Автор: Курносова Марина Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад 93
Населённый пункт: г. Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: конспект НОД по познавательному развитию
Тема: "Путешествие конфеты"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию
для детей подготовительной к школе группы
с использованием технологии деятельностного типа
Тема: «Путешествие конфеты»
Составил: воспитатель д/с № 93 Курносова М.Г.
Цель:
Формирование
понятия
о
пищеварительной
системе,
ее
основных
отделах и деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить
детей
с
процессом
пищеварения,
основными
отделами
пищеварительного тракта;
- показать детям способность желудка растворять и впитывать различные
вещества;
- формировать у детей необходимость тщательно пережевывать пищу;
- расширять словарный запас детей (пищеварение, пищеварительный тракт,
пищевод, желудок, желудочный сок, кишечник);
- углублять представления детей о здоровом образе жизни;
- совершенствовать знания детей о полезных и вредных продуктах;
- продолжать формировать привычку следить за чистотой рук.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, логическое мышление и внимание;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать желание заботиться о своем организме;
- формировать дружеские взаимоотношения;
- закреплять навыки здорового образа жизни в повседневной деятельности.
Материалы и оборудование:
Интерактивная
доска,
мультимедийный
проектор,
игрушка
Незнайка,
конфета, бумажные разноцветные очки, карточки с изображением полезных
и вредных продуктов,
корзинка, лимон, банан, морковь, яблоко, хлеб, 2
одноразовых
стаканчика
с
чистой
водой,
ложка,
сахарный
песок,
соль,
поролоновые губки, активированный уголь, канат, воздушный шарик, лист
ватмана, клей, разрезные картинки «Пищеварительная система».
Ход занятия:
В гости к детям приходит Незнайка с конфетой в кармане. Он здоровается,
достает конфетку, хочет откусить.
Воспитатель: Незнайка, что ты собрался делать?
Незнайка: Да вот решил конфетку попробовать.
Воспитатель: Незнайка, а конфета полезная?
Незнайка: Да!
Воспитатель: Нет, Незнайка. Даже дети знают, что не вся пища бывает
полезна. Хочешь, мы с ребятами тебе расскажем про вредные и полезные
продукты?
Игра «Полезное – вредное».
На столе лежат карточки с изображением вредных и полезных продуктов.
Дети отбирают в корзину полезные продукты и объясняют в чем их польза.
Незнайка: Ребята, спасибо вам большое, теперь я знаю, что не всякая еда
бывает полезной.
Воспитатель: Незнайка, а конфета полезная еда?
Незнайка: (быстро съедает конфету). Конфета не полезная, но очень вкусная.
Ой, я конфетку только лизнуть хотел, а она ко мне в рот упала и куда-то
исчезла, один фантик остался. Ребята, куда исчезла конфета?
Дети: Провалилась в живот, Незнайка проглотил конфету и т.д.
Воспитатель: Что же делать? Вы все думаете по-разному. А на самом деле
куда исчезла конфетка? Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
Дети: (посмотрим в энциклопедии, спросим у родителей, найдем ответ в
интернете и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а я вам предлагаю превратиться в исследователей и
открыть тайну исчезновения конфеты. Мы сейчас с помощью волшебных
очков посмотрим, что же произошло с конфетой. (дети надевают очки).
( Слайд с изображением пищеварительного тракта и изображение конфеты).
Воспитатель: Мы с вами попали в пищеварительную систему. Что это за
система такая?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Вслушайтесь внимательно – пище-варение. Значит что делает?
Варит пищу. Ребята, куда конфета попала в начале?
Дети: В рот.
Воспитатель: Правильно, пища в начале попадает в рот, проникнув туда мы
найдём дорогу по которой ушла конфета. А кто живёт во рту?
Дети: Язык и зубы.
Воспитатель: Для чего нужен язык? (показ слайда)
Дети: ответы.
Воспитатель: Язык - строгий охранник, он ни за что не пропустит горьких и
опасных гостей. Мы сейчас тоже проверим наши языки и узнаем на вкус
знакомые вам продукты.
Д\и «Угадай на вкус».
Воспитатель: А для чего нужны зубы? (показ слайда)
Незнайка: Чтобы кусаться.
Воспитатель:
Зубы
работают
как
жернова
и
перемалывают
всю
пищу,
которая попадает к нам в рот. Это очень важная работа. Ребята, почему нужно
тщательно пережевывать пищу? Как вы думаете?
Дети: чтобы живот не болел и т.д.
Воспитатель: ответ на этот вопрос мы скоро узнаем.
Воспитатель: (Показывает лимон.) Что это такое? А кто пробовал лимон на
вкус? Какой он?
Вы заметили, что во рту стало мокро? Это выделилась
слюна. Она постоянно выделяется в небольших количествах и смачивает
пищу, а язык помогает протолкнуть её внутрь.
Предложить
детям
кусочки
конфеты
хорошо
прожевать
и
проглотить.
Воспитатель:
Получилось?
Пища
смоченная
слюной
легко
глотается.
Конфета улетела…а куда? (показ слайда). Улетела в пищевод. Посмотрите
ребята,
как
выглядит
пищевод.
Пищевод
является
вторым
этапом
пищеварения.
Незнайка: Пищевод. Он что ли пищу водит?
Воспитатель:
Н е т. По
нему
пища
продвигается.
Ребята
куда
дальше
попадает конфетка?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: По пищеводу конфета попала в желудок (показ слайда). На что
похож желудок?
Дети: На мешок, шарик, пакет и т.д.
Воспитатель: Вы верно заметили, желудок похож на мешок. Этот мешок у
каждого человека расположен под рёбрами. Потрогайте его рукой. Нашли
свой желудок? Когда мы голодны желудок
как спущенный воздушный
шарик. Попадёт в него еда- желудок чуть растянется.
Воспитатель
на
примере
воздушного
шара
показывает
как
желудок
наполняется и сокращается, переваривая пищу.
Воспитатель: В желудке есть специальная жидкость - желудочный сок. Этот
сок постепенно пропитывает пищу и растворяет её.
Желудок
своими
стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто
бы варит её. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением.
Желудку легче справиться с измельченной едой. Вот поэтому всегда нужно
тщательно всё пережёвывать. Ведь если еда будет плохо прожёвана, она
может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок
над такой пищей
трудится дольше, а значит меньше отдыхает и начинает
болеть.
Воспитатель: Маленькие исследователи, я приглашаю вас в лабораторию,
чтобы посмотреть, что происходит в желудке. У нас мало времени, поэтому
мы полетим в лабораторию на самолете.
Физкультминутка.
Самолеты
заправились,
завели
моторы,
расправили
крылья и полетели.
Воспитатель: Вот мы и очутились в нашей секретной лаборатории.
Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? А теперь ложку сахара.
Растворился? А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке?
(высыпаю в свою емкость размельченный активированный уголь) ответы
детей. А теперь давайте посмотрим как желудок впитает такую еду. Вместо
желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. Вы будете работать в парах.
Вылейте
свои
растворы
на
них.
Что
произошло?
Всё
впиталось.
А
что
случится если вылить на поролон грязную воду? Выливают.
Что произошло?
Дети: Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка.
Воспитатель: Чем это опасно?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Это вызывает разные заболевания. Кроме того, что в грязи
находятся
разные
микробы
и
паразиты,
они
ещё
и
засоряют
желудок.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы грязь не попала в желудок?
Дети: мыть руки перед едой, следить, чтобы продукты были чистыми.
Возвращаемся обратно.
Воспитатель: После того, как пища переваривалась, она попадает в тоннель
с мягкими ворсистыми стенками. Как называется этот тоннель?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Этот тоннель называется кишечник. Наш кишечник длинный,
как эта верёвка. (достает канат). Давайте разложим её на полу.
Вот какая
длинная! А как же она помещается в животе?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Кишечник похож на змею, которая свернулась в несколько раз.
Давайте попробуем свернуть канат как кишечник. Посмотрите на рисунок.
Дети складывают канат.
Воспитатель: В кишечнике впитываются из пищи витамины и питательные
вещества. И наконец, остается от пищи то, что никому не нужно. Вот тогда-то
мы и идём в туалет. Это тоже важно делать вовремя. Видите, как сложно всё
устроено! Для того, чтобы всё работало правильно, надо заботиться о нашем
пищеварении. Для этого необходимо соблюдать простые правила. Ребята,
давайте их назовем. (показ слайдов)
Дети формулируют правила:
Перед едой мыть руки с мылом;
Хорошо пережёвывать пищу;
Есть полезные продукты
Чистить зубы после еды.
Незнайка: Ребята, я хочу рассказать о нашем путешествии своим друзьям –
коротышкам. Только в голове у меня все перепуталось.
Воспитатель:
Ребята,
давайте
сделаем
Незнайке
плакат
со
схемой
пищеварения, чтобы он ничего не перепутал.
Д/и «Пищеварительная система».
Дети собирают разрезанную схему пищеварительного тракта и приклеивают
на лист ватмана (рот, язык, зубы, пищевод, желудок, кишечник).
Незнайка благодарит детей и уходит.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, мы смогли узнать
куда исчезла конфета?
Что нового вы узнали? Что вам было особенно
интересно? Где было трудно? Где пригодятся полученные знания? Кому вы
расскажите о сегодняшнем путешествии?
Воспитатель предлагает детям во второй половине дня слепить полезные
продукты и открыть магазин для кукол «Продукты для здоровья».