Напоминание

"Экологическое воспитание детей в детском саду"


Автор: Бас Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№18
Населённый пункт: Московская область, Красногорский округ, п.Мечниково
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Экологическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание детей в

детском саду»

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком

уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью

начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные

ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической

вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой

(вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование

людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего

населения, включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву

можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается

фундамент, осознанного отношения окружающей действительности,

накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей

действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления,

которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача

формирования у дошкольников основ культуры рационального

природопользования.

Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так

как в это время закладываются основы личностного, физического и

психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает

установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой,

потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в

воспитательном процессе.

Экологическое воспитание дошкольников предполагает решение таких

задач:

• Нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде);

• Интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и

знаний);

• Эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться

красотой природы);

• Охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными).

Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно

происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В

этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть

забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания

важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста –

отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.

Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является

более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней.

Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является

следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе

представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.

Необходимым условием экологического воспитания дошкольников

является также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из

осознания неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со

временем рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что

эстетическому развитию должно предшествовать полноценное

эмоциональное становление ребенка.

Какие же мероприятия в детском саду будут особенно полезны для

экологического воспитания дошкольников? Прежде всего, это

ежедневный уход за уголком природы. Создание и поддержание

экологических условий для его обитателей – это важнейшее повседневное

мероприятие для всех детей.

Еще одним важным ежедневным делом является заполнение

иллюстрированного природного календаря, в котором с помощью рисунков

дети фиксируют погоду и её состояние. Когда календарь будет заполнен, он

превратится в своеобразную графическую модель, которая отразит все

погодные изменения и продемонстрирует творческий потенциал ребенка.

Походы на природу преследуют оздоровительные, природоохранные,

познавательные и эстетические цели. Такое мероприятие должно быть

хорошо подготовлено и организовано, тогда после него у каждого участника

останется глубокий эмоциональный след. Более простой разновидностью

походов являются экскурсии.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно

составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы

растения не погибли от вытаптывания.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные

растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут

отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не

прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем

покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать

нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В

природе о них позаботятся взрослые животные.

-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте

травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые

укрываются в их зарослях.

В активном освоении окружающего мира очень помогают игры. В них

должны быть включены познавательные элементы экологической тематики

для удовлетворения детской любознательности. Когда в игру закладываются

определенные особенности живой природы, она помогает расширить детские

представления об окружающем мире.

Задача родителей и воспитателей – подвести ребенка к пониманию нашей

общности. С другой стороны, каждый из нас по отдельности ответственен за

нашу планету, потому должен беречь и приумножать её красоту.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!



В раздел образования