Автор: Галиева Ирина Раисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Уфимский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры общения у будущих специалистов на занятиях гуманитарного цикла
Раздел: среднее профессиональное
Галиева И.Р., преподаватель ГАПОУ РБ «Уфимский медицинский
колледж»
Формирование культуры общения у будущих специалистов на
занятиях гуманитарного цикла.
Еще
великий
Сократ
сказал:
«Заговори,
чтобы
я
тебя
увидел!»
Действительно,
как
человек
говорит,
культура
общения,
во
многом,
характеризуют его. Все мы хорошо понимаем значимость культуры общения
в формировании личности, профессионала. Подготовить профессионально
грамотного специалиста, обладающего коммуникативными навыками – такую
цель поставили мы перед собой.
Большая
роль
в
достижении
этой
цели,
несомненно,
отводится
дисциплинам гуманитарного цикла. Встает вопрос: «Как сделать студентов
своими союзниками в достижении этой цели?»
На
первом
занятии
мы
со
студентами
обращаемся
к
известной
типологии профессии профессора Климова, по которой медицину, так же как
и педагогику относят к типу «Человек-человек» (т.е. человек взаимодействует
с другим человеком).
А
раз
так,
то
твоя
будущая
специальность
требует
формирования
коммуникативных
навыков.
Культура
общения
-
часть
твоей
работы,
профессиональный инструмент.
Конечно, при подготовке специалиста мы должны больше внимания
отводить исходному уровню студента. К нам приходят люди во многом с уже
сложившейся
культурой
общения
(в
семье,
школе).
И,
к
сожалению,
приходиться констатировать тот факт, что у некоторых студентов не только
невысокий
уровень
общей
грамотности
(об
этом
знают
не
только
преподаватели русского языка), но «хромает» культура мышления, умение
правильно, красиво, грамотно изложить свои мысли, строить общение. Все
эти важные проблемы мы обсуждаем со студентами, проводя анкетирование,
тестирование. И, как оказывается, не все так безнадежно, не стоит «опускать
руки».
Студенты
сами
хотят
развивать
свою
культуру
общения.
«Лучше
зажечь одну маленькую свечу, чем ругать темноту». (Конфуций).
Как всегда есть разные студенты, разные группы, поэтому необходимо
ориентируясь на «середину» , подтягивать «слабых».Ведь, в конечном счете,
можно научиться определенному уровню общения.
Для выполнения поставленной задачи необходимо правильно использовать
различные
методы.
Сегодня,
я
не
буду
останавливаться
на
различных
инновационных технологиях ( об этом много говорится в последнее время), а
хотелось бы вспомнить «классику». Ведь классические методы, это не всегда
устаревшие и пассивные методы. Например:
- лекция с элементами беседы. Не давать студентам только готовые задания, а
ставить
вопросы,
«проблемы»
и
вместе
идти
к
их
разрешению.
Это
фактически «сократовская беседа», диалог с целью обретения истины.
- устные вступления, сообщения, но с последующим тактичным, терпеливым
анализом;
-
различные
варианты
работы
«малыми
группами».
Здесь
во
многом
проявляется среди студентов культура общения, искусство дискуссий;
-ответы
на
проблемные
вопросы,
решение
ситуационных
задач,
что
способствует развитию креативности мышления;
-работа с текстом (разбор, пересказ, ответы на вопросы);
-проведения разминок, игровых пауз (тренировка памяти, коммуникативных
навыков);
-
семинарное
занятие
(работа
с
дополнительной
литературой,
культура
выступления и т.д.)
Важным
направлением
формирования
культуры
общения
также
является внеклассная работа (классные часы, викторины, КВН, тематические
вечера и т.д.).
И наконец. Еще один очень важный фактор – это личный пример.
Очень важно как мы сами общаемся со студентами на уроке, во внеклассной
работе,
личных
беседах.
Вот
те
моменты,
на
которых
мне
хотелось
остановиться в своем размышлениях. Спасибо вам за внимание!