Напоминание

"Вечные истины в искусстве"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: музыкально-литературная композиция
Тема: "Вечные истины в искусстве"
Раздел: среднее образование





Назад




«Вечные истины в искусстве»

(«Любовь земная, любовь небесная…»)

Цель: через знакомство с историей создания произведений приобщить

учащихся к миру искусства

Звучит запись «Ave Maria» Ф. Шуберта.

Класс определяет, каким чувством наполнена музыка, о чём бы она могла

рассказать…

Учитель после чтения строк письма Шуберта подводит класс к выводу, что

главным в жизни человека является красота неразрывно связанная с

любовью.

«Из самой глубины моего сердца я ненавижу ту однобокость, которая

побуждает стольких жалких людей верить, что лучшим на свете является то,

чем занимаются они, а всё остальное – ничто. Только красота должна всю

жизнь вдохновлять человека, это верно; но свет этого вдохновения способен

озарять всё остальное»

Учитель: А чей образ является воплощением любви и красоты?

«У каждой эпохи свой идеал женщины, и история человечества отражается в

том, какой люди видят женщину, и какой миф о ней творят».

Л. В. Мочалов.

Учитель: Музыку песни «Ave Maria» Ф. Шуберт написал на текст

стихотворения Вальтера Скотта. Это песнь любви, которая льётся широко и

свободно, как будто стремится пролиться живительным источником в сердца

всех людей.

(Класс знакомится с историей взаимоотношений Шуберта и Терезы Гроб).

Тереза Гроб была дочерью преуспевающей вдовы, владелицы небольшой

фабрики шёлковых тканей и именно ей посвятил Шуберт музыку в до-

мажоре, ставшую столь популярной. Отношения Шуберта и Терезы не были

счастливыми: Тереза три года ждала, что Шуберт получит место, дающее

возможность содержать семью, и … вышла замуж за булочника).

Звучит в записи «Богородице, Дево, радуйся …» или любое другое

песнопение, посвящённое Богородице. (Класс определяет общие и различные

черты православной и католической музыки, образ, отношения к этому

образу).

Учитель: Что значит этот образ для России? (ответы)

Ученик:

Заступница усердная,

Матерь Господа Вышнего,

За всех молиши

Христа Сына Божьего,

Всех нас заступи,

О, Госпожа, царица и Владычица.

(Демонстрируется слайд с изображением образа Заступницы Усердной).

Ученик:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко …

М. Лермонтов.

(Ещё раз зачитывая 2-ой катрен, учитель подводит к выводу о

неразрывности образов земной женщины и божественного начала в музыке,

поэзии, иконописи, посвящённых женщине).

Учитель: А теперь обратимся к тем шедеврам живописи и иконописи, в

которых и Красота и Любовь выступают как неразрывное целое.

Демонстрируется слайд с изображением «Сикстинской мадонны» Рафаэля

и звучит «Ave Maria» И.С. Баха).

Ученик: В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до

сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что

Мария почти лишилась ореола святости: на голове её не мерцает корона, за

ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги её босы, и в сущности это

простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что младенца она

держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину

встречают, как царицу – владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней

тиару и бережно поставил её в углу. Земной владыка, как волхвы перед

рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстаёт

почти дрожащий от волнения старичок.

Ученик: «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому

времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери.

Но когда пришло время написать главное своё произведение, Рафаэль

оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце,

чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в

далёкой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль

написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в

полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и

возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В

1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и

привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов

заплатил за неё 20000 цехинов – немалую по тем временам сумму. И теперь,

когда посетители знаменитой галереи ближе подходят к картине, их сильнее

охватывает новое впечатление: Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы

идёт навстречу вам.

Учитель: Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына,

сидящего у неё на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг

от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве.

Мария – заступница человеческая – несёт навстречу людям своего сына. В её

одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая женственность,

на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в

картине ничто не предвещает беды. Поёт сладкоголосый хор ангелов,

заполонивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает

восторженного взора от Богоматери коленопреклонённый Сикст, смиренно

опустила очи святая Варвара. Все взоры действующих лиц картины

направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем

смотрит на нас. Вся картина полна внутреннего движения, озарена

трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. И

это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик

полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его

недетски суровых глазах виден отблеск далёких бед, ибо «не мир принёс я

вам, но меч…» Он приник к материнской груди, но беспокойно

всматривается в мир…

Учитель: Русский поэт Н. Огарёв говорил о Рафаэле: «Как он понял этого

ребёнка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою важную

будущность».

В. А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как о воплощённом чуде,

как о поэтическом откровении и признаёт, что создана она не для глаз, а для

души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее

уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит… И это не

обман воображения: оно не обольщено здесь ни живописью красок, ни

блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства,

но с удивительной лёгкостью и простотою передала холстине то чудо,

которое во внутренности её свершилось». А. С. Пушкин знал картину по

гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное

впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и,

воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет её ангелу

Рафаэля.

«Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот:

каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединение со

строжайшим стилем».

Карл Брюллов.

Демонстрируется слайд «Джоконда» (16 век) Леонардо да Винчи, звучит

запись произведений А. Вивальди (концерты «Времена года»)

Ученик: «Джоконда» подобна древнему загадочному сфинксу, который

таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется,

предлагает восхищённым столетиям загадку, которую они ещё не решили», –

так считал Т. Готье.

Учитель: Картина настолько всем знакома, настолько глубоко запечатлелась

в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе:

когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны,

теперь обрезанные. Глядя на них, становилось ясно, что дама сидит на

балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется; тёмная

лакировка изменила соотношение цветов.

Ученик: Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой

флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео делле Джокондо.

Когда мона Лиза впервые стала позировать, ей было около 24 лет – по

понятиям того времени, возраст, приближающийся к среднему. Леонардо

превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не

просто женщину, а Женщину с большой буквы. Художник смотрит на свою

модель с тревожащей воображение бесчувственностью: мона Лиза

одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной – и даже

отвратительной. Картина невелика (77х53 см), однако производит

впечатление монументальной из-за соотношения фигуры и заднего плана.

Удивительное сочетание внешней простоты и внутренней сложности

замысла. А удивительный «космический» пейзаж за спиной моны Лизы

вызывает размышления о беспредельности Вселенной.

Учитель: Художник сознательно отказался от изображения будничной

среды города или привычного уголка итальянской природы. Пейзаж

безлюден и пустынен, в красках и рисунке нет конкретных примет времени

года – ни солнечного летнего дня, ни суровой зимы. В нём представлены

лишь самые общие стихии, неподвластные изменениям, - бездонность купола

неба, зеркальность глади вод, скалистые силуэты гор, красно-коричневые

первозданные краски земли, вибрация потоков воздуха, то сгущающегося в

клубы тумана, то обретающего в далях хрустальную голубизну.

Ученик: Но была ли жена флорентийского купца действительно моделью

художника? Почему картина до конца жизни Леонардо находилась у

художника, а не была передана заказчику? Наконец, который из 60-ти

вариантов картины, находящихся во многих музеях мира и в частных

коллекциях, является оригиналом? И хотя никто из специалистов не

сомневается в подлинности луврской «Джоконды», само обилие копий и

вариантов, созданных за пять столетий, остаётся загадкой.

Учитель: (о сказке, рассказанной художником во время сеанса).

«… он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и

драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он

собрал всё своё искусство – ведь он научился разговаривать со всем, что есть

на земле, научился и оживлять своею песней камни. И он запел прекрасную

песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой

вдунул душу в деревянную женщину. И она улыбнулась и вздохнула. А ты,

что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один будешь мне

мужем на всю жизнь…»

Ученик: Но действительно ли дама, изображённая Леонардо, носила имя

Джоконда? (прослушивание записи музыки Монтеверди).

…Во времена Франциска I эта картина называлась «Портрет флорентийской

дамы». Говорили, что это портрет девы Марии в последние годы жизни. Но

большинство решило, что это портрет жены флорентийского купца делле

Джоконды – моны Лизы. Картина всегда привораживала зрителей. Но

постояв около неё несколько минут, посетители чувствовали себя неуютно,

некоторые даже теряли сознание. Служащие жаловались, что от картины веет

холодом. Итальянец Карло Педретти всю жизнь посвятил исследованию

знаменитого полотна и установил, что на портрете вдова испанского купца

Пачифика Брандано, возлюбленная Джулио Медичи – брата папы Римского

Льва Х. Педретти считает, что эту картину Леонардо писал во дворце

Медичи с Пачифики.

…Джулио не женился на Пачифике, предпочтя её другую. Но у Пачифики от

него был сын, который умер вскоре после свадьбы, а через три года умер и

сам Джулио Медичи. Современники Медичи говорили, что Пачифика

обладала большой притягательной силой и привораживала мужчин, забирая у

них энергию, а иногда и жизнь…

Звучит запись концерта для флейты с оркестром Фридриха II.

Учитель: Загадочная фраза Леонардо, произнесённая им перед смертью:

«Медичи меня создали и разрушили», звучит на фоне этой истории как

своеобразное её подтверждение, а заодно и объяснения тому загадочному

обстоятельству, что до конца жизни художник так и не расстался с картиной.

Как известно, всё живое имеет свою энергетику – биоэнергию, которая

бывает как положительной, так и отрицательной. Некоторые исследователи в

этой области утверждают, что произведения искусства, отображающие

людей, также сохраняют их биоэнергетику. Если человек был носителем

положительной энергии, то и картина несёт целительную силу, даёт

положительные эмоции. То же происходит и с отрицательной энергией.

Характерно, продолжают эти же исследователи, что и фотографии людей

несут изначально присущую им биоэнергию. Так, фотографии ядерного

взрыва излучают мощную радиацию, и находиться возле них опасно…

Один из таких исследователей, Станислав Смирнов, с помощью биолокации

измерял энергетический потенциал картины и установил, что она заряжена

мощной отрицательной энергетикой. Учёный заметил, что улыбка Джоконды

(Пачифики) колдовская. Она заставляет вступать в телепатическую связь, а

затем лишает части энергии…

Так кто же ты, «Мона Лиза»? Друг или враг?

Класс приводит примеры произведений живописи, музыки и поэзии в

которых наиболее ярко воплотился образ Любви и Красоты.

Учитель подводит итог состоявшейся беседы, и как финал звучит

стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».



В раздел образования