Напоминание

"Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с ФГОС"


Автор: Ганжела Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: Санкт - Петербург, Пушкинский р-н
Наименование материала: Статью
Тема: "Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ганжела Елена Викторовна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 1

Санкт – Петербург, Пушкинский р-н

«Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО

в соответствии с требованиями ФГОС»

Здоровье человека всегда было и остается на все времена очень важным аспектом.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого

детства. В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот

период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности,

формирование многих полезных привычек, приобретение новых навыков и

представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей

среды и обстановки в группе для правильного развития дошкольника имеет такое большое

значение. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это прежде всего создание

благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной

психологической обстановки. Принципы, на которых строится здоровьесберегающее

пространство группы, предполагают обеспечение таких условий, в которых

разносторонняя деятельность и отдых детей соответствует их разнообразным

потребностям. Академик Н.Н. Поддъяков считает, что хорошо развивающая среда – одно

из главных условий оптимизации процесса саморазвития и активности ребенка. Она

является для него стимулом стремления к творчеству и экспериментированию.

Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и

укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) одно из

ведущих направлений деятельности дошкольного учреждения, поскольку полноценное

физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Физическое

здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным

благополучием.

Предметно – развивающая среда в младшей группе ДОУ моделируется с учетом

реализации всех направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех

образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных

требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования.

Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о

ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде

(Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О.

Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие,

которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под

предметно-развивающей средой понимают

определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное,

приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде,

физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей

предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной

жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих

проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

В структуру здоровьесберегающего пространства младшей группы входят следующие

компоненты:

- центр здоровья и двигательной активности;

- центр экологического образования;

- центр развития (математического и речевого);

- центр обучения детей правилам дорожного движения;

- центр искусства и музыкальной деятельности.

(при оформлении центров необходимо учитывать возрастные и индивидуальные

особенности детей, оформление может строиться на сюжетной основе).

Работая над созданием здоровьесберегающего пространства в младшей группе,

необходимо соблюдать следующие требования:

- насыщенность;

- трансформируемость;

- вариативность;

- полифункциональность;

- безопасность.

Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, идёт

формирование осанки, закладывается походка. Если в дошкольном возрасте произойдет

нарушения осанки, то это в дальнейшем может привести к образованию стойких

деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, важна правильно подобранная

мебель в соответствии СанПиН. Мебель должна соответствовать их росту и пропорциям

тела и должна быть распложена таким образом, чтобы дать детям возможность активно

двигаться.

Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психо-эмоционального

комфорта в группе. Эффективность здоровьесберегающего образовательного

пространства во многом зависит от правильной организации физкультурно-

оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей.

Для создание здоровьесберегающего пространства в группе оформляется спортивный

уголок с разнообразным традиционным и нетрадиционным спортивным инвентарем:

кегли, скакалки, кольцеброс, мячи, колпачки для развития глазомера, атрибуты для

развития дыхания, атрибуты для профилактики плоскостопия.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый

каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.,

чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и

решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для

самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от

мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой

деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз

в день.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к

объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского

сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде,

проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как

культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия

народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и

пр.).

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон

(«центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим количеством развивающих

материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и

пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные

для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность

эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных

особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием

образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как

динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании

предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не

сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать

фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени

подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера

детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды —

это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест

общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным

материалом и т. п.).

Одно из направлений по созданию здоровьесберегающего пространства – это

взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада дома.

Сайт детского сада является площадкой для знакомства родителей с принципами

здорового образа жизни.

Литература:

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психической коррекции

М.изд.центр Академ ия 2007

Змановский Ю.Ф.Воспитываем детей здоровыми М., Медицина, 1989

Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье МВентана Граф,2004

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях М., Мозаика – Синтез,

2006



В раздел образования