Автор: Сомова Валентина Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 "Малыш"
Населённый пункт: г.Мариинск Кемеровской области
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Проект "Мой дом - мояРодина"
Раздел: дошкольное образование
1
Содержание
Пояснительная записка
3
Планируемые результаты освоения социального проекта
«Мой дом – моя Родина»
6
Измерительные процедуры в социальном проекте «Мой дом
– моя Родина»…………………
7
План взаимодействия с родителями воспитанников
10
Календарно-тематическое планирование
11
Список литературы
18
2
«Воспитание любви к родному краю, к
родной
культуре,
к
родному
городу,
к
родной
речи
–
задача
первостепенной
важности,
и
нет
необходимости
это
доказывать.
Но
как
воспитать
эту
любовь? Она начинается с малого – с
любви
к
своей
семье,
к
своему
дому.
Постоянно
расширяясь,
эта
любовь
к
родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и
настоящему,
а
затем
ко
вс ему
человечеству».
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Каждый человек – рано или поздно, осознает он это или нет- необходимо
связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от
судьбы Отечества, которое накладывает определенный отпечаток на формирование
его гражданских черт. Ибо Отечество - социальная система, к которой личность
принадлежит по рождению.
Да, если народ теряет свои связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое
будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше от нас уходят
традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их
праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды… И мы начинаем
превращаться в «…Иванов, родства не помнящих».
Как же соединить прошлое с будущим, возвышенное с земным, иначе – вечное
с
временным?
Нестареющими
этими
вопросами
невольно
задается
каждый
взрослый,
каждый
родитель
и
воспитатель,
если
хочет
найти
живой
отклик
в
сердцах своих воспитанников.
Актуальность. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии
свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные
основы
личности,
начинается
процесс
становления
и
формирования
социокультурного опыта, «складывается» человек. Перспективным направлением в
этой области представляется целенаправленное создание условий для личностного
развития детей в дошкольных учреждениях. Эффективной формой такого развития
на ступени старшего дошкольного возраста является социальный проект «Мой дом
–
моя
Родина»,
что,
безусловно,
дополняет
основную
общеобразовательную
программу учреждения и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Воспитание
патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ
развивать
познавательный
интерес,
любовь
к
Родине,
её
историко-культурному
наследию.
Без
знания
своих
корней,
традиций
своего
народа
нельзя
воспитать
3
полноценного
человека,
любящего
своих
родителей,
свой
дом,
свою
страну,
с
уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины
– родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Новизна предложенного социального проекта «Мой дом - моя Родина» состоит в
том, что любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу,
краю, наконец, к большой Родине.
Знакомясь с родным городом, его
достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в
определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то
же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление
ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне
начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любой край,
где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.
Мариинск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За
последние
годы
наш
город
преобразился:
стали
чистыми
и
нарядными
улицы,
появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские
площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво
оформленных цветущих клумб. Мариинск стал музеем под открытым небом.
Мы
стремимся
к
тому,
чтобы
воспитанники
увидели
красоту
родного
города,
преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Таким образом, выбор данной темы обусловлен пониманием педагогической
значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний у
детей и родителей о родном крае, городе, с другой стороны. Необходимо отметить,
что в настоящее время в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают недоумение.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящих
патриотов, любящих свою Родину.
Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер. Оно
составлено на основе принципов доступности и последовательности, включает темы
занятий, конкретные задачи, способы их решения. Программа проекта
предусматривает постепенное усложнение материала, возможность связать
организованную и самостоятельную деятельность, совместную работу через
специальные занятия по национальной культуре на основе учебного плана, а также
преломление указанных задач через комплексно-комбинированный подход к
содержанию познавательной и художественно-эстетической деятельности детей.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста
системных знаний по истории, культуре родного города – Мариинска, воспитание
чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
4
развивать у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой
родине;
формировать
интерес
каждого
дошкольника
к
настоящему
и
прошлому
Мариинска, уметь видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и
т.д.), воспитывать уважение и гордость за достижения земляков;
познакомить детей с культурным наследием Мариинска;
предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими
горожанами, участниками жизни города
вовлекать
родителей
в
воспитательно-образовательный
проце сс,
ориентировать их на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Участники проекта:
воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Малыш»;
родители воспитанников;
специалисты МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Малыш»;
городской краеведческий музей г.Мариинска;
Муниципальное учреждение Центральная библиотечная система г.Мариинска
и Мариинского района. Библиотека-филиал №47.
Продолжительность проекта: 1 год.
Принципы построения проекта
1. Принцип историзма
1.Сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к
двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)
2. Принцип гуманизации
Ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному
городу, к Отечеству. Уважение позиции ребенка, не игнорирование его чувств и
эмоции, умение видеть в ребенке полноправного партнера.
3. Принцип дифференциации
Создание
оптимальных
условий
для
самореализации
каждого
воспитанника
в
процессе
освоения
знаний
о
родном
городе
с
учетом
возраста,
пола
ребенка,
накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Сотрудничество
с
семьей,
библиотекой,
краеведческим
музеем.
Сочетание
различных
видов
деятельности
при
ознакомлении
дошкольников
с
историко-
культурными особенностями Мариинска
5. Принцип наглядности
Изготовление пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.
Соблюдаю требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
6.
Принцип развивающего обучения
5
Использование в работе с дошкольниками элементов ТРИЗ, воспитание творческой
личности, умеющей разрешать нестандартные ситуации.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь):
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории,
достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и
представлений об истории и культуре родного города.
II этап – основной (октябрь - апрель):
1) занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение предметно-развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
7) встречи с интересными людьми,
8) составление макетов, карт, схем.
III этап – итоговый (май):
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей,
3) обобщающая викторина,
4) совместный праздник с родителями.
Прогнозируемый результат
Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему
Мариинска.
Обогащение и систематизация знаний детей об истории города и его
культурных ценностях
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу,
краю, стране.
Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что
происходит в городе, сопричастности к этому.
Развитие бережного отношения к городу (достопримечательностям, культуре,
природе).
Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
6
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.
Следовательно,
данный
проект
способствует
формированию
не
только
познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Продолжение проекта
Пополнение мини-музея материалами о родном городе, крае, фотографиями
семей воспитанников.
Характеристика уровня воспитанности отношения
к родному городу у старших дошкольников
Отношение к
городу
Характеристика уровней воспитанности
минимальный
базовый
максимальный
Бережное
о т н о ш е н и е
к
городскому
пространству
и
желание
участвовать в его
улучшении
- способен
демонстрировать
культуру
поведения только
под контролем
взрослых;
- не любит
принимать
участие в акциях,
направленных на
культуру
городской среды
- вежлив с незнакомыми
людьми;
- по привычке
выполняет правила
поведения в
общественных местах и
в природном окружении
города;
- может выделить среди
городских
достопримечательносте
й любимое место отдыха
и заботится о его
чистоте
- при отсутствии
контроля со
стороны
взрослых
выполняет
правила
культурного
поведения и
способен к
проявлению
собственной
инициативы в
оказании помощи
(человеку,
объекту природы)
Представления старших дошкольников о родном городе
Знания и представления
дошкольников
Характеристика уровней знаний и представлений
минимальный
базовый
максимальный
1. История названия
- на месте города
раньше было
село;
- узнает герб
- село Кийское
находилось на
берегу реки Кии;
- уверенно узнает
- знает, что селу
Кийскому 300 лет,
городу - 150 лет;
- город назван в
7
города, его прошлое
Мариинска
герб Мариинска
честь
императрицы
Марии
Александровны
2. Особенности
географического
положения города
- знает, что
Мариинск стоит
на реке Кии;
- знает, что город
находится в
Кемеровской
области;
- Мариинск –
один из
старейших
городов Кузбасса
- знает
Арчекаский кряж;
- может найти
свой город на
карте, глобусе
3. Архитектура города
- знает, что дома в
городе бывают
деревянные и
каменные,
одноэтажные и
многоэтажные
- знает, чем
отличается
архитектура
города от других
городов;
- знает отличия
разных строений
по функционалу,
видам строений,
по времени
создания
- знает историю
создания
отдельных
исторических
строений,
историю жилища
( от юрты до
современных
коттеджей)
4.
Достопримечательност
и города
- знает
краеведческий
музей, название
улицы, на которой
живет
- знает полный
адрес, названия
знакомых улиц;
- знает
краеведческий
музей, музей
В.А.Чивилихина,
памятники
Марии, картошке
- знает
исторические и
современные
названия улиц
города;
- может
рассказать
историю
некоторых
старинных
зданий,
памятников;
- знает основные
предприятия
города
Анкета для родителей «Наш город»
1.
Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?
2.
Как проявляется этот интерес?
8
3.
Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы города,
памятники, исторические места)?
4.
Интересуется ли ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?
5.
Как часто Вы совершаете экскурсии по нашему городу?
6.
Какую помощь Вы бы хотели получить от детского сада по данному
вопросу?
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте
предельно откровенны.
1.
Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
1.
Да.
2.
Нет.
2.
Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3.
Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-
патриотических чувств?
1.
Да.
2.
Нет.
4.
Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
1.
В школе.
2.
В семье.
3.
В детском саду.
5.
Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
1.
Да.
2.
Нет.
3.
Иногда.
6.
Рассказываете ли вы своему ребенку о Мариинске, его истории, достопримечательностях,
знаменитых людях?
1.
Да.
2.
Нет.
3.
Иногда.
7.
В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________
10.Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
_____________________________________________________________________________________
9
_____________________________________________________________________
11.
Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Благодарим Вас!
Анкета для родителей
«Мой дом – моя семья»
Можете ли Вы рассказать ребёнку о том, как:
a) как жили Ваши предки?
б) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую носили одежду?
д) какие традиции соблюдают(ли)?
е) какие пели (ют) песни?
ж) чтутся семейные реликвии, если есть такие
10
План по взаимодействию с родителями
по ознакомлению с родным городом
Сентябрь. Благоустройство участка для прогулок на территории
детского сада.
Экскурсия по городу.
Октябрь. Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня»
Совместная экскурсия в Краеведческий музей.
Ноябрь. Фотовыставка: «Наш город родной»
Декабрь. Родительское собрание на тему: «Учим детей любить, знать и
беречь свой город»
Организация мини-музея: «Изделия мариинских умельцев»
Январь. Фотовыставка: «Человек славен трудом»
Совместные творческие задания:
а) придумать и нарисовать герб своей семьи;
б) составить карту своего микрорайона;
в) изготовление макета микрорайона;
г) выращивание в каждой семье комнатного растения для
группы.
Февраль. Консультация на тему: «Воспитываем элементы
гражданственности»
Совместная экскурсия в музей имени В.А. Чивилихина.
Март. Тематическая выставка на тему: «Увлекательное путешествие по
родному городу»
Совместная экскурсия в музей бересты.
Апрель. День открытых дверей с просмотром итогового занятия на тему
«Город, в котором мы живем»
Совместный просмотр детского спектакля в театре «Желтое
окошко».
Май Подготовка и проведение праздника «Уголок России – отчий дом».
Посадка кедровой аллеи на территории детского сада.
11
Календарно-тематический план работы над проектом «Мой дом – моя Родина»
№
п\п
Наименование мероприятия
Дата проведения
Краткое описание
мероприятия
Участники
Ответственные
С чего начинается Родина
1
«От чистого истока в
прекрасное далеко»
1 неделя
сентября
Знакомство детей с
историей возникновения
с.Кийского, г.Кийска,
г.Мариинска
Воспитатели,
дети
Воспитатели
2
«Золотые прииски»
2 неделя
сентября
Рассказ о разработке
золотых приисков в
Мариинске,
использовании золота.
Работа с картой полезных
ископаемых Кузбасса.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
3
Храмы Мариинского уезда
3 неделя
сентября
Фото-экскурсия по
храмам Мариинска,
беседа об их создании,
названии
Воспитатели,
дети
Воспитатели
4
Видео час «Город, который мы
любим»
4 неделя
сентября
Рассказ-путешествие по
родному городу.
Сравнивание
современного и
старинного города.
Дидактическая игра
«Пирамида времени»
Воспитатели,
дети,
библиотекари
Воспитатели
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
Этот город, как цветок деревянный
1
Что нам стоит дом построить
1 неделя октября
Знакомство с традицией
строительства домов в
Воспитатели,
дети
Воспитатели
12
России. Ролевая игра
«Строители»
2
Окно с затейливой резьбой
2 неделя октября
Знакомство с домовой
резьбой. Рассматривание
фотографий «деревянных
кружев» домов
Мариинска.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
3
Герб Мариинска
3 неделя октября
Рассматривание герба
Мариинска. Создание
панно из природного
материала «Наш герб».
Воспитатели,
дети
Воспитатели
4
Викторина «Мой город, сердца
моего частица»
4 неделя октября
Закрепление знаний
дошкольников об истории
возникновения города, его
отличии от других
городов, умении находить
герб города среди других
гербов
Воспитатели,
дети,
библиотекари
Воспитатели
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
Улицы родного города
1
Московский тракт
1 неделя ноября
Рассказ о Московском
тракте, походившем через
город,
благотворительности
горожан.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
2
На каждой улице - история
2 неделя ноября
Знакомство с историей
названия улиц города.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
3
Фото-экскурсия «Главная
улица города»
3 неделя ноября
Знакомство с Главой
Мариинского района,
административными
зданиями города, их
назначением.
Воспитатели,
дети,
библиотекари
Воспитатели,
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
13
Составление фотоальбома
«Мой город»
4
Семейная экскурсия в
городской краеведческий
музей
4 неделя ноября
Закрепление знаний детей
об историческом прошлом
родного города.
Воспитатели,
дети, родители
Воспитатели,
родительский комитет
Свет Отечества
1
Всякая работа мастера хвалит
1 неделя декабря
Знакомство с работой
мастеров-берестянщиков,
музеем «Береста
Сибири». Встреча с
мастером
Ю.Михайловым.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
2
«Веселуха» круглый год
веселит честной народ
2 неделя декабря
Знакомство с
фольклорным ансамблем
«Веселуха». Встреча с
участником ансамбля
Прищиц О.И.
Шумовой оркестр.
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
дети
Музыкальный
руководитель
3
В.А.Чивилихин
3 неделя декабря
Знакомство с творчеством
писателя-земляка.
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
4
Семейная экскурсия в
мемориальный музей
В.А.Чивилихина
4 неделя декабря
Знакомство с творчеством
писателя-земляка.
Воспитатели,
дети, родители
Воспитатели,
родительский комитет
Природа родного края
1
Кедр
2 неделя января
Знакомство с
использованием кедровых
богатств Сибири; рассказ
о коллекции шишек,
Воспитатели,
дети
Воспитатели
14
собранной
В.А.Чивилихиным
2
Кия – сердцу милая река
3 неделя января
Путешествие по карте
Кемеровской области
знакомство с
использованием и
охраной водных ресурсов
Воспитатели,
дети
Воспитатели
3
Арчекас
4 неделя января
Знакомство с
растительным и
животным миром
Арчекаса
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
Защитники Отечества
1
И помнит мир спасенный…
1 неделя февраля
Рассказ о подвиге
земляков Героев
Воспитатели,
библиотекари, дети
Советского Союза:
Пальчикова С.П.,
Торгунакова П.Ф.,
Шиндикова Н.Ф. Киреева
А.И.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
2
История в лицах
2 неделя февраля
Путешествие по карте
Мариинска, рассказы
детей об истории своей
улицы
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
3
Подвиг трудовой, подвиг
материнский
3 неделя февраля
Рассказ о труде матерей и
подростков во время
Великой Отечественной
войны, госпиталях
Мариинска
Воспитатели,
дети
Воспитатели
4
Семейная экскурсия в
4 неделя февраля
Рассказ о подвиге
Воспитатели,
Воспитатели,
15
городской краеведческий
музей, на Холм Славы
земляков во время
Великой Отечественной
войны
дети, родители
родительский комитет
Времен связующая нить
1
Именем государыни
1 неделя марта
Рассказ о присвоении
городу имени
императрицы Марии
Александровны.
Рассматривание
фотографий памятника
Марии.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
2
Семейный праздник «Ах,
картошка, объеденье»
2 неделя марта
Рассказ о мировом
рекорде урожая
картофеля, памятнике
картошке, дегустация
блюд из картофеля,
конкурсы
Воспитатели,
дети, родители,
Воспитатели,
музыкальный
руководитель, ПДО
3
Край родной, на век любимый
3 неделя марта
Встреча с местным
поэтом
В.Веретенниковым,
чтение стихотворений о
родном городе
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
4
Экскурсия «Моя малая
Родина»
4 неделя марта
Знакомство с
достопримечательностями
города, составление
карты-схемы
путешествия,
интервьюирование
жителей города о его
истории.
Воспитатели,
дети
Воспитатели
Будущее города
16
1
Телеигра «Новости дня»
1 неделя апреля
Представление городских
новостей глазами детей
Воспитатели,
дети
Воспитатели
2
Город родной с детства с тобой
2 неделя апреля
Конкурс декоративно-
прикладного творчества о
городе
Воспитатели,
дети, ПДО
ПДО по
изодеятельности
3
Мы – будущее Мариинска
3 неделя апреля
Составление книги-
самоделки для потомков.
Выставка рисунков,
макетов, схем Мариинска
в будущем
Воспитатели,
дети, ПДО
Воспитатели, ПДО
4
Звездный час
4 неделя апреля
Интеллектуальная
викторина на знание
истории Мариинска
Воспитатели,
библиотекари,
дети
Воспитатели,
библиотека-филиал
№47 Мариинской
ЦБС
Мой город – ты мне дорог
1
Мой город – капелька России
1 неделя мая
Итоговое занятие об
истории города
Мариинска
Воспитатели,
дети
Воспитатели,
родители,
специалисты
2
Посадка кедровой аллеи на
территории ДОУ
2 неделя мая
Создание традиции
закладки кедровой аллей
выпускниками детского
сада
Дети, родители
Воспитатели,
родительский комитет
3
Семейный праздник «Уголок
России – отчий дом»
3 неделя мая
Музыкально-
литературная композиция,
посвященная истории
Мариинска
Воспитатели,
дети, родители,
библиотекари
Воспитатели,
музыкальный
руководитель, ПДО,
родительский
комитет, библиотека-
филиал №47
Мариинской ЦБС
17
Список литературы
Зеленин,
Ф.М.
Земля
Мариинская
[Текст]
:
краеведческое
пособие
/
Ф.М.Зеленин. – Кемерово: Издательство ОблИУУ, 1999. – 196с.
Копылов, С.Е. Город на Кии: К 300 – летию Мариинска (поселение Кийска)
[Текст] / С.Е.Копылов, Ф.С.Лапкин. – Кемерово: Полиграфкомбинат, 2001. –
490с.
Мы живем на Кие
[Текст] / Сост. Е.Ильвес, В.Кладчихин. – Кемерово:
Студия «Панорама», 1990. – 160с.
Наша
слава
и
наша
память
[Текст]:
биографии
мариинцев
–
Героев
Советского Союза / МУ «ЦБС г. Мариинска и Мариинского района»; Сост.:
Фатеева А., Филлипова Т. – Мариинск, 2005. – 30с. (К 60-летию Победы в
Великой отечественной войне)
Сказание о Мариинске [Текст] : сборник статей, очерков, легенд, стихов о
городе на Кии / Состав. Н.Терентьев. – Кемерово: Полиграфкомбинат, 2000ю
– 255с.
Чивилихин, В.А.
В нашем доме [Текст] : повести / В.А.Чивилихин. –
Кемеровское книжное издательство, 1987. – 496с.
Чивилихин В.А. Собрание сочинений [Текст] : в 4-х т. – В.А.Чивилихин. – т.1.
– Москва: Современник, 1985. – 526с.
Статья о Чивилихине [Текст] // Вперед. – 4 июля (№№ 85-86) «Покоя для
сеятеля
нет…»
[Текст]:
Человек
и
природа
в
творчестве
Владимира
Чивилихина. // Наш
18
19
20