Напоминание

"Музейная педагогика-как инновационная форма в работе с детьми 5-7 лет с ОНР"и


Автор: Келлер Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: Ставропольский край г. Невинномысск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Музейная педагогика-как инновационная форма в работе с детьми 5-7 лет с ОНР"и
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида № 10 «Золотой ключик»

города Невинномысска

Музейная педагогика - как инновационная форма

в работе с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Воспитатель Келлер С.В.

г. Невинномысск 2019г.

Цель моей работы поделиться интересными находками в работе с детьми с общим

недоразвитием речи 5-7 лет, технологией внедрения музейной педагогики.

Свое выступление я хотела бы начать словами Федерико Дзери:

…Музей – это смесь искусства и истории,

документа и романа, которая посылает нам

через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания.

Слово " музей" возникло от слова "музы" и буквально означало "дом посвященный

музам", "жилище муз".

Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей-образование»

немецкий ученый Ганс Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея

и образования.

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной

образовательной деятельности музеев, методы воздействия на различные категории

посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Актуальность:

В

рамках

модернизации

образования

становится

актуальным

поиск

новых

моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.

Использование элементов музейной педагогики заключается в том, что ее средства

позволяют эффективно реализовывать требования ФГОС дошкольного образования,

направленного

на

решение

ряда

задач,

и

прежде

всего,

объединения

обучения

и

воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных

ценностей,

принятых

в

обществе

правил

и

норм

поведения

в

интересах человека, семьи, общества.

Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных

подходов

к

решению

задач

по

формированию

у

детей

представлений

о

музее,

использование музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать

жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает

интеллект,

формирует

активную

жизненную

позицию

детей,

даёт

в

руки

новый

инструмент для познания мира. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и

показывал", но и обеспечивал речевую активную деятельность детей?

Цель

мини-музея: создать

условия

для

формирования

интереса

дошкольников

к

окружающему,

посредством

организации

музейной

педагогической

деятельности

с

использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.

Задачи:

-обогащение предметно-развивающей среды в группе.

-Обогащение

воспитательно-образовательного

пространства

новыми

формами.

Речевому развитию. Расширение кругозора дошкольников.

-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

-Становление эстетического отношения к окружающему миру.

-Реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной).

Инновационная технология музейной педагогики в коррекционной группе имеет

ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной

сферы ребенка.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы

можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться

с мнением других, в том числе взрослых.

3. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный

детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его

как единственно верное.

6. Цель – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Работая в группе компенсирующей направленности мною внедрялись эффективные

пути

коррекции

речи

у

детей. Основной

дидактической

единицей

при

реализации

технологии

музейной

педагогики

мною

был

обоснован

мини-музей

тематического

содержания.

Практическая

значимость

опыта

заключается

в

возможности

применения

его

в

повседневной практике любого образовательного учреждения.

Включение мини-музеев в образовательно-воспитательный процесс - не так просто, как

может показаться на первый взгляд. Дело в том, что это предполагает использование

специальных методов и средств для развития ребенка логопата.

Построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде

способствует

развитию

исследовательской,

познавательной,

созидательной

деятельности

и

является

эффективным

средством

реализации

адаптированной

образовательной

программы

ДОУ,

включающим

в

себя

следующие

направления:

развитие

словаря,

усвоение

лексико-грамматических

форм

языка,

закрепление

правильного

произношения

звуков

и,

самое

главное,

развитие

связной

речи

и

коммуникативных навыков.

Включение

мини

-

музеев

в

работу

с

детьми

логопатами

возможно

только

при

планомерном и систематическом сотрудничестве педагогов и родителей.

Коррекционную

работу

в

рамках

мини-музея

проводим

в

игровой

непринуждённой форме активизируя и обогащая словарный запас детей и формируя

связную устную речь.

Это

разнообразные

игры

музейного

содержания:

игры-развлечения,

игры-

путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету

литературных произведений.

Помимо игр используем такие виды работы, как:

-Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи,

аппликации, схемы, модели.

выполнение

практических

заданий

(нарисовать,

вылепить,

придумать

свое

название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

На первых этапах работы дети учатся узнавать и находить предмет (экспонат) по

описанию взрослого, рассматривают его, сравнивают с другими, играют с ним. На

заключительных этапах работы дети самостоятельно рассказывают о том или ином

экспонате музея, описывая его. Могут самостоятельно проводить экскурсии в мини-

музее для родителей или детей из других групп.

Несмотря на многообразие мини-музеев, в коррекционной группе мы опираемся

на ряд принципов, которые учитываем при их организации.

Данные принципы, которые вы видите на экране, способствуют…

— Принцип интеграции:

мини-музей

помогает

реализации

общих

задач

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного возраста отдельных разделов программы. тесному сотрудничеству всех

работников детского сада, воспитанников и членов их семей.

— Принцип деятельности и интерактивности:

предполагает возможность реализации различных видов детской деятельности.

Условия оформление мини-музеев

Мини-музей

в

детском

саду

имеет

свою

специфику

он

хотя

и

отражает

особенности учреждений культуры, но отличается от них, это не просто стенды с

экспонатами, о которых рассказывает взрослый, это возможность изучать предметы

окружающего мира, действовать с ними, изготавливать их из различных материалов,

проявлять фантазию, творчество, играть и самореализовываться.

Месторасположение

мини-музея

выстраиваем

с

учетом

принципов

интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической

комфортности и безопасности деятельности.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие

требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Во

первых,

«мини

«напоминает

о

том,

что

он

занимает

очень

небольшое

пространство.

Это

может

быть

часть группового

помещения,

холла,

раздевалки,

коридора, изостудии, спортивного зала. Во- вторых он создан для самых маленьких

посетителей и открыт для них постоянно. В- третьих мини-музей не отвечает многим

строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей

содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, даже взять домой

на время.

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку: восприятие —

понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации

в ходе знакомства с экспозициями, но и проявление творческой активности с учетом

применения форм показанных на слайде.

“Роль родителей в создании мини-музея в группе”

Одним из важных условий является сотрудничество педагогов с семьей: дети,

воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса. Для усиления

результативности

и

эффективности

при

работе

с

детьми

мы

создаем

единые

образовательные условия в ДОУ и семье. Разнообразие экспонатов музея невозможно

было

бы

собрать

без

активного

участия

родителей.

С

целью

выявления

заинтересованности

родителей

в

данной

деятельности

и

их

готовности

к

взаимодействию в работе по созданию мини-музея я провожу анкетирование. Выясняю,

посещают ли сами родители музеи и выставки, берут с собой детей или нет, чем могут

помочь

в

создании

музея.

В

процессе

работы

родители

постепенно

становятся

активными

участниками

создания

мини-музея.

Совместно

с

детьми

папы

и

мамы

готовят,

собирают

экспонаты,

что

способствует

стимулированию

познавательной

активности, сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами.

Технология внедрения и применения музейной педагогики в логопедической

группе рассмотрим на примере мини-музея "От зерна до каравая"

Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

Всю работу по созданию мини-музея я раздела на три этапа.

Подготовительный этап – выбор темы, цели и определение путей создания мини-

музея.

Главная

задача практического этапа- оформление, изготовление оборудования, сбор

экспонатов, их группировка.

На

заключительном

или

обобщающем

этапе-проводится

открытие

музея,

презентации,

праздники

и

развлечения. Создаю

мультимедийные

презентации

для

использования в виртуальном мини-музее, для тех, кто не смог посетить действующую

экспозицию.

Темы мини-музеев:

Тема организуемого мини-музея определяется тематическим

планированием в группе, интересами ребенка или спонтанно.

В

рамках

регионального

компонента

и

патриотического

воспитания

были

собраны

мини-музеи «Казаки», «Россия-Родина моя».

В настоящем музее трогать экспонаты руками нельзя, в наших мини-музеях не только

можно, но и нужно.

Здесь

уместно

процитировать

слова

выдающегося

швейцарского

педагога

Иоганна

Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки

ребенка». Вместе с ребятами были выбраны знаки поведения в мини-музеях: Поиграй!

Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно нюхать. Эти экспонаты можно

только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать

Заключение:

Любой созданный мини-музей даёт определённый багаж знаний, который значительно

расширяет

их

кругозор,

формирует

представления

о

предметном

мире,

помогает

восприятию

чувственной

основы

слова,

повышает

речевую

активность

ребёнка,

развивает коммуникативную функцию речи, что является связующей нитью в общении

со

сверстниками

и

взрослыми.

В

процессе

реализации

музейной

педагогики

дети

принимали

участие

в

городских,

краевых,

международных

конкурсах

где

заняли

призовые

места.

Родители

стали

посещать

музеи

с

детьми,

интересоваться

его

выставками, активно помогают в организации экспозиций в группе

Работу в этом направлении продолжаю так, как считаю её эффективной для достижения

поставленной цели. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой

личности

и

мы

уверены,

что

ребенок

покидает

музей

с

ощущением

уверенности

подъема «еще на одну ступеньку».



В раздел образования