Автор: Мерлина Валентина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: с.Мильково
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Тема: "Гендерное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консул
ьтация для родителей "Гендерное воспитание
дошкольников»
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания
личности
и
включающий
в
себя
психологические,
социальные
и
культурные
отличия
между
мужчинами
(мальчиками)
и
женщинами
(девочками),
а
существующие
свойства
и
отношения
называются
гендерными.
Практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного
образования
возникают
серьёзные
проблемы
по
вопросам
гендерного
воспитания.
В
первую
очередь
это
связано
с
тем,
что
в
программно-
методическом
обеспечении
дошкольных
образовательных
учреждений
России
не
учитывали
гендерные
особенности.
В
результате
этого
содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и
психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста,
которые, по мнению ученых различаются, а именно:
− в физическом развитии и социальном поведении;
− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
− в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны
понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим
полом.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в
период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:
к
возрасту
2-3
лет
дети
начинают
понимать,
что
они
либо
девочка, либо
мальчик,
и
обозначаютсебя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детямстановится понятно, что
гендер
не
изменяется:
мальчики
становятся
мужчинами,
а
девочки
–
женщинами
и
эта
принадлежность к полу не изменится.
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что
гендер
не
изменяется:
мальчики
становятся
мужчинами,
а
девочки
–
женщинами
и
эта
принадлежностьк полу неизменится.
Социальные
изменения,
происходящие
в
современном
обществе,
привели
к
разрушению
традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов
повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже
не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного
пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы
между
"женскими"
и
"мужскими"
профессиями.
Некоторые
мужчины,
в
свою
очередь,
утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно
превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на
женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание:
девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им
(ею)
полоролевого
опыта
как
пространства,
где
ребенок
открывает
для
себя
свой
пол
(физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре
формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов
поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих
взрослых и сверстников.
Мальчик
и
девочка
–
два
разных
мира.
Если
воспитатели
и
родители
заинтересованы
в
воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
С дошкольного возраста девочки должны понимать, что они вырастут женщинами, а мальчики
— мужчинами. Большую роль в гендерном воспитании имеет семья . Наблюдая распределение
бытовых
обязанностей,
отношения
родителей,
ребенок
получает
образец
для
подражании.
Недаром в народе говорят: « Хороший пример – наилучшая проповедь»
Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной
социализации дошкольников .Так как среда является одним из основных средств развития
личности ребенка , старалась создать в группе образовательную среду с учетом возрастных
возможностей
детей,гендерныхсклоннестей.
Особую
роль
в
усвоение
детьми
гендерного
поведения играет сюжетно-ролевая игра.
Девочки нашей группы охотно играют сюжетно-ролевые игры :«Дочки-матери», «Больница»,
«Парикмахерская», игры-имитации «Встречаем гостей», «Покорми куклу Машу» .Мальчики же
охотно играют такие игры,как «Моряки», «Автобус».Чтобы привлечь внимание детей : мы
«укладываем
спать,спев
колыбельную»
«разогреваем
кашу»,
«кормим
куклу»итп.
Дети
внимательно наблюдают за нашими действиями и сами начинают повторять,обыгрывать тот или
иной сюжет.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей 2-3 лет принадлежит конструированию из
крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под нашим руководством,
а
затем
самостоятельно
охотно
конструируют
для
коллективных
игр.
Предлагаю
сконструировать большую машину, самолет, пароход, вагон поезда и т.п.. Мальчики рады, что им
поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные
детали и т.п.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну.В
своей работе я стараюсь учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства
для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им
помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываю их игры, а лишь направляю
игры мальчиков в нужное русло. Для этой цели приобрели мячики разной величины ,кегли и
другие
спортивные
инвентари,
чтобы
будущие
наши
защитники
Родины
росли
меткими
,ловкими.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам.
Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам.Наш уголок «Шофёры» -
включает
машины
разного
вида:
большие
и
маленькие,
легковые
и
грузовые,
трактора,
мотоциклы,
а
также
макет
перекрестка,
что
позволяет
в
соответствии
с
программой
формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге.Игра в машинки дает
представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении
различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор,
нет
никаких
патологий,
это
этап,
который
может
оказаться
полезным
для
формирования
определенных черт -заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у
девочки.
В
группе
оборудован
уголок
ряженья,
создан
кукольный
театр,
позволяющий
детям
проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-
младенец, кукла-мастер, кукла-врач и т.п.).
Свою роль - роль воспитателя я вижу в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей . При
этом
руковожу
,
как
играми,
в
которых
участвуют
по
желанию
все
дети,
так
и
дифференцированно
играю
с
девочками
и
мальчиками,
тем
самым детям
представляя
возможность проиграть мужскую и женскую модели поведения.
Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей 2-3 лет, является внесение в
среду
различных
маркеров
с
акцентом
на
гендерную
идентичность,
и
дополнение
среды
специфичными
материалами
для
девочек
и
мальчиков,
чтобы маленький
ребенок
имел
возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он –мальчик.
Мы - воспитатели говорим родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны
постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Мы
решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек были подобраны
картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машины.
Овладению
опытом
мужского
и
женского
поведения
в
хозяйственно-бытовой
деятельности
способствуют
трудовые
поручения,
которые
так
же
распределяются
в
зависимости
от
пола
ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с
аккуратностью.
Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей
созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои народных сказок, девочки,
обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики,
герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в
быту.Регулярно
рассказываем
детям
народные
сказки
«Репа»,«Теремок»,
«Курочка
Ряба»,
«Медведь
и
лиса».На
примере
сказок
,потешек,колыбельных
песен
,
мы
воспитываем
у
мальчиков ответственность ,заботу,мужественность,а у девочек доброту,мудрость.
При
организации
и
проведении
занятий
я
стараюсь учитыватьпсихологические
особенности
мальчиков
и
девочек:
девочки-дошкольницы
опережают
мальчиков
в
плане
психического
развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны
в
учебной
и
творческой
деятельности,
мальчики
-
в
подвижных
играх
и
на
занятиях
физкультурой.
Поэтому
мы
строим
учебно-воспитательную
работу
таким
образом,
чтобы
у
каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и
стойкое
отсутствие
успеха
негативно
отражаются
на
развитии
самооценки.
По
данным
исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого,
девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма
оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому я стараюсь,
оценивая результаты деятельности мальчика, делаю акцент на конкретных его успехах. Мы
говорим мальчикам: «Молодец, Арсен, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи Тимур,
сегодня ты научился рисовать домик), оценивая результаты деятельности девочки делаю акцент
на том, как хорошо она что-либовыполнила. «Умница Амалия, красиво нарисовала домик»,итп.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух
противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и
нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.С этой целью я
провожу дидактические игры «Чей предмет ?Папы или мамы», «Кто я», «Найди одежду для
девочки и мальчика». Беседы на тему : «Я мальчик,ядевочка».Также большую роль в гендерном
воспитание играет семья.Для этой цели мы проводили консультации для родителей «Семья –
глазами ребенка» .Оформили папку –передвижку на праздники «Моя мама –лучшая на свете»,
«Наши папы –кто они»;Рассматриваем семейные фотографии ,беседуем ,играем пальчиковые
игры
«Моя
семья»,
«Сорока
–белобока».Наши
родители
участвовали
на
конкурсе
«
Моя
родословная».
Мы
учитываем,
что
девочки
нуждаются
в
стимулах,
в
большей
степени
построенных
на
основе слухового
восприятия. Мальчики
плохо
воспринимают
объяснение
воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные
на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и
используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать,
подержать в руках или соединить новую информацию с движением.Мальчик и девочка – два
разных мира.
Мы считаем, что если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их
гендерных особенностей, то они могут с успехом решить это.