Автор: Бедрина Анна Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 99"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы инклюзивного образования детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 4 лет
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы инклюзивного образования детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев
до 4 лет.
Необходимость раннего вмешательства в развитие детей с ОВЗ
признаётся как нашими учёными, так и специалистами за рубежом. Поэтому
в 2014 году на базе МБДОУ «Детский сад № 99» открылась городская
Служба ранней помощи «Начало» (группа кратковременного пребывания)
(далее Служба) для детей от 2 месяцев до 4 лет. Служба - это системное
нововведение в жизнь нашего дошкольного учреждения, которое направлено
на достижение чётко сформированных целей: создание модели совместной
деятельности группы людей по оказанию обоюдонеобходимой помощи и
переход от исходного настоящего в совместном обучении детей с нормой в
развитии и детей с ОВЗ в будущее, где чётко определена роль каждого
участника в процессе коррекционной работы.
Имеется
ряд
факторов,
которые,
по-нашему
мнению,
имеют
значительное влияние на организацию ранней помощи:
1.
Ранняя диагностика, которая помогает выявить нарушения (комплекс
нарушений) сразу после рождения малыша.
2.
Создание условий для выживания малышей с врождённой патологией.
3.
В обществе изменилось отношение к детям с ОВЗ.
Показания для зачисления детей в Службу: дети, имеющие отставание в
развитии, выявленное с помощью нормативных шкал (CDI.RIDS). В Службу
также
принимаются
малыши
с
выявленными
нарушениями,
которые
с
высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии: снижение
слуха
2-4
степени;
слепота,
слабовидение;
церебральные
и
спинальные
параличи
любой
этимеологии;
генетические
синдромы
и
хромосрмные
аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Кллиппера-Фейля, с-м Прадер-Вилли и
т.п.), врождённые аномалии развития; тяжёлые органические поражения ЦНС
(любые этиологии); серьёзные трудности в контакте с ребёнком, подозрение
на ранний детский аутизм; серьёзные изменения в поведении у ребёнка в
результате пережитого стресса.
Для
комплексной работы с ребёнком специалистами Службы разрабатывается и
реализуется
индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи.
Оказание психолого-педагогической помощи проводится в соответствии с
возрастом и с учётом диагноза малыша. Важным фактором в работе
с
ребёнком с ОВЗ является психологическая поддержка родителям, повышения
их
компетентности,
включения
ребенка
в
среду
сверстников
и
жизнь
сообщества.
На
первом
этапе
знакомства
с
семьёй
специалистами
проводится
первичный
приём,
где
собирается
необходимая
информация,
даётся
первичная оценка развития и функционирования ребёнка. По результатам
первичного приема принимается решение о включении ребенка и семьи в
программу
сопровождения.
С
родителями
ребёнка
с
ОВЗ
заключается
договор, который регламентирует характер отношений, права и обязанности
участников
договора,
продолжительность
его
действия,
условия
его
продления
или
завершения.
На
данном
этапе
проводится
углубленная
междисциплинарная
оценка
развития
и
функционирования
ребенка
и
факторов, влияющих на него. В дальнейшем проводится углубленная оценка,
которая
включает
от
2
до
4
диагностических
встреч,
совместно
осуществляемых
специалистами
Службы
и
направленных
на
изучение
сенсорных,
двигательных,
познавательных,
коммуникативных,
социально-
эмоциональных, адаптивных способностей малыша, его здоровья, а также
характеристик
взаимодействия
ребенка
и
родителей,
особенностей
социального и физического окружения ребенка. На основании результатов
междисциплинарного
обследования,
совме стно
с
р од и т е л я м и ,
разрабатывается и реализуется индивидуальная программа сопровождения
ребенка
и
семьи.
На
данном
этапе
проводится
индивидуальная
и/или
групповая встреча, а также консультация специалиста(ов) Службы с ребенком
и
семьей
в
очной
и/или
дистанционной
форме.
После
завершения
диагностических процедур специалисты Службы предоставляют родителям
информацию
о
суще ствующих
адаптированных
д о ш кол ь н ы х
образовательных программах, которые будут использованы в работе с их
ребёнком.
Методическая база по работе с детьми с ОВЗ основывается на
адаптированной
образовательной
программе,
разработанной
творческой
группой
специалистов
нашего
дошкольного
учреждения
для
работы
с
ребятами
с
определёнными
физическими
или
интеллектуальными
нарушениями. В настоящее время их две: для детей с нарушением интеллекта
и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адаптированная
образовательная
программа
является
неотъемлемой
частью
основной
образовательной программы.
За пять лет нашу службу посетили более 30 детей с ОВЗ. На протяжении этих
лет основным контингентом Службы являются дети с синдромом Дауна.
Коррекционная помощь ребёнку (в т.ч. и с синдромом Дауна) - это целый
комплекс мероприятий, связанный с социальной адаптацией, интеграцией в
общество, с лечением и образованием. Говоря об обучающихся с синдромом
Дауна
отмечу,
что
поведение
их
характеризуется
лёгким
вступлением
в
контакт со взрослыми и сверстниками, сохранностью элементарных эмоций
(радость,
грусть,
страх),
послушанием,
лёгкой
подчиняемостью,
добродушием,
готовностью
делать
то,
что
его
просят.
Подражательность
действиям и поступкам взрослых, внушаемость - это база, на основе которой
строится
обучение.
Создание
комфортных
условий,
обеспечение
необходимого качества образования - это требования, которые предъявляются
учителям-дефектологам и педагогу-психологу, работающим в СРП «Начало».
Индивидуальные
и
групповые
занятия
помогают
детям
с
ОВЗ
социализироваться
и
познавать
окружающий
мир.
В
специально
организованных
специалистами
игровых
ситуациях
дети
получают
представление о себе, об окружающих предметах, о взрослых и сверстниках,
о системе социальных отношений, овладевают средствами взаимодействия.
Социально-коммуникативное и эмоциональное развитие детей Службы – это
взаимосвязанные стороны, которые помогают ребёнку познать окружающий
мир.
Необходимым условием оказания услуг Службой является участие родителя
(законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения
ребенка и семьи. В играх активную роль играют родители, т.к. это позволяет
максимально учесть индивидуальные особенности малышей. Закрепление
полученного материала в игровой форме в условиях дома, проецирование
игровой деятельности, проводимой на занятиях Службы, в условия вне
дошкольного учреждения, способствует выработке необходимых навыков,
которые появляются и формируются у ребёнка с ОВЗ раннего возраста.
Социальная адаптация оказывается и родителям особых детей. Общаясь со
специалистами
Службы
и
в
группе
единомышленников,
родители
целенаправленно
начинают
заниматься
социализацией
своего
ребёнка,
не
ограничивают его жизненное пространство, определяя модель поведения себя
и ребёнка в социуме. В процессе работы с семьёй у родителей появляется
уверенность,
что
их
ребёнок
обучаем
и
может
гармонично
вписаться
в
общество.
По достижению четырёхлетнего возраста или в конце запланированного
обучения
на
основании
потребностей
и
приоритетов
семьи
в
выборе
дошкольного
учреждения,
совместно
с
родителями
ПМПК
определяется
дошкольное
образовательное
учреждение.
Специалистами
Службы
разрабатывается и осуществляется план перехода. Информация о результатах
работы с ребёнком передаётся специалистам того дошкольного учреждения,
куда он будет направлен.
Деятельность Службы осуществляется за счет средств бюджета. Для
родителей детей-инвалидов посещение Службы является бесплатным. Для
родителей
детей с ОВЗ без статуса «ребёнок-инвалид» устанавливается
сумма оплаты, указанная в Постановлении Администрации города Иванова.
За пять лет работы Службы ранней помощи «Начало» с детьми раннего
возраста
с
ОВЗ
у
специалистов
появилось
понимание,
что
время,
проведённое детьми в Службе, не прошло даром. Большинство выпускников
СРП «Начало» посещают группы комбинированной направленности города
Иванова. Пример результатов работы Службы с малышами от 2 месяцев до 4
лет создают положительную мотивацию у тех родителей, которые только
начали
или планируют посещать Службу, дают им силы растить особых
малышей и верить в будущее.
Литература:
1.Китаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика// М.:
Просвещение, 2001
2. МастюковаЕ.М., Они ждут от нас помощи // М.: Педагогика, 1991
3. Петерси М, Трилор Р., Маленькие ступеньки. Программа ранней помощи
детям с отклонениями в развитии// М.: Ассоциация Даун синдром, 1997
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей// М: Изд. МГУ,
1985
5. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной
недостаточностью//СПб: Союз, 2001