Авторы: Поздеева Галина Викторовна, Журавлева Анастасия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Город Пермь
Наименование материала: "Экспериментируем играя"
Тема: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно
заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали
радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?
Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для
детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот
что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и
скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского
восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую
ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные
ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы.
Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное
удивление, желание творить.
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и
явлений окружающего мира является экспериментальная
деятельность.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную
активность, появляется интерес к поисково-исследовательской
деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о
взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных
материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
В своей работе с детьми мы разрабатываем план по
экспериментальной деятельности
На 2018 -2019 мы взяли эксперименты с песком, с воздухом, с
растительным миром и водой. (слайд). Больше всего нашим детям
понравились эксперименты с водой и веществом.
Мы проводили такие эксперименты как:
Эксперимент №1 «Снег летом»
Оборудование: детские подгузники, стакан, вода.
Извлекаем из центра подгузника сыпучее вещество. Высыпаем
порошок в стакан и добавляем туда воды, 1/3 . Ждем, пока гранулы не
впитают всю жидкость. Теперь украшаем наши деревья декоративным
снегом.
Итог : Сорбент – это вещество, способное впитывать в себя большое
количество жидкости и газа. Внутри подгузников как раз содержится
одно из таких веществ – натрия полиакрилат. Он хорошо впитывает
воду и при этом очень похож на снег.
Эксперемент №2 «Дождевые облака»
Оборудование: Пена для бритья, стакан с водой, красители, шприц.
Наливаем в стакан на половину с водой, сверху брызгаем пену для
бритья. С помощью шприца набираем краситель и выливаем на пену.
Через некоторое время через пену просачивается «дождик»
Итог: С помощью этого опыта схематично объясним детям как идет
дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается
на землю.
Через некоторое время дождик закончился , выглянуло солнце и
появилась радуга.
Эксперимент №3 «Радуга в стакане»
Оборудование: 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и
шприцы.
В первый стакан мы насыпали 4 столовых ложки сахара. Получился
сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 столовые ложки сахара.
Менее сладкая вода. В третий стакан мы сахар не добавляли. Воду в
стаканах мы окрашивали красками, каждую в разные цвета. При
помощи шприца аккуратно в пустой стакан вливали воду из первого
стакана с 4 ложками сахара. Затем также аккуратно шприцом вливали
воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара.
Итог: Количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была
разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже
этот слой будет в стакане
Для следующих экспериментов приглашаем 6 человек
Эксперимент №4 «Эбру»
Оборудование: Для этого опыта нам понадобится вода, крахмал,
краски, стека или шпажка, тарелка или поднос, кисточка, бумага для
акварели.
Готовим с помощью воды и крахмала тягучую смесь, как для киселя,
аккуратно выливаем его на тарелку. Смотрим, чтобы не было
пузырьков. Затем с помощью кисточки капаем разными цветами в
тарелку с «киселем». Затем стекой наносим узоры. Цвета не
смешиваются. Берем бумагу для акварели, опускаем в тарелку и
получается рисунок.
Итог: Суть этого эксперимента сводится к тому, что у жидкостей разная
плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на
воде и создают тонкую пленку
Эксперимент№5 «Рисуем мыльными пузырями»
Оборудование: тарелка, вода, краситель, моющее средство, трубочка
коктельная, лист альбома
Итог: мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая
формирует сферу, наполненную воздухом, с переливчатой
поверхностью.
Стенка пузыря состоит из трех слоев. Сверху и снизу мыльные слои, а
между ними – слой воды.
Пузырь существует потому, что жидкость имеет поверхностное
натяжение.
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность – это процесс
приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под
руководством взрослого, то есть нас педагогов. И в этом мы сейчас с
вами убедились.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!