Напоминание

Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования


Автор: Пластинин Сергей Валерьевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пластинин Сергей Валерьевич,

концертмейстер

МАУДО «Центр детского творчества»,

г. Нижневартовск

Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера

в учреждении дополнительного образования

Концертмейстер – одна из самых необходимых профессий в учреждении

дополнительного образования. Он нужен буквально везде: и на занятиях по

хореографии, и на репетиции творческих номеров фольклорного ансамбля;

именно выступления под «живой» аккомпанемент становятся украшением

любого праздничного мероприятия.

Аккомпаниатор

незаменимый

участник

единого,

целостного

музыкального организма и это мастерство доступно далеко не всем. Оно

требует от специалиста высокого музыкального мастерства, художественной

культуры и особого призвания. Если оглянуться назад и проанализировать

творческий путь известных композиторов можно в этом убедиться. Ведь

многие из них занимались аккомпанементом. Так, Шуберт сотрудничал с

Фогелем, Мусоргский с Леоновой, а Рахманинов с Шаляпиным.

Вопросы

концертмейстерской

деятельности

неоднократно

становились

предметом

исследования

известных

теоретиков

музыки,

таких

как

Н. Крючков

«Искусство

аккомпанемента

как

предмет

обучения»

(1),

А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента» (2), Е. Шендерович «В

концертмейстерском классе» (4), Дж. Мур «Певец и аккомпаниатор» (25).

Данная плеяда авторов подробно освещает главные методические аспекты

работы аккомпаниатора: чтение с листа, транспонирование и дает полезные

практические советы. К сожалению, следует заметить, что нюансы работы

концертмейстера на занятиях по хореографии в музыковедческой литературе

практически не освещены.

Во всем многообразии прикладной деятельности аккомпаниатора, одно из

самых

почетных

занимает

работа

в

учреждении

дополнительного

образования детей, в котором он совместно с педагогом приобщает ребят к

прекрасному миру музыки.

Рассмотрим

специальные

навыки

профессиональной

деятельности

концертмейстера более подробно.

В

первую

очередь,

это

человек

в

превосходной

степени

владеющий

музыкальным инструментом. Во-вторых, это специалист, чутко чувствующий

неразрывную

связь

между

хореографической

партией

и

партией

аккомпанемента.

В-третьих,

он

обладает

целям

рядом

профессиональных

знаний и навыков:

чтение с листа;

знание

основ

вокала,

хореографии,

русского

фольклора,

чтобы

правильно организовать музыкальное сопровождение вокалистам и

1

танцорам, а также истории музыкальной культуры, изобразительного

искусства, литературы для верного отображения стиля и образного

строя произведений;

умение одновременно играть и видеть выступающих артистов;

умение

импровизировать

и

«вести

за

собой»

целый

творческий

коллектив;

иметь

целый

каталог

различных

вступлений,

отыгрышей,

заключений

необходимых

в

процессе

обучения

тем

или

иным

творческим направлениям;

артистизм, музыкальный слух и воображение.

Несмотря

на

то,

что

профессия

концертмейстера

весьма

многогранна,

первичным все же является именно её творческое начало, т.е. способность

созидать,

открывать

новое.

Раскрытие

и

корректировка

художественного

образа

музыкального

произведения,

разностороннее

и

гибкое

мышление,

способность

рассмотреть

партитуру

с

разных

сторон

помогает

концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.

Немаловажным фактором профессионального концертмейстера является

наличие положительных психологических качеств. Он должен оперативно

реагировать на изменения в исполнении того или иного номера артистом. И в

случае его (артиста) ошибки, ни в коем случае не переставать играть, а

вовремя «подхватить» исполнителя и благополучно доиграть произведение до

конца.

Опытный

аккомпаниатор

всегда

может

эмоционально

поддержать

исполнителей особо выразительной игрой на музыкальном инструменте. При

такой подаче всем участникам номера передается творческое вдохновение,

появляется уверенность, психологическая и мышечная свобода.

Функции концертмейстера, работающего в учреждении дополнительного

образования детей, носят в большей степени педагогический характер. Они

заключаются,

главным

образом,

в

подборе

музыкального

материала

соответствующего

возрасту

детей

и

теме

занятия.

Эта

сторона

концертмейстерской работы требует от баяниста, помимо опыта, еще и ряда

специфических навыков в области смежных исполнительских искусств, а

также педагогического чутья и такта.

Оформление подбираемого музыкального сопровождения должно отражать

два главных показателя мелодии – жанр и характер. Концертмейстер должен

знать

и

уметь

исполнять

произведения

с

ярко

выраженным

жанровым

характером: марш, вальс, полька, баркарола и др. А при отсутствии в мелодии

явных

признаков

таковых

акцент

должен

быть

сделан

на

выявлении

их

характера путем конкретного фактурного оформления сопровождения.

Концертмейстер

должен

также

в

совершенстве

владеть

навыком

повторения вокальной мелодии на своем музыкальном инструменте. Этот

момент очень важен именно при работе с маленькими исполнителями, еще не

имеющими устойчивой интонации.

Таким образом, работа концертмейстера в учреждении дополнительного

образования

детей

включает

в

себя

и

творческую,

и

педагогическую

2

деятельность.

Они

проявляются

в

работе

с

обучающимися

любых

направлений как фольклорного, так и хореографического.

Мастерство концертмейстера – индивидуально и специфично. Оно требует

от

баяниста

не

только

артистизма,

но

и

разносторонних

музыкально-

исполнительских дарований: знание основ певческого и хореографического

искусства, особенностей исполнения музыкальных композиций различных

жанров, наличие специальных музыкальных навыков по чтению с листа и

импровизации. Для педагога дополнительного образования концертмейстер –

это не только первый помощник, но и музыкальный единомышленник.

Полноценная

профессиональная

деятельность

концертмейстера

предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности,

таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,

мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и

воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика

работы

концертмейстера

в

учреждении

дополнительного

образования детей требует от него особого универсализма, мобильности,

умения в случае необходимости переключиться на работу с обучающимися

различных

творческих

направлений.

Концертмейстер

должен

бесконечно

любить свою профессию, ведь его труд почти всегда остается «в тени»,

растворяется в общем успехе всего коллектива. Именно поэтому можно с

уверенность сказать, что профессия концертмейстер – это призвание и труд

его по своему предназначению равен труду педагога.

Список используемой литературы:

1.

Крючков,

Н.

Искусство

аккомпанемента

как

предмет

обучения.

М.:

Музыка, 1961.

2. Люблинский, А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. – Л.: Музыка, 1972.

3. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. -

М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998.

4. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого

музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ.

– М.: Изд-во НМК по учеб. заведениям культуры и искусств, 1986.

3



В раздел образования