Напоминание

Тема: "Гендерное воспитание дошкольников"


Автор: Мерлина Валентина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: с.Мильково
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Тема: "Гендерное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консул

ьтация для родителей "Гендерное воспитание

дошкольников»

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания

личности

и

включающий

в

себя

психологические,

социальные

и

культурные

отличия

между

мужчинами

(мальчиками)

и

женщинами

(девочками),

а

существующие

свойства

и

отношения

называются

гендерными.

Практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного

образования

возникают

серьёзные

проблемы

по

вопросам

гендерного

воспитания.

В

первую

очередь

это

связано

с

тем,

что

в

программно-

методическом

обеспечении

дошкольных

образовательных

учреждений

России

не

учитывали

гендерные

особенности.

В

результате

этого

содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и

психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста,

которые, по мнению ученых различаются, а именно:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны

понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим

полом.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в

период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:

к

возрасту

2-3

лет

дети

начинают

понимать,

что

они

либо

девочка, либо

мальчик,

и

обозначаютсебя соответствующим образом;

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детямстановится понятно, что

гендер

не

изменяется:

мальчики

становятся

мужчинами,

а

девочки

женщинами

и

эта

принадлежность к полу не изменится.

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что

гендер

не

изменяется:

мальчики

становятся

мужчинами,

а

девочки

женщинами

и

эта

принадлежностьк полу неизменится.

Социальные

изменения,

происходящие

в

современном

обществе,

привели

к

разрушению

традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов

повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже

не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного

пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы

между

"женскими"

и

"мужскими"

профессиями.

Некоторые

мужчины,

в

свою

очередь,

утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно

превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на

женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание:

девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им

(ею)

полоролевого

опыта

как

пространства,

где

ребенок

открывает

для

себя

свой

пол

(физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре

формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов

поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих

взрослых и сверстников.

Мальчик

и

девочка

два

разных

мира.

Если

воспитатели

и

родители

заинтересованы

в

воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

С дошкольного возраста девочки должны понимать, что они вырастут женщинами, а мальчики

— мужчинами. Большую роль в гендерном воспитании имеет семья . Наблюдая распределение

бытовых

обязанностей,

отношения

родителей,

ребенок

получает

образец

для

подражании.

Недаром в народе говорят: « Хороший пример – наилучшая проповедь»

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной

социализации дошкольников .Так как среда является одним из основных средств развития

личности ребенка , старалась создать в группе образовательную среду с учетом возрастных

возможностей

детей,гендерныхсклоннестей.

Особую

роль

в

усвоение

детьми

гендерного

поведения играет сюжетно-ролевая игра.

Девочки нашей группы охотно играют сюжетно-ролевые игры :«Дочки-матери», «Больница»,

«Парикмахерская», игры-имитации «Встречаем гостей», «Покорми куклу Машу» .Мальчики же

охотно играют такие игры,как «Моряки», «Автобус».Чтобы привлечь внимание детей : мы

«укладываем

спать,спев

колыбельную»

«разогреваем

кашу»,

«кормим

куклу»итп.

Дети

внимательно наблюдают за нашими действиями и сами начинают повторять,обыгрывать тот или

иной сюжет.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 2-3 лет принадлежит конструированию из

крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под нашим руководством,

а

затем

самостоятельно

охотно

конструируют

для

коллективных

игр.

Предлагаю

сконструировать большую машину, самолет, пароход, вагон поезда и т.п.. Мальчики рады, что им

поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные

детали и т.п.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну.В

своей работе я стараюсь учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства

для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им

помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываю их игры, а лишь направляю

игры мальчиков в нужное русло. Для этой цели приобрели мячики разной величины ,кегли и

другие

спортивные

инвентари,

чтобы

будущие

наши

защитники

Родины

росли

меткими

,ловкими.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам.

Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам.Наш уголок «Шофёры» -

включает

машины

разного

вида:

большие

и

маленькие,

легковые

и

грузовые,

трактора,

мотоциклы,

а

также

макет

перекрестка,

что

позволяет

в

соответствии

с

программой

формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге.Игра в машинки дает

представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении

различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор,

нет

никаких

патологий,

это

этап,

который

может

оказаться

полезным

для

формирования

определенных черт -заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у

девочки.

В

группе

оборудован

уголок

ряженья,

создан

кукольный

театр,

позволяющий

детям

проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-

младенец, кукла-мастер, кукла-врач и т.п.).

Свою роль - роль воспитателя я вижу в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей . При

этом

руковожу

,

как

играми,

в

которых

участвуют

по

желанию

все

дети,

так

и

дифференцированно

играю

с

девочками

и

мальчиками,

тем

самым детям

представляя

возможность проиграть мужскую и женскую модели поведения.

Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей 2-3 лет, является внесение в

среду

различных

маркеров

с

акцентом

на

гендерную

идентичность,

и

дополнение

среды

специфичными

материалами

для

девочек

и

мальчиков,

чтобы маленький

ребенок

имел

возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он –мальчик.

Мы - воспитатели говорим родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны

постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Мы

решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек были подобраны

картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машины.

Овладению

опытом

мужского

и

женского

поведения

в

хозяйственно-бытовой

деятельности

способствуют

трудовые

поручения,

которые

так

же

распределяются

в

зависимости

от

пола

ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с

аккуратностью.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей

созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои народных сказок, девочки,

обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики,

герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в

быту.Регулярно

рассказываем

детям

народные

сказки

«Репа»,«Теремок»,

«Курочка

Ряба»,

«Медведь

и

лиса».На

примере

сказок

,потешек,колыбельных

песен

,

мы

воспитываем

у

мальчиков ответственность ,заботу,мужественность,а у девочек доброту,мудрость.

При

организации

и

проведении

занятий

я

стараюсь учитыватьпсихологические

особенности

мальчиков

и

девочек:

девочки-дошкольницы

опережают

мальчиков

в

плане

психического

развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны

в

учебной

и

творческой

деятельности,

мальчики

-

в

подвижных

играх

и

на

занятиях

физкультурой.

Поэтому

мы

строим

учебно-воспитательную

работу

таким

образом,

чтобы

у

каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и

стойкое

отсутствие

успеха

негативно

отражаются

на

развитии

самооценки.

По

данным

исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого,

девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма

оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому я стараюсь,

оценивая результаты деятельности мальчика, делаю акцент на конкретных его успехах. Мы

говорим мальчикам: «Молодец, Арсен, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи Тимур,

сегодня ты научился рисовать домик), оценивая результаты деятельности девочки делаю акцент

на том, как хорошо она что-либовыполнила. «Умница Амалия, красиво нарисовала домик»,итп.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух

противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и

нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.С этой целью я

провожу дидактические игры «Чей предмет ?Папы или мамы», «Кто я», «Найди одежду для

девочки и мальчика». Беседы на тему : «Я мальчик,ядевочка».Также большую роль в гендерном

воспитание играет семья.Для этой цели мы проводили консультации для родителей «Семья –

глазами ребенка» .Оформили папку –передвижку на праздники «Моя мама –лучшая на свете»,

«Наши папы –кто они»;Рассматриваем семейные фотографии ,беседуем ,играем пальчиковые

игры

«Моя

семья»,

«Сорока

–белобока».Наши

родители

участвовали

на

конкурсе

«

Моя

родословная».

Мы

учитываем,

что

девочки

нуждаются

в

стимулах,

в

большей

степени

построенных

на

основе слухового

восприятия. Мальчики

плохо

воспринимают

объяснение

воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные

на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и

используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать,

подержать в руках или соединить новую информацию с движением.Мальчик и девочка – два

разных мира.

Мы считаем, что если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их

гендерных особенностей, то они могут с успехом решить это.



В раздел образования