Напоминание

"Проектная деятельность, как способ создания социально-развивающей среды при формировании компетентного специалиста для высокотехнологичных производств"


Автор: Волкова Надежда Валентиновна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных и спецдисциплин
Учебное заведение: КГАПОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность, как способ создания социально-развивающей среды при формировании компетентного специалиста для высокотехнологичных производств"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»

Проектная деятельность, как способ создания социально-развивающей

среды при формировании компетентного специалиста для

высокотехнологичных производств

Автор:

Волкова Надежда

Валентиновна,

преподаватель

КГАПОУ«Пермский

авиационный техникум им.

А.Д. Швецова»

г. Пермь, Пермский край

1

1.

Метод проектов, как одна из педагогических технологий

Иногда проектом называют любую творческую работу, что не совсем верно. Проект

можно и следует отнести к творческим работам, но далеко не всякая творческая работа

является проектом.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ в сельскохозяйственных школах

США

и

основывался

на

теоретических

концепциях

«прагматической

педагогики»,

провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Идеи Джона Дьюи достаточно

широко реализовались в 19 и начале 20 века его последователями, в том числе и в России.

Наиболее полно и эффективно метод проектов использовал в своей работе А.С. Макаренко.

В 1930 г. Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и школ ФЗУ, которые

были

построены

на

основе

комплекс-проектов.

Однако

период

этой

новации

был

незначителен,

так

как

комплексно-проектные

программы

значительно

сокращали

объем

знаний

по

основным

предметам,

снизился

уровень

теоретической

подготовки

учащихся,

образовательные учреждения не смогли обеспечить учащимся необходимого объема, знаний,

выпускники не всегда могли продолжить образование. В 1931 г. Постановлением ВКП (б) он

был осужден и в отечественной педагогике больше не применялся.

С середины 90-х годов прошлого века метод проектов вновь приобретает широкую

популярность, а процесс модернизации образования, выдвинув на первый план вопросы

проектирования

содержания

и

обеспечения

компетентностно

ориентированного

обучения,

потребовал применения соответствующих технологий, в частности, метода проектов.

В

основе

метода

проектов

лежит

креативность,

умение

ориентироваться

в

информационном пространстве и самостоятельно конструировать систему своих знаний. По

мере выполнения работы интерес к ней возрастает, увеличивается степень вовлеченности в

процесс. Проектное обучение строится на принципах развития личности обучающегося, когда

через

осмысление

ситуации

и

формулирования

проблемы

учащийся

организует

процесс

разрешения проблемы. Таким образом, учебный проект – это и задание для учащихся, которое

сформулировано

педагогом

(или

самими

учащимися)

в

виде

проблемы,

это

и

целенаправленная деятельность проектантов, это и определенная форма организации учебного

процесса во взаимодействии учащихся с педагогом и между членами команды, это и конечный

результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы.

Главная цель использования метода проектов – формирование у учащихся проектных

умений,

предполагающих

планирование

и

организацию

мышления

и

деятельности

по

решению разнообразных теоретических и практических задач. К проектным умениям следует

отнести

проблематизацию,

целеполагание,

планирование

деятельности,

рефлексию

и

самоанализ. Проектные умения учащихся формируются на нескольких уровнях, начиная от

самых простых, и усложняются по мере выполнения проектов различного типа.

2. Необходимость создания социально - развивающей среды

Перемены в нашей стране ставят образовательные заведения перед множеством сложных

проблем:

обеспечение

современного

качества

образования,

повышение

ответственности

педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого

ребенка,

за

его

физическое

и

моральное

здоровье.

На

сегодняшний

день

наблюдаются

тенденции

разрушения

физического

и

морального

здоровья

обучающихся.

Не

вызывает

сомнения, что пусковой механизм конечного неблагоприятного результата следует искать в

нарушениях психики ребенка, возникающих в результате учебной деятельности. Э. Вайнер

обозначает

такие

факторы

риска

психического

здоровья

ребенка:

информационные

перегрузки;

несовершенная

организация

учебного

процесса;

недостаточная

двигательная

активность; авторитарно-репродуктивная система обучения.

2

Образовательное пространство необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны,

успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред

здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма,

расширение его адаптивных возможностей.

Многочисленные

издания

последних

лет

свидетельствуют

о

все

возрастающей

приверженности ученых к термину "пространство": единое образовательное пространство,

воспитательное

пространство,

культурно-образовательное

пространство,

социально-

развивающая среда.

Среда – это промежуточная, буферная зона между человеком и остальным миром, это

наиболее

близко

находящаяся

от

него

часть

мира,

которая

может

быть

включена

в

его

личность.

Анализ

психолого-педагогической

литературы

показал,

что

развитие

личности

ребенка, личности творческой, способной к самосовершенствованию, самоактуализации, во

многом

зависит

от

организации

предметно-развивающей

среды

в

образовательном

учреждении.

С. Подмазин определяет обогащенную образовательную среду как совокупность условий

(в учреждении, семье), которая максимально способствует личностному развитию детей в

значимой для них деятельности. Немаловажную роль в создании предметно-развивающей

среды играет реализация принципа вариативности и преемственность на разных ступенях

образования. Названные требования выполняют функцию ориентира в создании целостной

предметно-развивающей

среды,

необходимой

для

реализации

требований

к

уровню

подготовки

выпускников

на

каждой

ступени

обучения,

установленных

стандартом.

Они

исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения,

перехода

от

репродуктивных

форм

учебной

деятельности

к

самостоятельным,

поисково-

исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной

деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы

с различными типами информации и ее источников. Основная же педагогическая функция

воспитателя, педагога на всех ступенях образования – создание разнообразной предметно-

развивающей среды, которая обеспечивает ребенку активность и отвечает его желаниям и

интересам.Правильно

организованная

социально-развивающая

среда

позволяет

каждому

учащемуся

найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться

взаимодействовать

со

взрослыми

и

сверстниками,

понимать

и

оценивать

их

чувства

и

поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у

детей

чувство

радости,

эмоционально

положительное

отношение

к

образовательному

учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает

к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Этому же

способствует еще одна особенность метода проектов - совместное обучение учащихся в

группе. Несмотря на то, что часть проектов выполняется обучающимися индивидуально, в

большинстве

проектов

используется

групповая

работа,

что

дает

больший

учебно-

воспитательный эффект. При этом работа в группе никак не отменяет, но, напротив, усиливает

личную заинтересованность учащихся в получении положительного результата, так как здесь

есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит от качественной и

эффективной

деятельности

каждого

её

члена.

Внутренняя

мотивация

способствует

самостоятельности и настойчивости в преодолении возникающих в ходе работы сложностей.

На учебный проект можно посмотреть с точки зрения учащихся, и тогда в нем видят

возможность самостоятельно (или в группе) выполнить интересную работу, проявляя свои

способности,

прилагая

свои

знания,

силы,

возможность

публично

показать

достигнутый

результат. Основной тезис современного понимания метода проектов в данном случае звучит

так: «Я знаю, где я могу найти информацию и как я могу применить свои знания», таким

образом определяется разумный баланс между академическими знаниями и практическими

умениями, социальной значимостью.

3

Большой объем информации сам по себе может быть бесполезным грузом, если не

научиться пользоваться этими знаниями, применять и развивать их с пользой для общества.

2.

Реализация проекта «Робототехника» в КГАПОУ

«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»

Проект,

как

педагогическая

технология,

благодаря

разнообразию

форм

даёт

неограниченные

возможности

для

развития

потенциала

личности.

Каждый

студент,

как

личность, согласно психолого-педагогическим воззрениям обладает пятью потенциалами:

-

гносеологическим

(познавательным)

потенциалом,

включающим,

психологические

качества, с которыми связана познавательная деятельность человека;

- аксиологическим (ценностным) потенциалом, раскрывающимся на основе мироощущения

и мировоззрения, которые обретаются в процессе социализации личности;

- творческим потенциалом, определяющимся уровнем творческой инициативы, который

проявляет личность при решении стоящих перед ней задач;

- коммуникативным потенциалом, выражающимся в системе социальных ролей, которые

принимает личность в окружающей среде;

-

эстетическим

(художественным)

потенциалом,

раскрывающимся

в

творчестве

профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Развитие

человеческой личности возможно и необходимо через любой из них в отдельности или через

несколько

одновременно.

Даже

зажатые

в

узкие

временные

рамки

урока

по

какой-либо

технической

дисциплине

мы,

преподаватели,

пытаемся

преподнести

материал

так,

чтобы

студенты

испытали

гордость

за

наших

учёных

соотечественников,

земляков,

узнали

о

предприятиях города и края.

Одним

из

социальных

партнёров

нашего

«Авиатехникума»

является

ОАО

«Пермская

научно-производственная

приборостроительная

компания».

Многие

студенты

отделения

«Приборостроения» проходят там производственную и преддипломную практику.

В ноябре 2018 года по инициативе Пермского научного центра Уральского отделения

Российской академии наук, ОАО «Пермская научно-производственная

приборостроительная компания», ФГБОУ ВПО «Пермский национальный

исследовательский политехнический университет», ФГБОУ ВПО «Пермский

государственный национальный исследовательский университет» при поддержке

Министерства образования и науки Пермского края и содействии телекомпании

«Очевидное- невероятное» и журнала «В мире науки» состоялся 4 Краевой форум «Ни

дня без науки» и 1 международный кинофестиваль документальных научно-

популярных фильмов «Future.doc» .

В работе Форума и кинофестиваля принимала участие делегация из преподавателей и

студентов от нашего «Авиатехникума». 28 ноября 2018г.

Лекция японского учёного Хиротаки Осавы «Антропоморфизация искусственного

интеллекта. Интерфейс «человек- машина»» , фильм «Киборги среди нас» с последующим

обсуждением, мастер-классы по робототехнике и мехатронике в Кванториуме «Фотоника»

вызвали

живой

интерес

студентов,

подтолкнули

нас

к

созданию социально-

педагогического проекта «Робототехника».

Первоначально проект был спланирован на один год и преследовал цель заинтересовать

студентов второго курса новыми открытиями в области физики.

Мы не спроста выбрали студентов, которые только что перешли на второй курс. Они ещё

изучают учебную дисциплину«Физика», ещё не распределены на практику по предприятиям,

как студенты третьего и четвёртого курсов.

4

Участие

в

проекте

так

или

иначе

приняли

все

студенты

и

преподаватели

«Многопрофильного»

отделения

нашего

техникума.

Благодаря

творческому

подъёму

и

энтузиазму двух десятков студентов и троих преподавателей, которые лично приняли участие в

4

Краевом

научно-

просветительском

форуме

«Ни

дня

без

науки»

и

международном

кинофестивале в ноябре 2018 года в Перми на базе ОАО «Пермская научно-производственная

приборостроительная компания» мы заинтересовали «Робототехникой»

студентов не только

своего техникума, но и Края.

В

ходе

реализации

проекта

проведено

множество

мероприятий

разного

уровня

с

привлечением наших социальных партнёров.

Таблица 1. План реализации социально-педагогического проекта «Фотоника – моё будущее»

Мероприятие

Дата

Ответственные

1.

Создание временной творческой группы

преподавателей и студентов по реализации

проекта. Распределение обязанностей.

ноябрь

Руководители проекта:

преподаватели отделения

Участники проекта:

преподаватели учебных

дисциплин ЕН.02. Физика,

ОП.03.Электротехника,

ОП.05. Материаловедение ,

студенты второго и третьего

курса специальностей

15.02.10

«

Мехатроника и

мобильная

робототехника

(по отраслям)» ,12.02.03

«Радиоэлектронные

приборные устройства»,

12.02.01 «Авиационные

приборы и комплексы»

2.

Форум «Ни дня без науки»,

лекция японского учёного Хиротаки

Осавы «Антропоморфизация

искусственного интеллекта. Интерфейс

«человек- машина»»

28 ноября 2018г.

Руководители проекта.

Социальные партнёры

Студенты

3.

Международный кинофестиваль

документальных научно- популярных

фильмов «Future.doc» .

Фильм «Киборги среди нас» с

последующим обсуждением

29 ноября

2018г.

Руководители проекта.

Социальные партнёры

4.

Оформление информационного материала

по итогам форума и конференции.

Выступление в своих группах .

Декабрь

2018г

Студенты

5.

Подготовка тезисов и презентаций для

участия в Краевой исследовательской

практической конференции

До декабря

2018г

Руководители проекта,

студенты группы

6.

Подготовка рефератов к публикации в

сборнике материалов Краевой

До декабря

2018г

Руководители проекта,

студенты группы

5

конференции

7

Выступление на Краевой

исследовательской практической

конференции

Руководители проекта,

студенты группы

8.

Написание эссе студентами для участия во

Всероссийском проекте «Звёздный дождь»

4-5 февраля

2019г.

«Авиатехникум»

г. Пермь

Руководители проекта,

студенты группы

9.

Написание статьи в сборник для участия

во Всероссийском проекте «Звёздный

дождь»

Январь

Руководители проекта-

преподаватели отделения

10.

Проведение классного часа «Моя малая

Родина - в авангарде большой науки».

В течение

учебного года

Руководители проекта,

студенты группы

11.

Цикл лекций по робототехнике ведущими

специалистами

В течение

учебного года

Социальные партнёры

Руководители проекта.

студенты группы

12.

Экскурсия в музей «Науки и техники» при

ПНППК

В течение

учебного года

Социальные партнёры

Руководители проекта.

студенты группы

13.

Выступление на Краевой научно-

практической конференции студентов

апрель

Руководители проекта,

студенты группы

14.

Открытые защиты курсовых проектов

апрель

Социальные партнёры

Руководители проекта.

студенты группы

15.

мастер-классы в Кванториуме «Фотоника»

В течение

учебного года

Руководители проекта,

студенты группы

Результаты проекта даже превзошли наши ожидания. Ребята буквально «загорелись

идеей». Они выступали перед студентами, писали эссе, готовили презентации, собирая всё

новые и новые материалы, встречались со специалистами с ОАО «ПНППК», принимали

участие в разных конкурсах и конференциях, получили множество дипломов и сертификатов.

На этом можно было бы закончить наш проект, но он получил новые перспективы

развития. Наш «Авиационный техникум» единственный в крае готовит выпускников по

специальности 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника

(по отраслям)». Это большая честь, но и большая ответственность. Придётся пересмотреть

программы учебных дисциплин «Физика», «Материаловедение» и других с учётом пожеланий

социальных партнёров, приобрести новое оборудование для учебных

лабораторий

по

робототехнике и мехатронике. Если разработки предприятия- на переднем крае науки, то и мы

должны этому соответствовать.

6

Список литературы

1.

Вайнер Э.Н. Образовательная

среда

как

фактор

риска

психического

здоровья

школьника / Э.Н. Вайнер // Практическая психология и логопедия. – 2003. – N 1-2.

– С. 9–14.

2.

Васильев

В.

Проектно

исследовательские

технологии:

развитие

мотивации

/

/Народное образование. 2000. №9. С. 177 – 180.

3.

Иванов

Д.А.,

Митрофанов

К.Г.,

Соколова

О.В.

Компетентностный

подход

в

образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие.

– М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4.

Нартова-Бочавер С.К. Человек

суверенный:

психологическое

исследование

субъекта в его бытии / С.К. Нартова-Бочавер. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

5.

Полат

Е.С.Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения

квалификации

педагогических

кадров

/Е.С.

Полат,

М.Ю.

Бухаркина,

М.В.

Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001. – 272с

6.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. 2003. №6.

С. 96 – 111.

7



В раздел образования