Автор: Александрова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план работы по пластилинографии с детьми подготовительной группы (ЗПР)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №16»
(МБДОУ №16)
Перспективный план работы
по пластилинографии
с детьми подготовительной группы (ЗПР)
2018-2019год
Разработала: Воспитатель
Александрова О.Н.
г. Нижний Новгород
2018 год
Подготовительная группа
Цель:
Создание условий для развития у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Задачи:
1 . Формировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционных форм
работы с пластилином;
2. Знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией. Формировать умение применять способы
рельефной лепки в самостоятельной деятельности (прямая, контурная, мозаичная, модульная, фактурная (барельеф),
многослойная)
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
4. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду для проявления самостоятельности, творческой активности
детей
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную с ребенком деятельность в условиях семьи и детского сада,
расширять возможности участия родителей в организации совместной с детьми деятельности в детском саду.
Месяц
Тема
Задачи
Содержание работы
с детьми
Пополнение
развивающей среды
Сентябрь
Тема:
Игрушки
«Чебурашка»
-Закрепить технику создания
изображения на плоскости в полу объёме
при помощи пластилина.
-Учить создавать целостность объекта из
отдельных деталей, используя
имеющиеся навыки: придавливание
деталей к основе, промазывания,
приглаживания границ, соединения
отдельных частей.
-Развивать мелкую моторику рук.
Здоровьесберегающие
технологии
-пальчиковая гимнастика
«Есть у нас игрушки»
Речевые технологии
-знакомство с
художественной
литературой
Игровые технологии
-Д/игры «Отгадай –
загадай»
«Что будет, если…»
«Сложи картинку»
Речевой уголок:
-Внесение альбомов с
изображением игрушек
и героев мультфильма
- Разрезные картинки
Книжный уголок:
- Э. Успенский
Чебурашка и его друзья
ИКТ-технологии
-Просмотр мультфильма
«Чебурашка»
Тема:
Фрукты
«Консервирова
нные фрукты»
-Обобщать представление детей о
фруктах, их характерных особенностях.
-Учить достижению выразительности
через более точную передачу формы,
цвета величины предметов и
изображения мелких деталей у фруктов,
Речевые технологии:
-Беседа «Еда вкусная и
полезная – Что на грядке
растет» Цель: учить детей
устанавливать простейшие
причинно – следственные
связи, располагать события
в определенной
последовательности,
подвести к пониманию
того, как нужно правильно
питаться.
Здоровьесберегающие
технологии:
-физкультминутка
-пальчиковая гимнастика
Игровые технологии:
-Д/игры «Чудесный
мешочек»
«Угадай что в руке»
«В саду, в огороде»
«Приготовим обед»
Самостоятельная
деятельность.
Речевой уголок:
-Внести альбом по теме:
«Овощи и фрукты».
Уголок ХЭР:
-Внести материалы для
самостоятельной
художественной
деятельности:
трафареты, и картинки и
муляжи фруктов
Октябрь
Тема:
Деревья
«Волшебный
лес, осенний
лес!»
-Вызывать у детей эмоциональное
радостное отношение к яркой осенней
природе средствами художественного
слова
-Обучать детей приемам работы технике
«пластилинография», лепить отдельные
детали –придавливать размазывать
Игровые технологии:
-Игровая мотивация,
рассматривание картинок с
изображением пейзажа
энциклопедий,
Речевые технологии:
-Беседа «Как растения
готовятся к
зиме» Цель: формировать
первичные представления
о признаках осени,
цикличности изменений в
природе, учить наблюдать
и обобщать результаты
наблюдений: по
изменениям погоды,
внешнего вида растений,
устанавливать взаимосвязь
живой и неживой природы.
Здоровьесберегающие
технологии:
Пальчиковая гимнастика
«Станем мы деревьями»
-Алгоритм «Лепка дерева»
Игровые технологии:
Уголок ХЭР:
-Внесение картины
И. Левитана: «Осень»,
«Золотая осень»
Книжный уголок:
- Энциклопедия
«Растения»
-Д/игры
«Сложи дерево»
«Угадай, с какого дерева
лист и плод»
«Разложи на кучки»
«Чего не хватает?»
Тема:
Посуда
Натюрморт из
чайной посуды»
-Формировать эстетическое отношение к
бытовым предметам и их
художественному изображению в
натюрморте.
-Закрепить у детей, чувство композиции
цвета, учить располагать элементы узора
на поверхности предмета.
-Упражнять в выполнении работы
нетрадиционной технике исполнения -
пластилинографии.
-Закреплять умение соединять части
изделия, заглаживая места скрепления.
-Закреплять у детей чувство композиций
цвета, учить располагать элементы узора
на поверхности.
Речевые технологии:
-Беседа «Какая бывает
посуда»
- Составление
описательных рассказов,
-загадывание загадок о
посуде
-Чтение стихотворения
Д.Хармса «Иван Иваныч
самовар»
Чтение стихотворения К.
Чуковского «Муха
Цокотуха»
-Рассматривание
иллюстраций «Хохломская
посуда»
Игровые технологии:
-д/игры
«Подбери чашку к
блюдцу»
«Собери сервиз»
Уголок ХЭР:
-Внести альбомы с
иллюстрациями чайной
посуды.
-Трафареты, шаблоны по
теме «Посуда»
Книжный уголок:
-Внесение книги
К. Чуковский «Муха
Цокотуха»
- Внесение книги
Д.Хармса «Иван Иваныч
самовар»
Ноябрь
Тема:
Домашние
животные
«Три
поросенка»
-Продолжать знакомить со свойствами
пластилина: мягкий податливый,
способен принимать заданную ему
форму.
-Учить достигать выразительности
через более точную передачу формы,
цвета изображения мелких деталей
объекта.
-Побуждать детей к высказываниям.
-Развивать творчество, мелкую
моторику пальцев рук.
-Воспитывать аккуратность при работе
с пластилином
-Рассматривание
иллюстраций, картин на
тему «скотный двор»,
беседы по теме.
-Пение песен потешек об
игрушках.
Речевые технологии:
-Составление загадок,
чтение художественной
литературы.
Игровые технологии:
-д/игры
«Сложи картинку»
«Кто где живет»
«Кто у кого» «Узнай
животное по описанию»
Информационно
компьютерные технологии
-Просмотр презентации.
-Оформление выставки
картин для родителей по
теме занятия.
-Оформление макета
«Скотный двор»
Тема:
Дикие
животные
«Мишка
косолапый»
-Дать детям представление об образе
жизни бурых медведей, о том , как они
приспособлены к жизни в природных
условиях
-Учить изображать фигуру медведя
способом пластилинографии, передавая
строение тела животного, пропорции и
детали.
-Научить использовать стеку для
Речевые технологии:
-Беседа с детьми о диких
животных,
-чтение рассказов
В.Бианки.
Игровые технологии:
-Д/игры
«Кто где живет»
Уголок ХЭР:
- Внести альбомы с
иллюстрациями чайной
посуды.
-Трафареты, шаблоны по
теме «посуда»
Информационно
компьютерные
придания шерсти необходимой
структуры (мохнатость)
-Развивать мелкую моторику рук при
выполнений разных приемов работы.
Кто у кого»
«Кто что любит»
технологии
-Просмотр мультфильма
«Три медведя»
Декабрь
Тема:
Зимующие
птицы
«Живые
яблочки на
веточках»
-Расширить представления о зимующих
птицах не улетающих осенью в теплые
края, о роли человека в жизни птиц.
-Учить детей передавать свой
наблюдения за живой природой в
художественно- изобразительной
деятельности посредством
пластилинографии.
- Разобрать особенности внешнего вида
снегиря.
- Побуждать детей точно передавать
внешний вид объекта; подбирать цвет и
сопоставлять размер.
-Наблюдения за
поведением птиц на
прогулке
-рассматривание
иллюстраций с
изображений зимующих
птиц.
Речевые технологии:
-Заучивание
стихотворения
А,Прокофьева «Снегири».
Игровые технологии:
-Д/игры
Узнай птицу по
описанию» «Опиши
птицу»«Разложи на кучки»
«Я начну, а ты продолжи»
-Внесение альбомов с
изображением птиц
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
разные виды пластилина
-Внести шаблоны для
самостоятельной
деятельности .
Информационно
компьютерные
технологии
-подготовить
презентацию о жизни
птиц.
-Мультфильм «Серая
шейка»
-Разрезные картинки
по теме.
Тема:
Новый год
«Снегурочка»
-Развивать образное мышление, умение
создавать знакомый образ, с опорой на
жизненный опыт детей.
-Закреплять умение использовать в
работе нетрадиционную
технику изображения –
-Новогодний праздник,
Речевые технологии:
-Беседа «К нам приходит
Дед Мороз» Цель: учить
детей правилам речевого
поведения во время
Книжный уголок
-Внесение
художественной
литературы о Новом
годе,
- Изготовление книжек-
пластилинографию.
общения с дедушкой
Морозом, актуализировать
коммуникативные навыки
детей, учить использовать
различные модели
поведения и
соответствующие им
речевые конструкции.
Обогащать опыт общения,
развивать связную речь.
-художественное слово,
-иллюстрация,
-кукла Снегурочка для
рассматривания
Игровые технологии:
-Д/игры
«Разложи на кучки»
«Я начну, а ты продолжи»
самоделок.
Информационно
компьютерные
технологии
-Мультфильм
«Снегурочка»
-Выставка-мастерская
Дедушки Мороза
-Оформление почты
Деда Мороза
Январь
Тема:
Зимние забавы
«Узоры на
варежке»
-Добиваться реализации выразительного
яркого образа с опорой на жизненный
опыт детей
-Развивать образное мышление, умение
использовать в работе нетрадиционную
технику изображения - прямую,
контурную, модельную
пластилинографию.
- Поощрять инициативу и
самостоятельность в создании узора на
-Рассматривание
иллюстраций, картин.
-Пение песен щ зиме
Здоровьесберегающие
технологии
- пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пошли
гулять»
-Составление загадок,
- Беседа «Зимнее
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
разные виды пластилина,
бумагу разной фактуры.
-Внести шаблоны для
самостоятельной
деятельности .
варежке с помощью пластилина
утро» Цель: учить детей
по результатам наблюдения
отвечать на вопросы,
активизировать в речи
понятия, связанные с
природными явлениями,
объектами природы,
действиями людей.
Развивать
наблюдательность, связную
речь.-чтение
художественной
литературы.
Игровые технологии
-Д/игры
«Оденем куклу»
«Кому что нужно для
работы»
Тема:
Дом части дома
«Теремок»
-Развивать творческое воображение
-Развивать умение создавать сказочные
здания ,передавая особенности их
строения и архитектуры характерные
детали.
-Закрепить способы работы в технике
пластилинография, раскатывания,
сплющивания.
-Рассматривание картинок
по лексической теме.
Здоровьесберегающие
технологии
- пальчиковая гимнастика
«Дом»
-чтение сказки С. Маршак
«Кошкин дом» вспомнить
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
шаблоны разных видов
домов самостоятельной
деятельности .
Информационно
компьютерные
героев сказки.
Игровые технологии
-Д/игры
Что сначала, что потом»
«Почему?»
«Что будет, если…»
технологии
-Мультфильм «Кошкин
дом»
-Работа с
интерактивной доской
«строим теремок»
Февраль
Тема:
Мебель
«Удивительная
дымка»
-Расписывать готовый силуэт
пластилином, сочетая оформление
однородных по цвету частей с узором в
стиле дымковской росписи.
-Самостоятельно выбирать элементы
узора для украшения кокошника и юбки
дымковской
куклы-водоноски, сочетая в узоре
крупные элементы с мелкими.
-Воспитывать детей на народных
традициях, показывая народное
изобразительное искусство нераздельно
от устного народного творчества.
-Продолжать знакомить детей с
творчеством дымковских мастеров, с
художественными
традициями в изготовлении игрушек.
Речевые технологии
-Чтение рассказов о
народных промыслах
- рассматривание
иллюстраций
-рассматривание и
обследование дымковских
игрушек
Здоровьесберегающие
технологии
-пальчиковая гимнастика
«Много мебели в
квартире».
Игровые технологии
-Д/игры
«Что сначала, что потом»
Уголок ХЭР:
-Внесение альбомов с
изображением
дымковских игрушках
Информационно
компьютерные
технологии-
-подготовить
презентацию о промысле
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
разные виды пластилина,
шаблоны для
самостоятельной
деятельности .
Тема:
День
-Закреплять умения детей, делить брусок
пластилина на 2 равные части на глаз,
раскатывать его прямыми движениями
Здоровьесберегающие
технологии
-пальчиковая гимнастика
Уголок ХЭР:
-Внести иллюстрации,
фото,
защитника
Отечества
«Самолет
летит»
ладоней.
-Дополнять изображение характерными
деталями, используя знакомые предметы
работы.
-Продолжать формировать интерес детей
к работе пластилином на горизонтальной
плоскости пластилинографии
-побуждать к самостоятельному выбору
цветов пластилина и деталей интерьера
картины.
«Наша армия.»
Речевые технологии
-заучивание
стихотворений,
-знакомство с
художественной
литературой
-Беседы «День защитника
Отечества», Наши папы и
дедушки, о военных
професиях
Игровые технологии
-Д/игры «Отгадай –
загадай»
«Что будет, если…»
«Сложи картинку»
-изготовление макета,
-Выложить в уголке
ХЭР штампы,
трафареты, шаблоны.
Информационно
компьютерные
технологии
-Просмотр презентации.
-Разрезные картинки.
Март
Тема:
8 марта
Подснежники»
-Вызывать интерес к пробуждающейся
весенней природе, познакомить с
весенними изменениями, дать
представление о первоцветах.
-Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной техникой изображения –
пластилинографией, -закреплять умение
создавать выразительный образ
посредствам передачи объема и цвета.
-Формировать умения и навыки детей
работы с пластилином: раскатывание,
Речевые технологии
-Разгадывание загадок,
-чтение сказки
«Двенадцать месяцев»
-Составление рассказа на
тему: «Мамина работа»
-рассматривание
иллюстраций.
Игровые технологии
-Д/игры
«Оденем куклу»
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
шаблоны разных видов
бумаги по цвету и
фактуре,
-алгоритм изготовления
разных видов цветов
для самостоятельной
деятельности .
Информационно
компьютерные
сплющивание, размазывание материала
на основе, разглаживание готовых
поверхностей.
«Кому что нужно для
работы»
технологии
-Мультфильм
«Двенадцать месяцев»
-Просмотр презентаций
«Мамы разные нужны.
Мамы разные важны»
Тема:
Весна
«Солнышко»
- Расширять у детей представления
образа солнышка.
-Совершенствуя умения детей скатывать
пластилин между ладонями, предавая
ему шарообразную форму.
-Закреплять навык сплющивания
шариков на горизонтальной поверхности
для получения плоского изображения
исходной формы.
- Воспитывать у детей отзывчивость,
доброту, умение сочувствовать
персонажам, желание помогать им.
-Поддерживать в детях желание в детях
доводить начатое дело до конца следуя
игровой мотивации.
- Наблюдение за солнцем
во время прогулки,
Здоровьесберегающие
технологии
-пальчиковая гимнастика
«Весна шагает».
Речевые технологии:
-чтение стихов о солнце,
разгадывание загадок.
Игровые технологии
-Д/игры
Отгадай – загадай»
Что будет, если…»
«Когда это бывает?
«Почемучка»
«Сложи картинку»
«Что сначала, что потом»
Книжный уголок:
-Внесение
художественной
литературы о Весне,
книжек самоделок.
Информационно
компьютерные
технологии
-Мультфильм «Весна
красна»
-Оформление выставки
картин для родителей о
весне в технике
пластилинография.
Апрель
Тема:
Космос
«Космос»
-Заинтересовать детей рисованием ко
Дню космонавтики в технике
пластилинография.
-Формировать умение использовать
знакомые виды пластилинографии,
сочетать их в своей работе.
-Побуждать дополнять свою работу
звездами, планетами, кометами и т.д. по
выбору детей, работа с накладными
деталями.
- Активизировать и расширять словарь,
-Развивать мелкую моторику пальцев рук
Речевые технологии
-Отгадывание загадок о
космосе
-Заучивание
стихотворения Г.Р.
Лагздынь «Космонавт»
Игровые технологии
- Д/игры
«Подбери признак»,
«Подскажи словечко»
-Творческая игра с
элементами
конструирования
«Космодром»
Речевой уголок:
Внести материал для
оформления уголка
«Космос»
Уголок ХЭР:
-Выложить в уголке
ХЭР материалы для
самостоятельной
художественной
деятельности:
разноцветные крышки,
штампы трафареты
пуговки.
Информационно
компьютерные
технологии
-Просмотр презентации
«Космос»
Тема:
Перелетные
птицы
«Малиновка в
гнезде»
-Закреплять с детьми прием скручивания
деталей (тонких колбасок из
пластелина) и налепа на изделия
(гнезда) на основу.
-Воспитывать доброту, любовь и
бережное отношение к природе родного
края
Речевые технологии
-Отгадывание загадок по
теме.
-Чтение стихотворений о
птицах.
-Наблюдение за птицами
на прогулке
-Рассматривание
иллюстраций
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
шаблонов разных птиц,
разных видов бумаги по
цвету и фактуре,
алгоритм
последовательности для
самостоятельной
деятельности .
Игровые технологии
-д/игры
«Отгадай о какой птице я
говорю»
«Придумай загадку»
«Разложи на кучки»
«Собери из частей целое»
Речевой уголок:
-Внесение диска с
записью скрипичного
концерта А . Вивальди
«Весна» (времена года)
Май
Тема:
День победы
«Праздничный
Салют»
- Продолжить формирование навыка
смешивать пластилин, закреплять прием
закручивания изделия.
- Развивать умение и навыки в работе с
пластилином, побуждать к
самостоятельному выбору деталей
интерьера картины чувства цвета,
побуждать к словотворчеству.
-Воспитывать любовь к Родине и
старшим.
Речевые технологии
-Чтение стихотворения В.
Шипуновой «Плывут к
земле парашюты»
-Чтение рассказов о войне,
и ее героях
Игровые технологии
-Дидактические
упражнения.
Технология
развивающего обучения
-Изготовление и
внесение в уголок
социализации атрибутов
для творческих игр
Внесение шаблонов
военных профессий
Тема:
Наша родина
Россия
«Матрешки»
-Воспитывать интерес к народной
игрушке.
-Познакомить детей с историей создания
русских матрешек.
- способствовать развитию умения
отражать характерные особенности
оформления матрешки в нетрадиционной
технике пластилинографии.
-Закреплять понимание взаимосвязи
декоративно- прикладного искусства и
Здоровьесберегающие
технологии
-Пальчиковая гимнастика
Речевые технологии
-Рассказать историю о
происхождении русской
матрешки, рассматривание
иллюстраций,
-рассматривание игрушки
матрешки.
Уголок ХЭР:
-Внести в уголок ХЭР
разные виды пластилина,
бумагу разной фактуры.
-Внести шаблоны
матрешки для
самостоятельной
деятельности.
Информационно
компьютерные
русского фольклора.
Игровые технологии
«Собери из частей целое»
технологии
-Просмотр презентации
о матрешке