Напоминание

"Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников на занятиях физической культуры посредством народных подвижных игр"


Автор: Солоденко Елена Михайловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 9 "Аистенок"
Населённый пункт: г.Зеленокумск, хутор Тихомировка, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников на занятиях физической культуры посредством народных подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема

«Развитие

межличностных

взаимоотношений

старших

дошкольников на занятиях физической культуры посредством народных

подвижных игр»

Солоденко Е.М.

Филиал СГПИ в г. Буденновске

студентка IV курса группы Б4ПДВ

Факультета Психолого-педагогический

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое

образование:

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

Потребность личности в общении одна из самых важных человеческих

потребностей.

Человеческие

взаимоотношения

рождают

наиболее

значимые

переживания, наполняют смыслом действия и поступки.

Межличностные

отношения

рассматриваются

как

избирательные

предпочтения,

как

представления

о

другом

человека

его

социальных

и

личностных

качествах),

как

способность

к

совместной

деятельности.

Как

показывают специальные исследования А.Н. Леонтьева[4], Л.И. Божович [2] в

дошкольные

годы

завязываются

первые

значимые

для

р е б ё н ка

взаимоотношения между детьми.

Роль межличностных взаимоотношений в дошкольном детстве велика в

силу

того,

что

оно

не

только

источник

разнообразных

переживаний,

но

и

главное условие развития его личности, освоения общекультурных ценностей,

обучения, любой продуктивной деятельности.

Межличностные

отношения

проявляются

в

разнообразии

сфер

человеческого

бытия.

Группа

детского

сада

первичная

социально-

психологическая

общность,

первое

«детское

общество»,

которое

оказывает,

наряду

с

семьёй,

определяющее

влияние

на

становление

личности

дошкольника[1]. Становление личности в группе во многом зависит от того,

какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать

особенности межличностных отношений дошкольников.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. А

подвижные

особенности

игры - одно

овлад

ели

из важных средств всестороннего

под

виж

ная

в о с п и т а н и я

д е т е й

ограничен

ы

дошкольного возраста

д

невного

и любимых ими

очевид

на

в и д о в

з а н я т и й .

Х а р а к т е р н а я

д

виж

ени

я

особенность подвижных

игра

игр - комплексность

которое

воздействия на организм

рная

и на все стороны

освоения

личности ребенка.

Подвижная игра

развиваю

т

занимает особое

од

но

место в развитии

вед

ущ

им

ребенка дошкольного

склад

ы

ваю

тся

возраста. Она

нравственной

способствует закреплению

совм

естны

е

и совершенствованию двигательных

сверстникам

и

навыков и умений,

совм

естны

е

предоставляет возможность развивать познавательный

заинтересовать

интерес, формирует

исслед

овалось

умение ориентироваться в окружающей

объед

инение

действительности, что

под

виж

ная

так важно

од

но

для приобретения

реш

ительность

ребенком своего

освоения

жизненного опыта. Разнообразные

д

невного

игровые действия развивают

д

виж

ениях

ловкость, быстроту,

развился

координацию движений

под

виж

ная

и, самое главное,

д

виж

ения

благоприятно влияют

рная

на эмоциональное состояние

игра

детей.

Потребность в движениях

врем

я

у дошкольников очень

эстетическом

у

велика. Игра является

год

у

одним из важнейших

основанны

е

средств физического

совм

естны

е

воспитания детей дошкольного

игра

возраста. Она

врем

я

способствует физическому,

м

еж

личностны

е

умственному, нравственному

д

невного

и эстетическому развитию ребенка. Не

рная

случайно П. Ф. Лесгафт,

которы

е

основатель отечественной

заинтересовать

системы физического

д

виж

ениях

воспитания, утверждал,

разнообразны

х

ч т о

и г р а ,

склад

ы

ваю

тс

я

относится к упражнениям,

больш

ой

которые подготовляют

ограничены

ребенка к жизни. Они,

объед

инение

по его словам - наиболее

развиваю

т

полезное для

под

виж

ная

детей занятие,

основанны

е

которое к тому

заинтересовать

же вызывает у малышей «повышенное

год

у

чувство удовлетворения»[3]. Разнообразные

реш

ительность

движения и действия

полож

ительны

е

детей во время

разнообразны

х

игры при

сверстникам

и

умелом руководстве

под

виж

ная

и м и

э ф ф е к т и в н о

м

еж

личностны

е

влияют на деятельность

основатель

сердечнососудистой, дыхательной

сверстникам

и

и

д р у г и х

с и с т е м

под

виж

ност

и

организма, возбуждают

объед

инение

аппетит и способствуют

эстетическом

у

к р е п к о м у

с н у .

С

под

виж

на

я

помощью подвижных игр

реш

ительность

обеспечивается всестороннее

од

но

физическое развитие ребенка. Во

игре

время игр

успеха

у дошкольников формируются

которое

и совершенствуются разнообразные

словам

навыки в основных

больш

ой

движениях (беге, прыжках,

возд

ействия

метании, лазании

воспитанию

и др.). Быстрая

очевид

на

смена обстановки

д

ы

хательной

в процессе игры

д

есь

приучает ребенка

д

етей

использовать известные

игры

ему движения

нравственной

в соответствии с той

д

виж

ениях

и л и

и н о й

основанны

е

ситуацией. Все

развиваю

т

это положительно

пом

ощ

ью

с к а з ы в а е т с я

н а

с о в е р ш е н с т в о в а н и и

д

ош

кольнико

в

двигательных навыков.

Значительное

больш

ой

влияние оказывают подвижные игры

основатель

и на нравственное воспитание дошкольников,

развитии

особенно благотворно развиваются

развиваю

т

межличностные отношения. Здесь

очевид

на

нужна соревновательность и поддержка; командное

взрослы

е

и индивидуальное действие.

Свои

познавательны

й

действия участники игры

успеха

подчиняют ее правилам

словам

и четко их соблюдают. Правила

под

виж

ны

е

регулируют поведение

под

виж

ности

детей, содействуют

очевид

на

воспитанию сознательной

овлад

ели

дисциплины, приучают

под

виж

ная

отвечать за свои

эстетическом

у

поступки, развивают чувство

повед

ение

товарищества.

Подвижная

реш

ительность

игра воспитывает

объед

инение

у

д о ш к о л ь н и к о в

объед

инени

е

положительные

врем

я

ч е р т ы

х а р а к т е р а

( р е ш и т е л ь н о с т ь ,

возд

ейств

и

с м е л о с т ь ,

ч е с т н о с т ь ,

ком

анд

но

е

культуру поведения, взаимоотношения

развиваю

т

со сверстниками [5]. Подбирая подвижную

овлад

ели

игру, взрослые

важ

но

должны учитывать

которое

ее место в режиме

под

виж

ны

е

дня ребенка. На

под

виж

ная

прогулках, за час

д

виж

ениях

до дневного сна

группа

и после него,

реш

ительность

проводятся игры

развитие

любой подвижности. В прохладную

бы

страя

погоду целесообразно

особенности

проводить игры

м

еж

личностны

е

средней и большой подвижности,

бы

страя

так как

период

ом

движения ребенка

больш

ой

ограничены из-за

возд

ействия

теплой одежды.

Прежде

заинтересовать

чем провести

д

етей

игру, желательно

больш

ой

заинтересовать ею ребенка. Это

взаим

опом

ощ

ь

будет способствовать

развиваю

т

лучшему усвоению

под

виж

ная

ее правил.

Подвижная игра

повед

ение

представляет собой

развиваю

т

совместную деятельность

овлад

ели

детей. Общие

д

виж

ениях

интересы, цели,

д

вигательны

х

задания, совместные

д

виж

ения

д е й с т в и я

в подвижной

овлад

ел

и

игре способствуют

словам

воспитанию и развитию

м

еж

личностны

е

п о л о ж и т е л ь н ы х

в з а и м о о т н о ш е н и й

игр

а

между сверстниками,

рная

нравственной активности. Многие

склад

ы

ваю

тся

ученые при

развиваю

т

анализе воспитательного

освоения

потенциала подвижных игр

д

виж

ения

на первый план

рная

выдвигают нравственно-волевые

под

виж

ная

качества - смелость,

под

виж

ная

решительность и др.[1].

Необходимость формирования

взрослы

е

у детей взаимопомощи очевидна:

од

но

ребенку в будущем

совм

естны

е

предстоит устанавливать

развитии

с людьми взаимоотношения, основанные

благоприятно

на общечеловеческих ценностях.

Формированию взаимопомощи способствуют

бы

страя

с л е д у ю щ и е

о с о б е н н о с т и

совм

естн

ы

подвижных

успеха

игр:

объединение

детей

в

игровой

коллектив,

наличие

нравственного

ценностного

сюжета,

правил,

ролей,

разнообразных

по

сложности

двигательных действий, достижения личного и коллективного успеха в игре.

Наиболее

сензитивным

периодом

для

воспитания

у

детей

умения

оказывать помощь и принимать её является пятилетний возраст. К пяти годам

дети уже овладели некоторыми подвижными играми, у них развился интерес к

совместным играм; и на шестом году жизни начинает формироваться умение

д е й с т в о в а т ь

с о о б щ а

д л я

д о с т и ж е н и я

о б щ е г о

у с п е х а

в игре, развивается способность

сочувствовать

и

сопереживать,

появляется

желание помогать сверстникам в случае их неудачи. Чувства и представления в

этом

возрасте

становятся

более

осознанными,

поступки

нравственно

мотивированными.

Чаще

наблюдается взаимосвязь

между

чувствами,

представлениями и поведением [5].

Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти

игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и

дисциплинированность.

Дети

приучаются

сговариваться,

объединяться

для

проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо

разрешать возникающие конфликты.

Таким образом, подвижные игры создают условия, требующие от детей

определённых волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.

Кроме

того,

игры

побуждают

ребенка

к

доброжелательным

отношениям

с

окружающими взрослыми и сверстниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре //

Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. -

М.: Педагогика, 2006. - 250 с.

2.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.

.

Фельдштейна. - М., 1995. - 352 с.

3.

Дзикович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. - Минск: Беларусь,

1993. - 48 с.

4.

Л е о н т ь е в

А . Н .

П р а к т и к у м

в

ы

р

а

б

о

т

а

н

н

ы

м

и

п о

п с и х о л о г и и

/

П о д

п

р

а

в

и

л

ь

н

о

редакцией

в

о

с

п

р

и

я

т

и

я

Ю . Б .

Г и п п е р г р е й т е р а .

-

М . :

д

е

т

е

й

МГУ, 1999. - 412 с.

5.

Усова

А.П.

Роль

игры

в

воспитании

детей

/

А.П.

Усова.

-

М.:Педагогика, 2006.-180 с.



В раздел образования