Автор: Юдина Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания
Населённый пункт: р.п. Новоспасское
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Путь в профессию"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная
записка.
Программа кружка предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих
интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе
профессии.
Вопрос
жизненного
выбора,
профессионального
самоопределения
выпускников
был
и
остается
одним
из
самых
важных
и
сложных
для
образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.
Практическая
значимость
этого
вопроса
для
всех
участников
образовательного
процесса
возрастает
в
связи
с
реализацией
Концепции
профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к
профильному
обучению
предполагает
организацию
предпрофильной
подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической,
информационной
поддержки
учащихся
основной
школы,
содействует
их
самоопределению по завершению основного общего образования.
Предпрофильная
подготовка,
профильное
обучение
предусматривают
проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному
самоопределению.
Причем
важно,
чтобы
профильное
обучение
не
ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не
потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к
производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.
Кружок
«Путь
к
профессии»
позволяет
учащимся
изучить
свои
возможности
и
потребности
и
соотнести
их
с
требованиями,
которые
предъявляет
интересующая
их
профессия,
сделать
обоснованный
выбор
профиля
в
старшей
школе,
подготовиться
к
будущей
т рудо во й
профессиональной
деятельности
и
в
дальнейшем
успешно
выстроить
профессиональную
карьеру,
адаптируясь
к
социальным
условиям
и
требованиям рынка труда.
Программа
содержит
учебный
материал,
актуальный
и
полезный
не
только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для
повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Данный
курс
позволяет
учащимся
осознать
многообразие
мира
профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального
пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Курс рассчитан на 34 часа, включает в себя теоретические и практические
занятия,
беседы
для
учащихся.
Он
представляет
собой
цикл
бесед
и
практические занятия, призванные помочь им в анализе своих психологических
особенностей и в профессиональном самоопределении.
При составлении программы были использованы игровые методы Н.С.
Пряжникова,
теоретические
идеи
Е.А.
Климова,
подходы
к
вопросу
профориентации,
изложенные
в
курсе
«Выбирайте
профессию»
Е.Н.
Прошицкой, а также авторские программы.
Основной
целью
данной
программы
является
-
формирование
у
учащихся
готовности
к
осознанному
социальному
и
профессиональному
самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач,
а так
же результативность:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить
школьников
к
осознанному
выбору
профиля
обучения
в
старшей школе и в перспективе — будущей профессии;
расширить
знания
учащихся
о
мире
профессий,
познакомив
их
с
классификацией,
типами
и
подтипами
профессий,
возможностями
подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
обучить
учащихся
выявлению
соответствия
требований
выбранной
профессии их способностям и возможностям;
сформировать
у
школьников
качества
творческой,
активной
и
легко
адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей
профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить
планированию
профессиональной
карьеры;
показать
механизм
выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания
и возможности максимально приближены друг к другу;
сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей
профессии;
овладеть
умением
анализировать
профессию;
изучить
требования
профессии к человеку;
получить
опыт
соотнесения
требований
профессии
с
собственными
интересами и возможностями.
Мотивация
обучающихся
к
деятельности
достигается
чере з
использование
следующих методов:
активная
лекция,
поисковая
беседа,
самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и
др.
Учебный план курса
Содержание курса
Количество часов
Контроль
Всего
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1. Введение
1
1
Анкетировани
е «Готов ли ты
к
в ы б о р у
профессии»
2. Труд и профессия
4
1
3
Самодиагност
ика
3. Психология личности
8
1
7
Тест
4. Мир профессии
10
3
7
Творческий
проект,
презентация
5. Профессиональное
самоопределение
8
2
6
Опросник
профессионал
ьных
предпочтений,
Карта
интересов
6. Подготовка к будущей
карьере
3
1
2
Построение
личного
профессионал
ьного плана
Итого:
34
Календарно – учебный график.
№
Дата
Дата
факт
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание занятия
Теория
Практика
1. Вводные занятия.
1
Значение
правильного
выбора профессии. Цель и
задачи курса.
1
Дискуссия, работа в мини-
группах,
самодиагностика.
Анкетирование
«Готов
ли
ты к выбору профессии».
2. Труд и профессия
2
П о н я т и е
п р о ф е с с и и ,
специальности.
1
Дискуссия, работа в мини-
группах, самодиагностика.
3
Классификация
п р о ф е с с и й .
Ф о р м ул а
профессии.
1
Работа в группах и парах.
4
Типы профессий. Матрица
выбора профессии.
1
Г р у п п о в а я
р а б о т а ,
осуждение итогов работы.
5
Основы
альтернативного
выбора (схема хочу-могу-
н а д о ) . Характеристика
труда.
1
Г р у п п о в а я
р а б о т а ,
осуждение итогов работы.
3. Психология личности
6
Индивидуально-
психологические
особенности
личности.
Характер.Самооценка
1
Г р у п п о в а я
р а б о т а ,
осуждение итогов работы.
7
С п о с о б н о с т и и
профпригодность.
В и д ы
способностей.
1
Г р у п п о в а я
р а б о т а ,
осуждение итогов работы.
8
З н а ч е н и е
в ы б о р а
профессии в соответствии
со способностями
1
Г р у п п о в а я
р а б о т а ,
осуждение итогов работы.
9
Психические
процессы,
в а ж н ы е
д л я
профориентации.
1
Г р у п п о в а я
р а б о т а ,
осуждение итогов работы.
10
Мышление
1
О ц е н ка
к ач е с т в е н н ы х
характеристик,
тренировка
в
и х
развитии.Самодиагностика,
индивидуальная
работа
по
выполнению тестов
11
Внимание
1
О ц е н ка
к ач е с т в е н н ы х
характеристик,
тренировка
в
и х
развитии.Самодиагностика,
индивидуальная
работа
по
выполнению тестов
12
Особенности памяти.
1
О ц е н ка
к ач е с т в е н н ы х
характеристик,
тренировка
в
и х
развитии.Самодиагностика,
индивидуальная
работа
по
выполнению тестов
13
Ти п ы
т е м п е р а м е н т а .
Характер.
1
О ц е н ка
к ач е с т в е н н ы х
характеристик,
тренировка
в
и х
развитии.Самодиагностика,
индивидуальная
работа
по
выполнению тестов
4. Мир профессий
14
Особенности
профессий
типа «человек – природа».
Р а с т е н и я
в
ж и з н и
человека
1
Дискуссия, работа в мини-
группах
15
Основные
т р е б о ва н и я
профессий типа «человек
–
п р и р о д а »
к
п р о ф е с с и о н а л у. Братья
наши меньшие.
1
Дискуссия, работа в мини-
группах,
16
Особенности
профессиональной
д е я т е л ь н о с т и
в
профессиях типа «человек
–
природа». Человек
—
часть природы.
1
Презентация
«Факторы
р и с к а
с о в р е м е н н о г о
человека»
17
Характеристика
профессий типа «человек
– художественный образ».
В
стране
рисунка,
цвета,
формы.
1
Презентация
18
Особенности
профессиональной
д е я т е л ь н о с т и
в
профессиях типа «человек
– художественный образ».
Что делает нас красивыми.
1
Дискуссия, работа в мини-
группах
19
Особенности
профессий
типа «человек – человек».
Служба здоровья.
1
П о х о д н а я
а п т е ч к а -
творческое задание
20
Основные
т р е б о ва н и я
профессий типа «человек
–
ч е л о в е к »
к
профессионалу. На страже
закона
1
Презентация,
дискуссия,
работа в мини-группах
21
Реалистическая
оценка
профессий типа «человек
–
ч е л о в е к » . Защита
Родины
1
Презентация,
дискуссия,
работа в мини-группах
22
Особенности
профессии
типа «человек-техника»
1
Презентация,
дискуссия,
работа в мини-группах
23
Особенности
профессий
типа «человек – знаковая
с и с т е м а » .
Н а ш и
1
Презентация,
дискуссия,
работа в мини-группах
помощники: схемы, карты,
чертежи, формулы, числа
5. Профессиональное самоопределение
24
Требования
к
разным
видам профессии
1
дискуссия, работа в мини-
группах
25
Хочу
и
как
надо
ими
управлять.
1
дискуссия, работа в мини-
группах
26
Склонности,
интересы
и
м о т и в ы
в
профессиональном
выборе(«хочу»)
1
Опросник
профессиональных
п р е д п оч т е н и й .
К а р т а
интересов
27
Возможности
личности
в
профессиональной
деятельности
(«могу»).
Профпригодность.
Медицинские
противопоказания.
1
дискуссия, работа в мини-
группах
28
Социальные
проблемы
труда, потребности рынка
труда в кадрах («надо»).
1
дискуссия, работа в мини-
группах
29
Система
профессионального
образования.
1
дискуссия, работа в мини-
группах
30
В ы б о р
у ч е б н о г о
заведения.
1
дискуссия, работа в мини-
группах
31
Необходимость
постоянного
с а м о о б р а з о в а н и я
и
профессионального
совершенствования.
1
дискуссия, работа в мини-
группах.
П о с т р о е н и е
личного
профессионального плана.
6. подготовка к будущей карьере
32
Понятие
карьеры.
Этапы
построения карьеры.
1
дискуссия, работа в мини-
группах.
33
Профессиональный
рост
(построение
карьеры
по
вертикали и горизонтали).
П о н я т и е
ш т а т н о г о
расписания и должности.
1
дискуссия, работа в мини-
группах.
34
П о с т р о е н и е
л и ч н о г о
профессионального плана.
Оформление
документации.
1
П о с т р о е н и е
л и ч н о г о
профессионального
плана.
Составление
профильной
карты учащихся.
Содержание курса.
В 2017-2018 учебном году проводится 34 часа внеурочной деятельности по
профессиональному
самоопределению
«Путь
к
профессии».
На
данных
занятиях изучаются следующие темы:
Введение
Предмет
и
задачи
курса.
Важность
выбора
профессии
в
жизни
человека.
Понятие личного профессионального плана.
1.Психология личности
Способности.
Типы
нервной
системы.
Типы
темперамента.
Характер.
Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель
жизни человека. Мотивационная сфера личности.
2. Мир профессий
Понятие
профессии,
специальности,
специализации,
квалификации.
Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.
Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника»,
«человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный
образ».
3.Профессиональное самоопределение
Проблема
выбора
профессии.
Факторы,
влияющие
на
выбор
профессии
в
современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности,
интересы
и
мотивы
в
профессиональном
выборе
(«хочу»).
Возможности
личности
в
профессиональной
деятельности
(«могу»).
Специальные
способности.
Профпригодность.
Частичная
профпригодность.
Понятие
компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах
(«надо»).
«Выбираю»:
выбор
профессии
на
основе
самооценки
и
анализа
составляющих «хочу» — «могу» — «надо»
4. Подготовка к будущей карьере
Понятие
карьеры.
Этапы
построения
карьеры.
Профессиональный
рост
(построение
карьеры
по
вертикали
и
горизонтали).
Понятие
штатного
расписания
и
должности.
Необходимость
постоянного
самообразования
и
профессионального
совершенствования.
Построение
лично стного
профессионального плана.
5.
Изучение
ситуации
на
рынке
труда.
Систематизация
и
анализ
информации.
Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая
характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон
РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы,
ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы
и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о
наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.
6. Основы трудового законодательства.
Документы, необходимые при поступлении на работу:
§
паспорт;
§
трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-
коммунального органа о последнем занятии);
§
документ о наличии специального образования или диплом;
§
справка о состоянии здоровья.
Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.
7. Различные способы поиска работы.
Непосредственное
обращение
гражданина
к
работодателю.
Обращение
в
государственную
службу
занятости.
Использование
негосударственных
посреднических
фирм.
Анализ
объявлений
о
вакансиях,
размещенных
в
печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.
Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения
информации.
Сравнительная
характеристика
различных
способов
поиска
работы.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Успех
реализации
программы
оценивается
в
зависимости
от
уровня
воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания
социальной
реальности
и
повседневной
жизни):
приобретение
школьниками
знаний
об
этике
и
эстетике
повседневной
жизни
человека; о
правилах
конструктивной
групповой
работы:
об
основах
разработки
социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о
правилах проведения исследования.
Результаты
второго
уровня
(формирование
позитивного
отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом):
развитие
ценностных
отношений
школьника
к
родной
природе
и
культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт
исследовательской
деятельности;
опыт
публичного
выступления;
опыт
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми.
В
результате
работы
учащихся
в
учебных
условиях
и
занятости
во
внеурочной
деятельности,
обучающиеся
должны
обладать
следующими
характеристиками:
готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, ум-
ственному),
готовности к дальнейшему образованию,
сформированности естественно-научного и социально-философского миро-
воззрения,
сформированности общей культуры,
сформированности потребностей и умений творческой деятельности
расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоя-
тельному поиску недостающей информации.
коррекция
притязаний
и
самооценки
в
направлении
адекватного
уровня,
самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей лично-
сти.
приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с
учетом реальных условий, запроса социума.
приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора
на
основе
составления
плана-схемы
индивидуального
профессионального
маршрута с учетом возможных изменений в жизни.
Методическое обеспечение программы.
1.
Тест «Готов ли ты к выбору профессии?» (О. Ягодкина)
2.
Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)
3.
Методика
определения
типа
темперамента
(модификация
Личностного
опросника Г. Айзенка)
4.
Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного
развития – ШТУР)
5.
Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)
6.
Методика
«Профиль»
(модификация
методики
«Карта
интересов»
А.
Голомштока)
7.
Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.
8.
Методика «Определение уровня тревожности»
9.
Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)
10.Методика «Моё здоровье»
11.Определение мотивации (методика Е. Головахи)
Список литературы:
Для учителя:
1.
Критерии
и
показатели
готовности
школьников
к
профессиональному
самоопределению.
Под
ред.
/Чистяковой
С.Н.,
Журкина А.Я.- М., 1997.
2.
Климов
В.А.
развивающийся
человек
в
мире
профессий.
Обнинск, 1993.
3.
Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.
4.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.-
М., 1984.
5.
Митина
Л.М.
Личностное
и
профессиональное
развитие
человека
в
новых
социально-экономических
условиях
//
Вопросы
психологии, № 4, 1997, с. 28-30.
6.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.
7.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М.,
1991.
8.
Профессиональное
самоопределение
и
профессиональная
карьера молодежи.- М., 1993.
9.
Психологические
аспекты
профессиональной
ориентации
учащихся.- Киев, 1998.
10.
Психологическое
сопровождение
выбора
профессии.-
М.,
1998.
11.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.
12.
Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение
учащихся. Киев 1993.
Для учащихся:
1.
Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А.
Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.
2.
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.
3.
Мир профессий.- М., 1988.
4.
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и
А.Ф. Малышевского.- М., 1993
5.
Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М.,
1993.
6.
Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.
7.
Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в
новой России.- М., 1995.
8.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.