Напоминание

«Рациональная аппликатура в работе над музыкальным произведением в классе скрипки»


Автор: Клещевникова Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "ДМШ №7 им. А.С.Ключарева"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Рациональная аппликатура в работе над музыкальным произведением в классе скрипки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО г. Казани «ДМШ №7 имени А.С.Ключарева»

Методическая разработка на тему:

«Рациональная аппликатура в работе над музыкальным произведением в

классе скрипки»

Составил:

преподаватель высшей категории

по классу «скрипка»

Клещевникова Л.Н.

г. Казань 2019

ПЛАН РАБОТЫ:

Вступление.

Отбор и совершенствование средств музыкальной выразительности.

Работа над произведениями крупной формы.

Основные задачи работы над пьесой виртуозного характера.

Работа над кантиленой.

Задача музыканта-исполнителя – раскрыть содержание изучаемого

произведения, верно и выразительно передать его слушателям. Для этого ему

необходимо

понять

и

почувствовать

авторский

замысел

и

найти

соответствующие исполнительские средства выражения.

Прежде всего, необходимо тщательно изучить нотный текст. Мнения всех

видных музыкантов сходятся в том, что приступая к изучению музыкального

произведения, необходимо, прежде всего, получить о нем общее целостное

представление, понять и почувствовать его доминирующее настроение.

Ученик может получить общее представление о характере произведения,

прослушав его в исполнении педагога или другого музыканта (возможно в

грамзаписи).

На первом этапе самостоятельной работы над произведением не следует

углубляться в подробный формальный анализ его структуры, т.к. это может

нарушить непосредственность музыкального восприятия. Но одного лишь

общего

представления

о

произведении

для

музыканта-исполнителя

будет

недостаточно.

Естественно,

что

детальное

изучение

всех

особенностей

произведения протекает не в самом начале работы, а на более поздних этапах

после того как уже основательно изучен нотный текст и музыкант получил

достаточно полное представление о музыке в целом. Отработка деталей – это

самый длительный и трудоемкий процесс, по существу не прекращающийся

вплоть до публичного исполнения произведения.

ОТБОР

И

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СРЕДСТВ

МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Поясняя ученику характер произведения, педагог должен вместе с тем

помочь ему найти соответствующие средства выразительного воплощения

музыкального образа.

Основой всякого подлинно-художественного музыкального произведения

является

мелодия.

Для

этого

требуется,

прежде

всего,

высокое

качество

звучания,

умелое

распределение

динамических

оттенков

и

различных

звуковых красок в соответствии с содержанием и стилем произведения.

Исходным моментом при распределении оттенков звучания служат

авторские обозначения. Вместе с тем исполнитель имеет право на известную

свободу в выборе нюансировки и других средств выразительности. Но к

изменению авторских указаний он должен подойти с большим тактом, будучи

убежденным, что внесенные им оттенки художественно оправданы.

Ритмичность исполнения является другим важнейшим условием и

средством выразительного воплощения музыки. В музыкальном исполнении

необходим четкий в то же время живой, гибкий ритм, способный передать

пульсацию музыки. ПриПри определении темпа надо исходить из указаний

композитора. Для выяснения требуемого темпа и ритма исполнения весьма

полезен метод, рекомендованный Г.Г.Нейгаузом: «поставив ноты на пюпитр,

продирижировать

произведение,

внутренне

напевая

или

сольфеджируя

мелодию. В связи с вопросом о темпе исполнения возникает, обычно при

работе с начинающим, другой вопрос: «Что делать, если требуемый темп для

ученика еще недоступен?». Известно, что в практике работы с начинающими

учениками приходится нередко, особенно в быстрых эпизодах, брать темп

более медленный, чем требует характер произведения. Это вынужденное

отступление

от

темпа,

т.к.

по

мере

работы

над

произведением

и

преодолением трудных мест ученик осваивает требуемый темп исполнения.

При этом необходимо воспитывать у учащихся чувство основного темпа и

умение сохранять его во время исполнения пьесы.

Воспитывая у своих учеников художественный вкус и чувство меры,

педагог

должен

приучать

их

правильно

использовать

выразительные

возможности.

Существуют различные методы работы над произведением:

1)За инструментом (по нотам или без них).

2)Без инструмента (по нотам или без них).

Работа

без

инструмента

более

утомительна,

но

способствует

развитию

исполнительской памяти и охвату в целом. Опытные музыканты обычно

вначале без инструмента просматривают новое произведение, чтобы в общем

виде

ознакомиться

с

ним.

Данный

метод

способствует

также

развитию

исполнительского

внимания,

памяти,

внутреннего

слуха

и

двигательных

ощущений. После такого предварительного ознакомления с произведением

начинается

его

детальная

проработка

на

инструменте.

Наиболее

распространенным способом является многократное повторение. Но при этом

необходимо, чтобы повторение фраз, отрывков или произведения в целом не

превратилось в бездумную механическую «зубрежку», а вело к все более

углубленному и законченному исполнению.

Очень

часто

ученики

том

числе

одаренные)

охотно

повторяют

в

самостоятельных занятиях те места, которые у них легко получаются. Но как

только

появляется

более

трудный

отрывок,

ученик

старается

как-нибудь

«проскочить» это место, и оно так и остается недоученным. Поэтому следует

рекомендовать ученику повторять в первую очередь наиболее трудные места

произведения.

Большой

интерес

представляет

метод,

рекомендованный

Нейгаузом

медленная игра со всеми оттенками. В начале изучения произведения он

необходим для внимательного вслушивания в свое исполнение или изучение

наиболее трудных отрывков. При детальной работе над произведением, когда

важно

тщательно

отшлифовать

каждую

фразу,

проанализировать

каждый

прием, а также двигательные ощущения. Проверка отдельных мест в более

медленном темпе практикуется и перед публичным исполнением. Иногда

полезно

применить

варьирование

материала

изменять

в

отрывке

метрическое строение, динамические оттенки, тональность. Варьирование

наиболее целесообразно применять, работая над этюдным материалом, когда

главное внимание уделяется развитию исполнительских приемов.

Необходимо

серьезно

относиться

к

использованию

новых

приемов

и

нюансов,

продумывать

и

проверять

на

практике

целесообразность

их

применения. Такие эксперименты целесообразны, ибо они ведут к развитию

гибкости мышления и совершенствованию навыков ученика.

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ

На

примере

сонаты.

Одно

из

многочисленных

инструментальных

произведений. Состоит из 4-х частей:

Lergo – Allegro – Largo – Allegro.

Напевным медленным частям противопоставляются задорные, с оттенком

юмора, быстрые части.

Приступая к работе над сонатой, надо, прежде всего, объяснить ученику

характер и форму каждой части, используя поэтические образные сравнения.

I ЧАСТЬ (Largo). Нужно исполнять взволнованно и вместе с тем величаво,

«на широком дыхании», с оттенком декламационности. Кульминация каждой

фразы

должна

выразительно

подчеркиваться

соответствующими

исполнительскими средствами. Вместе с тем важно достигнуть в исполнении

непрерывной

линии

развития

и

неуклонной

устремленности

к

основной

кульминации.

Необходимо

наметить

план

исполнения

Largo

и

соответствующие

выразительные

средства,

а

в

дальнейшем

рассмотреть

также

необходимые

для

этого

приемы

игры.

Работа

над

произведением

крупной

формы,

или

просто

над

музыкальным

произведением,

должна

вестись

параллельно

с

работой

над

темпом,

звучанием,

штрихами,

переходами, аппликатурой, грамотностью разбора нотного текста.

II ЧАСТЬ (Allegro) – ярко контрастна первой части. Она очень динамична и

разнообразна по ритму. Темп старинного Allegro должен быть энергичным,

умеренно-скорым с соблюдением строгого, но «живого» ритма; динамика –

разнообразной, гибкой. Особую «остроту» придает исполнению штрих martle

при быстрых скачках смычка через одну и две струны. Частые затакты,

предваряемые короткими паузами, синкопированный ритм, встречающийся в

некоторых

эпизодах,

еще

больше

подчеркивают

ритмическую

«остроту»

музыки.

Аппликатура имеет важное значение в ряде мест; от нее во многом зависит

ровность

и

четкость

исполнения,

а

также

удобства

игры.

У

ученика

со

средними

способностями

такая

более

усложненная

аппликатура

вызовет

большие

затруднения.

Крайне

неудобны

переходы

со

струны

на

струну

(отмечены знаком *). Поэтому в новой редакции аппликатуру и штрихи

можно изменять. Это не только значительно упрощает для ученика трудное

место, но и приводит к более ровному исполнению.

Основательно

проработав

рассмотренные

части

сонаты,

ученик

должен

готовиться к их публичному исполнению сначала на закрытых ученических

вечерах

или

в

классе

перед

другими

учащимися,

а

затем

на

открытых

концертах.

ОСНОВНЫЕ

ЗАДАЧИ

РАБОТЫ

НАД

ПЬЕСОЙ

ВИРТУОЗНОГО

ХАРАКТЕРА

Исполнение

пассажей

требует

большой

ловкости

и

четкости

пальцевых

движений, уверенных, быстрых и точных переходов из позиции в позицию, в

то время как смычок ведется плавно и непрерывно. Для этого необходима

координация

различных

по

характеру

движений

рук.

Надо

следить

за

правильным распределением смычка, особенно при crescendo.

Для

овладения

быстрыми

пассажами,

часто

встречающимися

в

пьесе,

ученику рекомендуется изучать их в замедленном движении, пробуя также

время от времени применять подвижный темп. При игре в медленном темпе

пальцы

должны

уверенно

и

четко

подниматься

и

затем

ударять

струну

(конечно, без чрезмерного «стука»). Для достижения большей ритмичности

можно несколько сильнее подчеркивать ударом пальца и движением смычка

первые

четыре

шестнадцатых

каждой

четверти,

что,

однако,

не

должно

отрицательно

влиять

на

исполнение

пассажа;

рекомендуются

некоторые

вспомогательные

упражнения,

способствующие

достижению

четкой

артикуляции пальцевых движений и частоты интонации.

Сравнительно

сложные

исполнительские

задачи

встречаются

в

заключительной части произведения – виртуозный штрих sautille, быстрые

переходы левой руки и перемещение смычка со струны на струну, позиции,

арпеджио, аккорды.

В

заключительной

части

Каприччио

ученик

усваивает

пределах

его

возможностей) целый ряд виртуозных навыков. Заключительный виртуозный

пассаж

ученику

необходимо

длительно

разучивать

в

замедленном

и

«среднем» движении до тех пор, пока он сумеет приблизиться к настоящему

темпу. Применить в работе пьесы: «Пчелка» Шуберт, Яньшинов «Прялка»,

Бом «Непрерывное движение», Дакен «Кукушка» и т.д.

О РАБОТЕ НАД КАНТИЛЕННОЙ ПЬЕСОЙ

После

предварительного

ознакомления

с

пьесой

ученик

переходит

к

тщательному

изучению

нотного

текста.

При

этом

помимо

игры

на

инструменте

можно

рекомендовать

ему

использовать

выразительное

сольфеджирование, а также зрительное (мысленное) изучение пьесы. Работа

в

классе,

дома

ведется

главным

образом

над

отдельными

фразами

и

отрывками.

При

детальной

проработке

пьесы

следует

на

уроках

приучать

ученика

внимательно вслушиваться в свое исполнение, исправлять каждую плохо

звучащую

или

фальшивую

ноту,

добиваться

завершенности

фразировки,

совершенствования

приемов

игры.

После

тщательной

проработки

пьесы

ученику

рекомендуется,

возможно,

чаще

играть

ее

целиком

аккомпанементом) в классе, затем на коллективных уроках и, наконец, на

концертной эстраде, не прекращая отделки деталей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ КАТЕГОРИИ

Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей /

А.И.Ямпольский.

Сборник.

Вопросы

скрипичного

исполнительства

и

педагогики.

Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача / Ю.И. Янкелевич.

Педагогическое наследие.- Москва, 2-е издание, 1993г.

Либерман

М.,

Берлянчик

М.

Культура

звука

скрипача

/

М.Либерман,

м.Берлянчик. Культура звука скрипача. – Москва, 1985г.



В раздел образования