Автор: Клещевникова Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "ДМШ №7 им. А.С.Ключарева"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Рациональная аппликатура в работе над музыкальным произведением в классе скрипки»
Раздел: дополнительное образование
МБУДО г. Казани «ДМШ №7 имени А.С.Ключарева»
Методическая разработка на тему:
«Рациональная аппликатура в работе над музыкальным произведением в
классе скрипки»
Составил:
преподаватель высшей категории
по классу «скрипка»
Клещевникова Л.Н.
г. Казань 2019
ПЛАН РАБОТЫ:
Вступление.
Отбор и совершенствование средств музыкальной выразительности.
Работа над произведениями крупной формы.
Основные задачи работы над пьесой виртуозного характера.
Работа над кантиленой.
Задача музыканта-исполнителя – раскрыть содержание изучаемого
произведения, верно и выразительно передать его слушателям. Для этого ему
необходимо
понять
и
почувствовать
авторский
замысел
и
найти
соответствующие исполнительские средства выражения.
Прежде всего, необходимо тщательно изучить нотный текст. Мнения всех
видных музыкантов сходятся в том, что приступая к изучению музыкального
произведения, необходимо, прежде всего, получить о нем общее целостное
представление, понять и почувствовать его доминирующее настроение.
Ученик может получить общее представление о характере произведения,
прослушав его в исполнении педагога или другого музыканта (возможно в
грамзаписи).
На первом этапе самостоятельной работы над произведением не следует
углубляться в подробный формальный анализ его структуры, т.к. это может
нарушить непосредственность музыкального восприятия. Но одного лишь
общего
представления
о
произведении
для
музыканта-исполнителя
будет
недостаточно.
Естественно,
что
детальное
изучение
всех
особенностей
произведения протекает не в самом начале работы, а на более поздних этапах
после того как уже основательно изучен нотный текст и музыкант получил
достаточно полное представление о музыке в целом. Отработка деталей – это
самый длительный и трудоемкий процесс, по существу не прекращающийся
вплоть до публичного исполнения произведения.
ОТБОР
И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СРЕДСТВ
МУЗЫКАЛЬНОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Поясняя ученику характер произведения, педагог должен вместе с тем
помочь ему найти соответствующие средства выразительного воплощения
музыкального образа.
Основой всякого подлинно-художественного музыкального произведения
является
мелодия.
Для
этого
требуется,
прежде
всего,
высокое
качество
звучания,
умелое
распределение
динамических
оттенков
и
различных
звуковых красок в соответствии с содержанием и стилем произведения.
Исходным моментом при распределении оттенков звучания служат
авторские обозначения. Вместе с тем исполнитель имеет право на известную
свободу в выборе нюансировки и других средств выразительности. Но к
изменению авторских указаний он должен подойти с большим тактом, будучи
убежденным, что внесенные им оттенки художественно оправданы.
Ритмичность исполнения является другим важнейшим условием и
средством выразительного воплощения музыки. В музыкальном исполнении
необходим четкий в то же время живой, гибкий ритм, способный передать
пульсацию музыки. ПриПри определении темпа надо исходить из указаний
композитора. Для выяснения требуемого темпа и ритма исполнения весьма
полезен метод, рекомендованный Г.Г.Нейгаузом: «поставив ноты на пюпитр,
продирижировать
произведение,
внутренне
напевая
или
сольфеджируя
мелодию. В связи с вопросом о темпе исполнения возникает, обычно при
работе с начинающим, другой вопрос: «Что делать, если требуемый темп для
ученика еще недоступен?». Известно, что в практике работы с начинающими
учениками приходится нередко, особенно в быстрых эпизодах, брать темп
более медленный, чем требует характер произведения. Это вынужденное
отступление
от
темпа,
т.к.
по
мере
работы
над
произведением
и
преодолением трудных мест ученик осваивает требуемый темп исполнения.
При этом необходимо воспитывать у учащихся чувство основного темпа и
умение сохранять его во время исполнения пьесы.
Воспитывая у своих учеников художественный вкус и чувство меры,
педагог
должен
приучать
их
правильно
использовать
выразительные
возможности.
Существуют различные методы работы над произведением:
1)За инструментом (по нотам или без них).
2)Без инструмента (по нотам или без них).
Работа
без
инструмента
более
утомительна,
но
способствует
развитию
исполнительской памяти и охвату в целом. Опытные музыканты обычно
вначале без инструмента просматривают новое произведение, чтобы в общем
виде
ознакомиться
с
ним.
Данный
метод
способствует
также
развитию
исполнительского
внимания,
памяти,
внутреннего
слуха
и
двигательных
ощущений. После такого предварительного ознакомления с произведением
начинается
его
детальная
проработка
на
инструменте.
Наиболее
распространенным способом является многократное повторение. Но при этом
необходимо, чтобы повторение фраз, отрывков или произведения в целом не
превратилось в бездумную механическую «зубрежку», а вело к все более
углубленному и законченному исполнению.
Очень
часто
ученики
(в
том
числе
одаренные)
охотно
повторяют
в
самостоятельных занятиях те места, которые у них легко получаются. Но как
только
появляется
более
трудный
отрывок,
ученик
старается
как-нибудь
«проскочить» это место, и оно так и остается недоученным. Поэтому следует
рекомендовать ученику повторять в первую очередь наиболее трудные места
произведения.
Большой
интерес
представляет
метод,
рекомендованный
Нейгаузом
–
медленная игра со всеми оттенками. В начале изучения произведения он
необходим для внимательного вслушивания в свое исполнение или изучение
наиболее трудных отрывков. При детальной работе над произведением, когда
важно
тщательно
отшлифовать
каждую
фразу,
проанализировать
каждый
прием, а также двигательные ощущения. Проверка отдельных мест в более
медленном темпе практикуется и перед публичным исполнением. Иногда
полезно
применить
варьирование
материала
–
изменять
в
отрывке
метрическое строение, динамические оттенки, тональность. Варьирование
наиболее целесообразно применять, работая над этюдным материалом, когда
главное внимание уделяется развитию исполнительских приемов.
Необходимо
серьезно
относиться
к
использованию
новых
приемов
и
нюансов,
продумывать
и
проверять
на
практике
целесообразность
их
применения. Такие эксперименты целесообразны, ибо они ведут к развитию
гибкости мышления и совершенствованию навыков ученика.
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ
На
примере
сонаты.
Одно
из
многочисленных
инструментальных
произведений. Состоит из 4-х частей:
Lergo – Allegro – Largo – Allegro.
Напевным медленным частям противопоставляются задорные, с оттенком
юмора, быстрые части.
Приступая к работе над сонатой, надо, прежде всего, объяснить ученику
характер и форму каждой части, используя поэтические образные сравнения.
I ЧАСТЬ (Largo). Нужно исполнять взволнованно и вместе с тем величаво,
«на широком дыхании», с оттенком декламационности. Кульминация каждой
фразы
должна
выразительно
подчеркиваться
соответствующими
исполнительскими средствами. Вместе с тем важно достигнуть в исполнении
непрерывной
линии
развития
и
неуклонной
устремленности
к
основной
кульминации.
Необходимо
наметить
план
исполнения
Largo
и
соответствующие
выразительные
средства,
а
в
дальнейшем
рассмотреть
также
необходимые
для
этого
приемы
игры.
Работа
над
произведением
крупной
формы,
или
просто
над
музыкальным
произведением,
должна
вестись
параллельно
с
работой
над
темпом,
звучанием,
штрихами,
переходами, аппликатурой, грамотностью разбора нотного текста.
II ЧАСТЬ (Allegro) – ярко контрастна первой части. Она очень динамична и
разнообразна по ритму. Темп старинного Allegro должен быть энергичным,
умеренно-скорым с соблюдением строгого, но «живого» ритма; динамика –
разнообразной, гибкой. Особую «остроту» придает исполнению штрих martle
при быстрых скачках смычка через одну и две струны. Частые затакты,
предваряемые короткими паузами, синкопированный ритм, встречающийся в
некоторых
эпизодах,
еще
больше
подчеркивают
ритмическую
«остроту»
музыки.
Аппликатура имеет важное значение в ряде мест; от нее во многом зависит
ровность
и
четкость
исполнения,
а
также
удобства
игры.
У
ученика
со
средними
способностями
такая
более
усложненная
аппликатура
вызовет
большие
затруднения.
Крайне
неудобны
переходы
со
струны
на
струну
(отмечены знаком *). Поэтому в новой редакции аппликатуру и штрихи
можно изменять. Это не только значительно упрощает для ученика трудное
место, но и приводит к более ровному исполнению.
Основательно
проработав
рассмотренные
части
сонаты,
ученик
должен
готовиться к их публичному исполнению сначала на закрытых ученических
вечерах
или
в
классе
перед
другими
учащимися,
а
затем
на
открытых
концертах.
ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ
РАБОТЫ
НАД
ПЬЕСОЙ
ВИРТУОЗНОГО
ХАРАКТЕРА
Исполнение
пассажей
требует
большой
ловкости
и
четкости
пальцевых
движений, уверенных, быстрых и точных переходов из позиции в позицию, в
то время как смычок ведется плавно и непрерывно. Для этого необходима
координация
различных
по
характеру
движений
рук.
Надо
следить
за
правильным распределением смычка, особенно при crescendo.
Для
овладения
быстрыми
пассажами,
часто
встречающимися
в
пьесе,
ученику рекомендуется изучать их в замедленном движении, пробуя также
время от времени применять подвижный темп. При игре в медленном темпе
пальцы
должны
уверенно
и
четко
подниматься
и
затем
ударять
струну
(конечно, без чрезмерного «стука»). Для достижения большей ритмичности
можно несколько сильнее подчеркивать ударом пальца и движением смычка
первые
четыре
шестнадцатых
каждой
четверти,
что,
однако,
не
должно
отрицательно
влиять
на
исполнение
пассажа;
рекомендуются
некоторые
вспомогательные
упражнения,
способствующие
достижению
четкой
артикуляции пальцевых движений и частоты интонации.
Сравнительно
сложные
исполнительские
задачи
встречаются
в
заключительной части произведения – виртуозный штрих sautille, быстрые
переходы левой руки и перемещение смычка со струны на струну, позиции,
арпеджио, аккорды.
В
заключительной
части
Каприччио
ученик
усваивает
(в
пределах
его
возможностей) целый ряд виртуозных навыков. Заключительный виртуозный
пассаж
ученику
необходимо
длительно
разучивать
в
замедленном
и
«среднем» движении до тех пор, пока он сумеет приблизиться к настоящему
темпу. Применить в работе пьесы: «Пчелка» Шуберт, Яньшинов «Прялка»,
Бом «Непрерывное движение», Дакен «Кукушка» и т.д.
О РАБОТЕ НАД КАНТИЛЕННОЙ ПЬЕСОЙ
После
предварительного
ознакомления
с
пьесой
ученик
переходит
к
тщательному
изучению
нотного
текста.
При
этом
помимо
игры
на
инструменте
можно
рекомендовать
ему
использовать
выразительное
сольфеджирование, а также зрительное (мысленное) изучение пьесы. Работа
в
классе,
дома
ведется
главным
образом
над
отдельными
фразами
и
отрывками.
При
детальной
проработке
пьесы
следует
на
уроках
приучать
ученика
внимательно вслушиваться в свое исполнение, исправлять каждую плохо
звучащую
или
фальшивую
ноту,
добиваться
завершенности
фразировки,
совершенствования
приемов
игры.
После
тщательной
проработки
пьесы
ученику
рекомендуется,
возможно,
чаще
играть
ее
целиком
(с
аккомпанементом) в классе, затем на коллективных уроках и, наконец, на
концертной эстраде, не прекращая отделки деталей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ КАТЕГОРИИ
Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей /
А.И.Ямпольский.
Сборник.
Вопросы
скрипичного
исполнительства
и
педагогики.
Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача / Ю.И. Янкелевич.
Педагогическое наследие.- Москва, 2-е издание, 1993г.
Либерман
М.,
Берлянчик
М.
Культура
звука
скрипача
/
М.Либерман,
м.Берлянчик. Культура звука скрипача. – Москва, 1985г.