Напоминание

"Суд над героем"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 7-м классе
Тема: "Суд над героем"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 7 классе по рассказу

Н.С. Лескова «Человек на часах»

Тема: «Суд над героем»

Цели: дать представление об эпохе, отраженной в рассказе; формировать

навыки пересказа (выборочного, со сменой лиц рассказчика); закрепить

умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую

позицию; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать

правильное представление о русском национальном характере.

Урок с элементами драматизации.

Оформление: презентация по творчеству Н.С. Лескова; театральный

реквизит, имитирующий обстановку суда.

Этапы урока:

-инсценировка суда

-беседа по вопросам

Ход урока:

Учитель (после представления презентации)

Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством Николая Семеновича

Лескова, и сегодня в центре нашего внимания рассказ «Человек на часах»,

который был написан в 1887 году, опубликован в журнале «Русская мысль» в

апреле того же года, но первоначальное название рассказа - «Спасение

погибавшего». Дома вы прочитали этот рассказ, и я вам предлагаю

перенестись мысленно в зал суда и выступить в роли судьи, свидетелей,

присяжных…

- Судья, изложите суть дела.

Ученик в роли судьи дает фабульный пересказ сюжета.

- Для дачи показаний вызываются свидетели происшествия. Расскажите об

увиденном.

Ученики пересказывают текст от лица свидетеля-автора, пристава, солдата

Измайловского полка Постникова.

- Для дачи показаний вызывается свидетель – современник, автор, знавший

участников истории. Что вы можете сказать об участниках этого

происшествия?

Ученики, 3-4 человека. Пересказывают выборочно или зачитывают

фрагменты, дающие представление о персонажах: Постникове, Миллере.

Учитель дает историко-фактический и филологический комментарий,

проводит словарную работу, способствующую воссозданию облика эпохи.

Учащиеся составляют портретную характеристику Свиньина и Кокошкина с

опорой на текст, используя авторскую лексику.

Общекультурный комментарий учителя.

Чтение по ролям (из допроса инвалидного офицера, гл. 12) стенограммы

разговора инвалидного офицера и Кокошкина.

(присяжные удаляются на обсуждение)

Учитель (выявление авторской позиции)

Вспомните, как автор оценивает эти события? В чем ужас? Кто виноват?

Учащиеся - присяжные высказывают свое мнение.

- Какую оценку дает автор митрополиту Филарету Дроздову?

- Как называется этот художественный прием, когда высмеивается зло?

- Зачем автор вводит реальные исторические персонажи?

- А какое это было время? Процитируйте (гл. 15)

Учитель читает фр-т гл. 8: «Солдат говорил, что он «Богу и государю

виноват без милосердия», что он стоял на часах и, заслышав стоны человека,

тонувшего в полынье, долго мучился, долго был в борьбе между служебным

долгом и состраданием, и, наконец, на него напало искушение, и он не

выдержал этой борьбы: покинул будку, соскочил на лед и вытащил

тонувшего на берег, а здесь, как на грех, попался проезжавшему офицеру

дворцовой инвалидной команды».

- Почему автор выбирает второй вариант названия для рассказа, а не

первый?

- Ребята, вспомните сцену в госпитале. Почему автор называл душу

Постникова «смирной»?

- А вот что писал об этом сам Лесков: « Я думаю о тех смертных, которые

любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за

него, где бы то ни было. Эти прямые и надежные люди тоже, мне кажется,

должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым

терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного

рассказа».

- Как вы думаете, какой приговор должен вынести суд нашего времени?

- А кого же надо судить? (эпоху)

Учитель заканчивает урок просмотром слайда презентации

(Николаевская эпоха) и заключительным словом.

Варианты домашнего задания:

1.

Найти определение понятий «душа», «человек» в словаре В.И. Даля.

2.

Подобрать эпиграф к уроку.

3.

Придумать свою финальную сцену к рассказу Н.С. Лескова.

4.

Выписать лексику эпохи происходящих событий в рассказе.

5.

Прочитать рассказы, написанные в 80-е годы (эпоха Николая Первого),

написать письменный отзыв.



В раздел образования