Напоминание

"Проблемы развития связной речи старших дошкольников"


Автор: Иванова Евгения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 29
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы развития связной речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы развития связной речи старших дошкольников.

Развитие связной речи является одной из ключевых проблем

дошкольников. По мнению С.Л. Рубинштейна «связность», это «адекватность

речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее

понятности для слушателя или читателя». Отсюда следует, что основной

характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника ими

окружающих говорящего людей (8, с. 117). Связная речь – это речь, которая

отражает существенные стороны своего предметного содержания. Если речь

несвязная, то она может быть несвязной по двум причинам - либо потому, что

эти связи не осознаны и не представлены в мысли, либо эти связи не

выявлены надлежащим образом в его речи. По мнению Е.А. Флериной

«связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс,

деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст,

высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи, а также

используются синонимические термины «высказывание», «текст» (12, с. 116).

Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой

деятельности, иначе определенное речевое произведение, большее, чем

предложение. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое,

включающее связанные между собой и тематически объединенные,

законченные отрезки. Связная речь — главный показатель умственного

развития и общего кругозора дошкольников, средство общения с взрослыми и

сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в школе.

Взрослым необходимо учить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и

последовательно, выделяя главное в высказывании. Основная функция

связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных

формах – диалоге и монологе. Монологическая и диалогическая формы

имеют свои особенности определяющие характер методики их

формирования. С точки зрения ученых Д.Б. Эльконина, Н.С. Карпинской

диалогическая речь представляет собой проявление коммуникативной

функции языка, они называют диалог первичной естественной формой

языкового общения, классической формой речевого общения. По мнению

М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной «диалог» характеризуется следующим

образом: в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не

нуждаются в развертывании мысли и высказывания; для диалога характерны

разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность,

обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения;

кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога

обеспечивается двумя собеседниками (1, с. 49). Устная диалогическая речь

протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой,

интонацией. Отсюда следует языковое оформление диалога – речь, которая

может быть полной и неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, для неѐ

типично использование шаблонов и клише, облегчающих ведение речи (1, с.

53). В отличие от диалогической речи, монологическая речь – связное,

логически последовательное высказывание, протекающее относительно

долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей; она

имеет более сложное строение, чем диалог, выражает мысль одного человека,

которая неизвестна слушателям, оттого высказывание содержит более

полную развернутую формулировку информации. Для монолога необходимы

внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание

высказывания, сосредоточение мысли на главном использования неречевых

средств (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо,

выразительно. Здесь характерны литературная лексика, синтаксическая

оформленность, законченность и логическая завершенность. Связность

монолога обеспечивается одним говорящим. Диалогическая и

монологическая речь отличается друг от друга мотивацией. Монологическая

речь является более сложным, произвольным, более организованным видом

речи, чем диалогическая (1, с. 86). Монологическая речь стимулируется

внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает

говорящий, тогда же, как диалогическая речь стимулируется внутренними и

внешними мотивами. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог

взаимосвязаны друг с другом. Монологическая речь в процессе общения

органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать

диалогические свойства (6, с. 116). Общение у детей дошкольного возраста в

большинстве своем протекает в форме диалога с монологическими

вставками, в том случае, наряду с короткими репликами употребляются

развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и

содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение

сказанного). По мнению Л. П. Якубинского, крайние случаи диалога и

монолога связаны между собой рядом промежуточных форм - одной из

последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более

медленным темпом, обменом репликами, большим их объемом, а также

обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу ученый называл

подготовленным диалогом (11, с. 103). В работах Л.С. Выготского, С.Л.

Рубинштейна, Б.М. Теплова , Е.А. Флериной говорится о том, что овладение

элементарной диалогической речью является подготовлением к

монологической. Качество диалогической речи в развернутой форме у детей

старшего возраста во многом зависит от владения ими монологической

речью. Так, по мнению Е.А. Флериной, обучение элементарной

диалогической речи должно подводить детей к овладению связным

монологическим высказыванием, чтобы высказывание могло, как можно

раньше включаться в развернутый диалог и обогащать беседу, придавая ей

связный характер (12, с. 178). А.М. Леушина провела специальное

исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. Она

вслед за С.Л. Рубинштейном выделяет особую форму речи – «ситуативную

речь» – и противопоставляет ее «контекстной речи» (9, с. 55). В контекстной

речи содержание речи понятно из контекста, однако сложность контекстной

речи обусловлено необходимостью построения высказывания без учета

конкретной ситуации, с опорой на языковые средства (7, с. 92). Ситуативная

речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью

содержания мысли в речевых формах. Такая речь понятна только при учете

той ситуации, о которой рассказывается. В связи с этим ситуативная речь

широко использует жесты, мимику, указательные местоимения (3, с. 77).

Отличие ситуативной речи от контекстной определяется наличием

разговорного характера и содержания характера монолога. Д.Б. Эльконин

утверждал, что нельзя отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а

контекстную – с монологической, так как монологическая речь, как и

диалогическая может тоже иметь ситуативный характер, а значит и

ситуативная и контекстная речь взаимосвязаны друг с другом (13, с. 32).

Важным, в связи с обсуждением проблемы о сущности связной речи,

является уточнение понятия «разговорная речь». Разговорная речь – это

непринужденная естественная по преимуществу устная речь, употребляемая

в условиях повседневного общения, не выходящая за пределы языковой

нормы ни на фонетическом, лексическом, словообразовательном,

синтаксическом уровнях. Дети дошкольного возраста овладевают, прежде

всего, разговорным стилем речи, который характерен, для диалогической

речи. Монологическая речь разговорного стиля у детей встречается не часто.

Особенно важно для детей овладение диалогической формой общения,

поскольку в широком понимании «диалогические отношения, это

универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все

отношения и проявления человеческой жизни» (12, с. 80).

Развитие обеих форм связной речи занимает центральное место в

общей системе работы по развитию речи в детском саду. Особое место в

исследовании процессов речевой деятельности у детей принадлежит ученому

– естествоиспытателю И.П. Павлову. При изучении высшей нервной

деятельности ученый выделил две сигнальные системы (5, с. 34). В первую

сигнальную систему, приходят раздражения, вызванные непосредственным

действием «внешних агентов» - предметов или явлений на человеческие

органы чувств. При чтении стихов на нас действует не сама пища, а образ ее,

выраженный в слове. Слово, речь, согласно учению, И. П. Павлова, составили

вторую, специфическую только для человека, сигнальную систему (5, с. 41).

Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого

сказанного им слова. Процесс овладения речью - это процесс формирования,

второй сигнальной системы. Второй этап - это овладение «внутренней

речью», в течение которого слова постепенно становятся орудием мысли.

«Внутренняя речь» формируется к 6-7 годам, однако окончательное развитие

происходит в подростковый и юношеский. (9, с. 182). Д.Б. Эльконин и А.В.

Запорожец отмечали, что в связной речи отчетливо выступает единство

речевого и умственного воспитания детей, ребенок учится мыслить,

говорить, совершенствовать речь.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции, помогает

ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и

регулирует нормы поведения в обществе, что, несомненно, является

необходимым условием для развития его личности (4, с. 67). Задачей

дошкольного образовательного учреждения является обучение детей

содержательной, грамматически правильной, связной речи. Речь детей

должна быть живой, непосредственной, выразительной, образной. Ф.И.

Сохин подчеркивал, что значение связной речи неотделимо от мира мыслей:

связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика

мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его

в правильной, четкой, логичной речи. По способности ребенка строить

речевое высказывание, судят об уровне его интеллектуального развития (10,

с. 40). Умение владеть монологической речью помогает ребенку быть

общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает

уверенность в своих силах. Исходя, из вышесказанного следует, что, связная

речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое

осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно

и образно, а развитие связной речи детей включает решение задач обучения

родному языку. Обучение языку предполагает: обогащение словаря детей,

который помогает выразить мысли наиболее точно, формирование

грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи и др. Таким

образом, под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание,

обеспечивающее общение и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что

«связность», это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или

пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (9, с.

51). Отсюда следует, что основной характеристикой связной речи является ее

понятность для собеседника. Связная речь – это речь, которая отражает все

существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть

несвязной по двум причинам – либо потому, что эти связи не осознаны и не

представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим

образом в его речи.

По моим наблюдениям развитию связной речи детей старшего

дошкольного способствуют следующие условия: учет индивидуальных

психолого-педагогических особенностей старших дошкольников при работе с

детской художественной литературой в специально организованных видах

деятельности; создание речевой развивающей среды; взаимодействие

педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей

воспитанников в процессе развития речи у детей старшего дошкольного

возраста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольника [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 1997. –

240 с

2. Выготкий, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /

Л.С. Выготский. – М.,1967. – 213 с.

3. Егорова, С.Ф. История дошкольной педагогики в России [Текст] / С.Ф.

Егорова. – М. : Академия, 1999. – 263 с.

4. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.

Карпинская. – М. : Просвещение, 1972. – 288 с

5. Козырева, Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет [Текст] / Л.А. Козырова. –

Ярославль : Академия развития, 2002. – 160 с.

6. Конина, М.М. Художественная литература как средство нравственного

воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] /

М.М. Конина. – М. : Изд-во «Академия», 2016. – 236 с.

7. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Ученые записи

ЛГПИ им. А.И. Герцена [Текст] / А.М. Леушина. – М., 1941. - Т. 35. – 713 с.

8. Нечаева, Н.В. Обучение грамоте организация литературного творчества

[Текст] / Н.В. Нечаева. – М. : 1993. – 97 с

9. Рубинштейн, С.Л. К психологии речи [Текст] / С.Л. Рубинштейн //

Проблемы общей психологии. – М., 1993. – 242 с

10. Сохина Ф.И. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.И. Сохина. –

М. : Просвещение, 1984. – 223 с.

11. Стрельцова, Л. Учите детей любить родной язык [Текст] / Л. Стрельцова //

Дошкольное воспитание. – 1999. – №9. – С. 94-97; №11. – С. 77-80; №12. – С.

101-104.

12. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.А.

Флерина. – М. : Просвещение, 1961. – 224 с.

13. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : Учебное пособие для

студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Д.Б.

Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин; Рец.: К.Н. Поливанова, Л.Ф. Обухова;

МО РФ. – 2-е изд. – М. : Изд-во «Академия», 2014. – 384 с.



В раздел образования