Автор: Федорова Ирина Геннадьевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МОУ ИРМО
Населённый пункт: Посёлок Дзержинск Иркутской области Иркутского района
Наименование материала: конспект
Тема: Правовое воспитание в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие по сказкам»
Цель: Познакомить детей со статьями «Декларация прав человека». Способствовать их пониманию
и осознанию на примерах сказок. Формировать у детей представление о праве на личную жизнь,
на неприкосновенность жилища. Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и
национального согласия. Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям,
способствовать предупреждению проявления агрессивности. Осуществлять готовность детей к
новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Материал: Разрезная картинка с сюжетом «Заюшкина избушка»; фланелеграф, набор картинок
(гнездо, конура, озеро, дом, дупло, птица, собака, рыба, человек, белка); кукольный театр: «Кот,
петух и лиса»; на ватмане точечное изображение лебедя, маркеры, портфель, линейка, пенал,
машинка, кукла; 4 карточки на которых напечатан текст статей «Декларации прав человека».
Предварительная работа: Разбор статей из «Декларации прав человека» на примере сказок.
Ход занятия:
Педагог: Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как
поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать
обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы
можем разобраться в таких ситуациях. Он называется «Декларация прав человека», если точно
соблюдать всё, что записано в «Декларации прав человека» (а записано в ней то, как правильно
должны вести себя люди друг с другом), то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы
соблюдать права человека, нужно сначала познакомиться со статьями «Декларации». Сегодня мы
познакомимся с некоторыми из них, и в этом помогут нам русские народные сказки.
1-е задание: Мы с вами отправляемся в одну из сказок, в какую, мы угадаем если соберём из
частей целую картинку. Дети работают у доски.
Педагог: Какая сказка изображена?
Дети: «Заюшкина избушка»
Педагог: Кто попал в беду?
Дети: В беду попал Заюшка.
Педагог: Что с ним случилось?
Дети: Лиса выгнала его из избушки.
Педагог: Ребята, какой поступок совершила Лиса, выгнав Зайку?
Дети: (отвечают)
Педагог: Ребята, давайте узнаем, какое право нарушила Лиса, мы прочитаем статью из
«Декларации». Показываю и читаю карточку, где написано: «Каждый человек имеет право на
неприкосновенность жилища». Какое право нарушила Лиса?
Дети: (отвечают) Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища.
Педагог: Правильно, у каждого должен быть свой дом, или квартира, и никто не может его
отобрать. Я разложу карточки с изображением жилища животных, вы внимательно посмотрите и
поселите животных по их домикам.
Дети раскладывают. (Гнездо – птица, дупло – белка, дом – человек, конура – собака, озеро –
рыба).
Педагог: Открываю декорацию, к сказки «Кот, лиса и петух». Показываю сценку, говорю голосом
петуха «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, за быстрые реки, котик братик спаси
меня». Кто зовёт на помощь, ребята?
Дети: (отвечают)
Педагог: Из какой сказки этот петушок?
Дети: (отвечают) Из сказки «Кот, лиса и петух»
Педагог: Что на этот раз натворила Лиса?
Дети: (отвечают) Она украла петуха.
Педагог: Что она хотела сделать с петушком?
Дети: (отвечают) Она хотела съесть петуха.
Педагог: Ребятки, снова Лиса нарушила право. Какое право нарушила Лиса, мы сейчас с вами
узнаем, прочитав статью из «Декларации» Показываю и читаю карточку, где написано: «Каждый
человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Какое право, нарушила
Лиса на этот раз?
Дети: (отвечают) Лиса нарушила право петушка на жизнь и свободу.
Педагог: Ребятки, вспомните в каких ещё сказках жизнь и свобода героев была в опасности?
Дети: (отвечают). Корректирую их ответы, в сказках «Гуси - лебеди», «Волк и семеро козлят»,
«Красная шапочка», «Баба Яга», «Маша и медведь». Молодцы ребята, вы вспомнили много сказок
и ответили верно.
Физкультминутка:
Раз - подняться, подтянуться, два – согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, пять руками помахать,
Шесть - на стульчик сесть опять.
Я сейчас прочитаю вам письмо, которое нам принёс почтальон: «Дорогие ребята! У нас на птичьем
дворе живут разные птицы, но меня все обижают, и гонят от себя, все говорят, что я уродлив.
Ребята подскажите, что мне делать?» ребята, как вы думаете, кто написал это письмо?
Дети: (отвечают) Это письмо написал гадкий утёнок.
Педагог: Почему жители птичьего двора его обижают?
Дети: (отвечают) потому, что он не похож на других.
Педагог: Кто командовал птичьем дворе, и все птицы подчинялись ей?
Дети: (отвечают). Все слушались большую утку, потому что у неё на лапке была красная
ленточка.
Педагог: Правильно ли поступали жители птичьего двора?
Дети: (отвечают). Давайте прочтём ещё одну статью из «Декларации». В ней написано «Все люди
рождены быть свободными и равными в своих правах, все должны относиться друг к другу
по - братски»
Педагог: Ребята у вас на столах лежат листы, на них нарисованы точки, возьмите карандаш, и
соедините точки, кто сделал задание, положите карандаши на место, что у вас получилось?
Дети: (отвечают)
Педагог: Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утёнок. Сейчас ему трудно на птичьем
дворе. Давайте поиграем в игру «Мир без тебя» и скажем утёнку много тёплых слов, чтобы
немного подбодрить его. Я начну первой: «Мир без тебя неинтересен, потому, что ты самый,
красивый». (дети продолжают: самый добрый, ласковый, обаятельный, вежливый, добрый,
отзывчивый, ласковый, умный).
Ребёнок читает стихотворение:
Много нас на белом свете, есть и взрослые и дети.
Но в правах мы все равны, и дружить мы все должны.
Звучит музыка, появляется грустный Буратино(можно взять ребёнка с другой группы)
Педагог: Что случилось Буратино, почему ты такой грустный?
Буратино: Я хочу учиться в школе, но не знаю, возьмут ли меня в школу.
Педагог: Давай Буратино посмотрим в «Декларации», может там есть такая статья. Да вот, что
здесь написано «Каждый человек имеет право на образование». Когда детям исполняется 7 лет,
они идут в школу, для того, чтобы получить образование, и тебя Буратино тоже возьмут учиться,
почему же ты опять грустишь?
Буратино: Я грущу потому, что не знаю, что нужно брать с собой в школу.
Педагог: Не грусти Буратино, наши ребята тоже идут в школу, они помогут тебе, и научат, как
правильно собирать портфель.
(Проводится игра: «Собери портфель» 2-3 раза)
Буратино: Спасибо ребята, какие вы дружные, мне очень понравилась ваша игра.
Педагог: Буратино, давай вместе с ребятами песенку споём?
"Когда мои друзья со мной"
1.
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
2.
Там, где трудно одному,
Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму -
Разберем с друзьями!
Припев.
3.
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь - без друга!
Припев.
Буратино: Ребята, мне понравилось у вас в гостях, и здорово мы песенку спели, но мне пора
уходить. До свидания, друзья!
Дети: (отвечают)
Педагог: На этом наше занятие закончено, давайте вспомним, сколько статей из «Декларации» мы
разобрали вместе со с казочными героями.
Дети, вместе с педагогом подводят итог занятию, подсчитывают, сколько статей разобрали и о
чём в них говорилось (четыре статьи «Декларации прав человека», в них говорилось о
неприкосновенности жилища, о неприкосновенности жизни и свободы, о том, что все люди
должны относиться друг к другу по-братски, и последняя статья о том, что все люди имеют
право на образование)
Педагог: Ребята понравилось вам занятие? Мы с вами будем продолжать знакомиться со статьями
из «Декларации» на этом наше занятие заканчивается.