Автор: Аверина Инна Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №1
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации
ФГОС
Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся,
интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока
остается мало времени, иногда им приходится жертвовать в пользу игры,
соревнования или совершенствования упражнений на силу, выносливость и т.д.
А хочется показать своим ученикам и другую сторону предмета, что и в области
физической культуры можно проводить очень интересные исследования и
создавать проекты, да еще и напрямую связанные с развитием нашего
организма, а значит познать самого себя и сделать много познавательных
открытий.
Другая сторона вопроса – это то, что в силу своих физиологических
особенностей далеко не все учащиеся являются отличниками и хорошистами по
физкультуре, как удержать интерес у ребенка и помочь ему быть успешным в
освоении такого предмета, как физическая культура? Один из вариантов
решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на
уроках и во внеурочное время.
Очень часто ученики на уроках задают вопросы: Чем полезно то или
иное упражнение для организма? Почему необходимо делать разминку? Почему
после урока физкультуры болят мышцы и что сделать, чтобы такого не
происходило? Найти ответ на вопрос можно вместе с ребенком, объяснив ему
строение нашего организма и влияние на него физической нагрузки, а можно
организовать его деятельность так, что он сам найдет истину в интересующем
его вопросе и полученные в ходе его деятельности знания будут более
прочными. Урок физкультуры – это деятельность, но любую физическую
деятельность должна сопровождать активная умственная деятельность, которая
способствует быстрому прохождению изучаемого материала и успешному
освоению двигательными умениями и навыками.
Проекты по физической культуре в рамках изучения программы могут
быть как краткосрочные (например, в рамках одного урока), а могут быть
среднесрочными (в течение четверти).
Хочу поделиться опытом о том, как обычный вопрос ребенка «Зачем
нужно заниматься физической культурой?» превратить в учебно-
исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во
внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической
подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальный,
так и групповой.
Учебно-исследовательский проект «Зачем нужно заниматься физической
культурой?»:
Каждое утро мы делаем зарядку, но многие без желания выполняют
упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать. Мы редко
задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего
о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Гипотеза: Мы знаем, что заниматься физической культурой полезно, но
не знаем для чего.
Актуальность: Занятие физической культурой - самый простой и
доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.
Цель работы: Расширение знаний о пользе занятий физической
культурой.
Объект исследования: урок физической культуры.
Предмет исследования: знания о пользе физических упражнений.
Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных
анкетирования, сбор и изучение информации о пользе физических упражнений,
сравнение, анализ.
Задачи:
1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужно заниматься
физическими упражнениями».
2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями.
3. Создать буклет о значении физических упражнений и распространить
его среди учащихся и педагогов школы.
Продуктом данного проекта может быть не только создание буклета, но
и разработка комплекса упражнений, показательное выступление с этим
комплексом упражнений перед учащимися школы, а так же выступление на
школьной конференции проектов.
Этапы проекта:
1.Определение темы, цели и задач проекта
2.Разработка вопросов анкеты
3.Изучение информации о пользе занятий физической культурой для
человека
4.Проведене анкетирования и обработка данных анкеты
5.Создание и распространение буклета
6.Создание фоторепортажа для презентации о том, как проходит урок
физической культуры.
7.Подведение итогов работы
8.Оформление материалов
9.Создание презентации для защиты проекта
Результаты работы над проектом:
В ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской
деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться
обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать,
анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с
информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает
информационную компетентность учащихся. А творческая работа над
созданием продукта позволяет развивать потенциал личности. В целом хочется
отметить, что проектная деятельность позволяет реализовать требования к
результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго
поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и
предметных умений.