Автор: Волкова Надежда Валентиновна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных и спецдисциплин
Учебное заведение: КГАПОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность, как способ создания социально-развивающей среды при формировании компетентного специалиста для высокотехнологичных производств"
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»
Проектная деятельность, как способ создания социально-развивающей
среды при формировании компетентного специалиста для
высокотехнологичных производств
Автор:
Волкова Надежда
Валентиновна,
преподаватель
КГАПОУ«Пермский
авиационный техникум им.
А.Д. Швецова»
г. Пермь, Пермский край
1
1.
Метод проектов, как одна из педагогических технологий
Иногда проектом называют любую творческую работу, что не совсем верно. Проект
можно и следует отнести к творческим работам, но далеко не всякая творческая работа
является проектом.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ в сельскохозяйственных школах
США
и
основывался
на
теоретических
концепциях
«прагматической
педагогики»,
провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Идеи Джона Дьюи достаточно
широко реализовались в 19 и начале 20 века его последователями, в том числе и в России.
Наиболее полно и эффективно метод проектов использовал в своей работе А.С. Макаренко.
В 1930 г. Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и школ ФЗУ, которые
были
построены
на
основе
комплекс-проектов.
Однако
период
этой
новации
был
незначителен,
так
как
комплексно-проектные
программы
значительно
сокращали
объем
знаний
по
основным
предметам,
снизился
уровень
теоретической
подготовки
учащихся,
образовательные учреждения не смогли обеспечить учащимся необходимого объема, знаний,
выпускники не всегда могли продолжить образование. В 1931 г. Постановлением ВКП (б) он
был осужден и в отечественной педагогике больше не применялся.
С середины 90-х годов прошлого века метод проектов вновь приобретает широкую
популярность, а процесс модернизации образования, выдвинув на первый план вопросы
проектирования
содержания
и
обеспечения
компетентностно
ориентированного
обучения,
потребовал применения соответствующих технологий, в частности, метода проектов.
В
основе
метода
проектов
лежит
креативность,
умение
ориентироваться
в
информационном пространстве и самостоятельно конструировать систему своих знаний. По
мере выполнения работы интерес к ней возрастает, увеличивается степень вовлеченности в
процесс. Проектное обучение строится на принципах развития личности обучающегося, когда
через
осмысление
ситуации
и
формулирования
проблемы
учащийся
организует
процесс
разрешения проблемы. Таким образом, учебный проект – это и задание для учащихся, которое
сформулировано
педагогом
(или
самими
учащимися)
в
виде
проблемы,
это
и
целенаправленная деятельность проектантов, это и определенная форма организации учебного
процесса во взаимодействии учащихся с педагогом и между членами команды, это и конечный
результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы.
Главная цель использования метода проектов – формирование у учащихся проектных
умений,
предполагающих
планирование
и
организацию
мышления
и
деятельности
по
решению разнообразных теоретических и практических задач. К проектным умениям следует
отнести
проблематизацию,
целеполагание,
планирование
деятельности,
рефлексию
и
самоанализ. Проектные умения учащихся формируются на нескольких уровнях, начиная от
самых простых, и усложняются по мере выполнения проектов различного типа.
2. Необходимость создания социально - развивающей среды
Перемены в нашей стране ставят образовательные заведения перед множеством сложных
проблем:
обеспечение
современного
качества
образования,
повышение
ответственности
педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого
ребенка,
за
его
физическое
и
моральное
здоровье.
На
сегодняшний
день
наблюдаются
тенденции
разрушения
физического
и
морального
здоровья
обучающихся.
Не
вызывает
сомнения, что пусковой механизм конечного неблагоприятного результата следует искать в
нарушениях психики ребенка, возникающих в результате учебной деятельности. Э. Вайнер
обозначает
такие
факторы
риска
психического
здоровья
ребенка:
информационные
перегрузки;
несовершенная
организация
учебного
процесса;
недостаточная
двигательная
активность; авторитарно-репродуктивная система обучения.
2
Образовательное пространство необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны,
успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред
здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма,
расширение его адаптивных возможностей.
Многочисленные
издания
последних
лет
свидетельствуют
о
все
возрастающей
приверженности ученых к термину "пространство": единое образовательное пространство,
воспитательное
пространство,
культурно-образовательное
пространство,
социально-
развивающая среда.
Среда – это промежуточная, буферная зона между человеком и остальным миром, это
наиболее
близко
находящаяся
от
него
часть
мира,
которая
может
быть
включена
в
его
личность.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
показал,
что
развитие
личности
ребенка, личности творческой, способной к самосовершенствованию, самоактуализации, во
многом
зависит
от
организации
предметно-развивающей
среды
в
образовательном
учреждении.
С. Подмазин определяет обогащенную образовательную среду как совокупность условий
(в учреждении, семье), которая максимально способствует личностному развитию детей в
значимой для них деятельности. Немаловажную роль в создании предметно-развивающей
среды играет реализация принципа вариативности и преемственность на разных ступенях
образования. Названные требования выполняют функцию ориентира в создании целостной
предметно-развивающей
среды,
необходимой
для
реализации
требований
к
уровню
подготовки
выпускников
на
каждой
ступени
обучения,
установленных
стандартом.
Они
исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения,
перехода
от
репродуктивных
форм
учебной
деятельности
к
самостоятельным,
поисково-
исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной
деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы
с различными типами информации и ее источников. Основная же педагогическая функция
воспитателя, педагога на всех ступенях образования – создание разнообразной предметно-
развивающей среды, которая обеспечивает ребенку активность и отвечает его желаниям и
интересам.Правильно
организованная
социально-развивающая
среда
позволяет
каждому
учащемуся
найти
занятие
по
душе,
поверить
в
свои
силы
и
способности,
научиться
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками,
понимать
и
оценивать
их
чувства
и
поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у
детей
чувство
радости,
эмоционально
положительное
отношение
к
образовательному
учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает
к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Этому же
способствует еще одна особенность метода проектов - совместное обучение учащихся в
группе. Несмотря на то, что часть проектов выполняется обучающимися индивидуально, в
большинстве
проектов
используется
групповая
работа,
что
дает
больший
учебно-
воспитательный эффект. При этом работа в группе никак не отменяет, но, напротив, усиливает
личную заинтересованность учащихся в получении положительного результата, так как здесь
есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит от качественной и
эффективной
деятельности
каждого
её
члена.
Внутренняя
мотивация
способствует
самостоятельности и настойчивости в преодолении возникающих в ходе работы сложностей.
На учебный проект можно посмотреть с точки зрения учащихся, и тогда в нем видят
возможность самостоятельно (или в группе) выполнить интересную работу, проявляя свои
способности,
прилагая
свои
знания,
силы,
возможность
публично
показать
достигнутый
результат. Основной тезис современного понимания метода проектов в данном случае звучит
так: «Я знаю, где я могу найти информацию и как я могу применить свои знания», таким
образом определяется разумный баланс между академическими знаниями и практическими
умениями, социальной значимостью.
3
Большой объем информации сам по себе может быть бесполезным грузом, если не
научиться пользоваться этими знаниями, применять и развивать их с пользой для общества.
2.
Реализация проекта «Робототехника» в КГАПОУ
«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»
Проект,
как
педагогическая
технология,
благодаря
разнообразию
форм
даёт
неограниченные
возможности
для
развития
потенциала
личности.
Каждый
студент,
как
личность, согласно психолого-педагогическим воззрениям обладает пятью потенциалами:
-
гносеологическим
(познавательным)
потенциалом,
включающим,
психологические
качества, с которыми связана познавательная деятельность человека;
- аксиологическим (ценностным) потенциалом, раскрывающимся на основе мироощущения
и мировоззрения, которые обретаются в процессе социализации личности;
- творческим потенциалом, определяющимся уровнем творческой инициативы, который
проявляет личность при решении стоящих перед ней задач;
- коммуникативным потенциалом, выражающимся в системе социальных ролей, которые
принимает личность в окружающей среде;
-
эстетическим
(художественным)
потенциалом,
раскрывающимся
в
творчестве
профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Развитие
человеческой личности возможно и необходимо через любой из них в отдельности или через
несколько
одновременно.
Даже
зажатые
в
узкие
временные
рамки
урока
по
какой-либо
технической
дисциплине
мы,
преподаватели,
пытаемся
преподнести
материал
так,
чтобы
студенты
испытали
гордость
за
наших
учёных
–
соотечественников,
земляков,
узнали
о
предприятиях города и края.
Одним
из
социальных
партнёров
нашего
«Авиатехникума»
является
ОАО
«Пермская
научно-производственная
приборостроительная
компания».
Многие
студенты
отделения
«Приборостроения» проходят там производственную и преддипломную практику.
В ноябре 2018 года по инициативе Пермского научного центра Уральского отделения
Российской академии наук, ОАО «Пермская научно-производственная
приборостроительная компания», ФГБОУ ВПО «Пермский национальный
исследовательский политехнический университет», ФГБОУ ВПО «Пермский
государственный национальный исследовательский университет» при поддержке
Министерства образования и науки Пермского края и содействии телекомпании
«Очевидное- невероятное» и журнала «В мире науки» состоялся 4 Краевой форум «Ни
дня без науки» и 1 международный кинофестиваль документальных научно-
популярных фильмов «Future.doc» .
В работе Форума и кинофестиваля принимала участие делегация из преподавателей и
студентов от нашего «Авиатехникума». 28 ноября 2018г.
Лекция японского учёного Хиротаки Осавы «Антропоморфизация искусственного
интеллекта. Интерфейс «человек- машина»» , фильм «Киборги среди нас» с последующим
обсуждением, мастер-классы по робототехнике и мехатронике в Кванториуме «Фотоника»
вызвали
живой
интерес
студентов,
подтолкнули
нас
к
созданию социально-
педагогического проекта «Робототехника».
Первоначально проект был спланирован на один год и преследовал цель заинтересовать
студентов второго курса новыми открытиями в области физики.
Мы не спроста выбрали студентов, которые только что перешли на второй курс. Они ещё
изучают учебную дисциплину«Физика», ещё не распределены на практику по предприятиям,
как студенты третьего и четвёртого курсов.
4
Участие
в
проекте
так
или
иначе
приняли
все
студенты
и
преподаватели
«Многопрофильного»
отделения
нашего
техникума.
Благодаря
творческому
подъёму
и
энтузиазму двух десятков студентов и троих преподавателей, которые лично приняли участие в
4
Краевом
научно-
просветительском
форуме
«Ни
дня
без
науки»
и
международном
кинофестивале в ноябре 2018 года в Перми на базе ОАО «Пермская научно-производственная
приборостроительная компания» мы заинтересовали «Робототехникой»
студентов не только
своего техникума, но и Края.
В
ходе
реализации
проекта
проведено
множество
мероприятий
разного
уровня
с
привлечением наших социальных партнёров.
Таблица 1. План реализации социально-педагогического проекта «Фотоника – моё будущее»
№
Мероприятие
Дата
Ответственные
1.
Создание временной творческой группы
преподавателей и студентов по реализации
проекта. Распределение обязанностей.
ноябрь
Руководители проекта:
преподаватели отделения
Участники проекта:
преподаватели учебных
дисциплин ЕН.02. Физика,
ОП.03.Электротехника,
ОП.05. Материаловедение ,
студенты второго и третьего
курса специальностей
15.02.10
«
Мехатроника и
мобильная
робототехника
(по отраслям)» ,12.02.03
«Радиоэлектронные
приборные устройства»,
12.02.01 «Авиационные
приборы и комплексы»
2.
Форум «Ни дня без науки»,
лекция японского учёного Хиротаки
Осавы «Антропоморфизация
искусственного интеллекта. Интерфейс
«человек- машина»»
28 ноября 2018г.
Руководители проекта.
Социальные партнёры
Студенты
3.
Международный кинофестиваль
документальных научно- популярных
фильмов «Future.doc» .
Фильм «Киборги среди нас» с
последующим обсуждением
29 ноября
2018г.
Руководители проекта.
Социальные партнёры
4.
Оформление информационного материала
по итогам форума и конференции.
Выступление в своих группах .
Декабрь
2018г
Студенты
5.
Подготовка тезисов и презентаций для
участия в Краевой исследовательской
практической конференции
До декабря
2018г
Руководители проекта,
студенты группы
6.
Подготовка рефератов к публикации в
сборнике материалов Краевой
До декабря
2018г
Руководители проекта,
студенты группы
5
конференции
7
Выступление на Краевой
исследовательской практической
конференции
Руководители проекта,
студенты группы
8.
Написание эссе студентами для участия во
Всероссийском проекте «Звёздный дождь»
4-5 февраля
2019г.
«Авиатехникум»
г. Пермь
Руководители проекта,
студенты группы
9.
Написание статьи в сборник для участия
во Всероссийском проекте «Звёздный
дождь»
Январь
Руководители проекта-
преподаватели отделения
10.
Проведение классного часа «Моя малая
Родина - в авангарде большой науки».
В течение
учебного года
Руководители проекта,
студенты группы
11.
Цикл лекций по робототехнике ведущими
специалистами
В течение
учебного года
Социальные партнёры
Руководители проекта.
студенты группы
12.
Экскурсия в музей «Науки и техники» при
ПНППК
В течение
учебного года
Социальные партнёры
Руководители проекта.
студенты группы
13.
Выступление на Краевой научно-
практической конференции студентов
апрель
Руководители проекта,
студенты группы
14.
Открытые защиты курсовых проектов
апрель
Социальные партнёры
Руководители проекта.
студенты группы
15.
мастер-классы в Кванториуме «Фотоника»
В течение
учебного года
Руководители проекта,
студенты группы
Результаты проекта даже превзошли наши ожидания. Ребята буквально «загорелись
идеей». Они выступали перед студентами, писали эссе, готовили презентации, собирая всё
новые и новые материалы, встречались со специалистами с ОАО «ПНППК», принимали
участие в разных конкурсах и конференциях, получили множество дипломов и сертификатов.
На этом можно было бы закончить наш проект, но он получил новые перспективы
развития. Наш «Авиационный техникум» единственный в крае готовит выпускников по
специальности 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника
(по отраслям)». Это большая честь, но и большая ответственность. Придётся пересмотреть
программы учебных дисциплин «Физика», «Материаловедение» и других с учётом пожеланий
социальных партнёров, приобрести новое оборудование для учебных
лабораторий
по
робототехнике и мехатронике. Если разработки предприятия- на переднем крае науки, то и мы
должны этому соответствовать.
6
Список литературы
1.
Вайнер Э.Н. Образовательная
среда
как
фактор
риска
психического
здоровья
школьника / Э.Н. Вайнер // Практическая психология и логопедия. – 2003. – N 1-2.
– С. 9–14.
2.
Васильев
В.
Проектно
исследовательские
технологии:
развитие
мотивации
/
/Народное образование. 2000. №9. С. 177 – 180.
3.
Иванов
Д.А.,
Митрофанов
К.Г.,
Соколова
О.В.
Компетентностный
подход
в
образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие.
– М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
4.
Нартова-Бочавер С.К. Человек
суверенный:
психологическое
исследование
субъекта в его бытии / С.К. Нартова-Бочавер. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
5.
Полат
Е.С.Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения
квалификации
педагогических
кадров
/Е.С.
Полат,
М.Ю.
Бухаркина,
М.В.
Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001. – 272с
6.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. 2003. №6.
С. 96 – 111.
7