Напоминание

"В здоровом теле - злоровый дух"


Автор: Мазаева Наталья Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Населённый пункт: Нерехта
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Тема: "В здоровом теле - злоровый дух"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Программа

внеурочной деятельности по спортивно-

оздоровительному направлению

"

В здоровом теле - здоровый дух

"

(1-4 класс)

Уровень образования: начальное общее

Срок реализации программы: 4 года

Дано мне тело – что мне делать с ним, таким единым и таким моим?

(Осип Мандельштам)

Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Мазаева Наталья Витальевна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Проблема

воспитания

здорового

поколения

приобретает

в

настоящее

время

большое

значение.

С

каждым

годом

увеличивается

заболеваемость

среди

детей.

Причины

ухудшения

здоровья

зависят

от

многих

факторов,

в

том

числе

и

от

неправильного

отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния

окружающей

среды,

наследственных

факторов,

нарушения

правил

здорового

образа

жизни.

Выдающийся

педагог

В.А.

Сухомлинский

писал:

“забота

о

здоровье

это

важнейший

труд

воспитателя”.

От

здоровья

и

жизнерадостности

детей

зависит

их

духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в

последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей.

С каждым годом растет заболеваемость учащихся, особенно начальных классов. Наиболее

часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта,

печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны

центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на

достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня,

отсутствии вредных привычек.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям,

поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа

жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья, на которых должны

закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного

отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

Все это побудило меня к созданию программы “В здоровом теле – здоровый дух ”.

Реализация данной программы может быть выполнена разными путями, но обязательно

при условии решения задач осознания ценности здоровья как:

личной ценности;

наследственной ценности;

общественной ценности.

Здоровье как общественная ценность рассматривается в двух аспектах: нравственном (как

одно из требующих бережного отношения к себе свойств личности) и экономическом (для

индивида

и

общества).

Рассматривая

здоровье

как

собственность

индивида,

следует

обращать внимание детей на ответственность этой собственности, анализируя с помощью

частных примеров.

Осознание ценностей здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в

нем. Эта потребность становится все более прочной и разносторонней. Закрепление ее

осуществляется на каждом этапе образовательного процесса.

Следующая

задача

воспитательного

процесса

формирование

мотивации

здорового

образа

жизни.

Воспитанию

следует

предъявить

большее

жизненное

значение,

чем

образованию.

Программа реализуется в течение всего периода обучения в начальной школе. Внеурочные

занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

ЦЕЛЬ

ПРОГРАММЫ: гармонизация

детско-родительских

отношений

средствами

физической

культуры,

пропаганда

здорового

образа

жизни

и

семейных

ценностей,

сохранение и укрепление здоровья детей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через

детско-родительские отношения.

2.

Научить

родителей

совместному

выполнению

со

своими

детьми

физических

упражнений и подвижных игр.

3. Дать основные представления о формах и методах по физическому воспитанию детей в

совместной деятельности.

4.

Способствовать

развитию

у

детей

двигательных

умений

и

навыков,

а

так

же

координации движений.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. В реализации программы активное

участие принимают родители (законные представители обучающихся)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основные темы предлагаемой программы “В здоровом теле – здоровый дух ”:

1.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;

2.

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;

3.

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников;

4.

Знание и навыки личной и общественной гигиены;

5.

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;

6.

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма;

7.

Гигиенические аспекты полового воспитания;

8.

Профилактика вредных привычек.

Каждая

тема

включает

в

себя

тематические

беседы,

помогающие

формированию

мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и

практических.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.

а) Утренняя зарядка, водные процедуры.

Значение утренней зарядки и для укрепления здоровья, воспитание силы воли,

хорошего самочувствия.

Разучивание комплексов утренней зарядки.

Ежедневно выполнять утреннюю зарядку .

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Четкая последовательность упражнений.

б) Закаливание.

Беседа

о

закаливающих

процедурах:

закаливание

воздухом,

водой,

солнцем,

ходьбой босиком, принципы закаливания.

Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического

развития и состояния выполнять правила закаливания.

в) Гигиена правильной осанки.

Выработка

правильной

осанки

обычно

требует

длительного

времени

и

постоянного

контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный

контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с учителем, при ответе с места,

правильно ли он сидит при выполнении письменных заданий.

Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое

напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола,

то

происходит

сдавливание

внутренних

органов

и

крупных

кровеносных

сосудов,

находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет

к

неправильному

развитию

опорно-двигательного

аппарата,

в

первую

очередь,

позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей

поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.

У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде

всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости

правильной осанки с помощью понятных им мотивов.

Значение правильной осанки для гармоничного развития организма.

Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на

формирование осанки.

Санитарно-гигиенические

требования

к

подбору

школьной

мебели,

правильная

поза во время учебных занятий.

Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.

Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.

Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.

г) Двигательная активность.

Основные

здоровьесберегающие

факторы

двигательной

активности:

утренняя

зарядка, физкульпаузы на уроках, подвижные игры на динамических часах, переменах,

прогулки перед сном .

Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру

занятий.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых

перед звонком, перед отбоем.

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов.

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;

Учеными

установлено,

что

десятки

процессов,

протекающих

в

организме

человека,

подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной

нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника,

потоотделение

и

другие

функции,

дающие

организму

наиболее

благоприятные

возможности для физической и умственной работы.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и

обедает,

выполняет

утреннюю

гимнастику,

проводит

закаливающие

процедуры,

опорожняет

кишечник,

то

у

него

вырабатывается

рефлекс

на

время.

Динамический

стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы,

помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие. У

ученика,

в

определенное

время

приступающего

к

урокам,

происходит

не

только

психологический,

но

и

физиологический

настрой

к

необходимому

часу

несколько

усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. Эта

готовность к выполнению умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнить

необходимое задание.

Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При

этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к

ребенку

дома

и

в

школе,

предусматриваться

время

для

необходимой

социальной

деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.

Здоровьесберегающий

фактор

правильный

режим

дня,

четкая

организация

умственной

деятельности,

гигиена

рабочего

места,

проветривание,

выполнение

физпауз

на

уроках,

активная

деятельность

на

переменах,

динамических

часах.

Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.

Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах,

соблюдением

правильного

режима

дня.

Соблюдение

санитарно-гигиенических

требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий.

Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру

телепередач, к режиму отбоя.

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников.

Трудовую деятельность детей организуют взрослые.

Помимо

большого

воспитательного

значения

посильный

труд

оказывает

и

оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной

системы,

повышаются

обменные

процессы,

укрепляется

костно-мышечная

система,

повышаются

выносливость,

работоспособность,

совершенствуется

координация

движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Под влиянием труда в коре

больших полушарий головного мозга быстрее протекают нервные процессы. Вместе с тем,

оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по

характеру, так и по объему, возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а

также

при

соблюдении

гигиенических

требований

к

режиму

трудового

обучения

и

условиям

его

проведения.

Однообразная

длительная

работа

не

дает

возможности

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения

крови кислородом, нарушению физиологических функций.

Нельзя “наказывать” трудом. Дети должны видеть реальные результаты своего труда.

а) Организация рабочего места.

Беседа

по

санитарно-гигиеническим

требованиям

к

учебным

помещениям,

рабочему месту.

Проветривание помещений, уборка рабочего места и класса, хранение рабочего

инвентаря в определенном месте.

б) Предупреждение и профилактика травматизма.

Эта проблема может решаться только при тесном содружестве семьи и школы.

Важно обучить детей, привить навыки по пользованию опасными предметами в школе,

группе, дома, правильному поведению и ориентированию в опасных ситуациях, и довести

их до полного автоматизма.

Должны быть под запретом особо опасные для здоровья и жизни школьников игры и

занятия. В данном случае необходим контроль со стороны взрослых, организация отдыха и

досуга.

Выполнение

требований

к

организации

рабочего

места,

правила

пользования

рабочими инструментами и инвентарем.

Соблюдение и самоконтроль по выполнению санитарно-гигиенических требований,

правил техники безопасности на уроках трудового обучения.

в) Организация отдыха.

В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время урока

является

перемена

деятельности,

переход

с

письма

и

чтения

на

более

легкую

для

большинства форму обучения: рассказ, собеседование. Игровые элементы и особенно

физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.

Перемену

лучше

всего

проводить

на

свежем

воздухе

на

пришкольном

участке

под

контролем старших, привлекая к участию всех детей. Игры рекомендуется прекращать за 2

минут до звонка, чтобы ученики успокоились.

Сочетание труда и отдыха.

Организация пауз во время работы под контролем учителя.

Знание и навыки личной и общественной гигиены.

Весьма

эффективной

формой

достижения

единства

требований

школы

и

семьи

в

воспитании

здорового

ребенка

является

информация

по

вопросам

гигиенического

воспитания.

За

несоблюдение

правил

гигиены

можно

постыдить

школьника,

действуя

на

его

самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от

дурной привычки. Но нужно иметь в виду, привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы,

кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Правила личной гигиены.

Правила ухода за чистотой тела, одежды, смены белья.

Важность овладения правилами культуры поведения.

Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за

полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).

Умение

правильно

оценивать

и

контролировать

соблюдение

правил

личной

гигиены.

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка.

В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании

ритмической

деятельности

организма.

Десятки

процессов,

протекающих

в

организме

человеке, подчинены суточному расписанию.

К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные

соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном

случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к

определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.

Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма.

Животная и растительная пища – основа рационального питания.

Значение витаминов для организма.

Здоровьесберегающий фактор – выполнение правил поведения, гигиены.

Употребление

разнообразной

пищи,

ограничение

в

употреблении

сладостей,

кондитерских изделий, вред переедания, еды всухомятку.

Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.

Соблюдение рационального режима питания, употребление в пищу продуктов,

содержащих витамины.

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма.

Анализ

заболеваемости

показывает,

что

среди

детей

младшего

школьного

возраста

травматизм стоит на 4 месте. В последние годы изменилось отношение к этому вопросу.

Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность,

встречаются в определенных местах.

При обучении правилам безопасности важное место занимает проведение так называемых

“экскурсий безопасности”. Учитывая обстоятельства, что более чем в 50% несчастных

случаев на дорогах повинны дети, то полезно разобрать с ними несколько конкретных

ситуаций, в результате которых произошла трагедия. Не менее важным является участие в

профилактических

мероприятиях

представителей

специализированных

ведомств

и

органов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Соблюдение

ПДД,

правил

пользования

общественным

транспортом,

правил

перехода улиц и дорог.

Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе, в

группе).

Правила поведения на переменах, во время экскурсий, при проведении

динамических часов.

Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара,

теракта и др.).

Соблюдение техники безопасного поведения на улицах и дорогах города. Движение

по сигналам светофоров (при их отсутствии, согласно правилам ДД). Соблюдение

правил безопасного поведения дома, в школе, в группе при работе с колющими и

режущими

предметами,

при

использовании

спортивного

и

рабочего

инвентаря

и

инструментов.

Соблюдение

правил

безопасного

поведения

на

льду,

в

воде,

в

незнакомых местах, во время паводка.

Строгое

и

неукоснительное

соблюдение

правил

безопасного

поведения

на

переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах.

Строгое соблюдение правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранах, ушибах и т.д.

Гигиенические аспекты полового воспитания.

а) Мальчики.

Уважительное отношение к женщине, матери. Значение дружной и крепкой семьи.

Дружба с девочками. Специфическая гигиена. Понятие о вредных привычках, их

профилактика и предупреждение.

Соблюдение личной и специфической гигиены, регулярное выполнение зарядки,

принятие водных процедур. Посильная помощь дома, в классе, в группе.

б) Девочки.

Значение дружной и крепкой семьи. Почтительное отношение к родителям, к

взрослым.

Необходимость

дружбы

и

откровенности

с

теми,

кому

доверяешь.

Содержание в чистоте тела, соблюдение специфической гигиены.

Активное

участие

в

семейных,

классных,

внеклассных

делах

мероприятиях.

Неукоснительное и строгое соблюдение правил личной и специфической гигиены,

выполнение зарядки, принятие водных процедур.

Профилактика вредных привычек.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Более

серьезного

внимания

требуют

вредные

привычки,

формирование

которых

происходит

в

младшем

школьном

возрасте

курение,

алкоголизм,

токсикомания,

наркомания.

В беседах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной дела, а

обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в

зоне постоянного внимания учителя.

В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика,

хороший результат дают даже простейшие опыты или демонстрации знакомых детям

натуральных

предметов,

они

хорошо

запоминаются

и

побуждают

выполнять

гигиенические рекомендации, бороться с вредными и дурными привычками.

В

воспитании

здорового

ребенка

важен

тесный

контакт

и

содружество

учителей

с

медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в

работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья

детей и их физического совершенствования.

2. Систематизация знаний родителей по вопросам физического воспитания детей.

3. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.

4. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.

5. Повышение качества знаний обучающихся о ЗОЖ

К концу 4 класса учащиеся овладевают:

Личностные УУД:

активно включаться в общение

и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, в

заимопомощи исопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в разли

чных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и

упорство в достижении поставленных целей;

казывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык

и общие интересы.

Регулятивные УУД:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средст

ва для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со св

ерстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме

в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Познавательные УУД:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им обективную оценку на

основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

находить ошибки при

выполнении учебных заданий, отбирать способы

их

исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и

взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий

физической культурой;

организовывать

самостоятельную

деятельность

с

учётом

требований

её

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе

её выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить

возможности и способы их улучшения;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при

общении со сверстниками и взрослыми,

сохранять

хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Коммуникативные УУД:

развитие

задатков

и

творческого

потенциала

личности,

создание

для

этого

соответствующих условий;

признание уникальности личности каждого ребенка;

создание условий для личностного самоопределения и самовыражения;

формирование

положительно-активного

отношения

к

окружающему

миру

(положительно

направленная

мотивация

пробуждает

к

позитивной

преобразовательной деятельности);

формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу

воспитания и самовоспитания.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: анализ заболеваемости детей, уровня

физического

развития,

диагностика

физических

качеств

и

двигательных

навыков,

анкетирование родителей в начале учебного года и в конце.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1. Практические методы:

Совместные походы, экскурсии с родителями;

Совместное проведение спортивных мероприятий родителей и детей;

2. Словесные методы:

Тематические родительские собрания с привлечением специалистов;

Тематические классные часы, тренинги.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

3. Наглядные методы:

Использование ИКТ для проведения физкультминуток;

использование различных атрибутов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.

2.

Безруких

М.

М.

Здоровье,

формирующее

физическое

развитие.

Развивающие

двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001.

3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. М., 2005.

4. Дошкольная педагогика, научно-практический журнал № 4, 2005г.

5. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста.

6. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.

7. Скрипалев В. С. Наш семейный стадион

8. Короткова Н.А. Как играть с ребенком

9. Капланский В.Е. На лыжах в выходной.

Интернет-ресурсы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Приложение 1

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:

Какое место занимает физкультура в вашей семье (на начало 2012-2013 учебного

года)

1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом? ДА – 20% нет – 80%

2. Есть в доме спортивный снаряд? ДА – 15% НЕТ – 85%

3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? ДА - 70% НЕТ – 30 %

4. Соблюдает ли ребенок этот режим? ДА – 60% НЕТ – 40%

5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?

а) ДА – 21% НЕТ – 79%

б) регулярно или нерегулярно ДА 5% НЕТ – 95%

6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой,

после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? ДА – 40% НЕТ – 60%

7. Гуляете ли Вы совместно с ребенком на природе, во дворе? ДА – 60% НЕТ – 5%

ИНОГДА – 35%

8. Виды деятельности ребенка в выходные дни:

а) Подвижные игры - ДА – 5% б) Спортивные игры - ДА – 0%

в) Настольные игры - ДА – 80% г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%

д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 0% е) Просмотр телепередач –

ДА – 60%

ж) Конструирование - ДА – 40% з) Чтение книг – ДА – 5%

9.Какое место занимает физкультура в вашей семье (на конец 2012-2013 учебного

года)

1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом? ДА – 20% НЕТ – 80%

2. Есть в доме спортивный снаряд? ДА – 65% НЕТ – 35%

3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? ДА - 90% НЕТ – 10 %

4. Соблюдает ли ребенок этот режим? ДА – 75% НЕТ – 35%

5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?

а) ДА – 60% НЕТ – 40%

б) регулярно или нерегулярно ДА 30% НЕТ – 70%

6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой,

после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? ДА – 50% НЕТ - 50

7. Гуляете ли Вы с ребенком на природе, во дворе? ДА – 70% НЕТ – 5% ИНОГДА –

25%

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

а) Подвижные игры - ДА – 85% б) Спортивные игры - ДА – 30%

в) Настольные игры - ДА – 80% г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%

д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 15%е) Просмотр телепередач –

ДА – 60%

ж) Конструирование - ДА – 40% з) Чтение книг – ДА – 25%

А также по итогам работы за год был проведен опрос из которого видно, что

практически

все

родители

в

течение

всего

года

оценили

работу

«удовлетворительной» (смотреть ниже).

Уровни освоения стандартов

2012-2013

учебный

год

2013-2014

учебный

год

Высокий

0%

60%

Средний

100%

40%

Низкий

0%

0%

Анализируя

показатели

заболеваемости

детей

первого

года

обучения,

было

выявлено, что дети стали реже пропускать занятия по болезни (таблица 3).

Таблица 3. Анализ заболеваемости детей

Показатели

2 0 1 2

2 0 1 3

уч.год

1 класс

2013

2014

уч.

Год

2 класс

Общее

количество

заболеваний

(ОРВИ,

Ангина)

Меньше в 2 раза

меньше в 3-4 раза

Вывод:

На

основе

полученных

результатов

анализа

можно

сказать,

что

актуальная

проблема,

связанная

с

необходимостью

получения

педагогической

помощи

родителями

по

физическому

развитию

и

воспитанию

детей, по

укреплению

здоровья, решается.

Дальнейшая

часть

реализации

программы

по

организации

работы

с

семьей,

которая рассчитана на детей начальных классов, будет осуществляться в 2013-

2016

учебном

году.

Окончательные

итоги

будут

подведены

в

мае

2016

г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Основными

формами

подведения

итогов

реализации

программы

будут:

анкетирование родителей, диагностические показатели по развитию двигательных

умений и навыков у детей и анализ заболеваемости детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

1 класс

(кол-во часов)

2 класс

(кол-во часов)

3 класс

(кол-во часов)

4 класс

(кол-во часов)

Общеукрепляющее значение физической

культуры и закаливания.

4

3

3

2

Рациональная организация и гигиена

умственной деятельности младших классов;

4

4

3

3

Влияние физического труда на укрепление

здоровья школьников.

4

4

4

4

Знание и навыки личной и общественной

гигиены.

5

4

3

4

Рациональное питание – основа нормальной

жизнедеятельности ребенка.

5

6

6

5

Правильное гигиеническое поведение

школьников – защита от травматизма.

7

7

7

5

Гигиенические аспекты полового

воспитания.

2

2

3

4

Профилактика вредных привычек

3

4

5

5

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

ВСЕГО ЗА ГОД:

34

34

34

34

Календарно – тематическое планирование.

1 класс

Тема

Кол-во

часов

Сроки.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания

Разучивание комплекса упражнений утренней зарядки

1

Значение правильной осанки для гармоничного развития

всего организма

1

Беседа о ходьбе босиком

1

Запись в спортивные секции

1

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов

Режим дня школьника

1

Беседа «Ты и компьютер»

1

Игра- -соревнование «Взятие снежной крепости»

1

Азбука безопасного поведения на улице

1

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников

Дежурство по классу и проветривание во время перемен

1

Соблюдение техники безопасности на уроках технологии

1

Беседа «Как я помогаю маме»

1

Опыт «Огород на подоконнике» (выращивание луковицы)

1

Знание и навыки личной и общественной гигиены

Беседа «Что я делаю для сохраниения своего здоровья»

1

Солнце, воздух и вода – факторы закаливания организма

1

Беседа «Мои ссадины и царапины»

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Беседа «Забочусь о себе – забочусь о всех»

1

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка

Беседа «Значение витаминов для организма»

1

Беседа «Ограничение употребления сладостей»

1

Беседа «О вреде еды всухомятку»

1

Конкурс рисунков «Моё любимое блюдо»

1

Гигиена питания

1

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма

Соблюдение ПДД на улицах и дорогах

1

Составление плана-карты «Мой путь до школы»

1

Предупреждение бытовых травм дома

1

Соблюдение техники безопасности на улицах и дорогах

города

1

Правила поведения на переменах, во время экскурсий, при

проведении динамических часов

1

Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе

при работе с колющими и режущими предметами

1

Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде,

незнакомых местах

1

Гигиенические аспекты полового воспитания

Культура

использования

индивидуальных

гигиенических

средств

1

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

Профилактика вредных привычек

Беседа мед. Работника «О вредных привычках»

1

Конкурс рисунков «Курению – НЕТ»

1

Диалог «Я здоровье сберегу, я здоровью помогу»

1

Календарно – тематическое планирование.

2 класс

Тема

Кол-во

часов

Сроки.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания

Утренняя зарядка

1

История олимпийских игр – символика и традиции

1

Беседа «Одеваемся по погоде»

1

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов

Гигиена рабочего места

1

Викторина «Зимние виды спорта»

1

Классный час «Правила гигиены»

1

Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»

1

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников

Всей семьёй на лыжную прогулку в бор

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Генеральная уборка класса

1

Мои обязанности по дому

1

Выращивание цветочной рассады

1

Знание и навыки личной и общественной гигиены

Составление

синквейна

на

тему

«Личная

гигиена

школьника»

1

Санитарно-гигиенические требования по подбору школьной

мебели.

1

Выработка

правил

самоконтроля

и

саморегуляции

за

осанкой.

1

Правила ухода за чистотой тела, одежды и сменой белья.

1

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка

Питаемся в столовой всем классом.

1

Беседа «Правильный режим питания, значение пищи для

растущего организма».

1

Животная

и

растительная

пища-основа

рационального

питания. Урок- диалог.

1

Беседы о вреде переедания, кондитерские изделия.

1

Конкурс рисунков «Готовим с мамой»

1

Беседа

«Хлеб

всему

голова»

бережном

отношении

к

хлебу).

1

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма

Соблюдение ПДД, правил перехода улиц и дорог.

1

Правила поведения на переменах, во время экскурсии, при

проведении динамических часов.

1

Правила

поведения

и

безопасности

в

экстремальных

ситуациях (во время пожара, теракта и т.д.)

1

Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного

поведения

на

переменах,

лестницах,

в

столовой,

других

общественных местах.

1

Беседа работников ДПС «Мой перекресток».

1

Экскурсия по городу. Дорожные знаки.

1

Конкурс рисунков «Я и дорога».

1

Гигиенические аспекты полового воспитания

Соблюдение

правил

личной

гигиены

и

специфической

гигиены.

1

Беседы «Я откровенен с тем, кому доверяю».

1

Профилактика вредных привычек

Беседа школьной медсестры «Токсикомания- что это такое».

1

Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам».

1

Беседа «Слова – паразиты»

1

Конкурс рисунков «Мои вредные привычки»

1

Календарно – тематическое планирование.

3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Тема

Кол-во

часов

Сроки.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания

Разучивание упражнений утренней зарядки

1

Беседа о правильном загаре

1

Беседа

«Воздействие

спортивных

мероприятий

на

формирование осанки»

1

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов

Родительское

собрание

«Воспитание

сознательной

дисциплины»

1

Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

1

Беседа «Какую опасность таят овощи и фрукты»

1

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников

Акция «Уютный дворик»

1

Генеральная уборка класса

1

Спортивный праздник «Занимаемся спортом всей семьёй»

1

Принципы оздоровительной физической нагрузки.

1

Знание и навыки личной и общественной гигиены

Проветривание класса на переменах.

1

Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытьё рук,

уход за ногтями, полостью рта, за чистотой одежды, частей

тела, головы)

1

Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение

правил личной гигиены

1

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка

Беседа «Зачем мы питаемся?»

1

Викторина «Знаешь ли ты грибы?»

1

Беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы»

1

Конкурс рисунков «Молочные продукты»

1

Викторина «Съедобно – несъедобно»

1

Конкурс рисунков «Витамины в моём огороде»

1

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма

Соблюдение ПДД, правил перехода улиц и дорог.

1

Правила поведения на переменах, во время экскурсии, при

проведении динамических часов.

1

Правила

поведения

и

безопасности

в

экстремальных

ситуациях (во время пожара, теракта и т.д.)

1

Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного

поведения

на

переменах,

лестницах,

в

столовой,

других

общественных местах.

1

Умение оказать первую мед. помощь при порезах

1

Беседа мед.работника «Первая помощь при ушибах»

1

Правила поведения во время купания

1

Гигиенические аспекты полового воспитания

Соблюдение

правил

личной

гигиены

и

специфической

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

гигиены.

Беседа «Мой внешний вид»

Беседы «Я становлюсь старше».

1

Профилактика вредных привычек

Беседа – диалог «Я и мои увлечения».

1

Праздник «Город вежливых и культурных»

1

Урок – тренинг «Конфликты без конфликтов»

Анкета «Как я поступлю, если…»

1

Родительское собрание «Учим детей общаться»

1

Календарно – тематическое планирование.

4 класс

Тема

Кол-во

часов

Сроки.

Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания

Утренняя зарядка

1

Игры наших бабушек

1

Беседа «Чем я наношу вред своему здоровью»

1

Конкурс фотографий «На каток всей семьёй»

Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов

Беседа – рассказ «Этот удивительный мир животных»

1

Беседа «В человеке должно быть всё красиво»

1

Правильная поза во время учебных занятий. Самоконтроль.

1

Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников

Родительское собрание «Нельзя наказывать трудом»

1

Генеральная уборка класса

1

Уборка территории около школы

1

Акция «Мой дворик» - украшу клумбу своими руками

1

Знание и навыки личной и общественной гигиены

«Я становлюсь подростком» - навыки личной гигиены

1

Беседа

мед.

работника

«Болезни

столетия

(туберкулёз,

педикулёз, гепатит)»

1

Беседа мед. работника «Что такое ВИЧ и его профилактика»

1

Правила ухода за чистотой тела, одежды и сменой белья.

1

Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка

Питаемся в столовой всем классом.

1

Беседа «Учимся правильно собирать грибы».

1

Беседа о качественной и здоровой пище. Отравления.

1

Пост. История и традиции.

1

Конкурс фотографий «Наше семейное блюдо, рецепт»

1

Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма

Соблюдение ПДД, правил перехода улиц и дорог.

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Правила поведения на переменах, во время экскурсии, при

проведении динамических часов.

1

Отработка навыков эвакуации во время учебного процесса

1

Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного

поведения

на

переменах,

лестницах,

в

столовой,

других

общественных местах.

1

Беседа работников ДПС «Безопасное колесо».

1

Гигиенические аспекты полового воспитания

Беседа мед.работника «Возрастные изменения девочки»

1

Беседа мед.работника «Возрастные изменения мальчика»

1

Профилактика вредных привычек

Беседа школьной медсестры «Наркомания- путь в никуда».

1

Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье».

1

Беседа «Культура питания. Сервировка стола, пользование

столовыми приборами»

1

Беседа «В гости к другу. Правила поведения»

1

Конкурс рисунков «Мы в природе - гости»

1



В раздел образования