Напоминание

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся


Автор: Файласупова Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: филиал МБОУ
Населённый пункт: Тамбовская область Тамбовский район с. Авдеевка
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка

и литературы как эффективный способ развития учащихся

Учитель: Файласупова Н.А.

Авдеевка

2019г.

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского

языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о том, что

необходимо не просто вооружать ребёнка знаниями, а учить разрешать его

различные жизненные проблемы.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом

виде, можно притупить его природные творческие способности - "разучить"

думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления

проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную

сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:”… это тип

развивающего обучения, содержание которого представлено системой

проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих

задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим

руководством происходит овладение новыми знаниями и способами

действия, а через это – формирование творческих способностей,

продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации,

интеллектуальных эмоций”.

У современных учащихся зачастую нет мотивации, интереса к учению, к

познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы,

связанные как с творчеством, так и с восприятием информации, но более

всего вызывает беспокойство отсутствие представлений о ценностях,

лежащих в основе мировой культуры.

Технология проблемного обучения направлена на развитие познавательной

активности, творческой самостоятельности обучающихся через

последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися

познавательных задач. В ее основе лежат поисковые методы. Проблемная

ситуация создается с помощью вопросов учителя, подчеркивающих новизну,

важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения:

при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную

ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск. Таким

образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения, и, как

результат, у него образуются новые знания.

Меня заинтересовало в этой технологии то, что новые знания не даются в

готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной

исследовательской деятельности. На таких уроках ученики больше думают,

чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать

собственную позицию, проявляют инициативу.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели:

-активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся;

-формирование новых знаний и умений путем создания проблемных

ситуаций;

- нахождение нескольких способов решения задания, определения нового

понятия;

-нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к

предмету;

-воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться

в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним;

-развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

- создание условий для самореализации личности;

-воспитание и развитие исследовательских навыков;

-формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков;

развитие навыков контроля и самоконтроля, умений учащихся

самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

При использовании технологии проблемного обучения в процессе

изучения литературы и русского языка реализуются, прежде всего, такие его

элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей ученика,

раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к

задачам исследовательского, литературоведческого характера.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти

способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций,

сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения;

определяет проблемные теоретические и практические задания;

ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными

данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми

данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем

решения.

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить

вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста

качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению

понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяю

существенные признаки предмета или явления. Главное в решении

познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной

проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.

Широко использую метод сравнения. Сравнение помогает глубже понять

предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и

различие предметов и явлений по определенным признакам.

Одной из форм реализации технологии проблемного обучения на уроках

русского языка и литературы является тестирование, которое позволяет

осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику знаний и

получить наглядную картину успеваемости. Кроме того, тестовая форма

активизирует деятельность учащихся на уроках, существенно экономит

учебное время. Тесты привлекают внимание прежде всего тем, что дают

точную количественную характеристику не только уровня достижений

обучаемого по конкретному предмету, но также могут выявить уровень

общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации,

находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и

неправильный ответы и т.п. Тестовую форму контроля возможно применять

как при фронтальной проверке знаний, так и при индивидуальной работе с

обучающимися.

Я применяю в работе тесты-задания разного типа: с выбором ответа, в

форме «вопрос-ответ», поиск «лишнего» варианта, определение общего для

нескольких языковых явлений. Задания носят не только контролирующий, но

и занимательный, творческий характер, предоставляющий учащимся

возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разной степени

трудности.

Активно практикую в своей деятельности тестовые задания на

установление правильной последовательности действий. Это более сложный

тип задания в тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый

конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности

слов или выражений.

Приведу несколько примеров заданий, применяемых мною для составления

таких тестов:

-упорядочить героев произведения в порядке их появления;

-установить правильную последовательность литературных течений;

-расположить писателей в хронологическом порядке;

-расположить значения слова в соответствии со словарной статьей.

Хочется отметить, что эту технологию, несмотря на высокую

эффективность, как и любую другую, нельзя универсализировать и считать

единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения

зависит от умелого сочетания различных технологий.

Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания,

которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных

знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы

предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к

собственным «открытиям».

Использование проблемного диалога на уроках русского языка и

литературы развивает у школьников умение решать поставленные перед

ними проблемы, вести диалог, извлекать информацию, делать логические

выводы.

I. Структура урока проблемно - диалогического обучения

Проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и

воспроизведения знаний.

Мои уроки включают следующие этапы:

1. Создание проблемной ситуации на уроке и формулирование проблемы

учениками. Здесь я пытаюсь создать для учеников проблемную ситуацию –

противоречия, а ребята, вступая в диалог со мной (выполняя задания),

выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Так, например, на

уроке русского языка в 7 классе при изучении категории состояния

обучающимся предлагаются два предложения, где в одном из них слово

«тихо» является наречием, а в другом – категорией состояния, далее ставится

проблемный вопрос: «Можно ли отнести эти слова к одной части речи?»

2.Актуализация обучающимися своих знаний. Тут использую

вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответов.

Учащиеся же вспоминают изученный ранее материал: понятия, факты,

которые связаны с формулировкой проблемы. На уроке литературы в 7 классе

при изучении темы «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас

Бульба» ребята вспоминают значения слов «героизм», «предательство»,

«предатель», «патриот» и др.

3. А на следующем этапе урока, поиске решения проблемы, на основе ранее

обобщённого материала учащимся необходимо найти ответ на проблемный

вопрос: «Мог ли иначе поступить патриот Тарас Бульба по отношению к

сыновьям?» путём решения трёх учебных ситуаций:

- смысл жизни Тараса Бульбы,

- предательство Андрия,

- героизм Остапа.

4. Выражение решения. Применение нового знания. Обобщают, делают

вывод по проблеме. Дается задание на продуктивное применение – рассказ,

рисунок и т.п. В 8 классе при изучении обращений детям предлагается

написать мини-сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны

обращения?»

Такая структура урока проблемно - деятельностного обучения способствует

тому, что все учащиеся включены в учебную деятельность, каждый ребенок

понимает, зачем он делает, что он делает, как он делает и достиг ли он

результата собственной деятельности.

II. Использование методов и приёмов на проблемно-диалогических уроках

Каждый этап урока можно организовать двумя методами. Методы

постановки проблемы включают:

побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог.

Методы поиска решения содержат:

побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог;

подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные

варианты ответа (развитие творчества). Что вас удивило? Что интересного

заметили? Какие вы видите факты?

В 7 классе при анализе рассказа И.А.Бунина «Цифры» на этапе постановки

проблемы для построения побуждающего диалога рационально использовать

реплики:

- Можно ли было избежать конфликта, возникшего между дядей и ребёнком?

- Кто виноват в том, что возник этот конфликт?

Подводящий диалог - цепочка вытекающих один из другого вопросов,

правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе

(развитие логики).

Так, например, при изучении в 6 классе произведения Н.С.Лескова

«Человек на часах» на этапе решения проблемы я строю подводящий диалог

с помощью таких реплик.

- Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти

тонущего?

- Может ли такими качествами обладать военный?

- Кто он: дезертир или гуманист?

Таким образом, проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения,

обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством

специально организованного учителем диалога. Сначала я в побуждающем

или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему,

т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым

вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя

познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или

подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового

знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала,

ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Данная технология является результативной и здоровьесберегающей,

поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное

развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной

личности при сохранении здоровья учащихся.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,

т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной

ступени и потому объективно необходима каждому учителю.



В раздел образования