Автор: Ганжела Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: Санкт - Петербург, Пушкинский р-н
Наименование материала: Статью
Тема: "Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Ганжела Елена Викторовна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 1
Санкт – Петербург, Пушкинский р-н
«Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО
в соответствии с требованиями ФГОС»
Здоровье человека всегда было и остается на все времена очень важным аспектом.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого
детства. В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот
период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности,
формирование многих полезных привычек, приобретение новых навыков и
представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей
среды и обстановки в группе для правильного развития дошкольника имеет такое большое
значение. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это прежде всего создание
благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной
психологической обстановки. Принципы, на которых строится здоровьесберегающее
пространство группы, предполагают обеспечение таких условий, в которых
разносторонняя деятельность и отдых детей соответствует их разнообразным
потребностям. Академик Н.Н. Поддъяков считает, что хорошо развивающая среда – одно
из главных условий оптимизации процесса саморазвития и активности ребенка. Она
является для него стимулом стремления к творчеству и экспериментированию.
Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и
укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) одно из
ведущих направлений деятельности дошкольного учреждения, поскольку полноценное
физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Физическое
здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным
благополучием.
Предметно – развивающая среда в младшей группе ДОУ моделируется с учетом
реализации всех направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех
образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных
требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования.
Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о
ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде
(Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О.
Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие,
которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под
предметно-развивающей средой понимают
определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде,
физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей
предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной
жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих
проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
В структуру здоровьесберегающего пространства младшей группы входят следующие
компоненты:
- центр здоровья и двигательной активности;
- центр экологического образования;
- центр развития (математического и речевого);
- центр обучения детей правилам дорожного движения;
- центр искусства и музыкальной деятельности.
(при оформлении центров необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей, оформление может строиться на сюжетной основе).
Работая над созданием здоровьесберегающего пространства в младшей группе,
необходимо соблюдать следующие требования:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- вариативность;
- полифункциональность;
- безопасность.
Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, идёт
формирование осанки, закладывается походка. Если в дошкольном возрасте произойдет
нарушения осанки, то это в дальнейшем может привести к образованию стойких
деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, важна правильно подобранная
мебель в соответствии СанПиН. Мебель должна соответствовать их росту и пропорциям
тела и должна быть распложена таким образом, чтобы дать детям возможность активно
двигаться.
Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психо-эмоционального
комфорта в группе. Эффективность здоровьесберегающего образовательного
пространства во многом зависит от правильной организации физкультурно-
оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей.
Для создание здоровьесберегающего пространства в группе оформляется спортивный
уголок с разнообразным традиционным и нетрадиционным спортивным инвентарем:
кегли, скакалки, кольцеброс, мячи, колпачки для развития глазомера, атрибуты для
развития дыхания, атрибуты для профилактики плоскостопия.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый
каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.,
чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и
решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для
самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от
мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой
деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз
в день.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к
объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского
сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде,
проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как
культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия
народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и
пр.).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон
(«центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим количеством развивающих
материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и
пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные
для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность
эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как
динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании
предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не
сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать
фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени
подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера
детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды —
это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест
общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным
материалом и т. п.).
Одно из направлений по созданию здоровьесберегающего пространства – это
взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада дома.
Сайт детского сада является площадкой для знакомства родителей с принципами
здорового образа жизни.
Литература:
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психической коррекции
М.изд.центр Академ ия 2007
Змановский Ю.Ф.Воспитываем детей здоровыми М., Медицина, 1989
Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье МВентана Граф,2004
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях М., Мозаика – Синтез,
2006