Напоминание

"Путь в профессию"


Автор: Юдина Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания
Населённый пункт: р.п. Новоспасское
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Путь в профессию"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная

записка.

Программа кружка предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих

интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе

профессии.

Вопрос

жизненного

выбора,

профессионального

самоопределения

выпускников

был

и

остается

одним

из

самых

важных

и

сложных

для

образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.

Практическая

значимость

этого

вопроса

для

всех

участников

образовательного

процесса

возрастает

в

связи

с

реализацией

Концепции

профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к

профильному

обучению

предполагает

организацию

предпрофильной

подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической,

информационной

поддержки

учащихся

основной

школы,

содействует

их

самоопределению по завершению основного общего образования.

Предпрофильная

подготовка,

профильное

обучение

предусматривают

проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному

самоопределению.

Причем

важно,

чтобы

профильное

обучение

не

ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не

потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к

производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.

Кружок

«Путь

к

профессии»

позволяет

учащимся

изучить

свои

возможности

и

потребности

и

соотнести

их

с

требованиями,

которые

предъявляет

интересующая

их

профессия,

сделать

обоснованный

выбор

профиля

в

старшей

школе,

подготовиться

к

будущей

т рудо во й

профессиональной

деятельности

и

в

дальнейшем

успешно

выстроить

профессиональную

карьеру,

адаптируясь

к

социальным

условиям

и

требованиям рынка труда.

Программа

содержит

учебный

материал,

актуальный

и

полезный

не

только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для

повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный

курс

позволяет

учащимся

осознать

многообразие

мира

профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального

пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 34 часа, включает в себя теоретические и практические

занятия,

беседы

для

учащихся.

Он

представляет

собой

цикл

бесед

и

практические занятия, призванные помочь им в анализе своих психологических

особенностей и в профессиональном самоопределении.

При составлении программы были использованы игровые методы Н.С.

Пряжникова,

теоретические

идеи

Е.А.

Климова,

подходы

к

вопросу

профориентации,

изложенные

в

курсе

«Выбирайте

профессию»

Е.Н.

Прошицкой, а также авторские программы.

Основной

целью

данной

программы

является

-

формирование

у

учащихся

готовности

к

осознанному

социальному

и

профессиональному

самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач,

а так

же результативность:

помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить

школьников

к

осознанному

выбору

профиля

обучения

в

старшей школе и в перспективе — будущей профессии;

расширить

знания

учащихся

о

мире

профессий,

познакомив

их

с

классификацией,

типами

и

подтипами

профессий,

возможностями

подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

обучить

учащихся

выявлению

соответствия

требований

выбранной

профессии их способностям и возможностям;

сформировать

у

школьников

качества

творческой,

активной

и

легко

адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей

профессии в современных социально-экономических условиях;

обучить

планированию

профессиональной

карьеры;

показать

механизм

выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания

и возможности максимально приближены друг к другу;

сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей

профессии;

овладеть

умением

анализировать

профессию;

изучить

требования

профессии к человеку;

получить

опыт

соотнесения

требований

профессии

с

собственными

интересами и возможностями.

Мотивация

обучающихся

к

деятельности

достигается

чере з

использование

следующих методов:

активная

лекция,

поисковая

беседа,

самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и

др.

Учебный план курса

Содержание курса

Количество часов

Контроль

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1. Введение

1

1

Анкетировани

е «Готов ли ты

к

в ы б о р у

профессии»

2. Труд и профессия

4

1

3

Самодиагност

ика

3. Психология личности

8

1

7

Тест

4. Мир профессии

10

3

7

Творческий

проект,

презентация

5. Профессиональное

самоопределение

8

2

6

Опросник

профессионал

ьных

предпочтений,

Карта

интересов

6. Подготовка к будущей

карьере

3

1

2

Построение

личного

профессионал

ьного плана

Итого:

34

Календарно – учебный график.

Дата

Дата

факт

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание занятия

Теория

Практика

1. Вводные занятия.

1

Значение

правильного

выбора профессии. Цель и

задачи курса.

1

Дискуссия, работа в мини-

группах,

самодиагностика.

Анкетирование

«Готов

ли

ты к выбору профессии».

2. Труд и профессия

2

П о н я т и е

п р о ф е с с и и ,

специальности.

1

Дискуссия, работа в мини-

группах, самодиагностика.

3

Классификация

п р о ф е с с и й .

Ф о р м ул а

профессии.

1

Работа в группах и парах.

4

Типы профессий. Матрица

выбора профессии.

1

Г р у п п о в а я

р а б о т а ,

осуждение итогов работы.

5

Основы

альтернативного

выбора (схема хочу-могу-

н а д о ) . Характеристика

труда.

1

Г р у п п о в а я

р а б о т а ,

осуждение итогов работы.

3. Психология личности

6

Индивидуально-

психологические

особенности

личности.

Характер.Самооценка

1

Г р у п п о в а я

р а б о т а ,

осуждение итогов работы.

7

С п о с о б н о с т и и

профпригодность.

В и д ы

способностей.

1

Г р у п п о в а я

р а б о т а ,

осуждение итогов работы.

8

З н а ч е н и е

в ы б о р а

профессии в соответствии

со способностями

1

Г р у п п о в а я

р а б о т а ,

осуждение итогов работы.

9

Психические

процессы,

в а ж н ы е

д л я

профориентации.

1

Г р у п п о в а я

р а б о т а ,

осуждение итогов работы.

10

Мышление

1

О ц е н ка

к ач е с т в е н н ы х

характеристик,

тренировка

в

и х

развитии.Самодиагностика,

индивидуальная

работа

по

выполнению тестов

11

Внимание

1

О ц е н ка

к ач е с т в е н н ы х

характеристик,

тренировка

в

и х

развитии.Самодиагностика,

индивидуальная

работа

по

выполнению тестов

12

Особенности памяти.

1

О ц е н ка

к ач е с т в е н н ы х

характеристик,

тренировка

в

и х

развитии.Самодиагностика,

индивидуальная

работа

по

выполнению тестов

13

Ти п ы

т е м п е р а м е н т а .

Характер.

1

О ц е н ка

к ач е с т в е н н ы х

характеристик,

тренировка

в

и х

развитии.Самодиагностика,

индивидуальная

работа

по

выполнению тестов

4. Мир профессий

14

Особенности

профессий

типа «человек – природа».

Р а с т е н и я

в

ж и з н и

человека

1

Дискуссия, работа в мини-

группах

15

Основные

т р е б о ва н и я

профессий типа «человек

п р и р о д а »

к

п р о ф е с с и о н а л у. Братья

наши меньшие.

1

Дискуссия, работа в мини-

группах,

16

Особенности

профессиональной

д е я т е л ь н о с т и

в

профессиях типа «человек

природа». Человек

часть природы.

1

Презентация

«Факторы

р и с к а

с о в р е м е н н о г о

человека»

17

Характеристика

профессий типа «человек

– художественный образ».

В

стране

рисунка,

цвета,

формы.

1

Презентация

18

Особенности

профессиональной

д е я т е л ь н о с т и

в

профессиях типа «человек

– художественный образ».

Что делает нас красивыми.

1

Дискуссия, работа в мини-

группах

19

Особенности

профессий

типа «человек – человек».

Служба здоровья.

1

П о х о д н а я

а п т е ч к а -

творческое задание

20

Основные

т р е б о ва н и я

профессий типа «человек

ч е л о в е к »

к

профессионалу. На страже

закона

1

Презентация,

дискуссия,

работа в мини-группах

21

Реалистическая

оценка

профессий типа «человек

ч е л о в е к » . Защита

Родины

1

Презентация,

дискуссия,

работа в мини-группах

22

Особенности

профессии

типа «человек-техника»

1

Презентация,

дискуссия,

работа в мини-группах

23

Особенности

профессий

типа «человек – знаковая

с и с т е м а » .

Н а ш и

1

Презентация,

дискуссия,

работа в мини-группах

помощники: схемы, карты,

чертежи, формулы, числа

5. Профессиональное самоопределение

24

Требования

к

разным

видам профессии

1

дискуссия, работа в мини-

группах

25

Хочу

и

как

надо

ими

управлять.

1

дискуссия, работа в мини-

группах

26

Склонности,

интересы

и

м о т и в ы

в

профессиональном

выборе(«хочу»)

1

Опросник

профессиональных

п р е д п оч т е н и й .

К а р т а

интересов

27

Возможности

личности

в

профессиональной

деятельности

(«могу»).

Профпригодность.

Медицинские

противопоказания.

1

дискуссия, работа в мини-

группах

28

Социальные

проблемы

труда, потребности рынка

труда в кадрах («надо»).

1

дискуссия, работа в мини-

группах

29

Система

профессионального

образования.

1

дискуссия, работа в мини-

группах

30

В ы б о р

у ч е б н о г о

заведения.

1

дискуссия, работа в мини-

группах

31

Необходимость

постоянного

с а м о о б р а з о в а н и я

и

профессионального

совершенствования.

1

дискуссия, работа в мини-

группах.

П о с т р о е н и е

личного

профессионального плана.

6. подготовка к будущей карьере

32

Понятие

карьеры.

Этапы

построения карьеры.

1

дискуссия, работа в мини-

группах.

33

Профессиональный

рост

(построение

карьеры

по

вертикали и горизонтали).

П о н я т и е

ш т а т н о г о

расписания и должности.

1

дискуссия, работа в мини-

группах.

34

П о с т р о е н и е

л и ч н о г о

профессионального плана.

Оформление

документации.

1

П о с т р о е н и е

л и ч н о г о

профессионального

плана.

Составление

профильной

карты учащихся.

Содержание курса.

В 2017-2018 учебном году проводится 34 часа внеурочной деятельности по

профессиональному

самоопределению

«Путь

к

профессии».

На

данных

занятиях изучаются следующие темы:

Введение

Предмет

и

задачи

курса.

Важность

выбора

профессии

в

жизни

человека.

Понятие личного профессионального плана.

1.Психология личности

Способности.

Типы

нервной

системы.

Типы

темперамента.

Характер.

Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель

жизни человека. Мотивационная сфера личности.

2. Мир профессий

Понятие

профессии,

специальности,

специализации,

квалификации.

Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника»,

«человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный

образ».

3.Профессиональное самоопределение

Проблема

выбора

профессии.

Факторы,

влияющие

на

выбор

профессии

в

современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности,

интересы

и

мотивы

в

профессиональном

выборе

(«хочу»).

Возможности

личности

в

профессиональной

деятельности

(«могу»).

Специальные

способности.

Профпригодность.

Частичная

профпригодность.

Понятие

компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах

(«надо»).

«Выбираю»:

выбор

профессии

на

основе

самооценки

и

анализа

составляющих «хочу» — «могу» — «надо»

4. Подготовка к будущей карьере

Понятие

карьеры.

Этапы

построения

карьеры.

Профессиональный

рост

(построение

карьеры

по

вертикали

и

горизонтали).

Понятие

штатного

расписания

и

должности.

Необходимость

постоянного

самообразования

и

профессионального

совершенствования.

Построение

лично стного

профессионального плана.

5.

Изучение

ситуации

на

рынке

труда.

Систематизация

и

анализ

информации.

Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая

характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон

РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы,

ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы

и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о

наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.

6. Основы трудового законодательства.

Документы, необходимые при поступлении на работу:

§

паспорт;

§

трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-

коммунального органа о последнем занятии);

§

документ о наличии специального образования или диплом;

§

справка о состоянии здоровья.

Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.

7. Различные способы поиска работы.

Непосредственное

обращение

гражданина

к

работодателю.

Обращение

в

государственную

службу

занятости.

Использование

негосударственных

посреднических

фирм.

Анализ

объявлений

о

вакансиях,

размещенных

в

печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.

Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения

информации.

Сравнительная

характеристика

различных

способов

поиска

работы.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Успех

реализации

программы

оценивается

в

зависимости

от

уровня

воспитательных результатов внеурочной деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни):

приобретение

школьниками

знаний

об

этике

и

эстетике

повседневной

жизни

человека; о

правилах

конструктивной

групповой

работы:

об

основах

разработки

социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о

способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о

правилах проведения исследования.

Результаты

второго

уровня

(формирование

позитивного

отношения

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в

целом):

развитие

ценностных

отношений

школьника

к

родной

природе

и

культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты

третьего

уровня

(приобретение

школьником

опыта

самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт

исследовательской

деятельности;

опыт

публичного

выступления;

опыт

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с

другими детьми.

В

результате

работы

учащихся

в

учебных

условиях

и

занятости

во

внеурочной

деятельности,

обучающиеся

должны

обладать

следующими

характеристиками:

готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, ум-

ственному),

готовности к дальнейшему образованию,

сформированности естественно-научного и социально-философского миро-

воззрения,

сформированности общей культуры,

сформированности потребностей и умений творческой деятельности

расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоя-

тельному поиску недостающей информации.

коррекция

притязаний

и

самооценки

в

направлении

адекватного

уровня,

самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей лично-

сти.

приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с

учетом реальных условий, запроса социума.

приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора

на

основе

составления

плана-схемы

индивидуального

профессионального

маршрута с учетом возможных изменений в жизни.

Методическое обеспечение программы.

1.

Тест «Готов ли ты к выбору профессии?» (О. Ягодкина)

2.

Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)

3.

Методика

определения

типа

темперамента

(модификация

Личностного

опросника Г. Айзенка)

4.

Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного

развития – ШТУР)

5.

Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)

6.

Методика

«Профиль»

(модификация

методики

«Карта

интересов»

А.

Голомштока)

7.

Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.

8.

Методика «Определение уровня тревожности»

9.

Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)

10.Методика «Моё здоровье»

11.Определение мотивации (методика Е. Головахи)

Список литературы:

Для учителя:

1.

Критерии

и

показатели

готовности

школьников

к

профессиональному

самоопределению.

Под

ред.

/Чистяковой

С.Н.,

Журкина А.Я.- М., 1997.

2.

Климов

В.А.

развивающийся

человек

в

мире

профессий.

Обнинск, 1993.

3.

Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.

4.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.-

М., 1984.

5.

Митина

Л.М.

Личностное

и

профессиональное

развитие

человека

в

новых

социально-экономических

условиях

//

Вопросы

психологии, № 4, 1997, с. 28-30.

6.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.

7.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М.,

1991.

8.

Профессиональное

самоопределение

и

профессиональная

карьера молодежи.- М., 1993.

9.

Психологические

аспекты

профессиональной

ориентации

учащихся.- Киев, 1998.

10.

Психологическое

сопровождение

выбора

профессии.-

М.,

1998.

11.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.

12.

Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение

учащихся. Киев 1993.

Для учащихся:

1.

Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А.

Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.

2.

Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.

3.

Мир профессий.- М., 1988.

4.

Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и

А.Ф. Малышевского.- М., 1993

5.

Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М.,

1993.

6.

Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.

7.

Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в

новой России.- М., 1995.

8.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.



В раздел образования