Автор: Родина Людмила Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДДИ№1
Населённый пункт: г.Петергоф, С-Пб
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Декоративно - прикладное творчество в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
1
«Декоративно-прикладное творчество» в
развитии личности детей с
ограниченными возможностями
здоровья»?
(Методические рекомендации)
Педагог дополнительного образования ДДИ №1,
учитель коррекционной школы №439
Родина Людмила Алексеевна.
Высшая категория, отличник народного просвещения
г. Санкт-Петербург
2017 г.
«Декоративно-прикладное творчество» в развитии личности детей с
ограниченными возможностями здоровья»?
Глиняные игрушки, орнамент, расписная посуда, лепка из пластилина – основа народного искусства,
которая близка и доступна учащимся для восприятия и отображения в творческой деятельности. Когда мы
пытаемся
понять
и
объяснить,
почему
разные
люди,
поставленные
в
примерно
одинаковые
ситуации,
достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, определяющиеся
успешностью выполнения им творческой деятельности. Главной ценностью является сам ребенок, а не тот
продукт, который от него можно получить». Создание ситуации успеха – основа нашей работы. Пусть
учащийся познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы.
В чем актуальность темы «Декоративно-прикладное творчество» в развитии личности детей с
ограниченными возможностями здоровья»?
1.У детей с ОВЗ развитие замедленное, восприятие узкое, фрагментарное. Проведение работы по различным
видам изобразительной деятельности является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения
данной категории воспитанников;
2.Занятия по декоративно - прикладному творчеству оказывают заметное коррекционно - развивающее
воздействие
на
детей
с
ОВЗ,
влияют
на
интеллектуальную,
эмоциональную,
двигательную
сферы,
воспитывают личностные качества (аккуратность, усидчивость, ответственность, трудолюбие)
пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства.
2
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что
увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари,
прозрачную дымку степных просторов, багровый
закат перед ветреным днем, трепетание моря под горизонтом.
Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветет
благородство.
В.А. Сухомлинский
3.На занятиях происходит развитие практической деятельности, прививаются социально - бытовые навыки,
необходимые в повседневной жизни (этика поведения, коммуникативные навыки, гигиенические навыки,
навыки работы с различными материалами и приспособлениями, активизация речи через практическую
деятельность)
Занятия проводятся по четырем направлениям:
•
Знакомство с историей народных промыслов;
•
Знакомство с элементами росписи,
•
Работа с глиной. Лепка изделий
•
Роспись изделий из глины
В ходе занятий реализовываются следующие задачи:
•
Закрепление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;
•
Формирование умений следовать словесным инструкциям, работать по инструкционной карте;
•
Развитие
у
учащихся
способностей
работать
руками,
приучать
к
точным
движениям
пальцев,
совершенствовать мелкую моторику , развивать глазомер, пространственное воображение
•
Пробуждение любознательности в области народного декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с историей народных промыслов
.
3
4
При знакомстве с историей народных промыслов используются презентации (презентации на занятиях
делают
процесс
познавательным
и
более
эффективным),
иллюстрации,
проводится
беседа,
показ
видеофильмов об истории народных промыслов, выставка изделий народных мастеров . Это помогает
учащимся эмоционально правильно воспринимать новый материал, вызывает у них желание выполнить
красивую поделку.
Знакомство с элементами росписи
С целью знакомства и обучения с различными видами элементов декоративного рисования используются
классические
образцы
народного
творчества:
дымковская
игрушка,
каргопольская
роспись,
гжельская
роспись, филимоновская роспись. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных
мастеров
-
процесс
увлекательный
и
познавательный.
Цель
таких
занятий
это
дать
детям
целостное
представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства, познакомить
с содержание народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным
миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов
(глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров.
С целью знакомства и обучения с различными видами элементов декоративного рисования используются
классические образцы народного творчества: дымковская игрушка, каргопольская роспись, гжельская роспись,
филимоновская роспись. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров -
процесс увлекательный и познавательный.
5
.
К
росписи
игрушек
необходимо
готовить
учащихся
постепенно.
Сначала
рассмотреть
красоту
узоров
народных игрушек, элементы росписи на таблицах. Затем предлагаются
раскраски, дидактические игры
«Подбери узор», «Дорисуй» и т.д. Обратить внимание на сочность красок, их сочетание
Игра: «Что лишнее?». (интерактивная доска) Необходимо назвать или поднять карточку с той цифрой, какая
роспись на экране лишняя. В данном случае – дымковская роспись
Методику росписи сначала осваивается на бумаге. Учащиеся знакомятся с такими элементами росписи, как
кольца, точки, прямые линии, волнистые и т.д. В самостоятельной изобразительной деятельности учащиеся
украшают орнаментом полоску, квадрат или силуэты игрушек в раскрасках. Затем расписывают глиняные
плиточки, только после этого переходят к росписи объемных форм. В работе используются игровые приемы:
организовывается
«мастерская»
по
художественной
росписи
игрушек,
где
учащиеся
слушают
народную
музыку и рассматривают элементы росписей народных игрушек. Обращается внимание, как по-разному
раскрашены игрушки. Филимоновские – в полоску; это оттого, что в тех краях ткали полосатые половички. У
каргопольских
орнамента
мало,
а
вот
дымковские
выделяются
по
цветовому
сочетанию
и
богатству
орнамента. А в гжельской всего три цвета голубой, синий и белый
,
6
А для того ,чтобы воспитанники лучше запомнили
с какими росписями они знакомятся, предлагается
использовать
сравнения,
как
например:
дымковскую
роспись
сравнивали
с
летом
(много
ярких
красок),
гжельская с зимой (холодные цвета), каргопольскую роспись с поздней осенью (приглушенные цвета), а
филимоновскую роспись - с радугой ( полоски)
7
Также сравнения можно использовать при знакомстве с элементами росписи. В далеком прошлом люди
символически изображали в узоре окружающие их предметы. Для лучшего запоминания элементов росписи
используются игры. Например: показывается элемент росписи, а затем задается вопрос «На что похожи
полоски, кружки, волнистые линии?» Сравнивая, анализируя, воспитанники приходят к выводу, что круг-
солнце, линия - дорога или ствол дерева, волнистая линия - волна, точки - это ягоды, яблоки, капельки
дождя. Затем, разложив на столе силуэты дымковских игрушек, вырезанных из белой бумаги, предлагается
каждому
воспитаннику
выбрать
силуэт
той
игрушки,
которую
он
хотел
бы
расписать.
Используя
индивидуальный
и
дифференцированный
подход,
одним
воспитанникам
предлагается
раскрасить
красками,
другим
-
раскрасить
карандашами
или
восковыми
мелками,
при
этом
необходимо
учить
правильно накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах
контура формы, без просветов, не выходя за линии контура; регулировать силу нажима на карандаш в
зависимости от задачи изображения. Корригируя цветовые представления, воспитанники знакомятся с
ритмичным раскрашиванием узора. Положительная оценка даже незначительных успехов у воспитанников
позволяет
обеспечить
постепенное
продвижение
в
развитии
каждого
обучающегося,
независимо
от
способностей. А на итоговом занятии каждый воспитанник расписывает свое изделие по выбору, той
росписью , которая больше всего понравилась.
Роспись изделий из глины
9
Знакомство с элементами филимоновской росписи (символ «солнце»).
Последовательность
цветных полос из картона.
Выкладывание элемента
символ «солнце» на
доске
Выкладывание элемента символ
«солнце» на бумажном силуэте
Выкладывание разноцветных
полосок филимоновской росписи
из пластилина
Филимоновская роспись, из
пластилина на стекле
Знакомство с элементами
гжельской
росписи (розан)
Выкладывание элемента
росписи «розан» на бумажных
тарелках
Последовательность изображения элемента
росписи «розан»
Объяснение выполнения
работы на интерактивной
доске
Гжельская роспись на
тарелках из глины
Закрепление
изображения
элемента росписи
на интерактивной
доске
11
Знакомство с элементами дымковской росписи
Обучение элементам росписи на интерактивной доске
Выкладывание элементов дымковской росписи из цветного картона
Знакомство с элементом каргопольской росписи – элемент росписи «солнце»
Показ педагогом выкладывания
элемента росписи
Закрепление умения выкладывать
на доске элемент каргопольской
росписи воспитанником
Выкладывание элемента росписи
«солнце» на колокольчике из картона
Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью.
Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо детям, когда
они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные,
так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия. По мнению В.
Оклендер, «Глина сближает детей с их чувствами». Агрессивные дети находят выход своему раздражению, а
неуверенные и боязливые – получают опыт ощущения контроля и владения собой. При работе с глиной крайне
трудно сделать ошибку: то, что не понравилось, легко исправить, и это привлекает учащихся. При работе с
глиной учащиеся не только получают удовлетворение от
самостоятельной деятельности, но и становятся
социально активными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями, ощущениями.
Занятия с глиной – лепка, как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.
Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать
мелко-моторные
движения
значительно
укрепляют
мышечный
тонус
рук,
развивают
мелкую
пальцевую
моторику,
тактильную
чувствительность,
улучшают
координацию
движений.
Это
способствует
дополнительному
воздействию
на
центры,
возбуждающие
кору
головного
мозга,
и
образованию
новых
ассоциативных
связей.
Воспитанники
получают
удовольствие
от
работы
с
глиной,
совмещая
полезное
с
приятным.
13
Работа с глиной
14
В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также
для общего развития воспитанников с нарушениями интеллекта. Лепка является эффективным средством
познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка.
Лепить – это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения
руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.
После
знакомства
и
освоения
приемов
лепки
учащиеся
учатся
изготавливать
глиняные
игрушки.
Изготовление глиняных игрушек учащиеся осваивают под руководством педагога, а также руководствуясь
технологическими картами. К концу года учащиеся самостоятельно выполняют задуманную игрушку, сувенир.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в
детях нестандартность мышления, свободу, раскрепащенность, индивидуальность, умение всматриваться и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы
сказочности.
15
Дети
–
инвалиды
–
это
особая
категория
людей,
особая
школа.
Работая
с
ними,
замечаешь
одну
закономерность – чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они
также способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой
талант и оказали поддержку. Мы передаем им свои знания и умения, а от них получаем способность
радоваться простым вещам, здоровью, солнцу, жизни. Всему тому, чему в повседневности мы не придаём
значения.
Пережив
незабываемый,
счастливый
опыт
творчества,
такой
ребенок
не
останется
прежним.
Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолеть
неизбежные
кризисы,
возникающие
в
их
повседневной
жизни.
Выдающийся
психолог,
основатель
индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится
стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка
сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление
своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта
задача может быть решена двумя способами
–
путем компенсации своего дефекта или неполноценности и
путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая,
казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта. Так, заикающийся человек
становится
оратором,
испытывающий
тревогу
публичных
выступлений
и
социальной
оценки
–
общественным
деятелем
или
актером,
певцом,
музыкантом,
тотально
слепой
человек
становится
талантливым ученым. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель
и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с
другими людьми, уважать себя и других.
Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые также
имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. И вот
здесь
открываются
большие
возможности
дополнительного
образования.
Именно
мы,
педагоги,
можем
показать ребёнку другой мир, без ограничений и болезней
–
мир творчества. Искусство лечит. Это давно
поняли те, кто всерьёз думает о детях. Творя, ребёнок обдумывает мир, находит выход тёмным страстям.
Дети с ограниченными возможностями в силу своих
«
ограничений
»
воспринимают реальность ярче, острее,
эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны. И именно в
занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и
реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
16
В условиях дополнительного образования каждый особый ребенок обретает право и реальную возможность для
развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом
ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».
Благодаря системе дополнительного образования, ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может
пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению,
что так же важно для успешной социализации. Развивая творческую одаренность у детей с ОВЗ, мы создаем
условия для успешной адаптации его в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Практика показывает, что гениальность живет в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое.
Эту индивидуальность надо лишь увидеть и проявить. А нам, в дополнительном образовании, ничего не
мешает!
Литература:
•
Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями.
М.: Новый учебник,2013.
•
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 2009.
•
Нестерова Т. В. Обучение младших школьников с нарушением интеллекта декоративному рисованию.
Екатеринбург, 2002.
•
Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М.,1982.
•
Каменева Е. Волшебная глина. Москва: Малыш, 2006.
•
Горичева В.С.
«
Сделаем сказку из глины
»
- Ярославль: Академия развития, 1998
•
И.Я. Богуславской
«
Дымковская игрушка
»