Автор: Тимашова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43 детский сад
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Программа дополнительных образовательных услуг художественно – эстетического направления
Тема: «Волшебная иголочка»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 «Сказка»
город Смоленск
Программа дополнительных
образовательных услуг
художественно – эстетического направления
«Волшебная иголочка»
Срок реализации программы 1 год
Руководитель:
Воспитатель Тимашова Е. Н.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
В последнее время много исследований, высказываний
педагогов, учёных посвящены вопросу развития мелкой
моторики рук. В первую очередь этот вопрос относится к
детям, которые стоят на пороге школы. Так как одним из
важнейших показателей готовности детей к школе является
развитие мелкой моторики пальцев рук. Известно: рука
учит мозг. Чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем
лучше развито его мышление. Учителя начальных классов
отмечают, что многие современные дети на первом этапе
обучения в школе испытывают затруднения с письмом:
теряется рабочая строка, быстро устаёт рука, ребёнок не
укладывается в общий темп работы в классе. В результате
всё это ведёт к недостаточному
развитию внимания, зрительной
памяти, координации движений. Дошкольный период важный
этап в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируются: точность
и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев,
аккуратность, внимательность ,творчество, мышление. Все эти качества
будут необходимы для успешного обучения письму.
Что же это такое - мелкая моторика рук? Почему так важно
развивать её у детей дошкольного возраста?. Учёные отмечают,
что мелкая моторика – это есть совокупность двигательных воз-
можностей выполнения дифференцированных пальцевых
движений, определяющих успешность формирования навыков
самообслуживания ,различных учебных и трудовых операций.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и
движения пальцев, расположены очень близко. Учёные доказали,
что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование
речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого
и умственного развития ребёнка.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы. Итак, от того, как
развита рука, пальцы ребёнка – зависит и то, как он будет учиться
в школе. Поэтому в подготовительной группе необходимо прово-
дить работу в этом направлении.
Существует много упражнений на развитие мелкой моторики
руки: пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании
цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация.
В последнее время воспитатели совсем мало стали уделять внимания
ручному труду по работе с тканью. Наверно, бояться за безопасность
детей при работе с иглой, пугает большая подготовка, да и сами
воспитатели не очень умеют владеть этой методикой.
Я же решила, что нужно для развития мелкой моторики руки в нашей
группе использовать шитьё . Работа в кружке положительно скажется на
взаимоотношениях между детьми. Работа с иглой и тканью требует
участия обеих рук, развивает усидчивость, ориентировку.
К концу учебного года кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
.
Законодательное и научно – методическое обеспечение
программы.
Федеральный закон «Об образовании в Российкой Федерации»
СанПин 2.4.1 3019 – 13
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Устав МБДОУ «Детский сад №43 «Сказка»
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации
Этот принцип предусматривает учёт возрастных особенностей
и возможностей детей.
2. Принцип деятельного подхода.
Речь, как регулятор всех психических функций, развивается в
ходе общения в деятельности.
3. Принцип развития.
Этот принцип предусматривает деятельность одновременно
во всех направлениях развития.
4. Принцип сотрудничества.
Предполагает признание ценности совместной деятельности
детей и взрослого.
5. Принцип системности
Деятельность планируется систематически.
6. Принцип от простого к сложному
Начинаем с менее простой работы, а заканчиваем более
сложной и серьёзной.
Цель программы
1. Развитие мелкой моторики рук дошкольников.
2. Познакомить детей с доступным их возрасту видом
деятельности.
Основные задачи
Образовательные
Познакомить детей с материалами и инструментами
для шитья.
* Научить детей: вставлять нитку в иголку, завязывать узелок,
пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.
Познакомить с разными способами и приёмами работы
с тканью и пуговицами.
Расширять словарный запас детей: нитки, мулине, фасон, шов,
мода, клубок, моток ,напёрсток, швея, стежок, модельер, лекало.
Закреплять цвета и оттенки.
Формировать умение выполнять последовательную цепочку действий:
подготовка ткани, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка,
закрепление нити на ткани.
Развивающие
Овладеть техникой выполнения простейших швов
Закрепить знания о технике безопасности при
работе с иголкой и ножницами.
Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику
пальцев.
Развивать навыки ручной умелости.
Развивать умение доводить работу до конца.
Способствовать стремление ребёнка к самостоятельности.
Воспитательные
Воспитывать у детей художественный вкус, интерес к ручному труду.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение., трудолюбие,
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Желание участвовать в совместной трудовой деятельности
на равне со всеми, радоваться результатами.
Организационный раздел.
Работа с детьми.
Форма организации детей- групповая (списочный состав -20 детей)
Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год
Время проведения - 2 раза в неделю по 35 минут во вторую поло-
вину дня с воспитателем и младшим воспитателем.
Работа с родителями:
Вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность,
направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
Приобщить родителей к подбору оборудования и материалов
для занятий с детьми шитьём.
Распространять среди родителей знания о значении занятий
шитьём с детьми подготовительной группы.
Анкетирование родителей на тему «Результаты работы с детьми
шитьём».
Предполагаемый результат
1. Увеличение числа воспитанников с хорошо развитой
мелкой моторикой рук.
2. Овладение детьми элементарными трудовыми умениями
при работе с тканью и простейшими инструментами (нож-
ницами, иголкой).
3. Овладение приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4
отверствиями, на ножке.
4. Различать и пользоваться швами: «вперёд иголка », «обмёточный шов»,
« через край».
5. Приобрести навыки экономного расходования материалов, береж-
ного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем
месте.
6. Желание заинтересовать и научить других детей технике шитья.
Диагностика (механизм оценки получаемых результатов)
1. Основным методом диагностики усвоения программы является-
наблюдение. По результатам наблюдений проводится анализ
готовых работ детей.
2. Обследование умений и навыков работы с нитью
(на начало и конец года)
умение вдевать нитку в иголку.
завязывать узелок
умение правильно отмерить нитку
пришивать пуговицу с 2 отверствиями
пришивать пуговицу с 4 отверстиями
пришивать пуговицу на ножке
умение сшивать изделие швом «вперёд иголка»
умение сшивать изделие швом «через край»
умение сшивать изделие обметочным швом.
Литература
1. Программа «Художественный труд»
Вестник образования , 2001 год №20 стр. 44 -74
2. «Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дошкольного образования детей»
Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 года
№ 28-02-484/16.
3. Андреева И.А. «Шитьё и рукоделие» энциклопедия
М. 1994 г.
4. Крухленг М.В. «Дошкольник и рукотворный мир»
5 .Цирулик .статьи «Уроки творчества» , « Умные руки».
Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2005 год
6. Гай-Гулина С.З. «Петелька за петелькой»
Издательство «Малыш»
7 .Ефремова О.М. «Занятия по рукоделию»
8. Новотворцева Н.В. «Учимся писать»
Обучение грамоте в детском саду»
Академия развития 2000 год
9. Нуждина Т.Д. «Мир вещей» .Энциклопедия для малышей.
Ярославль. Академия развития 1998 год.
10. Основная образовательная программа дошкольного
образования « От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Мозаика-Синтез, 2015 год. Издание 3-е Москва.
Перспективное планирование работы кружка
«Волшебная иголочка» в подготовительной группе.
Месяц
Тема занятий
Задачи
Сентябрь
1. Бабушкин
сундучок
(знакомство с его
обитателями:
катушками ниток,
различными по
величине и
назначению иглами,
игольницей,
наперстком,
сантиметром,
мелком, ножницами)
Познакомить
детей со швей-
ными
принадлежностями
.
Обогащать
словарь: клубок,
моток. катушка,
напёрсток,
сантиметровая
лента, штопать,
вышивать, швея,
швейная машинка.
2. Знакомство с
модой.
Рассказ
воспитателя о
моде.
Рассматривание
журналов,
загадывание
загадок, чтение
пословиц,
просмотр слайдов
из телепередачи «
Модный
приговор».
Воспитание
любознательности,
вкуса, интереса к
шитью.
3. Поговорим о
тканях
(путешествие в
магазин «Ткани»
Показать детям
образцы тканей.
Учить определять
ткань на ощупь,
видеть структуру
ткани. Воспитывать
художественный,
эстетический вкус.
.
4. Профессии всякие
важны.
( познакомить с
профессией швеи,
процессом
изготовления
одежды)
Расширять кругозор
детей, воспитывать
уважение к труду
людей. Развивать
мыслительную
деятельность.
Октябрь
1. Волшебная
иголочка
(рассматривание
макета иглы,
знакомство с иглой,
игольницей)
Познакомить детей
с правилами
обращения с иглой.
Научить, как
отмерять длину
нити для работы.
Вдевать нитку в
иглу. Завязывать
узелок.
2.
Ознакомление со
швом «вперёд
иголка»
( рассматривание
бумажного макета
последовательност
и
выполнения шва)
Довести до
автоматизма
алгоритм
действий :
вставляем иглу
снизу,
перехватываем
руку, вытягиваем
иголку, натягиваем
нить, вставляем в
следующее
отверстие сверху и
т.д.
3.
Выполнение шва
«Вперёд иголка»
на ткани
Учить выполнять
шов на ткани, не
затягивая её.
4. Разные
дорожки
Учить шить швом
«вперед иголка»
двумя нитками
Ноябрь
1. Знакомство со
швом «через
край» на макете
Развивать
глазомер,
соблюдать ритм.
2. Знакомство со
швом «через
край» на ткани
Развивать
глазомер,
соблюдать ритм.
Закрепить умение
завязывать узелок.
3. Познакомить с
петельным швом
на макете
Познакомить с
обмёточным швом.
Учить делать
правой рукой
петельку.
4. Петельный шов
на ткани
Учить обмётывать
сыпучие ткани .
Закрепить умение
завязывания
узелка.
Декабрь
1. Закрепление
нити в конце
шитья
Познакомить с
правилами
закрепления нити.
2. «Весёлые
пуговицы»
пришивание
пуговиц двумя
отверстиями
Учить пришивать
пуговицу , вдевать
нитку в иголку,
завязывать узелок,
закреплять нить в
конце работы.
3. Пришивание
пуговиц с
четырьмя
отверстиями
Учить пришивать
пуговицы способом
«крест». Повторить
закрепление нити
в конце работы.
4. Пришивание
пуговиц с
четырьмя
отверстиями
параллельным
способом
Закрепить умение
работы с иглой и
ниткой.
Январь
1. Творческая
работа
«Гусеница»
Продолжать учить
пришивать
пуговицы с двумя и
четырьмя
отверстиями.
2. Пришивание
пуговиц на ножке
Закрепить умение
работы с иглой и
ниткой.
3. Изготовление
салфетки
Учить делать
салфетку путем
выдергивания
нитей.
Феврал
ь
1. Украшение
салфетки
Украшать салфетку
цветными нитками
швом «Вперед
иголка» Развивать
творческое
воображение ,
аккуратность в
работе.
2. Закладка из
бархатной
бумаги
Закрепить шов
через край .
Воспитывать
аккуратность.
3. Пользование
лекалом
Учить пользоваться
картонной
выкройкой ,
обводить её
карандашом и
вырезать.
4. Пошив
трусиков для
кукол
Закрепить работу с
иголкой, лекалом.
Март
1. Мешочек для
подарков
Стимулировать
желание детей к
деятельности.
2. Подарок маме
«Сердечко»
Развивать у детей
желание как можно
лучше , аккуратнее
сделать подделку
маме. шов «Через
край».
3. Панно «Цветы»
(коллективная
работа из
пуговиц)
Воспитывать
дружеские
отношения .
Закрепить навыки
пришивания
пуговиц .
4. Панно «Цветы»
(коллективная
работа из
пуговиц)
Закрепить навыки
пришивания
пуговиц .
Апрель
1-4. Персонажи
кукольного
театра
Продолжать учить
работать с иголкой
и ниткой. Шить
швом «вперёд
иголка» . Вызвать
желание самим
сделать кукольный
театр: учить к
каждой кукольной
головке
(предварительно
изготовленные
детьми для
персонажей
кукольного театра)
подбирать ткань и
нитки. В свободное
время обыграть
кукольный театр.
Май
1. Прихватка
«Рукавичка»
Учить детей
сшивать края швом
«Через край» .
пришивать
петельку.
2. Изготовление
косички –
закладки
для книг
Учить отмерять
нитки одной
длины. Развивать
умение , работать в
паре,
договариваться ,
соблюдать
очередность
плетения и
держания косички .
3. Панно из
пуговиц
«Красивые
цветы»
Продолжать
закреплять умение
пришивать
пуговицы разными
способами.
Развивать мелкую
моторику рук.
Закреплять умения
составлять
композицию.
4. Презентация
подделок в
кружке
Подведение итогов
работы кружка .