Автор: Васильев Дмитрий Вячеславович
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ № 7
Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Организация учебно-тренировоччных занятий по футболу с детьми дошкольного возраста на основе моделирования сюжетно-ролевых игр
Раздел: дополнительное образование
1
Организация тренировочного процесса по футболу с детьми
дошкольного возраста на основе моделирования сюжетно-ролевых игр.
Автор: Васильев Дмитрий Вячеславович,
тренер-преподаватель по футболу МБУ ДО ДЮСШ № 7 г. Сочи
Аннотация.
Методические рекомендации по организации тренировочного процесса
по
футболу
с
детьми
дошкольного
возраста
на
основе
моделирования
сюжетно-ролевых игр – результат трёхлетней работы тренера-преподавателя
по футболу спортивной школы с детьми пяти-шести лет.
Методические
рекомендации
разработаны
на
основе
возрастных
особенностей
детей,
ведущей
роли
деятельности
в
развитии
личности
ребёнка
и
позволят
тренеру-преподавателю
спортивной
школы
грамотно
выстроить
систему
учебно-тренировочных
занятий
для
достижения
конкретных целей и задач, а также качественных результатов работы, в том
числе соревновательной деятельности.
Нетрадиционные
формы
уроков
давно
и
широко
используются
учителями
общеобразовательных
организаций.
Рекомендации
по
организации, проведению и сопровождению учебно-тренировочных занятий
по футболу в нетрадиционной форме сюжетно-ролевых игр представлены в
данной работе.
Во
введении
раскрываются
методологические
основания
выбранной
темы исследования, на основании выявленных противоречий определяются
проблема и гипотеза исследования.
В основной части работы определяется ее
цель, на основе обзора
научной
и
методической
литературы
рассматриваются
вопросы
создания
условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста и факторы,
2
влияющие
на
его
развитие,
мотивы
поведения,
определяются
основные
структурные
компоненты
сюжетно-ролевой
игры
на
примере
футбола,
организационно-методическое
сопровождение
тренировочного
процесса
и
ожидаемые результаты. Представлены результаты использования методики
сюжетно-ролевых
игр
на
примере
участия
юных
спортсменов
в
соревнованиях международного и всероссийского уровней.
В заключении автор выражает личную позицию о способах решения
данной методической задачи.
В
приложении
представлены
практиче ские
материалы
по
сопровождению методики использования сюжетно-ролевых игр на занятиях
по
футболу,
рекомендации
по
проведению
занятий
от
классического
«сюжета» до моделирования известных комбинаций в мировом футболе.
Данные методические материалы могут быть использованы в работе
тренером-преподавателем
спортивной
школы
при
проведении
учебно-
тренировочных занятий
не только по футболу, но и адаптированы для
занятий
по
другим
игровым
видам
спорта,
а
также
при
организации
индивидуальных занятий с детьми, где одну из «ролей» может взять на себя
тренер.
1.
Введение.
3
Методические
рекомендации
по
проведению
учебно-тренировочных
занятий (УТЗ) по футболу для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
разработаны на основе методологии возрастной психологии (Л.С. Выготский)
и теории деятельности (А.Л. Леонтьев).
Актуальность
выбранной
темы
исследования
состоит
в
том,
что
потребности современного общества в здоровом образе жизни, ценности
сохранения здоровья и занятиями физической культурой в любом возрасте (от
младенчества
до
старости),
с
одной
стороны,
и
«омоложение»
профессионального спорта (достижение высоких результатов в достаточно
раннем возрасте во многих видах спорта), с другой стороны, формируют
отношение родителей к занятиям спортом их детей уже с раннего детства.
Ранее развитие ребёнка, в том числе и физическое, напрямую зависит от
основного («ведущего» по А.Л. Леонтьеву) вида деятельности, присущего
определённому возрасту. Поэтому, на наш взгляд, правильно подобранные
методики и технологии преподавания, методы и способы обучения, системы
контрольно-измерительных
материалов
по
оценке
достижений,
выбор
современных и эффективных учебно-методических пособий для организации
тренировочного
процесса
в
целом,
от
тренировки
до
участия
в
соревнованиях,
должны
основываться
на
методологии
возрастной
психологии.
В
настоящее
время
существуют
научные
школы
по
возрастной
психологии, как отечественные, так и зарубежные. С другой стороны, важное
влияние на работу тренера оказывают известные детские футбольные школы
(Аякс, Ла Масия (Барселона), Хайдук, Партизан, Динамо Загреб, Спарта и
т.д.).
В
методической
копилке
у
тренера-преподавателя
по
футболу
достаточно
разнообразно
представлена
учебно-методическая
и
научно-
популярная литература по проведению занятий с детьми разного возраста и
4
разного
уровня
подготовки,
тем
не
менее,
корреляции
двух
«школ»
на
практике не происходит.
Основные
этапы
развития
ребёнка,
кризис
возраста,
основные
виды
деятельности,
мотивы
поведения
при
структурировании
учебно-
тренировочного занятия по футболу зачастую не принимаются во внимание
тренером.
Акцент
в
спорте
всегда
делается
на
уровень
физических
способностей и возможностей субъекта (в случае с ребёнком, это: рост, вес,
выносливость, сила, скорость и т.д.), уровень физической подготовки, на
результативность соревновательной деятельности.
В результате теоретического анализа темы исследования и практического
опыта
работы
мы
пришли
к
выводу,
что
актуальность
выбранного
направления
исследования
определяется
неразрешенностью
ряда
противоречий:
между
новой
действительностью:
желанием
родителей
и
их
детей
заниматься спортом уже в раннем возрасте и неготовностью (методической,
теоретической,
практической,
психологической,
эмоциональной
и
пр.)
многих тренеров к проведению занятий с детьми раннего и дошкольного
возрастов;
между необходимостью выбора эффективной методики преподавания
футбола и огромным разнообразием «школ» футбола;
между
интенсивностью
учебно-тренировочных
занятий
и
их
неэффективностью:
некачественным,
зачастую
неудовлетворительным
результатом соревновательной деятельности.
И с х о д я
и з основного
противоречия
между
необходимостью
проектирования
учебно-тренировочного
занятия
исходя
из
выбора
основного (ведущего) вида деятельности ребёнка соответствующего его
возрасту
и
неготовностью
тренеров-преподавателей
учитывать
5
возрастные
особенности
детей
при
проведении
занятий
(отсутствие
необходимых
знаний,
нежелание
перестраивать
нал аженный
тренировочный
процесс,
привычка
использовать
наработанный
годами
методический
и
диагностический
инструментарий
и
пр.)
м ы
сформулировали проблему исследования.
Проблема
исследования:
как
построить
учебно-тренировочный
процесс, который качественно повысит результативность деятельности, в том
числе и соревновательной?
В своей гипотезе исследования мы исходили из того, что если в своей
работе тренер-преподаватель будет опираться на методологию возрастной
психологии и методологию ведущей роли деятельности в развитии личности
ребёнка, т о результативность учебно-тренировочного процесса качественно
повысится.
2.
Основная часть.
2.1.
В
с во е й
р а б от е
м ы
и сход и л и
и з
то го ,
ч т о ведущей
деятельностью детей пяти-шести лет (А.Л. Леонтьев), являются сюжетно-
ролевые
игры
(СРИ),
поэтому целью
нашего
исследования
является
апробация
нетрадиционных
форм
организации
учебно-тренировочного
процесса
с
детьми
дошкольного
возраста,
способствующих
повышению
мотивации и результативности соревновательной деятельности.
Цель
методических
рекомендаций: оказание
методической
помощи
тренеру-преподавателю
спортивной
школы
по
проектированию
и
организации
учебно-тренировочных
занятий
по
футболу
с
детьми
дошкольного возраста по типу сюжетно-ролевых игр.
2.2.
Факторы и условия развития личности ребёнка.
6
Занятия
игровыми
видами
спорта
создают
наиболее
благоприятные
условия
для
развития
ребёнка.
В
структуре
каждого
УТЗ
по
футболу
предусмотрена игровая подготовка, но возникают вопросы: «Какую часть
времени
они
занимают?»,
«Как
проводятся?»,
«В
какой
методике
и
технологии отрабатываются игровые навыки?» и пр.
Обзор
научной
литературы
показал,
что факторами, влияющими на
развитие ребёнка (Е.О. Смирнова), являются:
1.
Биологические: генетические (генетический код); состояние здоровья.
2.
Социальные: семья; обучение; воспитание; культура общества (условия
жизни, населённый пункт: деревня, город и т.д.).
3.
Средовые: географические особенности; климат.
Все
эти
факторы
оказывают
неравномерное
и
неравнозначное
воздействие на развитие личности ребёнка. Как правило, в спорте, тренер-
преподаватель
на
первый
план
в
своей
работе
выводит,
в
основном,
биологические факторы, не принимая во внимание влияние других.
Основными условиями развития личности ребёнка 6-ти лет являются:
1.
Общение со взрослыми.
2.
Общение со сверстниками.
3.
Самостоятельность и активность.
4.
Полноценное развитие игровой деятельности.
5.
Развитие чувств и воли.
6.
Взаимооценка.
В контексте нашей работы, помимо общепринятого понимания всего
вышеперечисленного,
во время проведения УТЗ в форме СРИ создаются
7
необходимые
условия
для
полноценного
развития
личности
ребёнка,
а
именно:
продуктивное
общение
с
тренером
и
сверстниками
в
процессе
полноценной игровой деятельности;
самостоятельность в выборе игрового амплуа («роли») и активность
собственной позиции;
развитие «командного духа» и воли к победе;
самооценка и взаимооценка по результатам игры.
Без должной подготовки к проведению игровых ситуаций во время УТЗ,
не
будет
результативным
тренировочный
процесс.
Не
всегда
отработка
навыков игры в футбол на УТЗ может быть перенесена на соревновательную
деятельность и, главное, на её результативность (разный уровень подготовки,
методики
занятий,
индивидуальных
особенностей
и
способностей
детей;
разный
уровень
восприимчивости
и
волевых
качеств;
влияние
эмоционального фона соревнований и т.д.). Нет игры на тренировке – нет
интереса. Не отработаны игровые и технические навыки – нет победы в
соревнованиях. И как следствие, создаётся ситуация неуспеха, негативно
сказывающаяся, в целом, на личности ребёнка. В связи с этим, на первый
план выходит мотивация занятием спортом, в частности футболом.
2.3.
Мотивы поведения детей дошкольного возраста.
Наряду
с широким спектром социальных и нравственных мотивов
поведения детей дошкольного возраста для «периода дошкольного детства»
(Д.Б. Эльконин) характерны следующие ведущие мотивы.
1. Мотив интереса к миру взрослых (стремление действовать как взрослые).
Футбол, как лидирующий вид в мире спорта, является движущим мотивом
для занятия им.
8
2. Игровые мотивы. Преобладающая группа мотивов. Занятие игровым видом
спорта формирует у детей устойчивый интерес к футболу.
3 . Познавательные и соревновательные мотивы. Интересно организованные
учебно-тренировочные
занятия
побуждают
детей
к
познанию
нового
и
обеспечивают на каждом занятии соревновательную составляющую.
4 . Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с
детьми и взрослыми. Занятие командным видом спорта и личный пример
тренера,
его
авторитет
формируют
особые
отношения
между
детьми
(«командный
дух»)
и
тренером
(«учитель»
-
навсегда),
и
как
следствие,
мотивируют детей к занятиям спортом, в частности, футболом.
5 . Мотив самолюбия и самоутверждения. В процессе обучения на УТЗ по
футболу
создаются
ситуации:
«успеха»,
новых
достижений,
преодоления
трудностей, собственной значимости для команды и др.
В
современном
обществе
у
детей
данной
возрастной
категории
появляется новая группа мотивов.
6 . Мотив стремления выиграть, быть первым. Для ребёнка сегодня важно
быть не просто успешным в выбранном им виде деятельности, а «Быть
первым». Стремление побеждать реализуется у юных футболистов в полном
объёме в процессе соревновательной деятельности.
Проблема
как
раз
состоит
в
том,
что
не
всегда
хорошо
(логично,
теоретически, методически и технологически верно) организованный учебно-
тренировочный процесс в любом виде спорта приводит к результативности
соревновательной деятельности. А именно, не просто участие команды в
соревнованиях разного уровня и статуса, а успешное участие как призёра или
победителя.
9
2.4. Учебно-тренировочное занятие по футболу в структуре сюжетно-
ролевой игры.
Термин
«амплуа»
(фр. Emploi «роль; должность, место; занятие») в
футболе давно и прочно закрепился в лексиконе не только профессионалов,
но
и
обывателей.
Правильная
расстановка
игроков
в
футболе
является
залогом успеха всей команды. Каждый игрок имеет свою позицию (амплуа)
на поле и выполняет свои задачи в тактической схеме матча.
По мнению специалистов, определять игровое амплуа у детей в раннем
возрасте не рекомендуется. В связи с этим встаёт вопрос о проектировании
учебно-тренировочных занятий при работе с детьми дошкольного возраста
на основе интеграции физической, технико-тактической, психологической,
игровой подготовки юных спортсменов и вопрос выбора методов обучения.
Наряду
с
общепринятыми,
педагогическими
(рассказ,
демонстрация,
наблюдение, упражнение, эксперимент, моделирование и т.д.) и спортивными
(повторный, переменный, интервальный и пр.) методами обучения, в своей
работе
мы
делаем
акцент
на
использование
игровых
методов.
Игровые
методы
и
приёмы
обучения
характеризуются
своим
многообразием
и
переносят учебное действие в условный план, который задаётся системой
правил или определённым сценарием
- это требует от ребёнка
полного
вхождения в игровую ситуацию.
Рассмотрим,
каким
образом
воображаемую
игровую
ситуацию
в
развернутом виде с ролями, действиями и оборудованием можно перенести
на проектирование учебно-тренировочного занятия по футболу.
Основными
структурными
компонентами
сюжетно-ролевой
игры
являются: сюжет, содержание игры, роли, игровые действия и игрушки. В
таблице № 1 представлен проект плана УТЗ в структуре СРИ.
Таблица № 1. Структура плана учебно-тренировочного занятия.
10
Структурные
компоненты СРИ
Учебно-тренировочное занятие по футболу в структуре СРИ
1.
Сюжет
Тема и цель и УТЗ (части занятия).
Сюжет моделируется тренером в зависимости от цели и задач в
соответствии с КТП и образовательной программой.
2.
Содержание
игры
Задачи УТЗ.
Определяются правила, временные рамки, условия проведения
игры,
действия
детей
и
взро слых
(при
у ч а с т и и ) ,
взаимоотношения детей между собой и взрослыми.
3.
Роли
Тактические задачи. Выбор амплуа игроков:
значимых для игры: вратарь, защитник, полузащитник,
нападающий;
эмоционально-привлекательных
для
детей:
Пеле,
Марадона,
Зидан,
К.
Рональдо,
Месси,
Неймар,
Мбаппе,
А. Дзюба. И. Акинфеев и т.д..
4.
Игровые
действия
Установка на игру. Непосредственно игровая ситуация.
Коррекция
тактических
задач. Разбор
игры,
качество
выполнения поставленных задач («исполненных ролей»).
Итог УТЗ. Подведение итогов. Рефлексия.
5.
Игрушки
Оборудование. Экипировка, инвентарь, призы и пр..
6. Зрители
Участие
родителей
в
процессе
обучения.
Родители-
болельщики, родители-СМИ, родители-организаторы турнира и
т.п..
Первые пять структурных компонентов СРИ являются обязательными
для проведения УТЗ. Структурный компонент «Зрители» определён нами
самостоятельно
в
ходе
апробации
методики
СРИ
и
относится
к
необязательным составляющим занятия. Всем понятно, что маленьких детей
на
занятия
всегда
сопровождает
кто-то
из
взрослых.
В
случае,
когда
родители, присутствующие на занятии, готовы включиться в игру, они тоже
распределяют роли между собой и сообщают об этом тренеру и детям.
Выбор «ролей» и соответствующей атрибутики – это прерогатива родителей,
но правила их поведения и участия в игре устанавливает тренер.
11
Опыт работы по данной методике показывает, что родители достаточно
активно включаются в процесс игры, что положительно влияет не только на
эмоциональный
фон
игры,
но
и
на
общую
концепцию
занятия
и
его
образовательный эффект.
Важным моментом здесь для тренера является
создание условий, при которых все присутствующие на тренировке стали
одной «командой» (Приложение № 1, 2, 3, 4).
2.5.
Организационно - методическое сопровождение.
Для чистоты эксперимента (исследования) мы сравнивали результаты
экспериментальной группы детей с контрольной группой, занимающейся по
традиционной методике. Главным условиям являлся возраст детей.
Основными
методами
исследования
были:
наблюдение
(сплошное
и
выборочное) и эксперимент - сравнение результативности соревновательной
деятельности экспериментальной группы, занимающейся по новой методике
и контрольной, занимающейся по традиционной методике.
Дополнительными методами исследования были:
1.
Тестирование: способностей и достижений.
2.
Анализ
продуктов
деятельности:
участие
и
результативность
соревновательной деятельности.
3.
Опрос: анкетирование, беседа.
Тестирование
способностей
детей
проводится
по
контрольно-
измерительным
материалам.
Тестирование
достижений
рейтингуется
по
специально разработанной системе оценивания. В работе с детьми данной
возрастной
категории
мы
рекомендуем
использовать
«Портфолио
юного
футболиста» (Приложение № 5) как важную методическую составляющую
образовательного процесса, решающую ряд задач:
12
учёт и оценивание индивидуальных достижений юного футболиста и
достижений группы;
привитие первичных навыков самооценки;
привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение
их в сотрудничество;
сбор информации и создание рейтингов по группе и школе в целом;
и, главное,
повышение мотивации.
Анализ результативности соревновательной деятельности за три года
показал наилучшие результаты у экспериментальной группы. Данные участия
юных
футболистов,
занимающихся
по
методике
СРИ,
в
соревнованиях
приведены в таблице № 2.
Таблица № 2. Результаты участия во всероссийских и международных
турнирах.
Год
Сроки
турнира
Название турнира
Год
рождения
Место
2017
октябрь-ноябрь
HOPES CUP Осенний кубок-2017
2011
2
январь
Рождественский
кубок
«Планета
Чемпионов-2018»
2011
2
2017
март-апрель
X
Детско-юношеский
турнир
по
ф у т б о л у
« М Е М О Р И А Л
В .
Бубукина»
2011
3
2018
апрель
PITCHOUN’S CUP (Франция)
2012
участие
июнь
PITCHOUN’S CUP (Франция)
2011
участие
октябрь-ноябрь
Осенний
международный
детско-
юношеский
турнир
по
футболу
DAGOMYS CUP - 2018
2011
1
октябрь-ноябрь
Осенний
международный
детско-
2012
2
13
юношеский
турнир
по
футболу
DAGOMYS CUP - 2018
октябрь-ноябрь
HOPES CUP Осенний кубок-2018
2011
1
октябрь-ноябрь
HOPES CUP Осенний кубок-2018
2012
1
январь
HOPES
CUP
Рождественский
турнир-2019
2011
1
январь
Рождественский
турнир
«Планета
Чемпионов-2019»
2012
1
октябрь
Кубок
Главы
города
Сочи
по
футболу-2019
среди
д е т с ко -
юношеских команд
2012
1
2019
октябрь-ноябрь
Осенний
международный
детско-
юношеский
турнир
по
футболу
DAGOMYS CUP - 2019
2011
1
октябрь-ноябрь
Осенний
международный
детско-
юношеский
турнир
по
футболу
DAGOMYS CUP - 2019
2012
1
Анкетирование
детей
этого
возраста
возможно
в
форме
опроса
с
использованием сигнальных (цветовых) карточек на ответы «Да» или «Нет»
(Приложение № 6). На футбольном поле более приемлемым является вариант
«Поднятие рук». Например, ответ «ДА» - поднятие правой руки, ответ «НЕТ»
-
левой.
При
этом
улучшается
координация
движений,
формируется
понимание симметрии тела и т.д.
При использовании нетрадиционных методик проведения УТЗ важно
учитывать и мнение родителей (Приложение № 7), тем более, что для детей
этого возраста ещё сильна связь с родителями.
Организация
учебно-тренировочного
процесса
с
использованием
нетрадиционных
форм
занятий,
в
частности
сюжетно-ролевых
игр,
по
нашему
мнению,
поднимает
«соревновательный
дух»,
создаёт
здоровую
конкурентную среду, помогает
направить внимание каждого на решение
общих задач, развивает личную ответственность каждого за общие цели
14
команды,
тем
самым
качественно
повышая
уровень
результативности
соревновательной деятельности, а также мотивирует детей «Быть первым» на
каждом занятии.
2.6.
Ожидаемые результаты.
На
основании
вышеизложенного,
ожидаемыми
результатами
нашего
исследования
по
проектированию
и
организации
учебно-тренировочных
занятий по футболу для детей дошкольного возраста в структуре сюжетно-
ролевых игр мы считаем:
создание
условий
для
развития
личности
ребёнка
в
дошкольном
возрасте;
повышение мотивации занятием футболом;
и как следствие, решение проблематики исследования:
повышение результативности соревновательной деятельности (Таблица
№ 2).
Построение
учебно-тренировочного
процесса
на
основе
возрастных
особенностей юных футболистов и выбор соответственно возрасту ведущего
вида
деятельности
при
проведении
занятий,
по
мнению
автора,
будут
способствовать
формированию
базовых
социальных
компетенций
детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет), а именно:
коммуникации;
эмоциональный интеллект;
преодоление стресса;
совладение с агрессией (навык альтернативы агрессии);
адаптация к школе.
15
Ожидаемые результаты методических рекомендаций по использованию в
учебно-тренировочном процессе сюжетно-ролевых игр мы видим в оказании
методической помощи тренерам-преподавателям спортивных школ в части
овладения ими опытом организации УТЗ по типу СРИ.
Представленный
нами
опыт
работы
может
послужить
основой
для
проведения
учебно-тренировочных
занятий
по
игровым
видам
спорта,
а
также
быть
использован
при
проведении
занятий
по
внеурочной
деятельности
спортивной
направленности
для
обучающихся
начальных
классов учителями общеобразовательных организаций.
Заключение.
Имея опыт работы в профессиональных клубах России: ФК «Шинник»
(Ярославль), ФК «Крылья Советов» (Самара), ФК «Анжи» (Махачкала), ФК
«Луч-Энерия» (Владивосток) и зарубежных футбольных клубах «Хайдук» (г.
Сплит, Хорватия), «Арсенал» (г. Киев, Украина), опыт в составе молодёжной
Сборной России по футболу, тренируясь под руководством таких именитых
тренеров, как О.В. Долматов, Л.В. Слуцкий, А.В. Тарханов, Г.М. Гаджиев,
С.А.
Павлов,
В.В.
Грозный,
пройдя
стажировку
в
ФК
«Штутгарт»
(г.
Штутгарт, Германия) под руководством легендарного Джовани Трапатони, я
16
приобрёл бесценный опыт в качестве игрока. Вступив, на стезю тренерской
работы, да ещё с детьми дошкольного возраста я постоянно задавал себе
вопросы: «Как можно научить ребёнка 5-6 лет навыкам игры в футбол?», при
этом
с
перспективой
его
дальнейшего
роста
и
достижения
уровня
спортивного
мастерства,
«Как
не
погубить
в
них
интерес
к
футболу
техническими
упражнениями?»,
«Как
структурировать
занятие,
чтобы
с
одной стороны, повысить их мотивацию, а с другой, получить ожидаемые
спортивные результаты?». По сути своей мои подопечные совершенные дети:
не
совсем
хорошо
изъясняющиеся,
физически
не
сформированные,
эмоционально
неустойчивые,
ранимые,
полностью
зависимые
от
опеки
взрослых и т.д. ИГРА – ответ на все вопросы. И несмотря на то, что футбол –
это
игровой
вид
спорта,
на
занятиях
тренер
должен,
просто
обязан
отрабатывать
технические
навыки
упражнениями,
а
детям
это
не
всегда
интересно. Они пришли ко мне играть!
Таким образом, я пришёл к выводу, что в своей работе каждый тренер,
будь
он
именитым
или
начинающим
детским
тренером,
должен
быть
профессионалом, а это значит учитывать в своей работе все возможные риски
и «подводные камни»,
опираясь на научные исследования и известную
практику.
Литература.
1.
Балаге, Гильем. Пеп Гвардиола. На пике. / Г. Балаге./[пер. с англ. А
Качалова]. – Москва: Эксмо, 2018. – 448 с. – (Иконы спорта).
2.
Башкин, В.М., Харланов, В.А., Морозов, Д.С.
Комплексная система
подготовки юных футболистов в возрасте от 4 до 7 лет./ Методическое
пособие.
/
В.М.
Башкин,
В.А.
Харланов,
Д.С.
Морозов.
–
Санкт-
Петербург, 2015. – 72 с.
3.
Вайн,
Х.
Как
научиться
играть
в
футбол:
Школа
технического
мастерства для молодых. /Х. Вайн./ Пер. с итал. – М.: Терра-Спорт,
Олимпия Пресс, 2004. – 244 с.: с ил. – (Первый шаг).
17
4.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский. – М.:
АСТ, Астрель, 2009. – 672 с.
5.
Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский. – М.:
Эксмо, 2006. – 1136 с.
6.
Ильин, Е.П. Психология спорта/Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2008. – 590
с.
7.
Лапшин, О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов./О.Б.
Лапшин. – М.: Человек, 2010. – 176 с.
8.
Леонтьев,
А.Н.
Деятельность.
Сознание.
Личность:
учебное
пособие/А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл: Академия, 2004. – 352 с.
9.
Плон, Б.И. Новая школа в футбольной тренировке./Б.И. Плон. Издание
2-е, испр. и дополн. – М.: Олимпия, Человек, 2008. – 240 с.: ил.
10.
Рошко,
Г.Н.
Детская
психология
в
схемах
и
таблицах:
учебно-
методическое пособие./Г.Н. Рошко. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009.
– 59 с.
11.
Смирнова,
Е.О.
Детская
психология:
Учебник
для
вузов.
3-е
изд.
перераб./Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с:ил.
12. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов
высш.
учеб.
заведений./
Б.Д.
Эльконин.–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2001. 144 с.
Приложение № 1.
Рекомендации по проведению учебно-тренировочного занятия по
футболу с детьми 5-6 лет.
Сюжет № 1. «Что такое амплуа?».
Структурные
компоненты СРИ
Учебно-тренировочное занятие по футболу в структуре СРИ
1.
Сюжет
Тема УТЗ: Контрольная игра.
Цель: отработка навыков выполнение командных действий.
2.
Содержание
игры
Задачи: 1. Обучение выстраиванию командных действий: умению
открываться, опекать соперника, страховать партнера. 2. Развитие
физических
качеств.
3.
Приобретение
игрового
опыта.
18
4. Формирование интереса к занятиям футболом.
Контрольная игра проводится в формате 5х5. Время игры: 2х20
минут. Две команды. Один судья в поле.
3.
Роли
Амплуа. В поле: правый защитник –1, левый защитник – 1, правый
нападающий – 1, левый нападающий - 1. Вратарь – 1.
Тактические задачи на игру: 1. Вратарь: отражать удары. 2.
Защитник: подстраховка нападающего, при отборе мяча доставить
его атакующим игрокам. 3. Атакующий: при потере мяча в атаке
первым вступать в отбор.
4.
Игровые
действия
Установка на игру: каждый игрок выполняет свое амплуа на поле,
демонстрирует
свои
технические,
тактические,
эмоциональные,
скоростно-силовые, креативные навыки.
Разбор игры: выполнение поставленных задач.
Подведение итогов: награждение (поощрение) команды-победителя
игры.
5.
Игрушки
Оборудование: экипировка, инвентарь, призы.
6. Зрители
Участие родителей в игре: родители-болельщики.
Комментарии. Контрольные игры для детей данной возрастной категории
рекомендуется проводить не реже одного раз в месяц. Участие родителей в
данной структуре УТЗ уместно в качестве болельщиков. Призовой фонд,
экипировка
и
общий
эмоциональный
фон
игры
также
являются
эмоциональным средством для повышения интереса к занятиям.
Приложение № 2.
Рекомендации по проведению учебно-тренировочного занятия по
футболу с детьми 6 лет.
Сюжет № 2. «Игра наоборот».
Структурные
компоненты СРИ
Учебно-тренировочное занятие по футболу в структуре СРИ
1.
Сюжет
Тема УТЗ: Учебная игра с другим тактическим построением
игроков.
Цель: освоение нового амплуа, смена позиции в игровой практике.
2.
Содержание
игры
Задачи: 1. Развитие умения играть в разных амплуа. 2.
Приобретение опыта «универсального» игрока. 3.
Самоопределение
в
выборе
амплуа.
4.
Повышение
уровня
19
мотивации к занятиям.
Учебная игра проводится в формате 5х5. Полевые игроки: 1х2х1.
Время игры: 2х15 минут. Две команды. Один судья в поле.
3.
Роли
Амплуа.
В
поле:
центральный
защитник
–
1,
крайний
полузащитник – 2 (правый и левый), нападающий (атакующий) – 1.
Вратарь – 1.
Тактические
задачи
на
игру:
1.
Вратарь:
отражать
удары.
2.
Центральный защитник: начинать атаки. 3. Крайний полузащитник
работает
в
тактике
созидания
(создание
моментов
у
ворот
противника)
и
разрушения
атак
противника.
4.
Атакующий:
завершать атаки.
4.
Игровые
действия
Установка на игру: каждый игрок выполняет свое амплуа на поле,
демонстрирует
свои
технические,
тактические,
эмоциональные,
скоростно-силовые, креативные навыки.
Разбор игры: выполнение поставленных задач.
Подведение
итогов.
Рефлексия:
устная
оценка
тренера,
опрос
(анкетирование) обучающихся.
5.
Игрушки
Оборудование: экипировка, инвентарь.
Комментарии. Определение амплуа игрока в данной возрастной категории
детей
является
сложной
задачей
для
тренера-преподавателя,
поэтому
игровую
подготовку
по
смене
позиций
необходимо
проводить
на
УТЗ.
Важным моментом является самоопределение детей в выборе амплуа. На
таком занятии вовлечение родителей в игру необязательно.
Приложение № 3.
Рекомендации по проведению учебно-тренировочного занятия по
футболу с детьми 6 лет.
Сюжет № 3. «Играем в футбол».
Структурные
компоненты СРИ
Учебно-тренировочное занятие по футболу в структуре СРИ
1.
Сюжет
Тема:
Изучение техники выполнения комбинации «Забегание
партнера на фланг».
Цель:
использование
технической
комбинации
для
обыгрыша
соперника в игровой подготовке.
2.
Содержание
игры
Задачи: 1. Изучение комбинации «Забегание партнера на фланг». 2.
Отработка
технико-тактического
навыка
в
игре.
3.
Развитие
20
физических качеств. 4. Приобретение игрового опыта.
Изучение
техники
комбинации
«Забегание
партнера
на
фланг»
проводится
на
УТЗ
в
основное
время
в
формате
1х1.
Далее
технический
навык
отрабатывается
в
формате
игры,
который
определяет тренер на свое усмотрение. Время игры: 2х15 минут.
Две команды. Один судья в поле.
3.
Роли
Амплуа. Каждый полевой игрок играет на своих позициях.
Тактические задачи на игру: полевые игроки используют в игре
комбинацию «Забегание партнера на фланг» независимо от амплуа.
4.
Игровые
действия
Установка на игру: 1. В парах отработать комбинацию «Забегание
партнера
на
фланг» . Первый
игрок
передает
мяч
второму
и
начинает движение за его спину. Второй игрок принимает мяч,
смещается в середину и отдает передачу на фланг первому игроку,
который сделал забегание. 2. Продемонстрировать отработанный
навык в игре.
Разбор игры: выполнение поставленных задач.
Подведение
итогов.
Рекомендации
по
заполнению
Портфолио
достижений юного футболиста.
5.
Игрушки
Оборудование: экипировка, инвентарь.
Комментарии.
Обучению
известной
игровой
комбинации
посвящено
это
занятие.
Навык
отрабатывается
в
игровой
подготовке
-
части
УТЗ.
Насколько занимательно, в игровой форме проводится обучение, настолько
эффективно и интенсивно дети будут его применять во время игры.
Приложение № 4.
Рекомендации по проведению учебно-тренировочного занятия по
футболу с детьми 5-6 лет.
Сюжет № 4. «Звёзды мирового футбола».
Структурные
компоненты СРИ
Учебно-тренировочное занятие по футболу в структуре СРИ
1.
Сюжет
Тема
УТЗ.
Подготовка
функциональных
систем
организма
к
занятию (ОФП).
Цель: выполнение общеразвивающих упражнений с ведением мяча.
2.
Содержание
игры
Задачи:
1.
Развитие
физических
качеств.
2.
Отработка
навыка
владения мячом. 3. Формирование интереса к занятиям футболом.
21
ОФП проводится в подготовительной части УТЗ.
3.
Роли
Амплуа.
Каждый
спортсмен
само стоятельно
в ы б и р а е т
привлекательную «роль» известного игрока.
Тактические задачи: выполнение упражнений с ведением мяча.
4.
Игровые
действия
Установка на игру: выполнение упражнений.
Рекомендуемые упражнения: ведение мяча шагом, ведение мяча
внутренней стороной стопы (правая и левая нога); ведение мяча
легким бегом (одновременно руки вперёд и назад); ведение мяча
легким бегом (попеременно руки вперёд и назад); ведение мяча
внутренней и внешней стороной стопы (правая нога, левая нога);
ведение
мяча
с
поворотом
на
360,
180
градусов;
мяч
в
руках
приставным шагом, правым боком, левым боком; ведение мяча по
сигналу, остановка мяча на месте; ведение мяча, удар вперёд и
догнать мяч, ускорение спиной вперёд.
Подведение итогов. Устная оценка тренера. Опрос детей.
5.
Игрушки
Оборудование:
экипировка
(майки
с
именами
известных
игроков), инвентарь.
Комментарии.
Занятия
по
ОФП
с
выполнением
общеразвивающих
упражнений неотъемлемая часть тренировочного процесса. Чтобы занятие
носило творческий характер, и было интересно для детей им предлагается
использовать экипировку с именами любимых футболистов. В результате
происходит
личностная
«вовлечённость»
детей
в
процесс
обучения
и
повышает степень их ответственности за качество выполненной работы
на занятии.
Приложение № 5.
Макет.
ПОРТФОЛИО ЮНОГО ФУТБОЛИСТА
Раздел № 1. «Я и футбол».
В
любой
удобной
форме
ребёнок
отвечает
на
вопросы:
«Почему
я
выбрал футбол?» и «Почему мне нравиться заниматься футболом?». Это
может
быть:
фото
известных
футболистов,
статьи
и
публикации
о
них,
достижения, любимые футбольные команды и т.п.
Раздел № 2. «Моё спортивное родословное дерево».
Раздел посвящён спортивной истории семьи. Родители, а также дедушки
и бабушки юных спортсменов возможно в прошлом занимались спортом, в
22
том числе и профессионально. Формы заполнения: рисунок, фото, рассказ,
описание значимого спортивного эпизода и т.п.
Раздел № 3. «Быстрее, выше, сильнее».
Раздел содержит данные результатов контрольных нормативов за год
обучения и заполняется тренером-преподавателем.
Раздел № 4. «Мои рекорды».
Участие в соревнованиях может быть представлено в виде рисунков
(медали, кубки, партнёры по игре и т.д.), записок, аппликаций. Хронологию
соревнований, название и рейтинг участия помогают заполнять родители.
Раздел № 5. «Фотогалерея».
Фотографии с соревнований.
Комментарии.
М а к е т
н о с и т
у с л о в н ы й
х а р а к т е р
и
м о ж е т
модифицироваться тренером, при этом, все разделы содержат
мощный
мотивационный эффект.
Приложение № 6.
Анкета для обучающихся
1.
Понравилось ли тебе занятие?
ДА НЕТ
2.
Понравилась ли тебе роль игрока, которую ты сегодня играл на поле?
ДА НЕТ
3.
Хотел
бы
на
следующем
занятии
попробовать
себя
в
другой
роли
игрока?
ДА НЕТ
23
Комментарии для тренера.
Анкетирование в форме опроса проводится устно, в конце тренировки.
Необходимо
провести
инструктаж
как
правильно
выразить
ответ.
Предлагается жестикулярный вариант ответов. Ответ «ДА» воспитанник
поднимает правую руку, ответ «НЕТ» - левую. Если воспитанник не может
ответить
на
вопрос
однозначно
тренер
предлагает
другие
варианты
ответов в форме жестов, например: ответ «Сомневаюсь» - перекрёст рук
на
груди;
ответ
«Не
знаю»
-
руки
не
поднимаются.
При
этом
нужно
приучать детей к конкретным выражениям своих чувств и отношения.
Опрос
необходимо
проводить
после
каждого
учебно-тренировочного
занятия
в
форме
СРИ.
Результаты
анкетирования
фиксируются,
анализируются и учитываются при планировании следующего занятия.
Приложение № 7.
Анкета для родителей.
1.
Нравится ли Вашему ребёнку заниматься футболом?
ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
2.
Что конкретно нравится Вашему ребёнку?
тренировка (занятие);
форма (экипировка);
тренер;
п ол е
( п л о щ а д ка )
н а
к о т о р о й
п р о х о д я т
занятия;
общение с друзьями;
игра во время занятий;
выполнение
упражнений
во время занятий;
победа во время игры на
тренировке;
участие в соревнованиях;
победа в соревнованиях;
иное.
3.
Устаёт ли Ваш ребёнок во время занятий?
всегда;
часто;
24
иногда;
не устаёт.
4.
Какие эмоции выражает Ваш ребёнок после тренировки?
радость;
удовлетворённость;
восторг;
затрудняюсь ответить.
грусть;
разочарование;
печаль;
иное.
Комментарии:
анкетирование
родителей
проводится
по
желанию.
При
выборе ответов на вопросы № 2,3,4 возможен выбор нескольких вариантов
ответов. Результаты анкетирования анализируются с целью дальнейшего
планирования работы.