Напоминание

"Диагностика педагогического процесса"


Автор: Чайкина Алла Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "ДДТ "Солнечный"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностика педагогического процесса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Диагностика педагогического процесса».

А.В. Чайкина

МОУДОД ДДТ «Солнечный»

Ленинского района г. Саратова

Использование диагностики - одно из важнейших условий успешной

педагогической деятельности. Овладение диагностическими методиками значительно

расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его

профессионального роста и мастерства.

Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши

представления о детях, которые у нас занимаются, организовать деятельность с

использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка.

Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы

организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного

процесса.

Диагностика решает следующие задачи:

- анализирует процесс и результаты развития обучающихся

- анализирует процесс и результаты обучения

- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

- психотерапевтическую - различные диагностические технологии ( рисунки,

карты,игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношением с

людьми, свободному самоопределению

- коррекционную – цель многих методик -исправление девиантного поведения, снятие

эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

- развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность

творческого самовыражения и личностной активности.

При проведении диагностики необходимо соблюдать основные принципы

диагностирования

1. Принцип систематичности.

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию

подвергаются все обучающиеся творческого объединения на протяжении всего срока

обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах

педагогического процесса - от начального восприятия знаний до их практического

применения.

2. Принцип объективности

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического

инструментария ( заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем

обучающимся.

3. Принцип наглядности.

Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто

по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является

объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:

-Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе

формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной

деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.

-Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в

январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком,

личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

-Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка

освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности

каждого ребенка.

Диагностика включает в себя три этапа:

I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты,

направления (например, объектом может стать определенная группа

творческого объединения, а направление- качество обучения)

II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария:

педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, тренинг, игры,

собеседование, выставки, конкурсы, творческие отчеты.

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации.

Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных

измерительных шкал.

В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты

прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности

диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических

обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из

компонентов учебной деятельности с начала учебного года. Проводя

педагогическую диагностику важно зафиксировать:

- какие изменения произошли с ребенком в процессе обучения;

- как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по

освоению образовательной программы;

- в какой помощи педагога он нуждается.

Правила проведения диагностики

1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная

атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная

заинтересованность

2. Обследование проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста

детей и задач исследования)

3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не

комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования,

который позволит выстроить эффективную программу образовательного

процесса.

В работе объединения « Прикладное творчество» использую стартовые

диагностики для групп разного года обучения.

Стартовая диагностика

1.й год обучения

Цель: определение уровня развития практических навыков у детей.

Области исследования:

1.

Уровень владения иглой.

2.

Умение обводить по шаблону изогнутые и прямые линии.

3.

Уровень владения ножницами.

4.

Развитие внимания, воображения.

5.

Развитие глазомера, чувства симметрии.

Содержание

1.

Задание: вдеть нитку в иголку и завязать узелок.

2.

Задание: обвести шаблон на бумаге.

3.

Задание: обвести шаблон на ткани и вырезать по контуру.

4.

Удивительный квадрат: каждый ученик получает вырезанный из картона

квадрат-образец,

а

также

такого

же

размера

квадрат,

разрезанный

на

несколько частей по произвольным линиям.

Задание: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу.

5.

Задание: обвести шаблон круга и нарисовать солнышко – лучи, глаза,

нос, рот и другие детали по желанию ребенка.

Критерии оценивания.

Оценивание

производится

по

пятибалльной

шкале

с

последующим

определением уровня развития:

25 – 20 – высокий;

19 - 15 – средний;

14 – 0 - низкий.

п/п

Ф.И.

Владени

е иглой

Работа

с

шаблоном

Владение

ножница

ми

Вообр

ажение

Глазоме

р

Уровень

2-й год обучения

Цель: определение уровня развития знаний, умений и практических навыков

при изготовлении игрушки.

Область исследования:

1.

Знания правил безопасности при работе с инструментами.

2.

Виды швов.

3.

Основы кроя игрушки.

4.

Этапы изготовления.

5.

Развитие фантазии.

Содержание

1.

Тест «Техника безопасности».

1)

Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?

а) Справа, кольцами к себе;

б) слева, кольцами от себя;

в) на полу.

2) Передавать ножницы следует:

а) острием вперед;

б) кольцами вперед с сомкнутыми концами;

в) броском через голову.

3) Куда необходимо вкалывать булавки и иголки при работе?

а) В игольницу;

б) одежду;

в) клубок ниток.

4) Какой длины должна быть нитка при шитье?

а) 10 – 15 см;

б) 30 - 35 см;

в ) 1 - 2 - м

1

5) Как следует поступить со сломанной иглой?

а) Выбросить в мусорную корзину;

б) отдать руководителю;

в) вколоть в игольницу.

Ответы: 1) – а; 2) – б; 3) – в; 4) – б; 5) – б.

2.

Тест «Виды швов»

Работа по перфокартам.

Задание:

определить

вид

шва

и

поставить

соответствующую

цифру

в

окошке.

1.

Вперед иголку.

2.

Назад иголку.

3.

Потайной.

4.

Через край

5.

Петельный.

3.Тест «Работа по шаблону».

Задание: обвести шаблон по контуру, а затем с припуском на шов.

4.Тест «Этапы изготовления мягкой игрушки»

Задание:

расположить

номера

в

соответствии

с

последовательностью

изготовления мягкой игрушки.

1)

Сшивание деталей.

2)

Оформление.

3)

Подбор материала.

4)

Раскрой.

5)

Набивка.

6)

Сборка изделия.

Ответ: 3). 4), 1), 5), 6), 2).

5.Дидактическая игра « Что это?».

Задание: необходимо придумать, на что похожа клякса (можно дорисовать)

Чем больше вариантов, тем лучше.

Критерии оценивания.

25-22 – высокий;

21 – 18 – средний;

17 – 0 – низкий.

п/п

Ф. И.

Правила

безопаснос

ти

Виды

швов

Основы

кроя

игрушки

Этапы

изгото

влени

я

Развити

е

фантази

и

Уровень

Таким образом, проведенная в начале учебного года стартовая

диагностика

позволяет

откорректировать

образовательную

программу

в

соответствии

с

возможностями

учащихся.

Диагностика

наглядно

демонстрирует

на

какой

раздел

программы

необходимо

обратить

более

пристальное внимание. Может возникнуть необходимость замены одного

изделия другим, иногда более сложным или наоборот облегчить задание для

отработки определенного навыка. В середине учебного года целесообразно

провести промежуточную диагностику. Это даст возможность убедиться в

правильности

выбранного

направления

в

работе.

О

результативности

педагогического процесса говорят достижения учащихся за весь учебный

год. Дети участвуют в выставках, конкурсах разного уровня, мастер-классах,

открытых уроках. Полученные грамоты, дипломы, награды, призы наглядно

демонстрируют итог работы объединения. Дают детям мощный стимул для

дальнейшей работы, для творческого поиска. Проведенная в конце учебного

года

диагностика

показывает

уровень

умений,

знаний

и

навыков,

полученных учащимися в течение года. На ее основе педагог анализирует

свою деятельность за прошедший период и планирует работу на новый

учебный год.



В раздел образования