Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: музыкально-литературная композиция
Тема: "Истоки авторской песни"
Раздел: среднее образование
Авторская песня. Истоки.
Цель: расширить представления учащихся об авторской песне, познакомить с
ее истоками, определить ее место в нашей жизни.
Звучит запись «Многоголосье» слова и музыка Ю. Визбора, класс
подпевает, после прослушивания определяет тип песни - авторская).
Учитель говоря о теме мероприятия предлагает подумать:
«А каковы предпосылки становления и развития авторской песни в России?»
Ученик: с древнейших времён музыка играла большую роль в жизни славян.
Об этом свидетельствуют многие греческие, римские, византийские
исторические и литературные памятники. В этих документах отмечается
необычайная любовь славян к пению, недаром их называли «песнелюбцами».
Арабский писатель Якуб, восхищаясь славянскими песнями, отмечает их
многозвучность и приятность для слуха. «Они насыщают мою душу», - писал
он.
Учитель: Нельзя не указать представителей раннего русского музыкального
исполнительства: певцов-сказителей и скоморохов.
Скоморохи соединили в себе черты потешника, лицедея, музыканта, певца.
Скоморошество стало искусством обличающим – высмеивало уродливые
стороны жизни государства. К истокам жанра авторской песни мы можем
отнести «Слово о полку Игореве» (1187 г.) Его автор называет своё
произведение то «словом», то «песнью», то «повестью», а своим
предшественником считает певца и поэта Бояна (Баяна). Русских певцов –
дружинников, гусляров, украинских мирников мы также можем считать
прародителями данного жанра. Один из популярных героев народного эпоса
– Садко – бедный гусляр и певец.
Ученик: В 15 –16 вв. Рождается русская лирическая песня, которая
характеризуется усилением психологической выразительности, правдивым
воплощением человеческих чувств. Уже в последующих столетиях,
благодаря богатству образов, глубине и яркости эмоционального выражения,
она привлекает внимание поэтов, композиторов, исследователей. В отличие
от обрядовой, лирическая песня не служила каким-либо романтическим
целям, не зависела от жизненных обстоятельств. Певец свободно изливал в
ней свои чувства и пел её тогда, когда испытывал внутреннюю потребность.
Учитель: (рассказывает о появлении канта во второй половине 17 века).
Кант – бытовая многоголосная песня, создаваемая любителями. В 17 веке
содержание кантов ограничивалось религиозной тематикой.
Слушание фрагмента знакомого канта того времени, посвящённого
Богоматери «Радуйся, радость твою воспеваю», «Плач Богородицы».
Значительную роль в развитии канта, лирической песни сыграла поэзия Е.
Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова. Музыку
писали и сами поэты, и профессиональные музыканты, и музыканты-
любители.
Ученик: В народном быту достаточную известность приобретают песни
служилого люда, солдат, матросов, песни городских мещан, фабричных
рабочих, крестьян. Крестьянские напевы, попадая в условия городского быта,
существенно меняются и звучат в новых вариантах. В многочисленных
анонимных и авторских сборниках 18 века отражён именно этот слой
народной песенной лирики, связанный с городской традицией. Для всех
песен характерна опора на бытовую песенную традицию. В сборники вошли
старинные крестьянские песни, песни народных восстаний, сатирические,
скоморошьи, обрядовые, плясовые, песни – романсы на стихи поэтов 18 века
(они назывались «книжными песнями»).
Исполнение фрагментов 2-х песен (Ах, по мосту, мосту», «Чем тебя я
огорчила») с определением разновидности.
Учитель: Термин «романс» в 18 веке ещё не употреблялся. Из Испании
романс пришёл во Францию, а затем в Россию. Поэтому первые романсы
сочинялись на французском языке. В противовес этому на русском языке
сочинялись «российские песни», вытеснившие кант и предназначенные для
самых широких кругов любителей музыки. В конце 18 века в России
появляется шестиструнная гитара. Известны песни первых мастеров
романсовой лирики – Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина,
написанные на стихи поэтов -символистов Н. Дмитриева, А. Мерзлякова
(«Среди долины ровныя»), В. Капниста и отличающиеся искренностью
лирического высказывания, простотой и задушевностью.
Исполнение с классом «Среди долины ровныя».
Ученик: А в 19 веке большое значение для музыкальной жизни в России
приобретают художественные кружки: дом поэта А. Дельвига, кружок В.
Одоевского, салон М. Вильегорского, дом З. Волконской. Они
способствовали расцвету городской бытовой песни и романса. Композиторы
черпали из них материал для своих сочинений, и в то же время их
собственные произведения прочно входили в быт и становились народными:
«Красный сарафан» (стихи Н. Цыганова) и «На заре бы её не буди» (стихи А.
Фета) А. Варламова, «Соловей» А. Алябьева (стихи А. Дельвига),
«Колокольчик» А. Гурилёва (стихи Н. Макарова).
Учитель: С творчеством А. Алябьева в русскую вокальную лирику вошли
темы гражданского долга, патриотизма, свободолюбия в творчестве А.
Даргомыжского (романсы «Титулярный советник», «Червяк»).
Эпоха декабристов положила начало революционной песне в России. Особая
роль принадлежит К. Рылееву и А. Бестужеву. Их песни – острого
сатирического содержания – «Царь наш, немец прусский», «Ты скажи,
говори, как в России цари правят».
Ученик: Октябрьская революция, Гражданская и Отечественная войны, годы
сталинских репрессий дали этому жанру дворовые песни беспризорников,
«лагерный» и «блатной» репертуар.
20 век – эпоха формирования авторской песни, её утверждения и включения
в систему массовой музыкальной культуры. В начале века в области
вокальной камерной лирики в творчестве С. Танеева, Н. Метнера, Т. Крейца,
С. Рахманинова, С. Прокофьева появляется новое название – «стихотворения
с музыкой» или реже, «музыка и стихотворения». Популярность приобретает
жанр мелодекламации.
Ученик: В это время появляются песни А. Вертинского – законченные
актёрские миниатюры. Его по праву называют предтечей авторской песни
или даже её основателем. В его песнях – огромная палитра человеческих
чувств, богатство собственного опыта, выверенность каждого слова,
неповторимая индивидуальность. Его песни – это театр, театр жизни.
Скоморошье, лицедейство, сентиментальная любовная лирика 18 века,
драматические романсы-монологи 19 века – всё это переплавилось в
творчестве А. Вертинского и послужило основой творческих направлений в
дальнейшем развитии жанра авторской песни.
Мгновенным откликом на трагическое событие – безвременная смерть
молодых юнкеров – явилась песня А. Вертинского «То, что я должен
сказать». Это произведение созвучно авторским песням, появившимся после
афганских и чеченских событий.
Класс делится впечатлениями, формулирует вывод.
Вывод. Авторская песня стала зеркалом времени, продолжая ещё одну
русскую традицию 19 века.
Финал мероприятия: исполнение классом любимых авторских песен.
Музыкальный материал:
1.
Ю. Визбор «Многоголосье».
2.
Фонозапись с гуслями (былины).
3.
Пример лирической песни.
4.
Фрагменты кантов (по выбору учителя)
5.
Фрагменты песен «Ах по мосту, мосту…», «Чем тебя я огорчила».
6.
А. Алябьев «Среди долины ровныя».
7.
А. Алябьев «Соловей».
8.
А. Вертинский (песни).