Автор: Ганган Ольга Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ"
Раздел: дополнительное образование
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ»
Составитель Дерябина Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования
г. Ликино-Дулёво, 2015
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно
богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому
необходимо как можно больше внимания уделять их развитию, расширению
кругозора. Естественно, большая роль в процессе воспитания принадлежит
родителям. К сожалению, не все семьи, в силу разных причин, уделяют
достаточное внимание своим детям. В такой ситуации цель дополнительного
образования – заполнить эту пустоту.
Психологические и педагогические исследования, а так же практика
доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на
дошкольный и младший школьный возраст, когда меняется характер их
деятельности по сравнению с ранним детством. Специалисты указывают, что
игра – это единственная деятельность для детей, имеющая место во все времена
и у всех народов. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала
внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с
которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.
Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний,
средством воспитания нравственно-волевых качеств.
Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с
игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед
ребенком прямо, в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в
содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с
тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В
условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше, чем когда им
предлагают просто запомнить.
Цель игры – активизировать внимание, мышление, память. Игра – это своего
рода действие. Какое-либо действие всегда преследует определенные цели.
Цели, различные по своему содержанию, влекут за собой и различные виды
действий.
Игра бывает техническая, строительная, конструкторская. Такие игры отражают
профессиональную деятельность взрослых и дети осваивают процесс
созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый
материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности,
проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает
активность познавательную.
Научно-познавательная игра или игра-путешествие совершается школьниками в
воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются
игровыми ролями. В процессе игры происходит сосуществование игровой,
познавательной и трудовой деятельности детей.
Задачи для каждого занятия:
Образовательные:
- научить детей анализировать образец, планировать и контролировать
выполнение своей работы;
- закрепить навыки детей по работе с бумагой;
- научить правильно обращаться с чертежными инструментами.
Развивающие:
- развитие образного логического мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие конструкторских и творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание усидчивости, точности, бережного отношения к материалам и
инструментам;
- умение работать в коллективе;
- воспитание трудолюбия, старательности.
Например - «Путешествие к Робинзону». Целью данного занятия является
создание игровой ситуации для развития познавательных интересов детей,
стремления к преодолению трудностей на примере Робинзона Крузо.
Рассказать историю развития водного транспорта «От плота - до катера на
подводных крыльях».
Практическая работа на этом занятии – изготовление плота.
С готовыми работами мы проводим соревнование «Кто быстрее приведет свой
плот к причалу».
Чтобы вызвать интерес ребят к изготовлению простейших летательных
аппаратов, необходимо создать для этого определенные условия. Рассказать
начинающим моделистам историю развития авиации, а путь ее развития был
трудным, а порой трагическим; показать рисунки, фотографии различных
моделей летательных аппаратов, рассказать об их назначении (военные,
гражданские: пассажирские, грузовые, специальные). В одной из бесед детям
необходимо дать самые элементарные общие сведения о летательных аппаратах.
К ним относят: самолет – это летательный аппарат тяжелее воздуха, приводится
в движение двигателем; планер – безмоторный летательный аппарат, в полет
выводится чаще всего самолетом; вертолет – аппарат, конструкция которого
позволяет производить подъем и спуск (взлет и посадку) по вертикальной
линии, а также зависать в воздухе.
Ребят необходимо познакомить с терминологией, применяемой в авиации:
фюзеляж – корпус летательного аппарата;
крыло – несущая поверхность самолета, планера;
хвостовое оперение включает в себя киль (вертикальное) и стабилизатор
(горизонтальное);
шасси – часть, служащая для передвижения по аэродрому.
Работа по изготовлению летательных аппаратов с ребятами младших классов
начинается постепенно – от простого к сложному. Самые простейшие
летательные аппараты изготавливаются методом складывания.
Например - планер «Стрела».
С готовыми моделями проводятся соревнования на дальность полета и на
точность приземления.
Следующий этап – простейшие кордовые модели самолетов. Авиамодельный
спорт получил в нашей стране широкое распространение. Это технический вид
спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении моделей
планеров, самолетов, вертолетов и в управлении ими в полетах на скорость,
дальность, продолжительность полета и на выполнение фигур высшего
пилотажа.
Авиамоделизм делится на множество классов, но все их можно сгруппировать в
три больших отряда:
- отряд свободнолетающих;
- отряд кордовых;
- отряд радиоуправляемых авиамоделей.
Большой популярностью пользуются кордовые модели самолетов, которые так
называют потому, что они летают по кругу и управляются посредством
стальных нитей – корд (от французского «корда» – веревка). С их помощью
пилот может заставить модель летать горизонтально или выполнять различные
фигуры в пределах полусферы над землей. Такие модели, как правило,
оснащаются двигателями, но мы изготавливаем простейшую кордовую модель
самолета, а кордой у нас служит толстая нить.
Особое внимание при изготовлении этих моделей необходимо обратить на то,
чтобы все детали были выполнены из одного и того же материала, так как это
влияет на летные качества самолета.
С этими самолетами мы проводим соревнование, которое называется «Взлет-
Посадка». При проведении соревнований соблюдать технику безопасности.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном
процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других
функций:
- организованная с учетом специфики материала игра тренирует память,
помогает детям выработать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание;
- игра – один из приемов преодоления пассивности детей.
В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека,
ребенка в особенности, поэтому у детей проявляется познавательный интерес,
самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми
видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно и
красиво.