Напоминание

Роль музыкально-ритмических упражнений в процессе обучения дошкольников хореографическому мастерству


Автор: Шишова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДО «Созвездие»
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыкально-ритмических упражнений в процессе обучения дошкольников хореографическому мастерству
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль музыкально-ритмических упражнений в процессе обучения дошкольников

хореографическому мастерству

Шишова Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр

дополнительного образования «Созвездие» (МБУДО ЦДО «Созвездие»),

г. Воронеж,

педагог дополнительного образования

Каждая техника танца и танцевальная школа имеет свои плюсы, свои сильные стороны,

подходящие

для

развития

определённых

навыков

и

физических

качеств.

У

каждого

танцевального

направления

есть

свой

неповторимый

стиль

и

своя

школа,

которая

постоянно совершенствуется.

Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, свидетельствует о том, что

занятия

танцем

оказывают

воздействие

на

формирование

двигательных

качеств

(укреплению

«мышечного

корсета»

и

связочно-мышечного

аппарата

стопы

и

голени,

развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти) [1].

Хореография – одно из важнейших средств эстетического воспитания. Как отмечает

Лисицкая

Т.С.,

«хореография

это

система

упражнений

и

методов

воздействия,

направленных

на

воспитание

двигательной

культуры,

а

также

на

расширение

выразительных средств» [2, c. 23]. Музыка на уроках хореографии знакомит учащихся с

основами музыкальной грамоты. Учащиеся должны выполнять движения в соответствии с

ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.

Музыкально-ритмические

упражнения

помогают

ребёнку

научиться

владеть

своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат

пространственной

ориентировке,

укрепляют

основные

виды

движений,

способствуют

освоению

элементов

плясок,

танцев,

игр,

углубляет

навыки

общения

с

различными

предметами.

Занятия

музыкально-ритмической

гимнастикой

дают

наибольший

оздоровительный

развивающий эффект у детей дошкольного возраста.

Анализ

литературных

и

методических

источников

позволяет

выявить

ряд

специфических черт присущих ритмической гимнастике:

1.

Cочетание общеразвивающих упражнений с элементами народным бытовых

и характерных танцев.

2.

Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных

движений.

3.

Тесная взаимосвязь движений и музыки.

4.

Эмоциональная насыщенность урока за счёт высокой экспрессии движений

и активной роли преподавателя.

5.

Динамичность и разнообразие движений.

6.

Возможность

эмоционального

самовыражения

я

и

нервно

психической

разрядке.

7.

Расширение двигательных возможностей и повышения культуры движений.

8.

Коллективный характер занятий.

Таким

образом,

музыкально-ритмическая

гимнастика

представляет

собой

интегрированную

систему

средств

ритмической

гимнастики,

музыкального

сопровождения и двигательных действий.

Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для

будущего

стиля

и

ритма

его

жизни.

Обязательным

элементом

занятий

ритмикой

(ритмической гимнастикой) является музыка.

О

влиянии музыкального

сопровождения

на

процесс

физического

воспитания

существует много научной литературы. В.В. Гориневский отмечал, что музыкальный ритм

обеспечивает координацию движений. На основе правильно выбранной координации,

гармоничности движений, верного темпоритма, а также на основе высокого технического

мастерства возникают та свобода, легкость и непринужденность движений, которые и

определяют в значительной степени их эстетическую значимость [3].

Музыка определяет ритм и темп движений, эмоциональную окраску, стиль, и является

одним

из

определяющих

факторов

движения.

Музыка

повышает

эмоциональность,

помогает детям запомнить движение, передать выразительность и характер. Музыка и

движения имеют много общих параметров: с началом музыки начинается движение и с её

окончанием

заканчивается,

чем

громче

музыка,

тем

больше

амплитуда

движения,

композиционная структура танца полностью зависит от формы произведения.

В работе с детьми целесообразно использовать различные типы учебных занятий с

двигательной

активностью,

в

том

числе

физкультурные

музыкально-ритмические

занятия,

основанные

на

русских

народных

плясках

и

танцах,

играх

и

хороводах,

с

использованием песен и народных мелодий.

В хореографических студиях дополнительного образования обучаются дети с разными

физическими данными, зачастую с ограниченными, с точки зрения профессионального

исполнения академического классического танца. Данное явление влечёт за собой поиск

новых методов и приёмов в хореографической педагогике. Для освоения классического

танца значительное место занимает период обучения, включающий группы музыкально-

ритмических упражнений.

Литература .

1. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / сост. Н.А. Ноткина.

Спб.: Образование, 1993. 36 с.

2.

Котельникова

Е.Г.

Биомеханика

хореографических

упражнений.

Ленинград: ЛГИК,

1986. 208 с.

3. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. СПб. : Лань; Планета

музыки, 2016. 520 с.



В раздел образования