Автор: Солоденко Елена Михайловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 9 "Аистенок"
Населённый пункт: г.Зеленокумск, хутор Тихомировка, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников на занятиях физической культуры посредством народных подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование
Тема
«Развитие
межличностных
взаимоотношений
старших
дошкольников на занятиях физической культуры посредством народных
подвижных игр»
Солоденко Е.М.
Филиал СГПИ в г. Буденновске
студентка IV курса группы Б4ПДВ
Факультета Психолого-педагогический
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование:
профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»
Потребность личности в общении одна из самых важных человеческих
потребностей.
Человеческие
взаимоотношения
рождают
наиболее
значимые
переживания, наполняют смыслом действия и поступки.
Межличностные
отношения
рассматриваются
как
избирательные
предпочтения,
как
представления
о
другом
человека
(о
его
социальных
и
личностных
качествах),
как
способность
к
совместной
деятельности.
Как
показывают специальные исследования А.Н. Леонтьева[4], Л.И. Божович [2] в
дошкольные
годы
завязываются
первые
значимые
для
р е б ё н ка
взаимоотношения между детьми.
Роль межличностных взаимоотношений в дошкольном детстве велика в
силу
того,
что
оно
не
только
источник
разнообразных
переживаний,
но
и
главное условие развития его личности, освоения общекультурных ценностей,
обучения, любой продуктивной деятельности.
Межличностные
отношения
проявляются
в
разнообразии
сфер
человеческого
бытия.
Группа
детского
сада
первичная
социально-
психологическая
общность,
первое
«детское
общество»,
которое
оказывает,
наряду
с
семьёй,
определяющее
влияние
на
становление
личности
дошкольника[1]. Становление личности в группе во многом зависит от того,
какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать
особенности межличностных отношений дошкольников.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. А
подвижные
особенности
игры - одно
овлад
ели
из важных средств всестороннего
под
виж
ная
в о с п и т а н и я
д е т е й
ограничен
ы
дошкольного возраста
д
невного
и любимых ими
очевид
на
в и д о в
з а н я т и й .
Х а р а к т е р н а я
д
виж
ени
я
особенность подвижных
игра
игр - комплексность
которое
воздействия на организм
рная
и на все стороны
освоения
личности ребенка.
Подвижная игра
развиваю
т
занимает особое
од
но
место в развитии
вед
ущ
им
ребенка дошкольного
склад
ы
ваю
тся
возраста. Она
нравственной
способствует закреплению
совм
естны
е
и совершенствованию двигательных
сверстникам
и
навыков и умений,
совм
естны
е
предоставляет возможность развивать познавательный
заинтересовать
интерес, формирует
исслед
овалось
умение ориентироваться в окружающей
объед
инение
действительности, что
под
виж
ная
так важно
од
но
для приобретения
реш
ительность
ребенком своего
освоения
жизненного опыта. Разнообразные
д
невного
игровые действия развивают
д
виж
ениях
ловкость, быстроту,
развился
координацию движений
под
виж
ная
и, самое главное,
д
виж
ения
благоприятно влияют
рная
на эмоциональное состояние
игра
детей.
Потребность в движениях
врем
я
у дошкольников очень
эстетическом
у
велика. Игра является
год
у
одним из важнейших
основанны
е
средств физического
совм
естны
е
воспитания детей дошкольного
игра
возраста. Она
врем
я
способствует физическому,
м
еж
личностны
е
умственному, нравственному
д
невного
и эстетическому развитию ребенка. Не
рная
случайно П. Ф. Лесгафт,
которы
е
основатель отечественной
заинтересовать
системы физического
д
виж
ениях
воспитания, утверждал,
разнообразны
х
ч т о
и г р а ,
склад
ы
ваю
тс
я
относится к упражнениям,
больш
ой
которые подготовляют
ограничены
ребенка к жизни. Они,
объед
инение
по его словам - наиболее
развиваю
т
полезное для
под
виж
ная
детей занятие,
основанны
е
которое к тому
заинтересовать
же вызывает у малышей «повышенное
год
у
чувство удовлетворения»[3]. Разнообразные
реш
ительность
движения и действия
полож
ительны
е
детей во время
разнообразны
х
игры при
сверстникам
и
умелом руководстве
под
виж
ная
и м и
э ф ф е к т и в н о
м
еж
личностны
е
влияют на деятельность
основатель
сердечнососудистой, дыхательной
сверстникам
и
и
д р у г и х
с и с т е м
под
виж
ност
и
организма, возбуждают
объед
инение
аппетит и способствуют
эстетическом
у
к р е п к о м у
с н у .
С
под
виж
на
я
помощью подвижных игр
реш
ительность
обеспечивается всестороннее
од
но
физическое развитие ребенка. Во
игре
время игр
успеха
у дошкольников формируются
которое
и совершенствуются разнообразные
словам
навыки в основных
больш
ой
движениях (беге, прыжках,
возд
ействия
метании, лазании
воспитанию
и др.). Быстрая
очевид
на
смена обстановки
д
ы
хательной
в процессе игры
д
есь
приучает ребенка
д
етей
использовать известные
игры
ему движения
нравственной
в соответствии с той
д
виж
ениях
и л и
и н о й
основанны
е
ситуацией. Все
развиваю
т
это положительно
пом
ощ
ью
с к а з ы в а е т с я
н а
с о в е р ш е н с т в о в а н и и
д
ош
кольнико
в
двигательных навыков.
Значительное
больш
ой
влияние оказывают подвижные игры
основатель
и на нравственное воспитание дошкольников,
развитии
особенно благотворно развиваются
развиваю
т
межличностные отношения. Здесь
очевид
на
нужна соревновательность и поддержка; командное
взрослы
е
и индивидуальное действие.
Свои
познавательны
й
действия участники игры
успеха
подчиняют ее правилам
словам
и четко их соблюдают. Правила
под
виж
ны
е
регулируют поведение
под
виж
ности
детей, содействуют
очевид
на
воспитанию сознательной
овлад
ели
дисциплины, приучают
под
виж
ная
отвечать за свои
эстетическом
у
поступки, развивают чувство
повед
ение
товарищества.
Подвижная
реш
ительность
игра воспитывает
объед
инение
у
д о ш к о л ь н и к о в
объед
инени
е
положительные
врем
я
ч е р т ы
х а р а к т е р а
( р е ш и т е л ь н о с т ь ,
возд
ейств
и
с м е л о с т ь ,
ч е с т н о с т ь ,
ком
анд
но
е
культуру поведения, взаимоотношения
развиваю
т
со сверстниками [5]. Подбирая подвижную
овлад
ели
игру, взрослые
важ
но
должны учитывать
которое
ее место в режиме
под
виж
ны
е
дня ребенка. На
под
виж
ная
прогулках, за час
д
виж
ениях
до дневного сна
группа
и после него,
реш
ительность
проводятся игры
развитие
любой подвижности. В прохладную
бы
страя
погоду целесообразно
особенности
проводить игры
м
еж
личностны
е
средней и большой подвижности,
бы
страя
так как
период
ом
движения ребенка
больш
ой
ограничены из-за
возд
ействия
теплой одежды.
Прежде
заинтересовать
чем провести
д
етей
игру, желательно
больш
ой
заинтересовать ею ребенка. Это
взаим
опом
ощ
ь
будет способствовать
развиваю
т
лучшему усвоению
под
виж
ная
ее правил.
Подвижная игра
повед
ение
представляет собой
развиваю
т
совместную деятельность
овлад
ели
детей. Общие
д
виж
ениях
интересы, цели,
д
вигательны
х
задания, совместные
д
виж
ения
д е й с т в и я
в подвижной
овлад
ел
и
игре способствуют
словам
воспитанию и развитию
м
еж
личностны
е
п о л о ж и т е л ь н ы х
в з а и м о о т н о ш е н и й
игр
а
между сверстниками,
рная
нравственной активности. Многие
склад
ы
ваю
тся
ученые при
развиваю
т
анализе воспитательного
освоения
потенциала подвижных игр
д
виж
ения
на первый план
рная
выдвигают нравственно-волевые
под
виж
ная
качества - смелость,
под
виж
ная
решительность и др.[1].
Необходимость формирования
взрослы
е
у детей взаимопомощи очевидна:
од
но
ребенку в будущем
совм
естны
е
предстоит устанавливать
развитии
с людьми взаимоотношения, основанные
благоприятно
на общечеловеческих ценностях.
Формированию взаимопомощи способствуют
бы
страя
с л е д у ю щ и е
о с о б е н н о с т и
совм
естн
ы
подвижных
успеха
игр:
объединение
детей
в
игровой
коллектив,
наличие
нравственного
ценностного
сюжета,
правил,
ролей,
разнообразных
по
сложности
двигательных действий, достижения личного и коллективного успеха в игре.
Наиболее
сензитивным
периодом
для
воспитания
у
детей
умения
оказывать помощь и принимать её является пятилетний возраст. К пяти годам
дети уже овладели некоторыми подвижными играми, у них развился интерес к
совместным играм; и на шестом году жизни начинает формироваться умение
д е й с т в о в а т ь
с о о б щ а
д л я
д о с т и ж е н и я
о б щ е г о
у с п е х а
в игре, развивается способность
сочувствовать
и
сопереживать,
появляется
желание помогать сверстникам в случае их неудачи. Чувства и представления в
этом
возрасте
становятся
более
осознанными,
поступки
–
нравственно
мотивированными.
Чаще
наблюдается взаимосвязь
между
чувствами,
представлениями и поведением [5].
Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти
игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и
дисциплинированность.
Дети
приучаются
сговариваться,
объединяться
для
проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо
разрешать возникающие конфликты.
Таким образом, подвижные игры создают условия, требующие от детей
определённых волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.
Кроме
того,
игры
побуждают
ребенка
к
доброжелательным
отношениям
с
окружающими взрослыми и сверстниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре //
Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. -
М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
2.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.
.
Фельдштейна. - М., 1995. - 352 с.
3.
Дзикович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. - Минск: Беларусь,
1993. - 48 с.
4.
Л е о н т ь е в
А . Н .
П р а к т и к у м
в
ы
р
а
б
о
т
а
н
н
ы
м
и
п о
п с и х о л о г и и
/
П о д
п
р
а
в
и
л
ь
н
о
редакцией
в
о
с
п
р
и
я
т
и
я
Ю . Б .
Г и п п е р г р е й т е р а .
-
М . :
д
е
т
е
й
МГУ, 1999. - 412 с.
5.
Усова
А.П.
Роль
игры
в
воспитании
детей
/
А.П.
Усова.
-
М.:Педагогика, 2006.-180 с.