Напоминание

Опыт работы инклюзивного образования детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 4 лет


Автор: Бедрина Анна Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 99"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы инклюзивного образования детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы инклюзивного образования детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев

до 4 лет.

Необходимость раннего вмешательства в развитие детей с ОВЗ

признаётся как нашими учёными, так и специалистами за рубежом. Поэтому

в 2014 году на базе МБДОУ «Детский сад № 99» открылась городская

Служба ранней помощи «Начало» (группа кратковременного пребывания)

(далее Служба) для детей от 2 месяцев до 4 лет. Служба - это системное

нововведение в жизнь нашего дошкольного учреждения, которое направлено

на достижение чётко сформированных целей: создание модели совместной

деятельности группы людей по оказанию обоюдонеобходимой помощи и

переход от исходного настоящего в совместном обучении детей с нормой в

развитии и детей с ОВЗ в будущее, где чётко определена роль каждого

участника в процессе коррекционной работы.

Имеется

ряд

факторов,

которые,

по-нашему

мнению,

имеют

значительное влияние на организацию ранней помощи:

1.

Ранняя диагностика, которая помогает выявить нарушения (комплекс

нарушений) сразу после рождения малыша.

2.

Создание условий для выживания малышей с врождённой патологией.

3.

В обществе изменилось отношение к детям с ОВЗ.

Показания для зачисления детей в Службу: дети, имеющие отставание в

развитии, выявленное с помощью нормативных шкал (CDI.RIDS). В Службу

также

принимаются

малыши

с

выявленными

нарушениями,

которые

с

высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии: снижение

слуха

2-4

степени;

слепота,

слабовидение;

церебральные

и

спинальные

параличи

любой

этимеологии;

генетические

синдромы

и

хромосрмные

аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Кллиппера-Фейля, с-м Прадер-Вилли и

т.п.), врождённые аномалии развития; тяжёлые органические поражения ЦНС

(любые этиологии); серьёзные трудности в контакте с ребёнком, подозрение

на ранний детский аутизм; серьёзные изменения в поведении у ребёнка в

результате пережитого стресса.

Для

комплексной работы с ребёнком специалистами Службы разрабатывается и

реализуется

индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи.

Оказание психолого-педагогической помощи проводится в соответствии с

возрастом и с учётом диагноза малыша. Важным фактором в работе

с

ребёнком с ОВЗ является психологическая поддержка родителям, повышения

их

компетентности,

включения

ребенка

в

среду

сверстников

и

жизнь

сообщества.

На

первом

этапе

знакомства

с

семьёй

специалистами

проводится

первичный

приём,

где

собирается

необходимая

информация,

даётся

первичная оценка развития и функционирования ребёнка. По результатам

первичного приема принимается решение о включении ребенка и семьи в

программу

сопровождения.

С

родителями

ребёнка

с

ОВЗ

заключается

договор, который регламентирует характер отношений, права и обязанности

участников

договора,

продолжительность

его

действия,

условия

его

продления

или

завершения.

На

данном

этапе

проводится

углубленная

междисциплинарная

оценка

развития

и

функционирования

ребенка

и

факторов, влияющих на него. В дальнейшем проводится углубленная оценка,

которая

включает

от

2

до

4

диагностических

встреч,

совместно

осуществляемых

специалистами

Службы

и

направленных

на

изучение

сенсорных,

двигательных,

познавательных,

коммуникативных,

социально-

эмоциональных, адаптивных способностей малыша, его здоровья, а также

характеристик

взаимодействия

ребенка

и

родителей,

особенностей

социального и физического окружения ребенка. На основании результатов

междисциплинарного

обследования,

совме стно

с

р од и т е л я м и ,

разрабатывается и реализуется индивидуальная программа сопровождения

ребенка

и

семьи.

На

данном

этапе

проводится

индивидуальная

и/или

групповая встреча, а также консультация специалиста(ов) Службы с ребенком

и

семьей

в

очной

и/или

дистанционной

форме.

После

завершения

диагностических процедур специалисты Службы предоставляют родителям

информацию

о

суще ствующих

адаптированных

д о ш кол ь н ы х

образовательных программах, которые будут использованы в работе с их

ребёнком.

Методическая база по работе с детьми с ОВЗ основывается на

адаптированной

образовательной

программе,

разработанной

творческой

группой

специалистов

нашего

дошкольного

учреждения

для

работы

с

ребятами

с

определёнными

физическими

или

интеллектуальными

нарушениями. В настоящее время их две: для детей с нарушением интеллекта

и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адаптированная

образовательная

программа

является

неотъемлемой

частью

основной

образовательной программы.

За пять лет нашу службу посетили более 30 детей с ОВЗ. На протяжении этих

лет основным контингентом Службы являются дети с синдромом Дауна.

Коррекционная помощь ребёнку (в т.ч. и с синдромом Дауна) - это целый

комплекс мероприятий, связанный с социальной адаптацией, интеграцией в

общество, с лечением и образованием. Говоря об обучающихся с синдромом

Дауна

отмечу,

что

поведение

их

характеризуется

лёгким

вступлением

в

контакт со взрослыми и сверстниками, сохранностью элементарных эмоций

(радость,

грусть,

страх),

послушанием,

лёгкой

подчиняемостью,

добродушием,

готовностью

делать

то,

что

его

просят.

Подражательность

действиям и поступкам взрослых, внушаемость - это база, на основе которой

строится

обучение.

Создание

комфортных

условий,

обеспечение

необходимого качества образования - это требования, которые предъявляются

учителям-дефектологам и педагогу-психологу, работающим в СРП «Начало».

Индивидуальные

и

групповые

занятия

помогают

детям

с

ОВЗ

социализироваться

и

познавать

окружающий

мир.

В

специально

организованных

специалистами

игровых

ситуациях

дети

получают

представление о себе, об окружающих предметах, о взрослых и сверстниках,

о системе социальных отношений, овладевают средствами взаимодействия.

Социально-коммуникативное и эмоциональное развитие детей Службы – это

взаимосвязанные стороны, которые помогают ребёнку познать окружающий

мир.

Необходимым условием оказания услуг Службой является участие родителя

(законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения

ребенка и семьи. В играх активную роль играют родители, т.к. это позволяет

максимально учесть индивидуальные особенности малышей. Закрепление

полученного материала в игровой форме в условиях дома, проецирование

игровой деятельности, проводимой на занятиях Службы, в условия вне

дошкольного учреждения, способствует выработке необходимых навыков,

которые появляются и формируются у ребёнка с ОВЗ раннего возраста.

Социальная адаптация оказывается и родителям особых детей. Общаясь со

специалистами

Службы

и

в

группе

единомышленников,

родители

целенаправленно

начинают

заниматься

социализацией

своего

ребёнка,

не

ограничивают его жизненное пространство, определяя модель поведения себя

и ребёнка в социуме. В процессе работы с семьёй у родителей появляется

уверенность,

что

их

ребёнок

обучаем

и

может

гармонично

вписаться

в

общество.

По достижению четырёхлетнего возраста или в конце запланированного

обучения

на

основании

потребностей

и

приоритетов

семьи

в

выборе

дошкольного

учреждения,

совместно

с

родителями

ПМПК

определяется

дошкольное

образовательное

учреждение.

Специалистами

Службы

разрабатывается и осуществляется план перехода. Информация о результатах

работы с ребёнком передаётся специалистам того дошкольного учреждения,

куда он будет направлен.

Деятельность Службы осуществляется за счет средств бюджета. Для

родителей детей-инвалидов посещение Службы является бесплатным. Для

родителей

детей с ОВЗ без статуса «ребёнок-инвалид» устанавливается

сумма оплаты, указанная в Постановлении Администрации города Иванова.

За пять лет работы Службы ранней помощи «Начало» с детьми раннего

возраста

с

ОВЗ

у

специалистов

появилось

понимание,

что

время,

проведённое детьми в Службе, не прошло даром. Большинство выпускников

СРП «Начало» посещают группы комбинированной направленности города

Иванова. Пример результатов работы Службы с малышами от 2 месяцев до 4

лет создают положительную мотивацию у тех родителей, которые только

начали

или планируют посещать Службу, дают им силы растить особых

малышей и верить в будущее.

Литература:

1.Китаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика// М.:

Просвещение, 2001

2. МастюковаЕ.М., Они ждут от нас помощи // М.: Педагогика, 1991

3. Петерси М, Трилор Р., Маленькие ступеньки. Программа ранней помощи

детям с отклонениями в развитии// М.: Ассоциация Даун синдром, 1997

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей// М: Изд. МГУ,

1985

5. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной

недостаточностью//СПб: Союз, 2001



В раздел образования