Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 7-м классе
Тема: "Суд над героем"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 7 классе по рассказу
Н.С. Лескова «Человек на часах»
Тема: «Суд над героем»
Цели: дать представление об эпохе, отраженной в рассказе; формировать
навыки пересказа (выборочного, со сменой лиц рассказчика); закрепить
умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую
позицию; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать
правильное представление о русском национальном характере.
Урок с элементами драматизации.
Оформление: презентация по творчеству Н.С. Лескова; театральный
реквизит, имитирующий обстановку суда.
Этапы урока:
-инсценировка суда
-беседа по вопросам
Ход урока:
Учитель (после представления презентации)
Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством Николая Семеновича
Лескова, и сегодня в центре нашего внимания рассказ «Человек на часах»,
который был написан в 1887 году, опубликован в журнале «Русская мысль» в
апреле того же года, но первоначальное название рассказа - «Спасение
погибавшего». Дома вы прочитали этот рассказ, и я вам предлагаю
перенестись мысленно в зал суда и выступить в роли судьи, свидетелей,
присяжных…
- Судья, изложите суть дела.
Ученик в роли судьи дает фабульный пересказ сюжета.
- Для дачи показаний вызываются свидетели происшествия. Расскажите об
увиденном.
Ученики пересказывают текст от лица свидетеля-автора, пристава, солдата
Измайловского полка Постникова.
- Для дачи показаний вызывается свидетель – современник, автор, знавший
участников истории. Что вы можете сказать об участниках этого
происшествия?
Ученики, 3-4 человека. Пересказывают выборочно или зачитывают
фрагменты, дающие представление о персонажах: Постникове, Миллере.
Учитель дает историко-фактический и филологический комментарий,
проводит словарную работу, способствующую воссозданию облика эпохи.
Учащиеся составляют портретную характеристику Свиньина и Кокошкина с
опорой на текст, используя авторскую лексику.
Общекультурный комментарий учителя.
Чтение по ролям (из допроса инвалидного офицера, гл. 12) стенограммы
разговора инвалидного офицера и Кокошкина.
(присяжные удаляются на обсуждение)
Учитель (выявление авторской позиции)
Вспомните, как автор оценивает эти события? В чем ужас? Кто виноват?
Учащиеся - присяжные высказывают свое мнение.
- Какую оценку дает автор митрополиту Филарету Дроздову?
- Как называется этот художественный прием, когда высмеивается зло?
- Зачем автор вводит реальные исторические персонажи?
- А какое это было время? Процитируйте (гл. 15)
Учитель читает фр-т гл. 8: «Солдат говорил, что он «Богу и государю
виноват без милосердия», что он стоял на часах и, заслышав стоны человека,
тонувшего в полынье, долго мучился, долго был в борьбе между служебным
долгом и состраданием, и, наконец, на него напало искушение, и он не
выдержал этой борьбы: покинул будку, соскочил на лед и вытащил
тонувшего на берег, а здесь, как на грех, попался проезжавшему офицеру
дворцовой инвалидной команды».
- Почему автор выбирает второй вариант названия для рассказа, а не
первый?
- Ребята, вспомните сцену в госпитале. Почему автор называл душу
Постникова «смирной»?
- А вот что писал об этом сам Лесков: « Я думаю о тех смертных, которые
любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за
него, где бы то ни было. Эти прямые и надежные люди тоже, мне кажется,
должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым
терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного
рассказа».
- Как вы думаете, какой приговор должен вынести суд нашего времени?
- А кого же надо судить? (эпоху)
Учитель заканчивает урок просмотром слайда презентации
(Николаевская эпоха) и заключительным словом.
Варианты домашнего задания:
1.
Найти определение понятий «душа», «человек» в словаре В.И. Даля.
2.
Подобрать эпиграф к уроку.
3.
Придумать свою финальную сцену к рассказу Н.С. Лескова.
4.
Выписать лексику эпохи происходящих событий в рассказе.
5.
Прочитать рассказы, написанные в 80-е годы (эпоха Николая Первого),
написать письменный отзыв.