Автор: Чулкова Ектерина Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Курганская область, г. Шадринск
Наименование материала: Статья
Тема: "Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Активные формы методической работы как
средство повышения профессионального
мастерства педагогов ДОУ»
Составил: старший воспитатель Чулкова Е.Е.
г. Шадринск, 2019
Проблема
подготовки
высококвалифицированного
активно
действующего
воспитателя
на
актуальна
современном
этапе.
Помочь
воспитателю
овладеть
новым
педагогическим
мышлением,
готовностью
к
решению
сложных
задач
в
системе
образования,
к
повышению
своего
педагогического
мастерства
призвана
специально
организованная методическая работа
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном
дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, особенности каждого
ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального
сочетания.
В
последние
годы
ведутся
активные
поиски
новых,
нетрадиционных
форм
методической работы. Традиционные формы методической работы, в которых главное
место
отводилось
докладам,
выступлениям
утратили
свое
значение
из-за
низкой
их
эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо использовать новые,
активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и
диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного
дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к
использованию и созданию инноваций.
Подходы к организации методической работы:
•
личностно-ориентированный
подход:
обеспечении
более
полного
раскрытия
возможностей
и
способностей
каждого
педагога
и
ребенка,
коллектива
в
целом,
направленности на развитие
• системно-деятельный подход: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его
статуса
и
условий,
а
также
обеспечения
целостности
образовательного
процесса
в
условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него
внешних и внутренних связей;
•
подход
свободного
самоопределения:
свободный
выбор
каждым
педагогом
образовательных программ и путей самореализации;
• дифференцированный подход: учете уровня профессиональной компетенции и
индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в
ДОУ;
•
коррекционный
подход:
своевременное
устранение
выявленных
в
ходе
педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
•
мотивационно-стимулирующий
подход:
использование
различных
стимулов,
вызывающих интерес и мотивы деятельности;
Интерактивные и инновационные технологии:
Тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).
Цель – отработка профессиональных навыков и умений.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный
материал,
технические
средства
обучения.
Тренировку
целесообразно
проводить
в
тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.
Основные
принципы в
работе
тренинговой
группы:
доверительное
и
откровенное
общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
В
условиях
современной
жизни
с
е
многочисленными
трудностями
как
экономического,
так
и
психологическими,
требует
от
человека
любой
профессии
напряжения всех его нравственных и физических сил. Труд педагогов даже в стабильные
времена отличался высокой эмоциональной загруженностью. Отрицательно окрашенное
психологическое
состояние
педагога
снижает
эффективность
процесса
воспитания
и
обучения
детей,
повышает
конфликтность
во
взаимоотношениях
с
коллегами,
администрацией, родителями(законными представителями).
Педагогический
ринг
-
ориентирует
педагогов
на
изучение
новейших
исследований
в
психологии
и
педагогике,
методической
литературе,
способствует
выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует
навыки
логического
мышления
и
аргументации
своей
позиции,
учит
лаконичности,
четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.
Эта
форма
предусматривает
критерии
оценки
ответов,
выступлений
и
действий участников:
• профессиональные знания, умения, навыки;
• умение выйти из затруднительного положения, экспромт;
• общая эрудиция.
Круглый стол - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по
обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения.
Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого
стола»
определяет
свое
место
так,
чтобы
видеть
всех
участников.
Здесь
же
могут
находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый
вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт
работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он
предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед
лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может
доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли
зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть
увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий
конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят
и так далее.
Дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций,
подходов.
В
педагогическом
опыте
получили
распространение
свернутые
формы
дискуссий, к которым относятся: круглый стол. Его основная задача выработать навыки
оценки
разных
подходов
к
решению
конкретных
вопросов
в
практике
работы
ДОУ,
умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения
дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными.
Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление
противоречий
между
практиками
и
наукой;
овладение
навыками
применения
теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.
В
заключении
ведущий
отмечает
активность
или
пассивность
аудитории,
оценивает
ответы
педагогов,
при
необходимости
аргументировано
опровергает
неправильные
суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения,
благодарит педагогов за участие в обсуждении.
Метод
«Мозговой
штурм»
или
«Мозговая
атака»
(brainstorming) –
процедура
группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц
большого количества идей за короткий промежуток времени.
Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения
плана
или
проведения
различных
мероприятий:
детских
каникул,
соревнований,
педагогических конкурсов, методических объединений и др.
Для проведения мозгового штурма:
1.
Выбирается проблема для обсуждения;
2.
Формируется
креативная
группа
приметно
из
десяти
человек:
обсуждение
проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;
3.
Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:
Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске.
Ведущий
объясняет
причину
выдвижения
избранной
темы,
затем
просит
участников предложить свои варианты формулировок;
Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи,
которые фиксируются на доске. На этом этапе категорически запрещается критика,
ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».
На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит
обработка
высказанных
предложений,
предлагается
рассмотреть
идеи
с
точек
зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается
карточкой со значками:
«++»-очень хорошая, оригинальная идея;
«+»-неплохая идея;
«0» - не удалось найти конструктива;
НР – невозможно реализовать;
ТР – трудно реализовать;
РР – реально реализовать.
4.
В
завершении
мозгового
штурма
выбираются
идеи,
которые
получили
либо
два
«плюса», либо значок «РР», либо оба этих значка.
Метод
«Модерации» (moderator
–
посредник,
регулятор).
Этот
методпозволяет
«заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки
конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.[2]
При использовании этого метода каждый педагог может:
сосредоточиться на содержании;
действовать целенаправленно;
сохранить возможность для импровизации;
проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод
непроизвольно
создает
коллегиальную
обстановку,
не
опрос
или
выступление по очереди, а решение в процессе работы
Метод
«Кейсов»
(Casestudy) –
неигровой
метод
анализа
и
решения
ситуаций,
где
педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из
реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной
деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и
предполагает
развертывание
особой
(игровой)
деятельности
педагогов
–
участников
имитационной
модели,
воссоздающей
условия
и
динамику
воспитательно
–
образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.
При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:
ситуации – иллюстрации;
ситуации – упражнения;
ситуации – оценки;
ситуации – проблемы.
Симпозиум -
обсуждение,
в
ходе
которого
участники
выступают
с
сообщениями,
представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Дебаты -
обсуждение,
построенное
на
основе
заранее
оговоренных
выступлений
п р е д с т а в и т е л е й
д в у х
п р о т и в о с т о я щ и х
г р у п п .
Диспут (от
лат.
disputable
–
рассуждать,
спорить)
предполагает
спор,
столкновение
различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности,
ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой
педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Законы диспута
Диспут – свободный обмен мнениями.
На диспуте все активны. В споре все равны.
К а ж д ы й
в ы с т у п а е т
и
к р и т и к у е т
л ю б о е
п о л о ж е н и е ,
с которым не согласен.
Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
Главное
в
диспуте
–
факты,
логика,
умение
доказывать.
Мимика,
жесты,
восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Острое, меткое слово приветствуется.
Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения,
решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность
раскрытия
проблемы.
Там,
где
нет
предмета
спора,
а
есть
только
выступления,
дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций.
Руководитель
или
старший
воспитатель
подбирает
банк
сложных
педагогических
ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть
разнообразной:
адресной,
с
помощью
жеребьевки,
с
разделением
на
группы.
Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.
Методические посиделки.
Цель –
формирование
правильной
точки
зрения
по
определенной
педагогической
проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.
Форма проведения – круглый стол.
Методика организации и проведения:
Для
обсуждения
предлагаются
вопросы,
существенные
для
решения
каких-то
ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается
в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный
разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.
Эффективной
формой,
на
мой
взгляд,
является
проведение
выставки
- ярмарки
педагогических
идей,
аукцион. Грамотно
подготовленная
и
проведенная,
она
стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат
выставки-ярмарки
-
заметный
профессионально-личностный
рост
воспитателей.
Благодаря
этой
форме
работы
с
педагогами
создаются
условия
для
публичного
представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых
идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
Творческий час - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические
рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план -
схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.
Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования
полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным
условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег
без помощи администрации.
Деловой блокнот воспитателя который отражает основные направления работы ДОУ и
педагога
на
текущий
учебный
год.
Это
своеобразный
мини-план
на
год
каждого
воспитателя.
В
нем
содержится
практически
вся
информация:
методическая
тема
образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации,
работа
с
родителями
(собрания,
консультации,
праздники);
индивидуальная
работа
воспитателя
(этапы
работы
над
методической
темой
и
система
открытых
занятий);
нормативная страничка (изучение нормативных документов).
Педагогическое
«ателье»
или
педагогическая
мастерская. Их
цель:
педагог-мастер
знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-
образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет
выполнение
индивидуально-практических
заданий
с
прицелом
на
дальнейшее
использование в работе с детьми
«Коучинг–сессия»
или
«коуч-сессия» -
интерактивное
общение,
развивающее
консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не
действует,
здесь
педагог
не
получает
советов
и
рекомендаций,
а
только
отвечает
на
вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.
Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь
только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того,
кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном
процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед
собой
задачу
профессионального
и
личностного
роста,
повышения
персональной
эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
Ещё одна форма, которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для
воспитателей города, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу
- «Квик – настройка»:
1.
Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для
опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2.
Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3.
Есть
люди
подобно
золотой
монете:
чем
дольше
работ ают,
т е м
дороже ценятся.
4.
Нет
лучше
любимой
подруги,
чем
любимая
работа:
не
стареет,
и
стареть не дает
5.
Трудности закаляют на пути к счастью.
Значение интерактивных методов:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости
от
кадров.
В
настоящий
момент
востребован
педагог
творческий,
компетентный,
способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной
системе воспитания и развития дошкольника.