Напоминание

Роль учителя в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды


Автор: Кирилюк Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1
Населённый пункт: город Аксай Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Раздел: полное образование





Назад




Роль учителя в создании безопасной и психологически комфортной

образовательной среды .

В

Лицее

№1

г.

Аксая

Ростовской

области

я

работаю

учителем

математики с 2005 года. Давно и глубоко интересуюсь вопросами психологии

старших школьников. В 2014 году в журнале «Культура, наука, интеграция»

Южного Федерального Университета, входящем в РИНЦ, была опубликована

моя

статья

«Психолого-педагогические

особенности

педагогических

конфликтов в старшей школе».

Это

анализ

многолетних

наблюдений

за

различными

конфликтными

ситуациями в системе «ученик-учитель» и поиск путей выхода из сложных

взаимоотношений между учителем и учениками. В своей профессиональной

деятельности всегда считаю особенно важными вопросами психологической

безопасности учащихся в период их обучения в школе.

Безусловно, психологическую обстановку в классе и в целом в Лицее

можно назвать благоприятной. Она очень добрая, практически семейная. У

нас просто нельзя услышать учителя, кричащего на ученика. Разговор на

повышенных

тонах

в

принципе

невозможен.

Дети

не

запуганы,

не

«заморожены», просто они уважают традиции и дух Лицея. Часто к нам

переходят

ученики

из

других

школ.

Их

с

удовольствие

принимают

в

классный коллектив, и ни один из «новеньких» никогда не чувствует никакого

негатива со стороны новых одноклассников.

Основой

своей

системы

работы

по

созданию

условий

безопасной

и

психологически

комфортной

образовательной

среды

считаю

хорошую

профессиональную подготовку и знание психологии подростков.

В возрасте 15-18 лет ребята считают себя очень взрослыми, много знают

о своих правах, не всегда исполняют свои обязанности..! А это богатая почва

для конфликтов. Чтобы избежать напряженности в отношениях с учениками

и между учениками, нужно владеть основами не только психологии, но и

конфликтологии.

На

Всероссийском

открытом

конкурсе

«

Педагогические

иновации-

2014» представленная мною работа «Психолого-педагогические особенности

конфликтов в старших классах общеобразовательной школы» была отмечена

Дипломом II степени, а я стала Лауреатом конкурса. Полный текст работы

(электронная версия) опубликован на сайте Издательского Дома «Первое

сентября».

В рамках участия в проекте «Инфоурок» успешно прошла тест «Стресс

и стресс-менеджмент в деятельности педагога» и получила Диплом I степени

(19.02.2017г.).

Главная удача учителя – видеть радостные и любопытные глаза ученика,

с удовольствием идущего на урок, активно сотрудничающего с учителем и

одноклассниками. Идиллия? Нет, просто профессиональная работа учителя

по

созданию

комфортной

образовательной

среды.

Прежде

всего,

это

доверительные отношения не только с учеником, но и с его родителями.

Каждую субботу в нашем классе «День открытых дверей». Родители

могут не только пообщаться с учителями, но и поприсутствовать на уроках,

увидеть своего ребенка в учебной атмосфере,

оценить

уровень

его

подготовки в сравнении с другими учениками. Многие родители используют

эту возможность как «мостик» для создания и сохранения добрых и честных

отношений с ребенком.

Старшеклассники

знают,

что

никогда,

ни

в

коем

случае

я

не

буду

обсуждать

подробности

учебы

и

поведения

отдельного

ученика

с

его

родителями

в

присутствии

родителей

других

учащихся.

Это

не

«заигрывание» с учеником, это уважение к его семье и основа доверительных

отношений.

Это умение не просто погасить ссору, не дать ей перерасти в конфликт, а

создать такие условия, когда противостояние между учениками невозможно.

А в основе всего – уважение к ребенку как к личности. Я на уроке

обращаюсь к старшеклассникам на «Вы» и это ни при каких обстоятельствах

не позволяет мне повышать голос на ученика. А этого и не требуется. Такое

обращение и ученику не позволяет вести себя недостойно.

Учителю необходимо иметь всеобъемлющее чувство юмора. Иногда в

очень

сложной

предконфликтной

ситуации

только

юмор

может

помочь

избежать ухудшения обстановки. Ребята это ценят и понимают.

Считаю, что у ученика всегда должна быть возможность связаться с

учителем. Номер моего мобильного телефона и электронной почты известен

каждому моему ученику. Никогда об этом не пожалела, а такая открытость не

раз помогала избегать сложных моментов в отношениях.

Классные часы под названием «Мы коллектив? Мы- коллектив!» стали

хорошей традицией в классе. Ребята ждут их как возможности поговорить,

«высказаться»,

изложить

свою

позицию

и

выслушать

других.

Умение

слушать и слышать - именно этого не хватает молодежи. Умению спорить

аргументированно, уважая своего оппонента, их нужно учить. Ведь это и есть

«прививка от конфликтов».

В

классе

появило сь

еще

одно

новше ство-давно

з а б ы т ы е

физкультминутки мы вернули на свои перемены в формате зажигательных

танцев. Открываем окна, включаем музыку, которая нравится всем, и пляшем.

И прочь телефоны и наушники! Никаких компьютерных игр! Класс отдыхает!

В 2015-2016 году по программе экстерната наш Лицей окончили Ксения

Г. и Никита Г. Ксения-инвалид детства с диагнозом ДЦП, окончила школу с

минимальным количеством «четверок». Она-интеллектуалка и умница, два

иностранных

языка

в

активе.

И

Никита

-

на

два

года

младше

сестры,

«золотой»

медалист,

сейчас

студент

I

курса

математического

факультета

ЮФУ. Ксения поступила на юридический факультет ЮФУ (бюджетная форма

обучения).

Для

каждого

из

них

была

разработана

и

реализована

индивидуальная программа воспитания и обучения.

В классе была настолько доброжелательная и комфортная обстановка,

что ребята чувствовали себя «старожилами». ЕГЭ по математике Ксения

сдала на «4»(базовый уровень), а Никита набрал 80 баллов (профиль). И это

без репетиторов, только занятия по индивидуальному плану и посещение

спецкурсов.

Сергей О.-выпускник 2015 г. – тоже инвалид детства, но экзамены сдавал

в общем потоке. Он тоже занимался по индивидуальной программе, только с

поправкой на одаренность ребенка, на его силу духа и целеустремленность.

Безусловно,

в

основе

моей

педагогической

деятельности

лежит

педагогика

сотрудничества

и

личностно-ориентированные

технологии,

характерные черты которых – переход от педагогики требований к педагогике

отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и

воспитания.



В раздел образования