Автор: Пластинин Сергей Валерьевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Пластинин Сергей Валерьевич,
концертмейстер
МАУДО «Центр детского творчества»,
г. Нижневартовск
Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера
в учреждении дополнительного образования
Концертмейстер – одна из самых необходимых профессий в учреждении
дополнительного образования. Он нужен буквально везде: и на занятиях по
хореографии, и на репетиции творческих номеров фольклорного ансамбля;
именно выступления под «живой» аккомпанемент становятся украшением
любого праздничного мероприятия.
Аккомпаниатор
–
незаменимый
участник
единого,
целостного
музыкального организма и это мастерство доступно далеко не всем. Оно
требует от специалиста высокого музыкального мастерства, художественной
культуры и особого призвания. Если оглянуться назад и проанализировать
творческий путь известных композиторов можно в этом убедиться. Ведь
многие из них занимались аккомпанементом. Так, Шуберт сотрудничал с
Фогелем, Мусоргский с Леоновой, а Рахманинов с Шаляпиным.
Вопросы
концертмейстерской
деятельности
неоднократно
становились
предметом
исследования
известных
теоретиков
музыки,
таких
как
Н. Крючков
«Искусство
аккомпанемента
как
предмет
обучения»
(1),
А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента» (2), Е. Шендерович «В
концертмейстерском классе» (4), Дж. Мур «Певец и аккомпаниатор» (25).
Данная плеяда авторов подробно освещает главные методические аспекты
работы аккомпаниатора: чтение с листа, транспонирование и дает полезные
практические советы. К сожалению, следует заметить, что нюансы работы
концертмейстера на занятиях по хореографии в музыковедческой литературе
практически не освещены.
Во всем многообразии прикладной деятельности аккомпаниатора, одно из
самых
почетных
занимает
работа
в
учреждении
дополнительного
образования детей, в котором он совместно с педагогом приобщает ребят к
прекрасному миру музыки.
Рассмотрим
специальные
навыки
профессиональной
деятельности
концертмейстера более подробно.
В
первую
очередь,
это
человек
в
превосходной
степени
владеющий
музыкальным инструментом. Во-вторых, это специалист, чутко чувствующий
неразрывную
связь
между
хореографической
партией
и
партией
аккомпанемента.
В-третьих,
он
обладает
целям
рядом
профессиональных
знаний и навыков:
чтение с листа;
знание
основ
вокала,
хореографии,
русского
фольклора,
чтобы
правильно организовать музыкальное сопровождение вокалистам и
1
танцорам, а также истории музыкальной культуры, изобразительного
искусства, литературы для верного отображения стиля и образного
строя произведений;
умение одновременно играть и видеть выступающих артистов;
умение
импровизировать
и
«вести
за
собой»
целый
творческий
коллектив;
иметь
целый
каталог
различных
вступлений,
отыгрышей,
заключений
необходимых
в
процессе
обучения
тем
или
иным
творческим направлениям;
артистизм, музыкальный слух и воображение.
Несмотря
на
то,
что
профессия
концертмейстера
весьма
многогранна,
первичным все же является именно её творческое начало, т.е. способность
созидать,
открывать
новое.
Раскрытие
и
корректировка
художественного
образа
музыкального
произведения,
разностороннее
и
гибкое
мышление,
способность
рассмотреть
партитуру
с
разных
сторон
–
помогает
концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
Немаловажным фактором профессионального концертмейстера является
наличие положительных психологических качеств. Он должен оперативно
реагировать на изменения в исполнении того или иного номера артистом. И в
случае его (артиста) ошибки, ни в коем случае не переставать играть, а
вовремя «подхватить» исполнителя и благополучно доиграть произведение до
конца.
Опытный
аккомпаниатор
всегда
может
эмоционально
поддержать
исполнителей особо выразительной игрой на музыкальном инструменте. При
такой подаче всем участникам номера передается творческое вдохновение,
появляется уверенность, психологическая и мышечная свобода.
Функции концертмейстера, работающего в учреждении дополнительного
образования детей, носят в большей степени педагогический характер. Они
заключаются,
главным
образом,
в
подборе
музыкального
материала
соответствующего
возрасту
детей
и
теме
занятия.
Эта
сторона
концертмейстерской работы требует от баяниста, помимо опыта, еще и ряда
специфических навыков в области смежных исполнительских искусств, а
также педагогического чутья и такта.
Оформление подбираемого музыкального сопровождения должно отражать
два главных показателя мелодии – жанр и характер. Концертмейстер должен
знать
и
уметь
исполнять
произведения
с
ярко
выраженным
жанровым
характером: марш, вальс, полька, баркарола и др. А при отсутствии в мелодии
явных
признаков
таковых
акцент
должен
быть
сделан
на
выявлении
их
характера путем конкретного фактурного оформления сопровождения.
Концертмейстер
должен
также
в
совершенстве
владеть
навыком
повторения вокальной мелодии на своем музыкальном инструменте. Этот
момент очень важен именно при работе с маленькими исполнителями, еще не
имеющими устойчивой интонации.
Таким образом, работа концертмейстера в учреждении дополнительного
образования
детей
включает
в
себя
и
творческую,
и
педагогическую
2
деятельность.
Они
проявляются
в
работе
с
обучающимися
любых
направлений как фольклорного, так и хореографического.
Мастерство концертмейстера – индивидуально и специфично. Оно требует
от
баяниста
не
только
артистизма,
но
и
разносторонних
музыкально-
исполнительских дарований: знание основ певческого и хореографического
искусства, особенностей исполнения музыкальных композиций различных
жанров, наличие специальных музыкальных навыков по чтению с листа и
импровизации. Для педагога дополнительного образования концертмейстер –
это не только первый помощник, но и музыкальный единомышленник.
Полноценная
профессиональная
деятельность
концертмейстера
предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности,
таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и
воля, педагогический такт и чуткость.
Специфика
работы
концертмейстера
в
учреждении
дополнительного
образования детей требует от него особого универсализма, мобильности,
умения в случае необходимости переключиться на работу с обучающимися
различных
творческих
направлений.
Концертмейстер
должен
бесконечно
любить свою профессию, ведь его труд почти всегда остается «в тени»,
растворяется в общем успехе всего коллектива. Именно поэтому можно с
уверенность сказать, что профессия концертмейстер – это призвание и труд
его по своему предназначению равен труду педагога.
Список используемой литературы:
1.
Крючков,
Н.
Искусство
аккомпанемента
как
предмет
обучения.
–
М.:
Музыка, 1961.
2. Люблинский, А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. – Л.: Музыка, 1972.
3. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. -
М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
4. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого
музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ.
– М.: Изд-во НМК по учеб. заведениям культуры и искусств, 1986.
3