Автор: Марьясова Ирина Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Зелёнопоселковая ООШ
Населённый пункт: п.Зелёный Бутурлиновский р-н Воронежская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательной активности у обучающихся на уроках географии".
Раздел: среднее образование
Развитие познавательной активности
у обучающихся на уроках географии.
В наш «компьютерный» век, когда ученики не расстаются с планшета-
ми и телефонами и не хотят читать книг, перед учителем встаёт вопрос: как
сформировать у детей желание учиться?
Конечно, форм, методов, подходов на данный момент существует ог-
ромное множество. Но, повторюсь, современных детей, искушенных интер-
нетом, удивить сложно. Многие из них искренне считают, что всё что нужно
они найдут с помощью google. А уроки- это рутинно, скучно.
Задача учителя сделать так, чтобы детям стало ИНТЕРЕСНО! Чтобы появи-
лось желание учиться. Ибо мотивация к учёбе один из главнейших рычагов
во взаимодействии ученика и учителя. Как же решить эту задачу?С помощью
каких инструментов? Вот как раз своими идеями в этой области я и хочу по-
делиться в данной статье.
Особенностью моей педагогической деятельности является то, что я рабо-
таю в небольшой сельской школе, каковых в нашей Российской глубинке
предостаточно. В результате оптимизации в системе образования в нашей
школе работает 10 педагогов и каждый из них имеет два педагогических об-
разования. С помощью этого достигается «универсальность» учителя.
Думаю, для многих сельских учителей это знакомая ситуация. Так, например,
у меня есть образование учителя географии, а так же учителя музыки и ИЗО.
На первый взгляд, казалось бы – винегрет. Но, я поработала несколько лет,
нашла массу плюсов в этом интереснейшем тандеме и приобрела замечатель-
ный опыт + наработки по формированию межпредметных знаний и повыше-
нию мотивации к учению у обучающихся.
А теперь от вступления перейду к сути. Готовясь к урокам, я подметила,
что многие темы на географии, музыке и ИЗО перекликаются. И я решила
использовать эти моменты для создания элемента неожиданности, формиро-
вания ситуаций успеха, когда ученик, уже известные ему сведения, приме-
няет в другой области. Назвала я эту форму работы метод соединения, так
как на уроке соединяются знания и формы работы разных областей знаний.
У обучающихся расширяются границы восприятия, интуиция, креативные
способности: они начинают самостоятельно искать необычное применение
полученным знаниям, углублять и расширять эти знания. Когда дети
понимают, что творчество возможно не только на музыке и ИЗО, они по
другому рассматривают задания на уроках географии и прочих уроках. Для
претворения своего метода в «жизнь» и формирования универсальных,
межпредметных знаний и повышения мотивации к учёбе я чаще других
использую следующие приёмы:
- сравнительный
-«артисты и зрители»
- самостоятельная работа
- мини-проект
-игра
- викторина
-выставка ( контурных карт, рисунков, рефератов и т.д)
- ассоциации
-наблюдение ( созерцание)
Позволю себе кратко описать как происходит соединение разноплановых
сведений на уроках:
Использование музыкального и изобразительного оформления на
уроках географии:
в 7 классе при изучении культуры, жизненного уклада разных стран я
использую национальную музыку, гимны, видео в интернете с нацио-
нальными танцами, обрядовыми песнями; предлагаю обучающимся в ка-
честве мини-проекта найти сведения о народных костюмах, жилище разных
народов, нарисовать рисунок, подготовить сообщение. В 8 и 9 классах, при
изучении различных территорий РФ, использую музыку разных народов
России (малых народов Севера, народов Кавказа, кочевых народов), а так же
русскую народную музыку различных регионов ( Вологодские страдания,
Костромские частушки, Воронежские песни, казачьи песни и т.д). Так же ре-
бята, знакомясь с промыслами разных районов РФ, выполняют эскизы, дела-
ют проекты, готовят изображения природных зон, к рефератам и сообщениям
выполняют иллюстрации самостоятельно. В 5 и 6 классах на уроках геогра-
фии использую музыку и видео для усиления эмоционального фона: при изу-
чении Солнечной системы так называемую космическую музыку, при изуче-
нии тем экологической направленности песенки о животных, видео о жизни
животных и растений, презентации с музыкальным фоном соответствующим
теме урока. Интересны задания с изображением контуров материков, остро-
вов, государств. Использование рисования развивает аккуратность, целеуст-
ремлённость, усидчивость, зрительную память у обучающихся. Они начина-
ют более правильно и красиво оформлять контурные карты, внимательнее
анализируют условные знаки и запоминают их.
Использование географических и художественных материалов на уроках
музыки:
Рассказывая о песне и её авторах обязательно останавливаюсь на культуре и
традициях страны в которой родилась песня, показываю презентации о на-
циональной одежде, природе, архитектуре, памятниках искусства государ-
ства. Предлагаю изобразить героев изучаемых оперы, мюзикла или песни, ис-
пользуя полученные знания. Показываю на настенной карте или на экране
через проектор страну и город, где происходит действие песни, мюзикла,
оперы, балета. Например, при изучении оперы «Кармен» на уроке музыки ре-
бятам были показаны фрагменты корриды, испанского праздника Ла томати-
но, видео о природе Испании, видео испанских народных танцев, презента-
ция о обычаях и традициях испанцев, их образе жизни. Так же были прослу-
шаны песни на испанском языке и каждый ученик получил листочек с рас-
пространёнными испанскими словами ( спасибо, здравствуйте, друг). Таким
образом достигается межпредметность и «заякоряются» полученные знания.
Использование географических и музыкальных материалов на уроках
изобразительного искусства:
Многие темы на роках ИЗО прямо таки просят музыкального фона, краткой
справки в видеоформате и или презентации о месторасположении. На одном
из уроков искусства в 8 классе требуется изобразить схему старинного
русского города. Это уже связь ИЗО и географии. И таких примеров масса.
Это и «Монументальная скульптура», «Крупнейшие музеи
изобразительного искусства» в 7 классе ( Видео, презентации, народная
музыка послужат прекрасным дополнением к уроку), и «Народный
праздничный костюм» « О чём рассказывают гербы и эмблемы» в 5
классе( Как не упомянуть о древних русских городах? Где они находятся, у
каких рек расположены. Это привязка к географии), «Образы киномузыки» в
6 классе, «Синтез храмовых искусств» в 9 классе ( Видео- и аудиофрагменты,
картинки, фото мировых архитектурных шедевров, краткий обзор стран,
исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и т.д)
Такой метод соединения даёт благодатную почву для интеграции. Например,
географии с музыкой, географии с изобразительным искусством, географии с
кулинарией ( технологией), географии с историей, географии с литературой и
многое другое. Например, у меня есть опыт интегрированных уроков в 8 кла-
ссе по теме «Формирование территории России» совместно с учителем исто-
рии, когда ребята на уроке не только узнают как и когда Россия прирастала
новыми землями, но и сопоставляют эти сведения с информацией о полити-
ческом строе разных эпох, значимых военных и экономических событий.
Очень интересным получилось внеклассное мероприятие по географии в 7
классе под названием «По странам и континентам» во время которого ребята
выступили с краткими сообщениями о разных странах, читая стихи, испол-
няя песни и проговаривая несколько фраз на языке этой страны с последую-
щим переводом, демонстрируя национальный костюм и известное нацио-
нальное блюдо с дегустацией для зрителей. Безусловно, это мероприятие
потребовало немалой предварительной подготовки. Но в итоге: горящие
энтузиазмом детские глаза, вся школа произносит « барев дез», «конитива»,
«бонжур», «ни хао ма?» и делится рецептами индийского печенья «Нан хати»
и особенностями китайской чайной церемонии, рейтинг географии взлетает
до небес и даже с физкультуры самые заядлые футболисты сломя голову
бегут по звонку на мои уроки. И это не самореклама, а констатация фактов.
Я думаю, любому учителю не стоит бояться экспериментов. Даже ошибка
это результат. «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет
войти.» - этими словами Рабиндраната Тагора* я руководствуюсь в своей
педагогической деятельности. Учителю с пламенным сердцем, живо интере-
сующемуся всем новым, любопытному, полному энтузимазма очень легко
научить тому же своих учеников. А если мы не Данко- ученики за нами не
пойдут.
* Рабиндранат Тагор - индийский писатель, поэт, композитор, художник,
общественный деятель