Автор: Гареева Регина Васиховна
Должность: студентка
Учебное заведение: Колледжа БГПУ.им.Акмуллы
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: основные направления модернизации дошкольного воспитания
Раздел: дошкольное образование
Необходимость модернизации образования дошкольного воспитания
обусловлено реформированием отрасли согласно национальной доктриной
развития образования России в XXI веке, законами России "Об образовании"
тенденциями развития цивилизации в новую эпоху. Модернизировать
образование дошкольного воспитания - значит усовершенствовать его,
изменив в соответствии с требованиями времени, не затрагивая основ,
устойчивых и таких, которые не оправдали положений, обогатив их новыми,
прогрессивными идеями. Рост сознания педагогов, объективная
необходимость обновления принципов, гуманизации целей и задач
дошкольного образования, оптимизации жизни современного ребенка в
соответствии с демократическими принципами российского общества
актуализируют проблему модернизации содержания первого звена
образования и выступают основой для дальнейшего культурного роста
личности.
Проблемой дошкольного образования как особого звена в системе
дошкольного образования занимались такие ученые как А. Богуш, А. Зима, С.
Сажник, Т. Степанова; овладения дошкольников учебной деятельностью Е.
Аркин, Л. Венгер, Выготский, П. Гончарук, Д. Эльконин, А. Запорожец, В.
Котырло, Г. Кравцов, Е. Кравцова, А. Леонтьев, А. Любочка, Т. Маркова и др.;
умственное развитие детей и подготовка их к школе Т. Бабаева, А. Богуш, С.
Борисова, Ф. Блехер, Е. Водовозова, Г. Лаврентьева, Ф. Левин-Щирина, В.
Логинова, С. Михайлова, М. Морозова, А. Проскура, Е. Тихеева, А. Усова, Е.
Фльорина, А. Фунтиков, В. Ядешко и др.
Отдавая должное научной и практической значимости работ названных
авторов, необходимо отметить: тема модернизации образования дошкольного
воспитания является недостаточно изученной в педагогике.
Целью статьи является определение основных направлений модернизации
образования дошкольного воспитания.
На сегодняшний день основной целью образовательной политики в сфере
дошкольного образования является гарантирование доступного и
качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные
стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада,
а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ
на последующих уровнях образования.
Задачи модернизации образования дошкольного воспитания требуют, по
мнению Д.И.Фельдштейна, глубинного понимания специфики
функционирования и воспроизводства современного Детства, его
исторической, социокультурной и психологической составляющих в
контексте принципиально важных изменений. В современном мире
изменились не только условия, социальное пространство существования
ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок.
Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из
системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия
назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса,
ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую
ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом
социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание
давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая
знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро
меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть
авторитетными проводниками детей в жизни.
Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей,
рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием
компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением
и формирующих зависимость. Как следствие – повышенный уровень
тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом – инфантилизм,
эгоизм, духовная опустошенность. Все эти особенности и изменения требуют
переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания
конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов
обновления содержания дошкольного образования, совершенствования
профессиональной деятельности педагогов
Анализируя научные исследования по проблемам дошкольного образования,
можно выделить основные
направления модернизации образования дошкольного воспитания, а именно:
- учет индивидуальных особенностей детей, их темперамента и внедрения
семейного климата в российских детских садах;
- одной из актуальных задач развития личности ребенка в дошкольном
образовании является приоритет на ориентированность и активизацию
творческого потенциала ребенка. Поэтому вводимые в учебно-
воспитательном процессе дошкольного учебного заведения образовательные
технологии и семейное воспитание должны строиться на привлечении
каждого ребенка именно к тем видам деятельности, которые наиболее
способствуют выявлению ее интересов, раскрытию ее природных
склонностей, способностей и реализации права на свободный выбор
практичных способов действий, инструментария, партнеров и т.д.;
- несмотря на то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте
является игровая, именно она должна стать действенным средством
формирования личности и воспитания ребенка, поскольку, как отмечает
нидерландский исследователь И. Хейзинг: «через игру человеческое
сообщество поднимается над биологическими формами жизни».
Таким образом, задачей образования, в частности ее дошкольного звена,
является социально организованная поддержка роста каждой личности, ее
социо-культурного становления. Дошкольное воспитание является важной
предпосылкой успешного развития личности в последующие годы, что
является тематикой моих дальнейших исследований.