Напоминание

"Текстовый редактор - средство развития письменной речи младших школьников".


Автор: Агеева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1200
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Текстовый редактор - средство развития письменной речи младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская работа по теме:

"Текстовый редактор - средство развития

письменной речи младших школьников".

Работу выполнила:

учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 1200

Агеева Галина Владимировна

1

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Стр.

I. Общая характеристика группы 2 -3

II. Трудности учащихся в учебном процессе 4

III. Текстовый редактор - средство развития письменной

речи младших школьников. 5

IV. Методика работы с текстовым редактором. 6

V. Реализация подхода в методике обучения детей текстовому

редактору. 7 - 13

VI. Наблюдения за учащимися группы 2 класса при выполнении

упражнений с текстовым редактором. 14 - 15

VII.Значение использования текстового редактор на

логопедических занятиях. 16

VШ. Список литературы 17

2

I. Общая характеристика группы

Я

хочу

дать

характеристику

группе

учащихся

2

класса,

которые

занимаются

на

логопедических

занятиях

массовой

общеобразовательной

школы.

У

детей

этой

группы

наблюдаются

недостатки

чтения

и

письма,

обусловленные

нерезко

выраженным

недоразвитием

речи.

Они

являются

следствием недоразвития устной формы речи.

Обследование

фонематического

восприятия

показывает,

что

учащиеся

испытывают затруднения при выделении заданных звуков, определении их

числа

и

последовательности

в

слове,

а

также

при

воспроизведении

структурно-сложных

слов

и

дифференцировании

звуков,

отличающихся

тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Неполноценность

звуковой

стороны

речи

сочетается

с

недоразвитием

лексико-грамматических средств языка, имеющийся у детей словарный запас

лексических

средств

достаточен

для

активного

общения

в

домашней

обстановке и в обстановке общения со сверстниками. Однако при изменении

условий

коммуникации,

когда

необходимо

дать

развёрнутые

ответы

с

элементами рассуждения, подтверждёнными

собственными примерами, у

ребят возникает ряд трудностей.

Анализ связных высказываний показывает, что дети заменяют слова по

ситуативному признаку, по сходству звукового состава, не умеют улавливать

изменения

значений

слов

с

приставками.

Распространено

неточное

употребление слов, обозначающих родовые и видовые понятия. Испытывают

затруднения при словообразовании и словоизменении. Не могут подобрать

группу

слов

с

одинаковым

корнем.

Таким

образом,

у р о в е н ь

сформированности

звуковых

и

морфологических

обобщений

значительно

ниже

необходимого

для

продуктивного

усвоения

программы

по

родному

языку.

В

устных

высказываниях

детей

в

пределах

близкой

им

тематики

аграмматизмов почти не наблюдается. В ситуации же учебной деятельности,

требующей использования определённых языковых средств или соблюдения

определённых условий, наблюдается ряд специфических ошибок.

Исследуя письменные работы учащихся, можно наблюдать слабый уровень

знаний

при

усвоении

грамматики

и

правописания.

Наиболее

часто

употребляются однотипные синтаксические конструкции, где наблюдается

незаконченность

и

неполнота

мысли,

пропуск

слов,

неправильный

их

порядок,

повторение

одних

и

тех

же

слов.

Также

содержится

большое

количество ошибок, выраженных в неправильном согласовании, падежном

управлении,

использовании

предлогов

и

союзов.

Наблюдается

большое

3

количество

орфографических

ошибок,

доминирующих

в

творческих

заданиях.

Обилие разнообразных ошибок характерно для детей с отставанием в

речевом развитии. Неизбежность появления этих ошибок. по мнению Р.Е.

Левиной, объясняется прежде всего бедностью опыта их речевого общения и

недостаточностью

звуковых

и

морфологических

обобщений,

которые

подготавливают ребёнка к грамотному письму.

Характеризуя

особенности

учебной

работы

рассматриваемой

группы

учащихся,

следует

отметить

недостаточную

сформированность

умения

самостоятельно организовывать свою деятельность.

У

детей

наблюдается

пониженная

наблюдательность,

неумение

сосредотачиваться на инструкции и осмысливать все звенья, низкий уровень

самоконтроля.

Для

учащихся

этой

группы

типична

несформированность

слухового

внимания и памяти. Это проявляется в неспособности повторить инструкцию

учителя, так и в низком качестве выполнения предъявляемых в устной форме

заданий.

4

II. Трудности учащихся в учебном процессе

Список группы учащихся, зачисленных на логопедические занятия в 2016-17

учебном году:

п/п

Фамилия, имя

Диагноз

1

Абрамов Василий

недостатки чтения и письма, обусловленные

нерезко выраженным недоразвитием речи

2

Кот Дарья

недостатки чтения и письма, обусловленные

нерезко выраженным недоразвитием речи

3

Митряков Дмитрий

недостатки чтения и письма, обусловленные

нерезко выраженным недоразвитием речи

4

Оренбах Борис

недостатки чтения и письма, обусловленные

нерезко выраженным недоразвитием речи

5

Санкин Артём

недостатки чтения и письма, обусловленные

нерезко выраженным недоразвитием речи

Я вижу, что у этих учащихся в устной речи

наблюдается недостаточная

сформированность средств языка и речевой деятельности в целом.

1.

Выраженные

трудности

формирования

анализа

и

синтеза

звукового

состава

слова,

обусловленные

недостаточной

сформированностью

самого

умственного действия.

2.

Словарный

запас

ограничен,

выраженное

неполноценное

усвоение

понятий.

3. Грамматический строй : бедность, недифференцированное использование

грамматических

средств

языка

для

оформления

фразы

и

связных

высказываний.

4.

Недостаточная

сформированность

логичности,

последовательности

связного высказывания.

ВЫВОД: Преобладает неполноценность смысловой стороны речи.

В письменной речи:

1.Недостаточная

сформированность

средств

языка

с

преобладанием

неполноценности смысловой стороны речи.

2.

Недостатки

чтения

и

письма,

обусловленные

трудностями

овладения

навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова.

5

III.

Текстовый

редактор

-

средство

развития

письменной

речи

младших

школьников.

Свой выбор я остановила на теме: "Общие и специфические трудности в

усвоении осмысленного письма детьми и роль текстовых редакторов в их

устранении".

В

современном

обществе

детям

необходимо

уметь

пользоваться

компьютером, так как он живёт в мире информационных технологий, роль

которых постоянно растёт.

В настоящее время существует множество компьютерных программ -

текстовых

редакторов.

Они

обладают

рядом

общих

функций:

создание,

редактирование,

сохранение

и

распечатывание

материала.

Текстовым

редактором мы можем воспользоваться, работая в операционной системе

"Microsoft Word" различных версий.

Работая с компьютером, у ребёнка

повышается интерес к выполнению

задания.

Он

не

боится

ошибаться,

у

него

появляется

уверенность

в

собственных

силах.

Опираясь

на

зрительный

анализатор,

он

видит

свои

ошибки, исправляет их, находя правильные решения, а затем предъявляет

выполненную

работу

окружающим.

Текстовый

редактор

может

помочь

сохранить, развить или вызвать у ребёнка желание совершенствовать свою

речь осмысленно.

Уникальность текстовых редакторов для детей, испытывающих трудности

на

пути

развития

речи,

состоит

в

том,

что

открывается

возможность

неограниченного

и

при

этом

непосредственного

экспериментирования

с

языковым материалом.

6

IV. Методика работы с текстовым редактором.

При работе с компьютером, ребёнок должен овладеть рядом знаний, умений

и навыков, связанных с применением нужных инструментов. Ребёнок должен

овладеть определённым набором операций, которые выражены сначала в

выполнении

и

освоении

одного

инструмента,

затем

в

выполнении

трёх-

четырёх

действий.

За

год

у

ребёнка

должно

быть

сформировано

до

27

операций. Основы базового письма- это умение читать, выделять и удалять

лишнее.

При создании речевого материала на компьютере необходимо обратить

внимание на оформление текста: установить размер шрифта на экране, цвет

фона, ограничить пространство создаваемого текста, задав параметры полей

(сверху, снизу, справа, слева), указать размеры автоматических отступов в

начале абзацев, определить интервалы между строками.

После того, как первоначальный вариант текста создан, ученик может его

отредактировать на экране компьютера - исправить погрешности любого

характера внутри текста, не оставляя от них следа. Можно отредактировать

по смыслу, убрав ненужные и добавив необходимые фрагменты, вставив

недостающие и убрав лишние элементы, а также исправить орфографические

и синтаксические ошибки. Пишущий получает возможность видеть новый

вариант и анализировать, насколько он улучшил свою работу. Открывается

возможность неограниченно экспериментировать с языковым материалом:

словом, предложением, их местом и связями в тексте.

Заметим, что наиболее совершенные текстовые редакторы можно настроить

так,

чтобы

они

привлекали

внимание

автора

к

допущенным

в

тексте

погрешностям. При использовании автоматической проверки компьютер не

исправляет ошибки, а только привлекает внимание к ним.

Отредактировав речевой материал, автор может вывести его на бумажный

носитель.

Для

этого

необходимо

воспользоваться

операцией

"Сохранить

как..." , присвоить имя файлу и убрать в память компьютера.

Если

необходимо

сразу

вывести

материал

в печать,

то

необходимо

установить нумерацию страниц и осуществить предварительный просмотр

текста на экране в том виде, в котором он будет распечатан.

7

V. Реализация подхода в методике обучения детей текстовому редактору.

Для освоения каждой операции необходимо приготовить серию заданий,

доступных ребёнку. Из каждой группы операций нужно выбрать те, которые

доступны и понятны детям.

Итак, второклассникам предлагается осваивать следующий набор операций

текстового редактора:

-установление

прописной

буквы,

точки,

запятой,

вставки

пробела

между

словами, переход на новую строку, перемещение курсорных стрелок;

-удаление,

перемещение,

копирование

и

вставка

слов,

словосочетаний,

предложений, фрагментов текста;

-обращение к автоматической проверке текста по окончанию его написания, а

также быстрой проверке буквенного состава слов;

-быстрое сохранение файла.

Приведу примеры серии упражнений для учащихся 2 классов:

Группа

упражнений,

направленных

на

умение

пользоваться

"пробелом",наведением курсора "мышью".

Цели: 1) научиться отделять слова друг от друга с помощью "пробела":;

2) работа над лексическим значением;

3) учиться наводить "курсор" на объект.

1. ВАГОНЫАБАЖУРКЛУМБАУЧЕБНИКПЕНАЛМОЛОТОКТЕЛЕВИЗОР

2. ВЕСЁЛЫЙМАЛЬЧИК СОЛНЕЧНЫЕДНИ

МИЛАЯУЛЫБКА ДОБРАЯБАБУШКА

ХОРОШИЙДЕЖУРНЫЙ ВТОРОЙКЛАСС

3.

Вотива.

Иванкоситтраву.

Котёноккатаетклубок.

Ребятабыливлесу.

Надявышланаполяну. Павликиграетвмячик.

4. ДЕНЬЕЛЬТЕНЬПЕНЬКОНЬПЯТЬШЕСТЬЛЕНЬОЛЕНЬРЫСЬКАПЕЛЬ

5. Роднойсвойкрайделамипрославляй.

Умейдружбойдорожить.

Терпеньеитрудвсёперетрут.

Почётитрудрядомживут.

Водасгорпотеклавеснупринесла.

Одинзавсехивсезаодного.

8

Группа упражнений, направленных на умение пользоваться кнопкой

"Удаление" , наведением курсора "мышью".

Цели:

1)

научиться

удалять

с

помощью

кнопки "Удаление"

лишних

элементов, фрагментов;

2) формирование языкового анализа;

3) развитие зрительного восприятия;

4) работа над лексическим значением.

1. Удалить лишнюю букву из слова:

Дном, левс, коснь, ванза, котшка, книлга, пенарл, канрандаш, венсна.

2. Удалить лишний слог:

Обувь: сапораги, туфроли, ботинваки, тапмаки, вадоленки.

Овощи: карпотофель, пенорец, порамидор, бакгулажан, тыкнова.

Сладости: конрафеты, зепофир, пастутила, сабухар, прялуники, пеноченье.

3. Удалить лишнее слово из предложения:

Девочка гуляла прыгала по лесу.

В лесу было громко тихо.

Густо зеленели синели ёлочки.

Птички волки выводили трели.

Мама посолила суп солью.

На лавочке сидели старые старики.

В библиотеке Таня взяла библиотечную книгу.

4. Редактировать текст, удалив из него лишние предложения:

Пушок.

У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые.

Собака любит мясо. Вера любит играть с котом.

Лето.

Хорошо летом в лесу! Мы идём по густой сочной траве. Кругом цветы.

Лежит снег. Гудят шмели. На цветок села пчела. Белый зайчик прячется в

снегу. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота.

9

Группа упражнений, направленных на формирование умения ставить

точку

в

конце

предложений

в

тексте

на

экране

компьютера, наведение

курсора "мышью".

Цели: 1) научиться ставить точку;

2) развитие зрительного восприятия;

3) формирование смысловой стороны речи.

Поставить точки в конце каждого предложения.

Забота о птицах

Была морозная зима На сосне сидят птицы Они ищут пищу Я сыплю в

кормушку разные семена птички клюют их Зимой птицам нужна забота.

Игра.

Ребята играли в школу Таня была учительница Петя принёс ручку и тетрадь

он стал писать буквы Лена открыла букварь она стала читать стихи Люба

перечитывала рассказ.

Осень.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в

тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с

милой родиной.

Группа упражнений, направленных на формирование умения ставить

точку в конце предложений в тексте на экране компьютера, освоение навыка

ввода прописной буквы, вставки пробела между словами.

Цели:

1)

научиться

ставить

точку,

удалять

строчную

букву,

заменяя

на

прописную; вводить пробел между словами, предложениями, формирование

умения перемещать курсор;

2) развитие зрительного восприятия;

3) формирование смысловой стороны речи.

1. Разделить слова на предложения.

Можно использовать тексты "Осень", "Игра".

2. Отделить слова друг от друга, составить предложения.

Пришлаосеньчастольютдождисмолклиптичьиголосаушливульяпчёлысильны

йветеррвётлистьясдеревьевподельювтравеспитёж.

10

Зимойдрузьяпошливлесвотссосныупалиснежныехлопьяэтопрыгнулабелкавсу

чьяхдеревьевбыложильёзверьканадельюкружиласьстайкаклестов.

Нашклассдружныймыхорошоучимсянаширебяталюбятчитатьсказкивсубботу

ребятаубираютсвойкласс.

Группа упражнений, направленных на формирование умения работать

с клавиатурой.

Цели: 1) учиться писать слова на экране компьютера;

2) развитие зрительного восприятия;

3) формирование языкового анализа и синтеза;

4) формирование орфографических навыков;

5) формирование смысловой стороны речи.

Вставить подходящие по смыслу буквы, слоги, слова. (Курсор стоит на

заданном месте)

1. КО КА, ВЕ КА, ЗУ КИ, ВА А, КО ЗИНКА, КОН ЕТКА, ЛОЖ А, БЕ КА.

2. СКАМЕЙ , ЛЕЙ , ЛУЖАЙ , ЛИНЕЙ , ТРАМ , УРО .

3. ШИ или ЖИ: ЛУ , МЫ , ПРУ НА, МА НА, ЛАНДЫ , ДРУ НА,

КУВ Н, СНЕ НКИ, МАЛЫ , КРУ ТЬ.

ЧА или ЩА: ЙКА, ПИ ,ПОМ ЛИСЬ , ЗАДА , ДОБЫ , ЙНИК.

ЧУ или ЩУ: КА, ГУН, ЛКИ, М СЬ, ЧИ .

4. Парные согласные в конце слова: ЗУ , ДУ , КРУ , ДРУ , СТОЛ , ГЛА ,

УТЮ , РУКА , Ё , БРА , ЭТА , СНЕ , КЛУ , ХОЛО .

5. Безударные гласные:

Т ТРАДЬ, П НАЛ, М РОЗ, Д ЖУРНЫЙ, К НЬКИ, П ЛЬТО, М ДВЕДЬ, ЗА Ц.

БР ВНО, ГЛ ЗА, ДВ РЫ, З РНО, КР ТЫ, М СТЫ, Н ЖИ, СЛ ДЫ, В ДА,

П РО, ЗВ ЗДА, С ВА, СТР ЛА, Г РА.

6. Закончить предложения:

11

Это не кошка, смотри берегись, идёт на охоту коварная ..............(РЫСЬ).

Апрель, апрель, на дворе звенит .................. (КАПЕЛЬ).

Солнце греет целый день, от жары я прячусь в .................... (ТЕНЬ).

Са-са-са, в лесу живёт .............. (ЛИСА).

В снежном воздухе сверкает

Первый чистенький ........... (СНЕЖОК).

И румянит детям .................(ЩЁЧКИ)

Лёгкий зимний .....................(ХОЛОДОК).

Группа упражнений, направленных на формирование умения работать

с операциями "Вырезать", "Вставить".

Цели:

1)

учиться

переставлять

буквы,

слоги,

слова,

предложения,

части

текста;

2)формирование умения наводить курсор и пользоваться "мышью";

2) развитие зрительного восприятия;

3) формирование смысловой стороны речи.

1. Поставить слоги на свои места.

МАНАШИ БУГАМА КАНАБИ

СЯЛИТА РОБКОКА МАШИЛЫ

2.Собери слово в предложении.

У Зои разболелся збу.

Загромыхал ргом.

На дереве сидела типчка.

3 . Поставь

предложения

в

нужной

последовательности.

Озаглавить

текст.

Выпал пушистый снег.

Клава идёт в парк на лыжах.

Пришла зима.

Они делали кораблики.

12

Идёт урок труда.

Детям дали бумагу.

Их встретил молодой рабочий.

Эти машины выпускает завод.

Ученики пришли на завод.

Он показал ребятам тракторы и комбайны.

4. Составь предложения.

У были кошки Мурки котята.

Их Мурзик звали и Васька.

Белка зиму запасла орехи на.

Лосёнок осины жуёт ветки.

Ёжик тропку на вышел.

5. Прочитай текст. Расположи части в нужной последовательности.

Весенний сев.

Поле ожило, загудело. С каждым часом росли полосы чёрной вспаханной

земли. Тракторы работали до позднего вечера. счастливого вам сева!

Подошла весна. Снег с полей сошёл. Земля начала подсыхать. К вечеру

тракторная бригада переехала жить в поле.

Трактористы

привезли

сюда

вагончик-общежитие,

построили

кухню,

столовую, доставили бочки с горючим.

Скоро осень.

А почему белки в тревоге? Не уродились в этом году шишки на соснах и

елях. И вот белки тронулись в далёкие края. голод гнал их всё дальше. но вот

белки очутились в лесу, где ветви елей гнулись под тяжестью шишек.

Пожелтели берёзы и клёны, покраснела листва осинок, пожухла трава.

Наступила осень.

Начало осени для лесных жителей - хорошая пора. В лесу есть ягоды,

грибы, орехи, жёлуди.

Будет теперь у белок корм на всю зиму.

Тетёрка.

13

Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пёстром пушке и сразу же

открыли глаза.

Тетёрка гуляла по лесной поляне, а птенцы бегали возле матери, искали на

земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов.

Наступило

лето.

У

всех

лесных

жителей

появились

дети.

У

тетёрки

вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек.

Не прошло и дня, а они уже окрепли, могли бегать за матерью. Тетёрка не

носила детям еду и не совала им в рот, как зяблики. дрозды и другие птицы.

Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить, как самим искать

корм.

14

VI. Наблюдения за учащимися группы 2 класса при выполнении упражнений

с текстовым редактором.

Упражнение 1.

Детям в индивидуальном порядке был предъявлен рассказ Г.Скребицкого

"Тетёрка".

Задача для учащихся:

1)Прочитать текст. Поставить части рассказа в нужной последовательности.

2)Пользуясь операциями "Вырезать", "Вставить", редактировать текст.

Гипотеза:

Я предполагаю, что Митряков Д., Кот Д., Оренбах Б. справятся с заданием.

У Абрамова В. и Санкина А. возможны затруднения при выполнении.

Протокол обследования учащихся

п/п

Список

учащихся

Гипотеза

Реальные результаты

I

II

III

I

II

III

1

Абрамов Василий

+

+

2

Кот Дарья

+

+

3

Митряков Дмитрий

+

+

4

Оренбах Борис

+

+

5

Санкин Артём

+

+

Условные обозначения:

I - с заданием справился полностью;

II - справился наполовину;

III - не справился.

Вывод: Ни один учащийся не справился с заданием полностью. Трудности

связаны с неумением работать с текстом, неумением анализировать свою

работу. Владение компьютерными инструментами повысило интерес к работе

с текстом.

15

Упражнение 2.

Детям в индивидуальном порядке был предъявлен рассказ, где предложения

стоят в неправильном порядке:

Их встретил молодой рабочий.

Эти машины выпускает завод.

Ученики пришли на завод.

Он показал ребятам тракторы и комбайны.

Задача для учащихся:

1)Прочитать предложения. Поставить их в нужной последовательности.

2)Пользуясь

операциями "Вырезать",

"Вставить",

редактировать

предложения.

Гипотеза:

Я предполагаю, что все дети справятся с заданием.

Протокол обследования учащихся

п/п

Список

учащихся

Гипотеза

Реальные результаты

I

II

III

I

II

III

1

Абрамов Василий

+

+

2

Кот Дарья

+

+

3

Митряков Дмитрий

+

+

4

Оренбах Борис

+

+

5

Санкин Артём

+

+

Условные обозначения:

I - с заданием справился полностью;

II - справился наполовину;

III - не справился.

Вывод: Один учащийся справился с заданием полностью. Трое справились

наполовину. Один не справился. Трудности связаны с неумением работать с

материалом,

неумением

анализировать

свою

работу.

Владение

компьютерными инструментами повысило интерес к работе с текстом.

16

Результаты работы меня не удивили. Эти дети нуждаются в коррекции.

Помимо восполнения пробелов в их речевой деятельности, им необходимо

работать над развитием внимания, памяти, восприятия.

VII.

Значение

использования

текстового

редактора

на

логопедических

занятиях.

Я считаю, что применение компьютерного инструмента повышает интерес

школьников

к

выполнению

упражнений.

Текстовый

редактор

помогает

определить, какой материал усвоен детьми, а над каким следует продолжать

работу.

Текстовый

редактор

ставит

и

решает

задачи,

связанные

не

только

с

освоением

данной

компьютерной

технологии,

но

и

общим

развитием

ребёнка,

формированием

его

учебной,

коммуникативной,

знаковой

деятельности, эмоциональным развитием.

17

VШ. Список литературы

1.Кукушкина О.И. Текстовый редактор - новое средство развития письменной

речи у детей. - М.: Полиграф сервис, 2003.- 143 с.

2 . Я с т р е б о ва

А . В .

Ко р р е к ц и я

н ед о с т ат ко в

р еч и

у

у ч а щ и хс я

общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997. - 214 с.

3.Лукина

Н.А.

Набор

заданий

для

обучения

"Текстовому

редактору"

учащихся младших классов с речевыми нарушениями. - М.: ИКП РАО, 2000.

4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М.:

просвещение, 1992. - 176 с.

5.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.:"Ось-89",

2003. - 96 с.

18



В раздел образования