Автор: Румянцева Валентина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ лицей №3
Населённый пункт: город Галич Костромской области
Наименование материала: методический семинар
Тема: Технология проблемного диалога в начальной школе
Раздел: начальное образование
Методический семинар
«Применение технологии проблемного диалога
с использованием интерактивного оборудования на уроках в
начальной школе»
Румянцева Валентина Вячеславовна,
учитель начальных классов МОУ Лицея №3
города Галича Костромской области
Слайд 2. Человек, живущий в современном мире, должен уметь жить в
этом постоянно развивающемся вокруг него пространстве и быть не просто
созерцателем этого процесса, а его творцом. Только в этом случае он сможет
почувствовать себя успешным, сможет найти своё место в современном мире,
сможет самореализоваться. Именно таким должен ощущать себя человек на
момент, когда он вступает во взрослую самостоятельную жизнь.
Возникает проблема: как и какими средствами «взрастить» в человеке
такие
необходимые
для
жизни
в
современном
обществе
качества,
как
способность к самоопределению и самореализации? Ответить на этот вопрос,
разрешить
противоречия
между
стремительно
развивающимся
миром
и
традиционными подходами в образовании призван процесс модернизации
всей
системы
образования
нашей
страны.
Традиционный,
«ЗУНовский»
подход
к
образованию
не
способен
справиться
с
данными
задачами.
Инновационным, направленным на формирование умения учиться, т.е. учить
себя,
является
системно
–
деятельностный
подход.
Именно
он
явился
методологической
основой
Федеральных
государственных
стандартов
общего образования.
Стандарты второго поколения фиксируют те результаты обучения, за
которые уже много лет борются все развивающие образовательные системы.
Но далеко не каждому массовому учителю понятно, как таких результатов
достигать. На этом семинаре речь пойдёт о технологии проблемного диалога,
которая
представляет
собой
современную
образовательную
технологию
деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС (слайд 3).
Слайд 4. Уже семь лет я работаю по образовательной системе «Школа
2100». Технология проблемного диалога является одной из основных в этой
системе.
Она
разработана
современным
учёным,
доцентом
кафедры
начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Е.Л.Мельниковой.
Педагогический
замысел
технологии состоит в том, что она призвана
научить
ребёнка
самостоятельному
решению
проблем
посредством
совместного с учителем «открытия» нового знания.
Слайды 5 - 6. Урок, построенный в технологии проблемного диалога,
имеет
чёткую
структуру.
Вы
можете
познакомиться
с
видеофрагментами
различных этапов урока, построенного и проведенного мною в технологии
проблемного диалога (гиперссылки).
Слайд 7. Применение методов постановки проблемы и поиска решения
на
своих
уроках
позволили
мне
определить
преимущества
проблемно
–
диалогических методов перед традиционными методами обучения.
Слайд
8.
Технология
проблемного
диалога
представляет
собой
целостную систему. Она отражена в программах, методических разработках,
учебниках, есть система контроля и мониторинга. Целостность построения
технологии проблемного диалога позволяет мне систематически применять
её в образовательном процессе на уроках различного типа (гиперссылка).
Слайд 9. Технология проблемного диалога позволяет мне реализовать
индивидуальный
и
дифференцированный
подходы
в
обучении,
позволяет
учитывать в процессе обучения познавательные интересы и запросы разных
групп
обучающихся.
Мной
разработаны
и
реализуются
индивидуальные
образовательные
маршруты
для
одарённых
детей
и
адаптированные
индивидуальные
образовательные
программы
для
детей
с
ОВЗ
(гиперссылки).
Технология проблемного диалога имеет огромный здоровьесберегающий
потенциал, так
как
развивает
у
учащихся
конструктивное
отношение
к
любым проблемам, умение их решать, что снимает отрицательные эмоции,
психологическое
напряжение,
создает
условия
для
самовыражения,
усиливает познавательный интерес и познавательную активность учащихся, о
чём свидетельствуют результаты мониторинга уровня тревожности учащихся
моего класса (гиперссылка).
Слайд 10. Эффективность учебно-воспитательного процесса, в т.ч. и
применение
технологии
проблемного
диалога
обеспечивается
наличием
информационно-образовательной
среды
-
системы
информационно-
образовательных
ресурсов
и
инструментов,
обеспечивающих
условия
реализации ООП НОО.
Кабинет начальных классов, в котором я работаю, оборудован набором
современного
интерактивного
оборудования,
отвечающего
современным
требованиям и обеспечивающего использование его в учебной, внеурочной,
исследовательской и проектной деятельности; при измерении, контроле и
оценке результатов образования. Данное техническое оснащение является
одним
из
методических
условий
применения
технологии
проблемного
диалога.
Слайд
11.
Мной
создан
большой
банк
презентаций
в
программе
«SMARТ» для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Кроме этого,
я
самостоятельно
конструирую
дидактические
игры
для
интерактивной
доски,
использование
которой
возможно
на
каждом
этапе
урока,
построенного в технологии проблемного диалога (гиперссылка).
Слайд 12. «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass»
применяется
мною
как
на
этапе
актуализации
знаний
и
постановки
проблемы, так и на этапе первичного закрепления (гиперссылка).
Документ-камеру я часто использую на этапе рефлексии, что позволяет
визуализировать результат любой деятельности учащихся, а также на уроках
технологии и изобразительного искусства, где необходимо воспроизвести
поэтапное выполнение творческой работы учащихся.
Слайд
13.
На
уроках
окружающего
мира
я
использую
цифровые
микроскопы и модульные системы экспериментов «PROLog» (гиперссылка).
Слайд
14.
Данное
интерактивное
оборудование,
совместно
и
использованием «мобильного класса» и электронного конструктора «Lego»
позволяет мне реализовывать программы внеурочной деятельности «Мир
информатики» и «Юный исследователь», активизировать работу учащихся на
этапах открытия новых знаний.
Слайд
15.
Технология
проблемно-диалогического
обучения
является
результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний,
эффективное
развитие
интеллекта
и
творческих
способностей
младших
школьников,
воспитание
активной
личности
обучающихся,
развитие
универсальных
учебных
действий.
Результаты
мониторинга
показывают
положительную
динамику качества
знаний,
успеваемости
и
уровня
обученности учащихся моего класса.
Слайд
16.
Потенциал
технологии
проблемного
диалогического
обучения достаточно высок и обусловлен ещё и тем, что она воспитывает
активную личность, формирует инициативность, развивает способность к
сотрудничеству. Об этом свидетельствуют результаты участия моих учеников
в
различных
олимпиадах,
конкурсах,
интеллектуальных
играх,
научно-
практических конференциях.
Слайд 17. Технология проблемного диалога дает качественные знания,
за
счет
использования
компонентов
технологии
–
постановка
проблемы,
методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные
задания
–
осознанное
воспроизведение.
Побуждающий
диалог
развивает
творческие
умения
осознавать
противоречие
и
формулировать
проблему,
выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические
умения, сравнивать, анализировать, обобщать. Обязательное использование
опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия
осваиваются за счет варьирования форм обучения. Регулятивные действия
формируются
благодаря
центральным
компонентам
технологии.
Методы
поиска
решения
учат
планированию
и
контролю.
Данная
технология
способствует
личностному
развитию
школьников. По
результатам
мониторинга
формирования
метапредметных
результатов
наблюдается
положительная динамика (гиперссылка).
Слайд 18. Наш лицей являлся пилотной площадкой по внедрению ФГОС
НОО с 2010 года. На протяжении всего этого времени я не только училась
работать по-новому, но и активно делилась своими успехами и достижениями
с коллегами на различных уровнях, участвуя в семинарах, конференциях.
Свой опыт по применению технологии проблемного диалога я неоднократно
освещала в публичных докладах, публикациях, в том числе и на различных
интернет-порталах,
проектах,
электронных
сборниках
и
журналах
(гиперссылки).
Слайд 19. Чем все школьные предметы похожи? В каждом есть знания,
которые
можно
открывать.
Поэтому
технология
проблемного
диалога
универсальна. Она носит общепедагогический характер и может применяться
очень
широко:
на
всех
образовательных
ступенях
–
от
дошкольного
образования до повышения квалификации учителей; на уроках по самым
разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая
такими
практико-ориентированными
предметами,
как
физкультура,
информатика,
технология;
на
школьных
мероприятиях,
классных
часах,
педагогических советах и даже родительских собраниях.
Технология проблемного диалога:
для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками,
для учителя - ключ к успеху и творчеству,
для ученика - интересный и понятный урок,
для образования
- реализация развивающего обучения,
для методиста - универсальная педагогическая технология,
для завуча - единая методическая тема школы,
для директора - конкурентоспособность коллектива.