее состояние. Если мышцы в бездействии, то для циркуляции крови,
снабжающей их питательными веществами, раскрыта лишь небольшая часть
капилляров.
Когда
же
мышцы
начинают
работать,
прежде
закрытые
капилляры раскрываются, при этом резко увеличивается скорость потока
крови,
мышцы
начинают
лучше
снабжаться
питательными
веществами,
возрастают их сила и выносливость. Этой цели и служит разыгрывание.
Разыгрывание необходимо не только для улучшения кровоснабжения мышц,
но и для их разогревания. Мышцы обладают вязкостью, которая возникает
при движении вследствие трения частиц мышечной ткани одна о другую.
Это трение, естественно, сопротивляется как сокращениям мышц, так и их
расслаблениям. Чем больше вязкость, тем хуже эластичные свойства мышц.
Зависит же вязкость от температуры. В состоянии покоя температура тела
человека ниже, вязкость мышц при этом наибольшая. Если в этих условиях
достаточно
сильно
и
резко
напрячь
мышцу,
может
произойти
травма.
Важнейшим профилактическим средством против подобного рода травм
является разыгрывание — разминка. Последняя повышает температуру тела,
уменьшает
вязкость
мышц,
увеличивает
их
эластичность.
При
этом
активизируются физиологические процессы, обеспечивающие интенсивную
мышечную деятельность, но чрезмерные занятия на духовом инструменте
могут
сказаться
вредно
на
здоровье
студента
и
вызвать
некоторые
заболевания: расширение сердца, эмфизема легких. Поэтому они должны
быть строго регламентированы, тем более, если студент совмещает их с
игрой
в
оркестре.
После
игры
на
инструменте
губы,
горло,
бывают
разгорячены
и
легко
подвергаются
обветриванию,
воспалению.
Больше
всего надо беречь губы от различных внешних раздражений, поэтому сразу
после игры в помещении выходить на воздух не рекомендуется, особенно в
зимнее
время.
Полезно
исполнителю-духовику
всегда
иметь
дома
дезинфицирующую жидкость «Календулу». Для музыканта-духовика
курение
совершенно
противопоказано.
Зато
занятие
спортом
(легкая
атлетика, лыжи) очень полезно и даже необходимо. Всякий духовик может
сам
сочинить
упражнения,
пригодные
для
разыгрывания.
Для
этого
необходимо знать принципы их построения. Упражнения подобного рода не
должны предлагать губному аппарату большие нагрузки (как в тесситурном
отношении,
так
и
в
отношении
продолжительности).
Короткие
фразы,
имеющие
вид
небольших
инструментальных
вокализов,
перемежаются
паузами, во время которых губы отдыхают, и в них происходит приток
крови.
Темп
исполнения
определяется
объемом
вдоха,
которого
без
большого
излишка
должно
хватить
на
все
звуки,
объединенные
лигой.
Исполняя упражнение, следует избегать зажатости губ. Свободе амбушюра
будет содействовать опора дыхания на мышцы брюшного пресса. В тех
случаях,
когда
в
амбушюре
студента
наблюдается
некоторая
зажатость,
можно
рекомендовать
ему
исполнять
эти
упражнения,
легко
маркируя
дыханием каждую четверть. Подобная маркировка, исходящая от брюшного
пресса, позволит активизировать опору и тем самым несколько разгрузить
губы.
После
того,
как
утренняя
отечность
губ
исчезнет,
а
студент
п оч у в с т вуе т
п р и л и в
к
г уб а м
с в е же й
к р о в и ,
м ож н о
п о с л е
непродолжительного
перерыва
приступать
к
общей
работе
над
звуком.
Большой
популярностью
у
исполнителей
на
духовых
инструментах
пользуются упражнения в продолжительных звуках. Существуют различные
варианты в порядке их исполнения. Самый простой из них заключается в
хроматическом проигрывании всех звуков снизу вверх. Однако этот способ
не
является
лучшим.
Отсутствие
ладовой
настройки
затрудняет
точное
интонирование,
к
верхнему
регистру
духовик
подходит
с
утомленными
губами, а это может привести к травме. Большей равномерностью нагрузки
на
губной
аппарат
отличается
порядок
исполнения,
основанный
на
поступенном расхождении звуков от до второй октавы. Полезным следует
признать
порядок
проигрывания
выдержанных
звуков,
основанный
на
использовании
трезвучий.
Этот
порядок
содействует
достижению
интонационной
чистоты,
так
как
звуки
трезвучия
создают
хорошую
тональную настройку. Он же обеспечивает равномерность распределения и
постепенность
нарастания
нагрузки,
ложащейся
на
губной
аппарат.
Исполнитель,
имеющий
слабые
губы,
может
в
этом
случае
разделить
упражнение
на
два
и
даже
на
три
дня,
обеспечив
тем
самым
систематическое проигрывание выдержанных звуков без перегрузки губного
аппарата. С точки зрения динамики также существуют различные способы
исполнения
выдержанных
звуков.
Некоторые
духовики
полагают,
что
упражнения в выдержанных звуках — это единственный путь к достижению
хорошего звука. С этим мнением нельзя согласиться. Существуют и другие,
не
менее
эффективные
методы
работы
над
звуком.
К
их
числу
можно
отнести певучее исполнение гамм, трезвучий и септаккордов в медленных
темпах,
работу
над
этюдами
и
пьесами
кантиленного
характера.
Действенным
средством
развития
звука
является
так
называемое
проигрывание мелодических музыкальных фраз. Студент должен завести
отдельную
нотную
папку
и
собирать
в
нее
мелодические
отрывки,
почерпнутые из мировой оркестровой, сольной и камерной музыкальной
литературы, а также народные мелодии. В своей совокупности эти отрывки
должны
охватывать
все
регистры
и
все
тональности.
Тщательное
проигрывание мелодических отрывков не только хорошо развивает красоту
звука, динамику и искусство атаки, но и позволяет овладеть мастерством
выразительного исполнения певучих оркестровых соло. Метод работы над
звуком,
основанный
на
проигрывании
мелодических
отрывков,
следует
сочетать с такими звуковыми упражнениями, которые предлагают губному
аппарату
длительные
нагрузки.
В
комплекс
общей
работы
над
звуком
следует
включать
упражнения,
этюды
и
пьесы,
предназначенные
для
развития
гибкости
и
эластичности
звукового
аппарата.
Прекрасным
материалом для этой цели могут служить прямые и ломаные трезвучия и
септаккорды, а также их обращения. Аналогичные упражнения могут быть
построены
во
всех
тональностях.
Общая
работа
над
техникой
осуществляется
в
процессе
изучения
гамм,
этюдов
и
упражнений.
Некоторые
студенты
уклоняются
от
работы
над
этим
материалом,
сосредоточивая
все
свои
усилия
на
изучении
художественных
произведений; занятие же технической стороной осуществляется ими по
принципу:
«от
концерта
к
концерту».
Такой
путь
представляется
нам
бесперспективным. То, что студент выносит на концертную эстраду, должно
составлять
всего
лишь
верхнюю
часть
«айсберга»
технической
работы,
основную же («подводную») его часть составляет ежедневная работа над
гаммами, этюдами и упражнениями. Гаммы являются основными звеньями
большинства технических эпизодов художественных произведений. Студент,
ежедневно работающий над гаммами, с течением времени способен довести
их исполнение до подлинно виртуозного блеска. Играть гаммы следует
всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах. Такой
метод позволяет не только в совершенстве овладеть инструментом, но и
выработать
яркость
и
острую
характерность
штрихов,
наиболее
распространенных ритмических рисунков и артикуляционных группировок.
Необходимо изучать гаммы во всех тональностях, мажорные и минорные
( г а р м о н и ч е с к и й ,
м е л о д и ч е с к и й ) ,
т о н и ч е с к и е
т р е з в у ч и я ,
доминантсептаккорды и уменьшенные вводные септаккорды, хроматические
гаммы
и
некоторые
наиболее
характерные
секвенции.
Гаммы
должны
исполняться
не
от
тоники
до
тоники,
а
охватывать
весь
звукоряд
инструмента!
Что
касается
порядка
изучения
гамм,
то
здесь
возможны
различные варианты. Начинающим духовикам лучше осваивать гаммы в
кварто-квинтовой последовательности. В этом случае сложность изучаемых
гамм будет нарастать постепенно. В дальнейшем лучше придерживаться
хроматического
порядка.
В
этом
случае
начинают
с
тональности,
определяемой самым низким звуком. В этом порядке трудные и легкие
гаммы идут вперемежку. После того, как студент прошел гаммы во всех
тональностях, цикл повторяется. Общие требования к исполнению гамм при
этом несколько возрастают (гаммы исполняются в более подвижном темпе,
дополнительно
включаются
новые
элементы
техники).
Второй
цикл
завершен, начинается третий — технические требования снова возрастают и
т. д. Техническое развитие студента во многом зависит от того, сумел ли
педагог
привить
ему
любовь
к
этюдам.
В
отличие
от
работы
над
художественным произведением студент, изучая этюд, может идти на риск,
не
боясь
забалтывания
(этюд
не
выносится
на
концертную
эстраду).
Талантливый студент смело вступает в схватку с техническими трудностями
этюда. При добросовестном изучении большого числа этюдов количество
переходит
в
качество,
и
молодой
музыкант
постепенно
вырабатывает
виртуозную технику широкого профиля. В основе подобной техники лежит
образование так называемого подвижного навыка. Когда студент хорошо
выучил
какое-нибудь
одно
произведение,
он
тем
самым
сформировал
простой навык. Для исполнения других произведений он должен долго
учить их до тех пор, пока не образуются новые простые навыки. Играя
большое
количество
гамм,
упражнений,
этюдов
и
художественных
произведений, студент вырабатывает подвижный навык, позволяющий без
большой предварительной подготовки решать сложные технические задачи.
Подвижный навык является основой той поразительной приспособляемости
двигательного аппарата к быстрому решению самых сложных технических
задач,
которой
обладают
музыканты-виртуозы.
Музыканты
проявляют
различное отношение к необходимой степени завершенности изучаемого
этюда.
Многие
из
них
сводят
работу
над
этюдами
к
их
простому
проигрыванию. Такой метод малоперспективен. Над этюдом нужно работать
так
же
тщательно
и
добросовестно,
как
и
над
художественным
произведением. Осмыслив этюд в целом, целесообразно расчленить его на
отдельные эпизоды, тщательно отделывая каждый из них, а затем собирать
снова в единое целое. Работа над этюдом должна вестись до тех пор, пока
степень его готовности не достигнет того уровня, который соответствует
завершенности работы над художественным произведением, изучаемым в
классе (но не выносимым на эстраду). При сдаче этюда педагогу допустимы
небольшие
погрешности.
Такой
подход
к
степени
готовности
этюда
позволяет учащемуся, с одной стороны, получить от каждого этюда почти
все, что он может дать, а с другой — изучить максимальное количество
этюдов. Во всяком случае, молодые музыканты должны усвоить следующую
закономерность: чем лучше выучен этюд, тем большую пользу он принесет.
Исходя из этого, многие серьезные музыканты доводят исполнение этюдов
до возможного совершенства и даже предпочитают выучивать их наизусть.
В
автобиографии
С.
Прокофьев
вспоминал,
что
в
детстве,
работая
над
этюдами, он считал этюд выученным лишь после того, как мог играть его в
пяти тональностях. Подбирая этюды для своих студентов, педагогу важно
учитывать широкий круг самых различных факторов. Этюды должны в
своей совокупности охватывать все виды техники, все тональности, все
регистры,
штрихи,
ритмические
и
артикуляционные
варианты.
Предлагаемый студенту этюд должен быть посильным. Как правило, следует
придерживаться принципа постепенного нарастания сложностей. Впрочем,
в
некоторых
случаях
оправданным
может
оказаться
иной
принцип
—
принцип скачка, когда предлагаемая студенту трудность резко возрастает.
Такой метод принесет большую пользу лишь в том случае, если будет
применен
уместно
и
своевременно.
В
некоторых
случаях
выбор
этюда
определяется
теми
техническими
задачами,
которые
выдвигает
перед
студентом
изучаемый
им
художественный
материал.
Подготовленный
технически на этюдах, он освобождается от необходимости долго учить
художественное
произведение,
что
позволяет
избежать
заучивания.
Подбирая тот или иной этюд, педагог, как правило, учитывает и слабые
места в технической подготовке студента. Наконец, желательно, чтобы этюд
совмещал
в
себе
чисто
технические
задачи
с
достаточно
высоким
художественным уровнем. Главное значение технических упражнений при
самостоятельных занятиях заключается в том, что они дают возможность в
наиболее сконцентрированном виде работать над основными техническими
формулами.
Центральное
место
в
системе
домашних
занятий
должно
отводиться работе над художественными музыкальными произведениями.
Некоторые исполнители на духовых инструментах недооценивают значение
художественного материала, что тормозит не только их художественное, но
и «технологическое» развитие. Работа над художественным произведением
осуществляется по той же схеме
;
что и работа над этюдом: от общего к
частностям, от частностей к общему, но уже на другой, более высокой
основе.
Рассмотренный
материал
составляет
основу
системы
домашних
занятий,
к
нему
периодически
следует
подключать
дополнительные
элементы,
например
работу
над
оркестровыми
партиями
и
партиями
камерных ансамблей, читку с листа, сохранение и совершенствование уже
выученного репертуара. Один неизменный комплекс ежедневной домашней
работы
не
может
охватить
все
проблемы,
стоящие
перед
обучающимся
студентом
духовиком.
Поэтому
он
должен
варьироваться,
попеременно
включая
в
себя
различные
элементы
музыкального
материала.
За
исключением разыгрывания и общей работы над звуком, которые всегда
занимают соответственно первое и второе места, все остальные элементы
комплекса должны периодически меняться местами, с тем, чтобы на конец
занятий, когда внимание студента ослабевает, самостоятельные занятия не
приходились
бы
на
одни
и
те
же
объекты
работы.
От
правильной
организации
самостоятельной
работы
студентов
духовиков
зависит
дальнейший профессиональный рост оркестровых музыкантов.