Автор: Кирилюк Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1
Населённый пункт: город Аксай Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Раздел: полное образование
Роль учителя в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды .
В
Лицее
№1
г.
Аксая
Ростовской
области
я
работаю
учителем
математики с 2005 года. Давно и глубоко интересуюсь вопросами психологии
старших школьников. В 2014 году в журнале «Культура, наука, интеграция»
Южного Федерального Университета, входящем в РИНЦ, была опубликована
моя
статья
«Психолого-педагогические
особенности
педагогических
конфликтов в старшей школе».
Это
анализ
многолетних
наблюдений
за
различными
конфликтными
ситуациями в системе «ученик-учитель» и поиск путей выхода из сложных
взаимоотношений между учителем и учениками. В своей профессиональной
деятельности всегда считаю особенно важными вопросами психологической
безопасности учащихся в период их обучения в школе.
Безусловно, психологическую обстановку в классе и в целом в Лицее
можно назвать благоприятной. Она очень добрая, практически семейная. У
нас просто нельзя услышать учителя, кричащего на ученика. Разговор на
повышенных
тонах
в
принципе
невозможен.
Дети
не
запуганы,
не
«заморожены», просто они уважают традиции и дух Лицея. Часто к нам
переходят
ученики
из
других
школ.
Их
с
удовольствие
принимают
в
классный коллектив, и ни один из «новеньких» никогда не чувствует никакого
негатива со стороны новых одноклассников.
Основой
своей
системы
работы
по
созданию
условий
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной
среды
считаю
хорошую
профессиональную подготовку и знание психологии подростков.
В возрасте 15-18 лет ребята считают себя очень взрослыми, много знают
о своих правах, не всегда исполняют свои обязанности..! А это богатая почва
для конфликтов. Чтобы избежать напряженности в отношениях с учениками
и между учениками, нужно владеть основами не только психологии, но и
конфликтологии.
На
Всероссийском
открытом
конкурсе
«
Педагогические
иновации-
2014» представленная мною работа «Психолого-педагогические особенности
конфликтов в старших классах общеобразовательной школы» была отмечена
Дипломом II степени, а я стала Лауреатом конкурса. Полный текст работы
(электронная версия) опубликован на сайте Издательского Дома «Первое
сентября».
В рамках участия в проекте «Инфоурок» успешно прошла тест «Стресс
и стресс-менеджмент в деятельности педагога» и получила Диплом I степени
(19.02.2017г.).
Главная удача учителя – видеть радостные и любопытные глаза ученика,
с удовольствием идущего на урок, активно сотрудничающего с учителем и
одноклассниками. Идиллия? Нет, просто профессиональная работа учителя
по
созданию
комфортной
образовательной
среды.
Прежде
всего,
это
доверительные отношения не только с учеником, но и с его родителями.
Каждую субботу в нашем классе «День открытых дверей». Родители
могут не только пообщаться с учителями, но и поприсутствовать на уроках,
увидеть своего ребенка в учебной атмосфере,
оценить
уровень
его
подготовки в сравнении с другими учениками. Многие родители используют
эту возможность как «мостик» для создания и сохранения добрых и честных
отношений с ребенком.
Старшеклассники
знают,
что
никогда,
ни
в
коем
случае
я
не
буду
обсуждать
подробности
учебы
и
поведения
отдельного
ученика
с
его
родителями
в
присутствии
родителей
других
учащихся.
Это
не
«заигрывание» с учеником, это уважение к его семье и основа доверительных
отношений.
Это умение не просто погасить ссору, не дать ей перерасти в конфликт, а
создать такие условия, когда противостояние между учениками невозможно.
А в основе всего – уважение к ребенку как к личности. Я на уроке
обращаюсь к старшеклассникам на «Вы» и это ни при каких обстоятельствах
не позволяет мне повышать голос на ученика. А этого и не требуется. Такое
обращение и ученику не позволяет вести себя недостойно.
Учителю необходимо иметь всеобъемлющее чувство юмора. Иногда в
очень
сложной
предконфликтной
ситуации
только
юмор
может
помочь
избежать ухудшения обстановки. Ребята это ценят и понимают.
Считаю, что у ученика всегда должна быть возможность связаться с
учителем. Номер моего мобильного телефона и электронной почты известен
каждому моему ученику. Никогда об этом не пожалела, а такая открытость не
раз помогала избегать сложных моментов в отношениях.
Классные часы под названием «Мы коллектив? Мы- коллектив!» стали
хорошей традицией в классе. Ребята ждут их как возможности поговорить,
«высказаться»,
изложить
свою
позицию
и
выслушать
других.
Умение
слушать и слышать - именно этого не хватает молодежи. Умению спорить
аргументированно, уважая своего оппонента, их нужно учить. Ведь это и есть
«прививка от конфликтов».
В
классе
появило сь
еще
одно
новше ство-давно
з а б ы т ы е
физкультминутки мы вернули на свои перемены в формате зажигательных
танцев. Открываем окна, включаем музыку, которая нравится всем, и пляшем.
И прочь телефоны и наушники! Никаких компьютерных игр! Класс отдыхает!
В 2015-2016 году по программе экстерната наш Лицей окончили Ксения
Г. и Никита Г. Ксения-инвалид детства с диагнозом ДЦП, окончила школу с
минимальным количеством «четверок». Она-интеллектуалка и умница, два
иностранных
языка
в
активе.
И
Никита
-
на
два
года
младше
сестры,
«золотой»
медалист,
сейчас
студент
I
курса
математического
факультета
ЮФУ. Ксения поступила на юридический факультет ЮФУ (бюджетная форма
обучения).
Для
каждого
из
них
была
разработана
и
реализована
индивидуальная программа воспитания и обучения.
В классе была настолько доброжелательная и комфортная обстановка,
что ребята чувствовали себя «старожилами». ЕГЭ по математике Ксения
сдала на «4»(базовый уровень), а Никита набрал 80 баллов (профиль). И это
без репетиторов, только занятия по индивидуальному плану и посещение
спецкурсов.
Сергей О.-выпускник 2015 г. – тоже инвалид детства, но экзамены сдавал
в общем потоке. Он тоже занимался по индивидуальной программе, только с
поправкой на одаренность ребенка, на его силу духа и целеустремленность.
Безусловно,
в
основе
моей
педагогической
деятельности
лежит
педагогика
сотрудничества
и
личностно-ориентированные
технологии,
характерные черты которых – переход от педагогики требований к педагогике
отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и
воспитания.