Автор: Кирюткина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Фокинская СОШ №2"
Населённый пункт: г.Фокино, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами в соответствии с ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
Развитие познавательных способностей младших
школьников на уроках русского языка при работе над
словарными словами в соответствии с ФГОС НОО
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как
усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике
«словарными». Работу по освоению таких слов, строят в несколько этапов. Первым шагом
в этой работе является введение нового слова.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных
возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и
проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации
словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное
изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Одной из главных задач, стоящих передо мной, как учителем, является задача научить
ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более
эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой
работы.
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим
образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как
образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить
написание орфограммы.
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов
Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала
воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.
Предъявление нового слова
Здесь я использую следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признaков предмета или предъявление слова-синонима.
Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают
работать над так называемым «слуховым» образом слова.
Работа над слуховым образом слова
Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без
выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей
последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится
орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу
могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что,
как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное»
место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.
Запись слова с «окошком»
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное
слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово,
сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя
ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал
опасности», например, точка.
После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к нему
проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети
обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама показываю написание нового
слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо предъявляю
карточку или прошу посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив
нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз
орфографически, то есть так, как оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») – это способ,
предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились
прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую
зоркость.
Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик
имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он
ставил ее САМ.
Работа над зрительным образом слова
На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос
(о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника).
Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых,
формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу
самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии
работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает
объяснить написание слова).
Слова-подсказки
Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху,
легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом.
Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в
костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на
портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты;
травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги
дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
Картинки-ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения)
“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность
приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём
образования искусственных ассоциаций”
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки,
можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи,
рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть
заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа
– картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс
составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной,
развивающей, творческой.
Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним
из
эффективных
приемов
словарно-орфографической
работы
является
прием
подбора
учащимися
слов
близких
или
противоположных
по
значению.
Среди
подбираемых
и
записываемых
учащимися
синонимов
и
антонимов,
как
правило,
встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову
Отечество - Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать - помогать, пособлять.
«Лишнее слово».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому
материалу.
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не
единственное
слово.
Самое
главное
-
аргументировать
выбор
«лишнего»
слова
(это
превосходно
развивает
креативное
мышление!).
Далее
идут
рассуждения:
я считаю, что лишнее слово …, потому что ….
Одним из методов запоминания слов с непроверяемыми написаниями- это метод
связывания их в единый смысловой текст, блоками. Такие блоки я начинаю формировать с
первого класса. И с каждым разом эти блоки пополняются новыми словами. Это такие
блоки как «Огород», «Животные», «Школа», «Транспорт», «Растения» и т.д.
« К а р т и н н ы й »
с л о в а р ь .
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А
можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать
сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой
тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать
к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по
данной картинке, используя отработанные заготовки.
Кроссворды.
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе.
Итог
При обучении детей правописанию словарных слов обязательно использую словарь,
причем не только тот, который есть в конце каждого учебника русского языка, но и
словарь, который мы с детьми делаем сами. В процессе речевой деятельности учащиеся
постоянно встречают новые слова, написание которых нельзя проверить, а нужно
запомнить, трудные слова, которые они помещают в наши самодельные словарики.
Словарик используется постоянно, поэтому являются помощником в работе над словами,
которые нельзя проверить правилами.
На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных
методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную
деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование
разнообразных грамматических упражнений способствует прочному усвоению словарных
слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.