Напоминание

" Культура взаимодействия воспитателя и родителей при организации виртуального общения"


Автор: Алмаева Наталья Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №29
Населённый пункт: Кемеровская область город Юрга
Наименование материала: материалы групповой консультации с педагогами
Тема: " Культура взаимодействия воспитателя и родителей при организации виртуального общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образованием Администрации г.Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»»

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Культура взаимодействия воспитателя и родителей при организации

виртуального общения»

Составила: педагог-психолог

Алмаева Н.О.

Юрга, 2019

Виртуальное общение позволит воспитателям всегда быть на связи с родителями,

сообщать им информацию о детях и событиях в группе, а также оказывать психолого-

педагогическую поддержку.

Способы организации виртуального общения:

Сайт ДОО

Каждая образовательная организация обязана создать и вести свой

сайт

в

сети

интернет

(Ст.

28

Федерального

закона

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф). Он нужен не только для того, чтобы разместить

информацию

об

организации,

но

и

сформировать

имидж

детского

сада,

привлечь

высококвалифицированные

кадры.

Оформлять

сайт

необходимо

в

соответствии

с

требованиями к структуре и виду размещаемой информации, навигации, содержанию.

Возможности: сайт позволяет продемонстрировать родителям устройство и деятельность

ДОО в удобное для них время. Это можно делать с помощью фото- и видеоэкскурсии по

зданию и территории.

Информация на сайте обеспечит открытость ДОО и сформирует доверие со стороны

родителей, представителей общественности,

социальных партнеров. Для открытого общения с аудиторией используйте разделы «Задай

вопрос», «Новости».

На сайте можно размещать большой объем полезной для родителей информации:

текстовые и мультимедийные материалы о воспитании детей, образовательной политике

ДОО, ресурсном обеспечении, результатах обучения.

Например, публичный доклад по образовательной деятельности ДОО. Кроме того, на

сайте могут представлять свой опыт не только

педагоги, но и родители.

Ограничения: Если хотите проинформировать родителей о мероприятии в ДОО, лучше

дублировать информацию на разные каналы общения. Не все родители – постоянные

посетители сайта. Кроме того, сайт обеспечивает в основном одностороннюю связь.

Раздел

«Задай

вопрос»

или

«Отправить

письмо

руководителю»

не

предполагает

мгновенного ответа.

Чтобы родители и педагоги могли общаться на сайте, создайте для этого форум.

Форум на сайте ДОО

Суть работы форума на сайте ДОО в том, что посетители создают

свои темы и обсуждают их с другими посетителями (родителями и педагогами). Внутри

темы также могут устраиваться опросы.

Возможности: Форум – хорошее дополнение сайта. После того как родители посетили

сайт, они могут оставить вопросы, комментарии, пожелания по наполнению сайта. Если

форум «живой», содержательный, то он будет стимулировать родителей чаще посещать

сайт ДОО.

Ещё один плюс форума – возможность общаться в удобное время и

подробно обсуждать интересующую проблему.

Ограничения: Форум требует постоянного внимания со стороны куратора сайта ДОО. В

дискуссиях на форуме обязательно должны участвовать педагоги и предлагать темы для

обсуждения. Для этого им приходится специально выделять время. Кроме того, если

вопросы на форуме долго остаются без ответов, родители перестают посещать его.

Блоги и странички педагогов

Блоги и странички приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно

разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижениях, а также

рекомендации по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Возможности: Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге,

демонстрируют

родителям

его

профессиональные

интересы,

знания

и

навыки.

Это

повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему.

Педагог может записать и разместить в блоге видеоконсультацию для родителей, которые

пропустили собрание в группе. В режиме онлайн можно консультировать родителей, дети

которых испытывают трудности в обучении.

Ограничения: Чтобы создать и вести блог или личную страницу, педагог должен иметь

специальные знания и умения. Помимо технических вопросов, нужно знать, о чем и как

писать, чтобы посетителям было интересно. Кроме того, это отнимает много времени,

ведь заниматься блогом или страничкой придется в нерабочее время.

Электронная почта

С помощью электронной почты родители получают информацию о жизни группы,

мероприятиях в ДОО. Кроме того, воспитатели рассылают им практические материалы

(например, стихи для заучивания с ребенком к празднику, памятки, фото) и личные

сообщения.

Возможности: Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно

хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных

текстов,

изображений,

аудио

и

видео.

Такой

формат

общения

гарантирует

быструю

доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит

время педагога.

Ограничения: Электронную почту нужно постоянно проверять, чистить от спама и

неактуальных писем. Она не предполагает общение в режиме реального времени. Если вы

написали поздно вечером, то родитель, скорее всего, ответит с задержкой. Кроме того, он

может долгое время не проверять ящик, а потом нечаянно удалить ваше письмо вместе со

спамом или сменить адрес электронной почты и не предупредить.

Группа в социальной сети

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность ДОО,

информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать

достижения педагогов и воспитанников. Чтобы создать такую группу, проведите опрос

среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них.

Возможности: В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им

удобно,

обсуждать

детали

предстоящего

мероприятия

и

делиться

впечатлениями

о

прошедших

праздниках

и

досугах.

К

общению

в

группе

могут

присоединиться

специалисты ДОО. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать

информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

Ограничения: Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с

родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она

превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние

пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться.

Поэтому не оставляйте доступ к группе открытым, проверяйте запросы

на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить, администрируйте.

Чат в мессенджерах

Мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми

сообщениями

(Viber,

WhatsApp,

Skype,

ICQ,

Telegram, Fasebyk).

Их

используют

и

педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно

занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда родители начинают писать

педагогам

круглосуточно.

Чтобы

этого

не

произошло,

пользуйтесь

мессенджерами

правильно.

Возможности: Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать

текстовые

сообщения,

звуковые

сигналы,

изображения,

видео.

Но,

помним

о

законе

персональных данных, если чат. С их помощью можно отправить фото с фрагментами

занятия родителям, в личные переписки. Это особенно актуально в период адаптации

ребенка к детскому саду. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно

создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями группы и обеспечить

приватность для решения личных обращений.

Ограничения: В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их

ребенок не придет в детский сад, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня,

новости из интернета, советовать магазины с игрушками и детской одеждой. Чтобы этого

не происходило, оговорите с ними правила общения в чате.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ…

Чтобы информировать родителей о мероприятиях в детском саду, воспитатель

создала группу в WhatsApp и пригласила их вступить в нее.

И тут началось! Каждое утро

она просыпалась от срочных сообщений родителей, а вечером не могла уснуть, потому

что из вежливости отвечала

,

на их бесконечные вопросы……

Чаты в мессенджерах с родителями и педагогами вызывают как агрессию, так и массу

шуток, мемов и обсуждений. Что с этим делать? Давайте рассмотрим предложения.

Можно по-разному относиться к этому явлению, но исключить его из жизни совсем, к

сожалению, теперь уже невозможно. Потому я решила взять на себя смелость озвучить

ВАм инструкцию для педагогов – как правильно коммуницировать в чатах с мамами и

папами.

Чат педагогов с родителями – это прежде всего канал информации, а не

коммуникации. Ваше дело – сообщить мамам и папам все, что они должны знать на

данный момент, но не более того.

1. Вы администрируя устанавливаете правила!

Во-первых, в чате пишете только вы.

В этом случае чат – это доска объявлений. Никто на ней не пишет своих комментариев и

вопросов. Информируйте, объявляйте, заявляйте.

Отключите функцию «добавлять комментарии» и напоминайте родителям, что тут пишут

только педагоги.

Для общения родителей есть обычно отдельный чат. Вот туда всю «демократию».

Во-вторых, время работы чата.

Коммуникация с родителями – это не отдых, развлечение или хобби. Это работа. А время

работы должно быть строго нормировано, думаю, сложно с этим не согласиться. Не нужно

писать в семь утра, два часа ночи, за рулем и в душе. Пишите три раза в день. Утром то,

что родители должны знать сегодня. Днем – ответы на вопросы и комментарии. Вечером –

итоги дня. Точка.

Круглосуточно родители пусть пишут друг другу, они это любят. Моя практика чатов

показывает, что родители как чат-боты не спят, не едят и на работу не ходят, они пишут, и

пишут, и пишут! Оставьте это развлечение им.

2. Пишите инструкции

Каждое ваше сообщение должно отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть у

родителей.

Потратьте время и напишите инструкцию: что, где, когда, кому надо и не надо,

сколько стоит и прочее. Постарайтесь учесть все.

Конечно, родители обязательно переспросят еще сто раз – этого невозможно избежать.

Но пусть задают вопросы друг другу в родительском чате. Там всегда найдутся мамы,

готовые терпеливо много раз отвечать.

Снимите с себя эту нагрузку по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос.

Все документы, которые родители должны заполнять, распечатывать,

подписывать, складывайте в электронную папку (пользуетесь

дополнительными

облачными хранилищами, то сейчас практически каждый может

подобрать его под себя. При этом Вы можете использовать как бесплатное облако, так и

какой-то платный аналог. Главное, на что стоит обращать внимание при выборе: объем

предоставляемого пространства и наличие удобного сервиса (возможность

использования мобильного приложения или банально понятный лично для Вас

дизайн). Пример детские реакции

И когда каждый (каждый!) родитель спросит «а где взять заявление на

продленку/кружок/обед», у них будет ссылка на нужную папку.

Отмечайте специальными значками важную информацию, например, про

собрания звездочками, про документы – галочками и так далее.

Это звучит смешно, но в огромном потоке информации, который сейчас захлестнул

всех, визуализация очень помогает ориентироваться.

Напишите FAQ Доска «Часто задаваемых вопросов» – ответы на часто задаваемые

вопросы и сделайте этот пост (это больше относится к соц. сетям) заглавным в чате.

Актуальная информация (которая размещена на стендах).

2. Управляйте!

Не нужно отвечать на каждый вопрос, комментарий и всхлип родителя.

Практика показывает, что через час-другой родитель либо найдет ответ, либо

успокоится. А если не то и не другое, то точно дождется общения с вами.!

Сделайте регулярные встречи с родителями. Можно онлайн.

Например, раз в две недели – день ответов на вопросы. И вот тут уже можно все

обсудить, подискутировать, высказать разные точки зрения. Короче, выпустить пар и

пообщаться.

Чат педагога с родителями – это не дружба и не отношения, вот что важно. Пусть

этим живут родительские чаты.

Там люди мирятся, ругаются, разводятся, удаляют друг друга на веки вечные или

признаются в любви навсегда. Особенно люблю ситуации, когда родители вдрызг

ругаются друг с другом по поводу какого-нибудь конкретного, а потом группа «мам-

отличниц» бежит в чат с педагогом признаваться ему в любви. Смешно?

Но это психология. Главное для педагога – держаться от всего этого подальше. Мамы в

группе вам не подружки, и вы им, слава богу, тоже. В переписках принято поддерживать

неформальный тип общения, в нашем случае необходимо поддерживать деловое общение

и помнить о вежливости.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы

слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже

если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою

собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я

бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу

общения.

3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны

быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам

нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу»

всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся

педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание

между семьей и детским садом.

5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье,

доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием

гласности.

6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в

общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с

родителями.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ…

Я, конечно же, краснею и снова начинаю читать сотни сообщений, тратя на это

время.

И

понимая,

что

без

этих

бесконечных

одинаковых

вопросов-ответов,

личных

переговоров

и

картиночек-поздравлялок

я

спокойно

бы

прожила.

А

потраченное

время лучше бы посвятила чтению чего-нибудь, действительно, интересного.

Кто-то отключается от родительских чатов, устав от информационного шума. А

кто-то

из-за

чересчур

эмоционального

поведения

некоторых

родителей. Понятно

что сейчас говорим о ситуации начала конфликтного общения.

Конечно, не мессенджер виноват в хамстве. Просто, видимо для людей такой вид

общения

новый

и

нет

понимания,

что

от

старых

вариантов

общения

он

отличается

только форматом, и что нужно и здесь вести себя прилично. Мама в детстве же не

говорила, как вести себя в чате».

Границы дозволенного стираются

В чем же причина такого резкого изменения поведения родителей?

По словам психолога Максима Ворошилова, дело не в том, что родители вдруг ни

с того ни с сего становятся другими. Просто не все люди умеют общаться письменно.

В личной беседе нам свойственно проявлять вежливость, вести себя застенчиво, а не

заносчиво. А в письме ты не видишь глаз собеседника, и вроде, как все дозволено.

При этом психолог уверен, что игнорировать продукт прогресса не стоит.

Родительские

чаты,

помимо

спама,

несут

и

очень

важную

информацию

от

учителя,

воспитателя,

в

ней

решаются

действительно

важные

организационные

моменты.

Родительский чат – своего рода инструмент для удобства мам и пап. В группах решаются

организационные вопросы. Но, пролистывая чат ежедневно, можно понять, что любую,

даже самую интересную идею, можно превратить в полный абсурд.

Так происходит потому, что большинство родителей просто не слышат друг друга.

Они не допускают мысли о том, что у кого-то может быть другая точка зрения. Отсюда

бесконечные конфликты и споры. Участники вступают в диалоги только для того, чтобы

оспорить чье-то мнение, «выделиться из толпы». Чтобы родительский чат стал

действительно важным инструментом, родители и должны соблюдать элементарную этику

общения в подобных группах. (мой опыт)

Просто нужно один раз обозначить четкие правила поведения в группе, для

избежания конфликтных ситуаций и безопасной переписке. И потом не стесняться

напоминать о них тем родителям, которые их нарушают.

Примеры

правил:

1. Несмотря на то что, есть возможность написать всегда, следует установить

временные

рамки,

2. Лучше давать время на ответ, что бы все участники могли максимально озвучить

свое мнение. С

3. Сообщение написанное заглавными буквами, почти всегда воспринимается, как

повышенный тон и у многих интерпретируется как неуважение.

Сообщения должны быть компактными и носить только основную информацию по

обсуждаемой теме.. Если теряют ниточку, мягко возвращайте на главную тему.

4. И еще один кирпичек в фундаменте продуктивного коллективного общения –

соблюдение нейтралитета, не стоит писать так скажем на эмоциях.

5. Хотела уделить и внимание распространению персональных данных. По

законадательству необходимо, собрать письменное согласие (обычно делаем устное)

на публикацию видео и фото в самом чате, для передачи родителям

Для дальнейшей проработки темы: предлагаю, кому конечно необходимо курсы

повышения квалификации «Безопасное ведение социальных сетей для педагогов» (24

часа, 2 недели 890 р) - на сайте МОЙ УНИВЕРСИТЕТ (инновационный образовательный

центр дистанционного обучения, по переподготовки кадров.



В раздел образования