Автор: Бас Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№18
Населённый пункт: Московская область, Красногорский округ, п.Мечниково
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Экологическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание детей в
детском саду»
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком
уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью
начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные
ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической
вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой
(вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование
людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего
населения, включая и подрастающие поколение.
Началом формирования экологической направленности личности по праву
можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается
фундамент, осознанного отношения окружающей действительности,
накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей
действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления,
которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача
формирования у дошкольников основ культуры рационального
природопользования.
Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так
как в это время закладываются основы личностного, физического и
психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает
установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой,
потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в
воспитательном процессе.
Экологическое воспитание дошкольников предполагает решение таких
задач:
• Нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде);
• Интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и
знаний);
• Эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться
красотой природы);
• Охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными).
Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно
происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В
этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть
забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания
важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста –
отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.
Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является
более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней.
Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является
следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе
представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.
Необходимым условием экологического воспитания дошкольников
является также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из
осознания неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со
временем рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что
эстетическому развитию должно предшествовать полноценное
эмоциональное становление ребенка.
Какие же мероприятия в детском саду будут особенно полезны для
экологического воспитания дошкольников? Прежде всего, это
ежедневный уход за уголком природы. Создание и поддержание
экологических условий для его обитателей – это важнейшее повседневное
мероприятие для всех детей.
Еще одним важным ежедневным делом является заполнение
иллюстрированного природного календаря, в котором с помощью рисунков
дети фиксируют погоду и её состояние. Когда календарь будет заполнен, он
превратится в своеобразную графическую модель, которая отразит все
погодные изменения и продемонстрирует творческий потенциал ребенка.
Походы на природу преследуют оздоровительные, природоохранные,
познавательные и эстетические цели. Такое мероприятие должно быть
хорошо подготовлено и организовано, тогда после него у каждого участника
останется глубокий эмоциональный след. Более простой разновидностью
походов являются экскурсии.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно
составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы
растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные
растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут
отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не
прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем
покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать
нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В
природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте
травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые
укрываются в их зарослях.
В активном освоении окружающего мира очень помогают игры. В них
должны быть включены познавательные элементы экологической тематики
для удовлетворения детской любознательности. Когда в игру закладываются
определенные особенности живой природы, она помогает расширить детские
представления об окружающем мире.
Задача родителей и воспитателей – подвести ребенка к пониманию нашей
общности. С другой стороны, каждый из нас по отдельности ответственен за
нашу планету, потому должен беречь и приумножать её красоту.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!