Напоминание

"Истоки авторской песни"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: музыкально-литературная композиция
Тема: "Истоки авторской песни"
Раздел: среднее образование





Назад




Авторская песня. Истоки.

Цель: расширить представления учащихся об авторской песне, познакомить с

ее истоками, определить ее место в нашей жизни.

Звучит запись «Многоголосье» слова и музыка Ю. Визбора, класс

подпевает, после прослушивания определяет тип песни - авторская).

Учитель говоря о теме мероприятия предлагает подумать:

«А каковы предпосылки становления и развития авторской песни в России?»

Ученик: с древнейших времён музыка играла большую роль в жизни славян.

Об этом свидетельствуют многие греческие, римские, византийские

исторические и литературные памятники. В этих документах отмечается

необычайная любовь славян к пению, недаром их называли «песнелюбцами».

Арабский писатель Якуб, восхищаясь славянскими песнями, отмечает их

многозвучность и приятность для слуха. «Они насыщают мою душу», - писал

он.

Учитель: Нельзя не указать представителей раннего русского музыкального

исполнительства: певцов-сказителей и скоморохов.

Скоморохи соединили в себе черты потешника, лицедея, музыканта, певца.

Скоморошество стало искусством обличающим – высмеивало уродливые

стороны жизни государства. К истокам жанра авторской песни мы можем

отнести «Слово о полку Игореве» (1187 г.) Его автор называет своё

произведение то «словом», то «песнью», то «повестью», а своим

предшественником считает певца и поэта Бояна (Баяна). Русских певцов –

дружинников, гусляров, украинских мирников мы также можем считать

прародителями данного жанра. Один из популярных героев народного эпоса

– Садко – бедный гусляр и певец.

Ученик: В 15 –16 вв. Рождается русская лирическая песня, которая

характеризуется усилением психологической выразительности, правдивым

воплощением человеческих чувств. Уже в последующих столетиях,

благодаря богатству образов, глубине и яркости эмоционального выражения,

она привлекает внимание поэтов, композиторов, исследователей. В отличие

от обрядовой, лирическая песня не служила каким-либо романтическим

целям, не зависела от жизненных обстоятельств. Певец свободно изливал в

ней свои чувства и пел её тогда, когда испытывал внутреннюю потребность.

Учитель: (рассказывает о появлении канта во второй половине 17 века).

Кант – бытовая многоголосная песня, создаваемая любителями. В 17 веке

содержание кантов ограничивалось религиозной тематикой.

Слушание фрагмента знакомого канта того времени, посвящённого

Богоматери «Радуйся, радость твою воспеваю», «Плач Богородицы».

Значительную роль в развитии канта, лирической песни сыграла поэзия Е.

Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова. Музыку

писали и сами поэты, и профессиональные музыканты, и музыканты-

любители.

Ученик: В народном быту достаточную известность приобретают песни

служилого люда, солдат, матросов, песни городских мещан, фабричных

рабочих, крестьян. Крестьянские напевы, попадая в условия городского быта,

существенно меняются и звучат в новых вариантах. В многочисленных

анонимных и авторских сборниках 18 века отражён именно этот слой

народной песенной лирики, связанный с городской традицией. Для всех

песен характерна опора на бытовую песенную традицию. В сборники вошли

старинные крестьянские песни, песни народных восстаний, сатирические,

скоморошьи, обрядовые, плясовые, песни – романсы на стихи поэтов 18 века

(они назывались «книжными песнями»).

Исполнение фрагментов 2-х песен (Ах, по мосту, мосту», «Чем тебя я

огорчила») с определением разновидности.

Учитель: Термин «романс» в 18 веке ещё не употреблялся. Из Испании

романс пришёл во Францию, а затем в Россию. Поэтому первые романсы

сочинялись на французском языке. В противовес этому на русском языке

сочинялись «российские песни», вытеснившие кант и предназначенные для

самых широких кругов любителей музыки. В конце 18 века в России

появляется шестиструнная гитара. Известны песни первых мастеров

романсовой лирики – Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина,

написанные на стихи поэтов -символистов Н. Дмитриева, А. Мерзлякова

(«Среди долины ровныя»), В. Капниста и отличающиеся искренностью

лирического высказывания, простотой и задушевностью.

Исполнение с классом «Среди долины ровныя».

Ученик: А в 19 веке большое значение для музыкальной жизни в России

приобретают художественные кружки: дом поэта А. Дельвига, кружок В.

Одоевского, салон М. Вильегорского, дом З. Волконской. Они

способствовали расцвету городской бытовой песни и романса. Композиторы

черпали из них материал для своих сочинений, и в то же время их

собственные произведения прочно входили в быт и становились народными:

«Красный сарафан» (стихи Н. Цыганова) и «На заре бы её не буди» (стихи А.

Фета) А. Варламова, «Соловей» А. Алябьева (стихи А. Дельвига),

«Колокольчик» А. Гурилёва (стихи Н. Макарова).

Учитель: С творчеством А. Алябьева в русскую вокальную лирику вошли

темы гражданского долга, патриотизма, свободолюбия в творчестве А.

Даргомыжского (романсы «Титулярный советник», «Червяк»).

Эпоха декабристов положила начало революционной песне в России. Особая

роль принадлежит К. Рылееву и А. Бестужеву. Их песни – острого

сатирического содержания – «Царь наш, немец прусский», «Ты скажи,

говори, как в России цари правят».

Ученик: Октябрьская революция, Гражданская и Отечественная войны, годы

сталинских репрессий дали этому жанру дворовые песни беспризорников,

«лагерный» и «блатной» репертуар.

20 век – эпоха формирования авторской песни, её утверждения и включения

в систему массовой музыкальной культуры. В начале века в области

вокальной камерной лирики в творчестве С. Танеева, Н. Метнера, Т. Крейца,

С. Рахманинова, С. Прокофьева появляется новое название – «стихотворения

с музыкой» или реже, «музыка и стихотворения». Популярность приобретает

жанр мелодекламации.

Ученик: В это время появляются песни А. Вертинского – законченные

актёрские миниатюры. Его по праву называют предтечей авторской песни

или даже её основателем. В его песнях – огромная палитра человеческих

чувств, богатство собственного опыта, выверенность каждого слова,

неповторимая индивидуальность. Его песни – это театр, театр жизни.

Скоморошье, лицедейство, сентиментальная любовная лирика 18 века,

драматические романсы-монологи 19 века – всё это переплавилось в

творчестве А. Вертинского и послужило основой творческих направлений в

дальнейшем развитии жанра авторской песни.

Мгновенным откликом на трагическое событие – безвременная смерть

молодых юнкеров – явилась песня А. Вертинского «То, что я должен

сказать». Это произведение созвучно авторским песням, появившимся после

афганских и чеченских событий.

Класс делится впечатлениями, формулирует вывод.

Вывод. Авторская песня стала зеркалом времени, продолжая ещё одну

русскую традицию 19 века.

Финал мероприятия: исполнение классом любимых авторских песен.

Музыкальный материал:

1.

Ю. Визбор «Многоголосье».

2.

Фонозапись с гуслями (былины).

3.

Пример лирической песни.

4.

Фрагменты кантов (по выбору учителя)

5.

Фрагменты песен «Ах по мосту, мосту…», «Чем тебя я огорчила».

6.

А. Алябьев «Среди долины ровныя».

7.

А. Алябьев «Соловей».

8.

А. Вертинский (песни).



В раздел образования