Автор: Королёва Екатерина Алексеевна
Должность: преподаватель живописи
Учебное заведение: Кунгурский филиал ФГБОУ ВО
Населённый пункт: город Кунгур Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Натюрморт из предметов, сближенных по цвету"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московская государственная художественно-промышленная академия им.
С.Г. Строганова»
Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Московская государственная художественно-промышленная академия
им. С.Г. Строганова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ТЕМЕ "Натюрморт из предметов, сближенных по цвету"
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02. «живопись» 1 КУРС
рекомендуется для преподавателей
специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)
54.02.02 «ДПИ и НП» по видам»
Разработала: Королева Екатерина Алексеевна, преподаватель
г. Кунгур
2019
Цель: создать условия для развития умений по рисованию натюрморта
из предметов крестьянского обихода в технике акварельная живопись.
Задачи:
Обучающие:
-
о з н а ком и т ь
с
п р и е м а м и
р и с о в а н и я
о бъ е м н ы х
п р е д м е т о в
(свет/тень/полутень),
правилами
компоновки
и
взаимного
влияния
цвета
предметов друг на друга;
Развивающие:
-
способствовать
развитию
умений
передавать
цвет,
свет
и
объем
при
рисовании натюрморта;
- создать ситуации, способствующие развитию навыков цветового ощущения;
Воспитательные:
-
создать
условия
для
воспитания
наблюдательности,
настойчивости,
самостоятельности, ответственности.
-
воспитать
художественный
вкус,
пространственное
и
комбинаторное
мышление
(работать
с
цветом,
создавать
композицию,
планировать
последовательность действий);
Материалы и инструменты:
для работы нам понадобится бумага (лучше всего акварельная, формат А 2),
карандаши (HB - средней твердости) чтобы не царапать и не пачкать лист),
ластик (мягкий, чтобы не портить поверхность бумаги), акварельные краски,
кисти, палитра, баночка для воды и тряпочка (вытирать кисти и убирать
излишки воды с бумаги).
Бумага может иметь разную плотность и фактуру. Для работы акварелью
лучше выбирать более плотную и пористую бумагу. Такая бумага позволяет
вести работу многослойно, накладывая один цветовой слой на другой.
В
тоже время позволяет смывать красочные слои, требующие доработки.
Ход работы:
Подготовительный
Прежде чем приступить к работе над натюрмортом, определите место, с
которого вы будете писать. Вначале выбирайте такие положения, чтобы свет,
полутон и тень в натуре определялись четко. Наиболее выгодно боковое
освещение натуры, при котором количество света и полутона вместе занимает
большее место, чем тень.
Эскиз выполняется
в технике а-ля прима – в раз. В нем намечены, как
говорят, основные большие отношения тени и полутона. В подготовительной
работе
определяем
композицию
(расположение
предметов
на
листе,
количественное отношение окружающего фона и переднего плана). Намечаем
различия цветов сближенных по цвету, насыщенных и слабо насыщенных.
1.
Рисунок на листе.
Прежде чем приступить к рисунку на листе, утвердитесь в композиционном
решении. Для перенесения эскиза можно воспользоваться вспомогательными
линиями.
Первым
делом
необходимо
закомпоновать
предметы
в
формате
листа,
соблюдая их пропорции. Рисуем легкими линиями, не давя на карандаш.
Набросав рисунок, проверьте правильность пропорций, перспективы, а также
масштаба
предметов.
Затем
обязательно
нанесите
наиболее
характерные
детали
и
планы. Проводим осевые, находим линию горизонта, уточняем
пропорции предметов. Определяем плоскость стола, продолжаем линейно-
конструктивное построение предметов.
Рисуя
эллипсы,
помним,
что
по
мере
удаления
от
линии
горизонта
они
становятся шире.
После того как закончили построение, лишние линии можно стереть и слегка
облегчить ластиком карандашный рисунок.
2.
Работа в цвете.
3.
Ведём работу от светлого к темному. Сначала на бумагу наносим
светлые
тона
красок,
не
забывая
оставлять
блики
белыми,
затем
постепенно наполняем изображение более насыщенными цветами. Но
при этом не следует наслаивать большое количество краски, а стараться
выполнять
этюд
в
два-три
слоя.
Проложив
свет,
устанавливайте
полутень, а затем тень. При прорисовке света нужно иметь в виду, что
он
может
несколько
захватывать
полутени.
Последующий
цвет
полутени
перекроет
эти
места.
В
свою
очередь,
полутень
может
захватывать собой места будущей тени. Восприятие теней на кувшине
и рукомойнике в разных частях под воздействием рефлексов будет
различаться и по светосиле, и по оттенку цвета. Старайтесь путем
сравнения
найти
цветовые
различия,
а
потому
не
пользуйтесь
смешением
одних
и
тех
же
красок,
с
тем,
чтобы
цвета
для
тени,
полутени
и
света
различались
не
только
по
светосиле,
но
и
по
характеру цветового тона.
4.
Уточнение цвето-тональных отношений.
Стараемся
избегать
чистых,
кричащих
цветов,
а
намешивать
сложные
оттенки, учитывая окружение предметов и условия освещения. Так например
в зеленый добавляем охру, желтый, в тенях - синий, тогда она станет более
«живой», натуральной. Помним, что у нас нет задачи наглухо закрасить
белый лист, бумага должна дышать. Белый цвет бумаги выполняет роль
основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придает ему
особую прозрачность и звучность. Поэтому не жалеем воды, особенно на
начальном
этапе.
Стараемся
использовать
разнообразные
мазки,
чтобы
работа
не
была
однообразной.
Например,
задний
план
рисуем
большим
пятном, применяя заливки, а в близи используем мазки. Сама акварель, как
материал позволяет применять различные приёмы – вливать один мазок в
другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать детали
мазками.
Цвет
призван
выражать
форму,
поэтому
каждый
мазок
краски
кладите,
сообразуясь
с
рисунком,
с
характером
поверхно стей,
ограничивающих предмет.
Проверьте этюд на расстоянии, поставив рядом с натурой. Что-то вас не
вполне устроит, какие-то части не будут убеждать решением формы или
окажется, что по цвету они нарушают единство общего тона, возможны
несоответствия в решении пространства или света.
Подтягивайте такие места до полного завершения так, чтобы решение во всех
частях вас устраивало. При этом следите, чтобы наносимая краска ложилась
по сухому, не тревожа, не размывая нижележащий слой
5. Завершение натюрморта(обобщение).
Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя
их
всем
другим
цветам.
Этим
добиваются
целостности
впечатления
от
постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.
Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру:
цельно
—
при
определении
общих
цветовых
отношений
и
в
конце
выполнения работы, конкретно — при проработке деталей, т. е. следовать
принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет
найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону,
светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению
.
Мы
еще
раз
подчеркнем
ту
мысль,
что
живопись
заключается
не
в
изолированном копировании того или другого участка или цветового пятна
натуры.
Необходимо
устанавливать
связь
между
всеми
цветами,
руководствуясь методом одновременного сравнения, сличая тона цвета по их
насыщенности, оттенку и светлоте. Поэтому и дальше нужно все время
тренировать свой глаз, приучать его охватывать в натуре не узкий участок, а
более широкий, с тем, чтобы только путем сравнения делать вывод о том или
ином характере цвета
Рекомендуемая литература.
1.
Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Беда Г.В.-
М.:«Просвещение», 1986. – 192с., ил.
2.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие/ Кирцер Ю.М.-М:
Высшая школа, 1997. – 271 с., ил.
3.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8
кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи / Н.М. Сокольникова. – Обнинск:
Титул, 1998. – 80 с.
4.
Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по
спец. / Яшухин А.П. М.: «Просвещение», 1985. – 288 с., ил.