Напоминание

"Развитие познавательной активности у обучающихся на уроках географии".


Автор: Марьясова Ирина Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Зелёнопоселковая ООШ
Населённый пункт: п.Зелёный Бутурлиновский р-н Воронежская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательной активности у обучающихся на уроках географии".
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательной активности

у обучающихся на уроках географии.

В наш «компьютерный» век, когда ученики не расстаются с планшета-

ми и телефонами и не хотят читать книг, перед учителем встаёт вопрос: как

сформировать у детей желание учиться?

Конечно, форм, методов, подходов на данный момент существует ог-

ромное множество. Но, повторюсь, современных детей, искушенных интер-

нетом, удивить сложно. Многие из них искренне считают, что всё что нужно

они найдут с помощью google. А уроки- это рутинно, скучно.

Задача учителя сделать так, чтобы детям стало ИНТЕРЕСНО! Чтобы появи-

лось желание учиться. Ибо мотивация к учёбе один из главнейших рычагов

во взаимодействии ученика и учителя. Как же решить эту задачу?С помощью

каких инструментов? Вот как раз своими идеями в этой области я и хочу по-

делиться в данной статье.

Особенностью моей педагогической деятельности является то, что я рабо-

таю в небольшой сельской школе, каковых в нашей Российской глубинке

предостаточно. В результате оптимизации в системе образования в нашей

школе работает 10 педагогов и каждый из них имеет два педагогических об-

разования. С помощью этого достигается «универсальность» учителя.

Думаю, для многих сельских учителей это знакомая ситуация. Так, например,

у меня есть образование учителя географии, а так же учителя музыки и ИЗО.

На первый взгляд, казалось бы – винегрет. Но, я поработала несколько лет,

нашла массу плюсов в этом интереснейшем тандеме и приобрела замечатель-

ный опыт + наработки по формированию межпредметных знаний и повыше-

нию мотивации к учению у обучающихся.

А теперь от вступления перейду к сути. Готовясь к урокам, я подметила,

что многие темы на географии, музыке и ИЗО перекликаются. И я решила

использовать эти моменты для создания элемента неожиданности, формиро-

вания ситуаций успеха, когда ученик, уже известные ему сведения, приме-

няет в другой области. Назвала я эту форму работы метод соединения, так

как на уроке соединяются знания и формы работы разных областей знаний.

У обучающихся расширяются границы восприятия, интуиция, креативные

способности: они начинают самостоятельно искать необычное применение

полученным знаниям, углублять и расширять эти знания. Когда дети

понимают, что творчество возможно не только на музыке и ИЗО, они по

другому рассматривают задания на уроках географии и прочих уроках. Для

претворения своего метода в «жизнь» и формирования универсальных,

межпредметных знаний и повышения мотивации к учёбе я чаще других

использую следующие приёмы:

- сравнительный

-«артисты и зрители»

- самостоятельная работа

- мини-проект

-игра

- викторина

-выставка ( контурных карт, рисунков, рефератов и т.д)

- ассоциации

-наблюдение ( созерцание)

Позволю себе кратко описать как происходит соединение разноплановых

сведений на уроках:

Использование музыкального и изобразительного оформления на

уроках географии:

в 7 классе при изучении культуры, жизненного уклада разных стран я

использую национальную музыку, гимны, видео в интернете с нацио-

нальными танцами, обрядовыми песнями; предлагаю обучающимся в ка-

честве мини-проекта найти сведения о народных костюмах, жилище разных

народов, нарисовать рисунок, подготовить сообщение. В 8 и 9 классах, при

изучении различных территорий РФ, использую музыку разных народов

России (малых народов Севера, народов Кавказа, кочевых народов), а так же

русскую народную музыку различных регионов ( Вологодские страдания,

Костромские частушки, Воронежские песни, казачьи песни и т.д). Так же ре-

бята, знакомясь с промыслами разных районов РФ, выполняют эскизы, дела-

ют проекты, готовят изображения природных зон, к рефератам и сообщениям

выполняют иллюстрации самостоятельно. В 5 и 6 классах на уроках геогра-

фии использую музыку и видео для усиления эмоционального фона: при изу-

чении Солнечной системы так называемую космическую музыку, при изуче-

нии тем экологической направленности песенки о животных, видео о жизни

животных и растений, презентации с музыкальным фоном соответствующим

теме урока. Интересны задания с изображением контуров материков, остро-

вов, государств. Использование рисования развивает аккуратность, целеуст-

ремлённость, усидчивость, зрительную память у обучающихся. Они начина-

ют более правильно и красиво оформлять контурные карты, внимательнее

анализируют условные знаки и запоминают их.

Использование географических и художественных материалов на уроках

музыки:

Рассказывая о песне и её авторах обязательно останавливаюсь на культуре и

традициях страны в которой родилась песня, показываю презентации о на-

циональной одежде, природе, архитектуре, памятниках искусства государ-

ства. Предлагаю изобразить героев изучаемых оперы, мюзикла или песни, ис-

пользуя полученные знания. Показываю на настенной карте или на экране

через проектор страну и город, где происходит действие песни, мюзикла,

оперы, балета. Например, при изучении оперы «Кармен» на уроке музыки ре-

бятам были показаны фрагменты корриды, испанского праздника Ла томати-

но, видео о природе Испании, видео испанских народных танцев, презента-

ция о обычаях и традициях испанцев, их образе жизни. Так же были прослу-

шаны песни на испанском языке и каждый ученик получил листочек с рас-

пространёнными испанскими словами ( спасибо, здравствуйте, друг). Таким

образом достигается межпредметность и «заякоряются» полученные знания.

Использование географических и музыкальных материалов на уроках

изобразительного искусства:

Многие темы на роках ИЗО прямо таки просят музыкального фона, краткой

справки в видеоформате и или презентации о месторасположении. На одном

из уроков искусства в 8 классе требуется изобразить схему старинного

русского города. Это уже связь ИЗО и географии. И таких примеров масса.

Это и «Монументальная скульптура», «Крупнейшие музеи

изобразительного искусства» в 7 классе ( Видео, презентации, народная

музыка послужат прекрасным дополнением к уроку), и «Народный

праздничный костюм» « О чём рассказывают гербы и эмблемы» в 5

классе( Как не упомянуть о древних русских городах? Где они находятся, у

каких рек расположены. Это привязка к географии), «Образы киномузыки» в

6 классе, «Синтез храмовых искусств» в 9 классе ( Видео- и аудиофрагменты,

картинки, фото мировых архитектурных шедевров, краткий обзор стран,

исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и т.д)

Такой метод соединения даёт благодатную почву для интеграции. Например,

географии с музыкой, географии с изобразительным искусством, географии с

кулинарией ( технологией), географии с историей, географии с литературой и

многое другое. Например, у меня есть опыт интегрированных уроков в 8 кла-

ссе по теме «Формирование территории России» совместно с учителем исто-

рии, когда ребята на уроке не только узнают как и когда Россия прирастала

новыми землями, но и сопоставляют эти сведения с информацией о полити-

ческом строе разных эпох, значимых военных и экономических событий.

Очень интересным получилось внеклассное мероприятие по географии в 7

классе под названием «По странам и континентам» во время которого ребята

выступили с краткими сообщениями о разных странах, читая стихи, испол-

няя песни и проговаривая несколько фраз на языке этой страны с последую-

щим переводом, демонстрируя национальный костюм и известное нацио-

нальное блюдо с дегустацией для зрителей. Безусловно, это мероприятие

потребовало немалой предварительной подготовки. Но в итоге: горящие

энтузиазмом детские глаза, вся школа произносит « барев дез», «конитива»,

«бонжур», «ни хао ма?» и делится рецептами индийского печенья «Нан хати»

и особенностями китайской чайной церемонии, рейтинг географии взлетает

до небес и даже с физкультуры самые заядлые футболисты сломя голову

бегут по звонку на мои уроки. И это не самореклама, а констатация фактов.

Я думаю, любому учителю не стоит бояться экспериментов. Даже ошибка

это результат. «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет

войти.» - этими словами Рабиндраната Тагора* я руководствуюсь в своей

педагогической деятельности. Учителю с пламенным сердцем, живо интере-

сующемуся всем новым, любопытному, полному энтузимазма очень легко

научить тому же своих учеников. А если мы не Данко- ученики за нами не

пойдут.

* Рабиндранат Тагор - индийский писатель, поэт, композитор, художник,

общественный деятель



В раздел образования