Автор: Шишова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДО «Созвездие»
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыкально-ритмических упражнений в процессе обучения дошкольников хореографическому мастерству
Раздел: дополнительное образование
Роль музыкально-ритмических упражнений в процессе обучения дошкольников
хореографическому мастерству
Шишова Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр
дополнительного образования «Созвездие» (МБУДО ЦДО «Созвездие»),
г. Воронеж,
педагог дополнительного образования
Каждая техника танца и танцевальная школа имеет свои плюсы, свои сильные стороны,
подходящие
для
развития
определённых
навыков
и
физических
качеств.
У
каждого
танцевального
направления
есть
свой
неповторимый
стиль
и
своя
школа,
которая
постоянно совершенствуется.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, свидетельствует о том, что
занятия
танцем
оказывают
воздействие
на
формирование
двигательных
качеств
(укреплению
«мышечного
корсета»
и
связочно-мышечного
аппарата
стопы
и
голени,
развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти) [1].
Хореография – одно из важнейших средств эстетического воспитания. Как отмечает
Лисицкая
Т.С.,
«хореография
–
это
система
упражнений
и
методов
воздействия,
направленных
на
воспитание
двигательной
культуры,
а
также
на
расширение
выразительных средств» [2, c. 23]. Музыка на уроках хореографии знакомит учащихся с
основами музыкальной грамоты. Учащиеся должны выполнять движения в соответствии с
ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.
Музыкально-ритмические
упражнения
помогают
ребёнку
научиться
владеть
своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат
пространственной
ориентировке,
укрепляют
основные
виды
движений,
способствуют
освоению
элементов
плясок,
танцев,
игр,
углубляет
навыки
общения
с
различными
предметами.
Занятия
музыкально-ритмической
гимнастикой
дают
наибольший
оздоровительный
развивающий эффект у детей дошкольного возраста.
Анализ
литературных
и
методических
источников
позволяет
выявить
ряд
специфических черт присущих ритмической гимнастике:
1.
Cочетание общеразвивающих упражнений с элементами народным бытовых
и характерных танцев.
2.
Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных
движений.
3.
Тесная взаимосвязь движений и музыки.
4.
Эмоциональная насыщенность урока за счёт высокой экспрессии движений
и активной роли преподавателя.
5.
Динамичность и разнообразие движений.
6.
Возможность
эмоционального
самовыражения
я
и
нервно
психической
разрядке.
7.
Расширение двигательных возможностей и повышения культуры движений.
8.
Коллективный характер занятий.
Таким
образом,
музыкально-ритмическая
гимнастика
представляет
собой
интегрированную
систему
средств
ритмической
гимнастики,
музыкального
сопровождения и двигательных действий.
Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для
будущего
стиля
и
ритма
его
жизни.
Обязательным
элементом
занятий
ритмикой
(ритмической гимнастикой) является музыка.
О
влиянии музыкального
сопровождения
на
процесс
физического
воспитания
существует много научной литературы. В.В. Гориневский отмечал, что музыкальный ритм
обеспечивает координацию движений. На основе правильно выбранной координации,
гармоничности движений, верного темпоритма, а также на основе высокого технического
мастерства возникают та свобода, легкость и непринужденность движений, которые и
определяют в значительной степени их эстетическую значимость [3].
Музыка определяет ритм и темп движений, эмоциональную окраску, стиль, и является
одним
из
определяющих
факторов
движения.
Музыка
повышает
эмоциональность,
помогает детям запомнить движение, передать выразительность и характер. Музыка и
движения имеют много общих параметров: с началом музыки начинается движение и с её
окончанием
заканчивается,
чем
громче
музыка,
тем
больше
амплитуда
движения,
композиционная структура танца полностью зависит от формы произведения.
В работе с детьми целесообразно использовать различные типы учебных занятий с
двигательной
активностью,
в
том
числе
физкультурные
музыкально-ритмические
занятия,
основанные
на
русских
народных
плясках
и
танцах,
играх
и
хороводах,
с
использованием песен и народных мелодий.
В хореографических студиях дополнительного образования обучаются дети с разными
физическими данными, зачастую с ограниченными, с точки зрения профессионального
исполнения академического классического танца. Данное явление влечёт за собой поиск
новых методов и приёмов в хореографической педагогике. Для освоения классического
танца значительное место занимает период обучения, включающий группы музыкально-
ритмических упражнений.
Литература .
1. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / сост. Н.А. Ноткина.
Спб.: Образование, 1993. 36 с.
2.
Котельникова
Е.Г.
Биомеханика
хореографических
упражнений.
Ленинград: ЛГИК,
1986. 208 с.
3. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. СПб. : Лань; Планета
музыки, 2016. 520 с.